Постановление Правительства Псковской области от 2 мая 2024 г. N 152
"О государственной программе Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области"
В соответствии со статьями 139, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", статьей 17.1 Закона Псковской области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановлением Администрации Псковской области от 30 декабря 2019 г. N 477 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области", постановлением Правительства Псковской области от 18 августа 2023 г. N 345 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области", распоряжением Губернатора Псковской области от 24 февраля 2022 г. N 19-РГ "Об организации в Псковской области работы по исполнению Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года", распоряжением Администрации Псковской области от 10 декабря 2020 г. N 670-р "О Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года", распоряжением Правительства Псковской области от 25 августа 2023 г. N 687-р "О Перечне государственных (комплексных) программ Псковской области" Правительство Псковской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области".
2. Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области обеспечить регистрацию государственной программы в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Псковской области от 29 декабря 2022 г. N 386 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области";
2) постановление Правительства Псковской области от 26 апреля 2023 г. N 179 "О внесении изменений в Государственную программу Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2024 г.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Псковской области Шатурного И.Н.
Губернатор Псковской области |
М. Ведерников |
Утверждена
постановлением Правительства
Псковской области
от 02.05.2024 N 152
Государственная программа
Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области"
I. Паспорт государственной программы Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области"
1. Основные положения
1 |
Куратор государственной программы Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области" (далее - государственная программа) |
Шатурный Игорь Николаевич - заместитель Губернатора Псковской области |
2 |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
3 |
Период реализации государственной программы |
2024 - 2030 годы |
4 |
Цель государственной программы |
Создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза |
5 |
Перечень направлений государственной программы |
Развитие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области |
6 |
Объемы финансового обеспечения государственной программы |
22 128,04 тыс. рублей |
7 |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации (государственной программой Российской Федерации) |
Национальная цель развития Российской Федерации - "комфортная и безопасная среда для жизни". Целевой показатель, характеризующий достижение указанной национальной цели, - создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", показателями которой являются: 1) доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %; 2) доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %; 3) доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов, % |
2. Показатели государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Ответственный за достижение показателя |
Базовое значение показателя (2022 год) |
Планируемое значение показателя |
|||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год* |
2026 год* |
2027 год* |
2028 год* |
2029 год* |
2030 год* |
|||||
1 |
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
3,7 |
5,0 |
8,0 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
2 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
28,0 |
32,5 |
32,5 |
57,4 |
57,4 |
57,4 |
57,4 |
57,4 |
57,4 |
3 |
Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
Комитет по строительств у и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
96,3 |
95,0 |
92,0 |
92,0 |
86,1 |
86,1 |
86,1 |
86,1 |
86,1 |
4 |
Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов |
% |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
38,0 |
37,0 |
36,0 |
35,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
5 |
Количество закупленных контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемых на контейнерные площадки, включенные в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов |
Ед. |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
1721 |
0 |
943 |
556 |
|
|
|
|
|
6 |
Количество оборудованных мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов |
Ед. |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
0 |
24 |
24 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
* показатели подлежат ежегодному уточнению на основании отчетности сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и исходя из объемов запланированного финансирования на соответствующий период бюджетного планирования.
3. Сведения о порядках предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области в рамках реализации государственной программы
N п/п |
Наименование структурного элемента государственной программы, в рамках которого осуществляется предоставление субсидий |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, осуществляющий предоставление субсидий |
Наименование Положения о порядке предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области (далее - Положение) |
Результат использования субсидий |
Связи с показателем государственной программы и/или структурного элемента |
Номер приложения к государственной программе, в котором приведено Положение |
1 |
Комплекс процессных мероприятий "Развитие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами" |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области |
Положение о порядке предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Псковской области на обеспечение мероприятий по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов |
Количество оборудованных контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов; количество реконструированных контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов; количество приобретенных и установленных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов |
Количество оборудованных контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов; количество реконструированных контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов; количество приобретенных и установленных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов |
Приложение к государственной программе |
II. Стратегические приоритеты
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
1. На территории Псковской области началом реализации экологической реформы в сфере обращения с отходами является 2019 год.
В начале реализации экологической реформы услуга по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) оказывалась всего в 303 населенных пунктах - 395 тыс. человек. По состоянию на 01.01.2024 услуга оказывается не менее чем в 2700 населенных пунктах, где проживает более 600 тыс. человек.
В целях улучшения экологической обстановки в Псковской области и обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду продолжает формироваться единая централизованная система управления ТКО.
С 2019 года услуга оказывается региональным оператором по обращению с ТКО, выбранным по результатам конкурсного отбора и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Псковская область разделена на 2 зоны образования отходов: северная зона (с административным центром г. Псков) и южная зона (с административным центром г. Великие Луки).
По состоянию 01.01.2024 инфраструктура по обращению с ТКО представлена следующими объектами: 15 объектов размещения отходов, 2 объекта обработки отходов (в Псковском районе - с мощностью 80 000 т; в Великолукском районе - с мощностью 40 000 т).
Значительное количество объектов размещения отходов, расположенных на территории Псковской области, не отвечают современным требованиям природоохранного законодательства, у большей части объектов остаточные мощности размещения отходов подходят к нулю. Также у большинства объектов размещения отходов отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации документация по причине того, что они создавались в 1970 - 1990 годах.
В связи с этим с целью уменьшения объема размещения отходов на объектах размещения отходов и их вовлечения во вторичное использование к 2025 году на территории Псковской области запланировано строительство объекта обработки, утилизации и размещения ТКО (далее - Объект) на территории Палкинского района. Объект обеспечит сортировку всего объема отходов, образующихся на территории Псковской области, утилизацию - 50% отходов (компостирование - 16,47%, альтернативное топливо RDF - 20,76%), отбор BMP - 17,03%)) и их захоронение (не более 50%).
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
2. Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1) снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет рационального использования вторичных ресурсов и сырья из отходов;
2) создание условий для минимизации образования отходов потребления и продления жизненного цикла продукции, популяризации в обществе "экологичного поведения" и "бережного потребления";
3) создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
3. Целью государственной политики в сфере реализации государственной программы является создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза.
3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями, а также задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики
4. Задачей государственной программы является реализация мероприятий, направленных на создание объектов по обработке и утилизации отходов для снижения негативного воздействия на окружающую среду путем снижения объема захораниваемых отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
5. Задачей государственного управления в рамках государственной программы является сокращение захоронения твердых коммунальных отходов и формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов.
6. Способами эффективного решения задачи государственного управления в рамках государственной программы являются:
1) стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
2) софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
3) стимулирование утилизации отходов;
4) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами;
5) формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами;
6) предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области в соответствии с положением о порядке предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Псковской области на обеспечение мероприятий по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, приведенным в приложении к государственной программе;
7) реализация иных мероприятий, предусмотренных в детальном паспорте государственной программы, который утверждается приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области.
Приложение
к государственной программе
Псковской области "Обращение с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными
на территории Псковской области"
Положение
о порядке предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Псковской области на обеспечение мероприятий по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Псковской области (далее соответственно - субсидии, муниципальные образования) на обеспечение мероприятий по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в рамках комплекса процессных мероприятий "Развитие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами".
2. Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий, является Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее - Комитет).
3. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства из областного бюджета устанавливается в размере 95 процентов от объема расходного обязательства соответствующего муниципального образования.
II. Цели и условия предоставления субсидий, критерии отбора муниципальных образований
4. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по оборудованию контейнерных площадок для накопления ТКО, приобретению и установке контейнеров для накопления ТКО.
5. Условием предоставления субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидии между Комитетом и местной администрацией муниципального образования (далее - Соглашение) в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения.
6. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
1) участие местных администраций муниципальных образований в реализации мероприятия, указанного в пункте 1 настоящего Положения, на условиях, предусмотренных государственной программой;
2) наличие муниципального правового акта, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) наличие утвержденного реестра контейнерных площадок для накопления ТКО.
III. Методика расчета субсидий
7. Размер субсидии, предоставляемой местному бюджету муниципального образования, определяется по формуле:
где:
C i - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го муниципального образования;
П i - потребность в количестве контейнерных площадок для накопления ТКО, требующих оборудования или реконструкции, либо количество контейнеров;
- размер среднерыночной стоимости оборудования контейнерной площадки для накопления ТКО, ремонта контейнерной площадки для накопления ТКО, контейнера для накопления ТКО;
Рсофин - размер софинансирования, выделяемого муниципальным образованием на расходы, связанные с реализацией мероприятий по оборудованию контейнерных площадок для накопления ТКО, приобретению и установке контейнеров для накопления ТКО.
IV. Порядок предоставления и условия расходования субсидий
8. Распределение субсидий между муниципальными образованиями устанавливается законом Псковской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (далее - закон Псковской области об областном бюджете).
Субсидии предоставляются в пределах средств областного бюджета и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Комитета как получателя средств областного бюджета в установленном порядке на цели, указанные в пункте 4 настоящего Положения.
9. Субсидии предоставляются на основании Соглашения, заключенного в соответствии с абзацем первым пункта 17 (при наличии технической возможности), пунктами 17.1 - 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области, утвержденных постановлением Администрации Псковской области от 30 декабря 2019 г. N 477 (далее - Правила).
Дополнительные соглашения к Соглашению, предусматривающие внесение в него изменений, в том числе в случае, предусмотренном пунктами 22, 23, 25, 25.1 Правил, или его расторжение, заключаются в соответствии с пунктом 20 Правил.
10. Для заключения Соглашения местная администрация муниципального образования представляет в Комитет в срок не позднее 31 января текущего финансового года или в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу закона Псковской области о внесении изменений в закон Псковской области об областном бюджете (для соглашения, заключаемого в соответствии с законом Псковской области о внесении изменений в закон Псковской области об областном бюджете), заявку на заключение Соглашения.
11. К заявке на заключение Соглашения прилагаются следующие документы:
1) копия муниципального правового акта, указанного в подпункте 2 пункта 6 настоящего Положения;
2) копия муниципального правового акта об утверждении реестра контейнерных площадок для накопления ТКО, на территории которого реализуется мероприятие по оборудованию контейнерных площадок накопления ТКО.
12. Комитет в течение 5 календарных дней со дня получения документов, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, рассматривает их и:
1) в случае соответствия муниципального образования и представленных им документов требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Положения, - заключает Соглашение с учетом сроков, установленных пунктом 17.1 Правил;
2) в случае несоответствия муниципального образования и представленных им документов требованиям, установленным настоящим Положением, или непредставления (представления не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, либо недостоверности представленной муниципальным образованием информации - направляет местной администрации муниципального образования уведомление о мотивированном отказе в заключении Соглашения.
13. После устранения выявленных несоответствий местная администрация муниципального образования имеет право повторно представить в Комитет документы, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, в срок, указанный в уведомлении о мотивированном отказе в заключении Соглашения.
Документы, представленные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, рассматриваются Комитетом в порядке, установленном пунктом 12 настоящего Положения.
14. Для перечисления субсидий местные администрации муниципальных образований, заключившие Соглашения, представляют в Комитет заявку на перечисление субсидий с указанием объектов, финансируемых за счет субсидий, и объема необходимых средств субсидий.
15. К заявке на перечисление субсидий прилагаются следующие документы:
1) копии заключенных муниципальных контрактов (или гражданско-правовых договоров) на осуществление закупок товаров, работ, услуг (далее - контракты);
2) копии актов приемки товаров, работ, услуг по каждому контракту;
3) фотоматериалы до и после выполнения работ по оборудованию контейнерных площадок для накопления ТКО или реконструкции контейнерных площадок для накопления ТКО, либо по количеству установленных контейнеров для накопления ТКО.
16. Комитет в течение 5 календарных дней со дня получения документов, указанных в пунктах 14 и 15 настоящего Положения, рассматривает их и проверяет на соответствие требованиям настоящего Положения, условиям Соглашения и:
1) в случае соответствия представленных документов требованиям настоящего Положения, условиям Соглашения - направляет в Комитет по финансам Псковской области заявку на финансирование для предоставления субсидий;
2) в случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Положения, условиям Соглашения и (или) выявления в них недостоверных сведений - направляет в местную администрацию муниципального образования письменное уведомление об отказе в перечислении субсидий с указанием причин такого отказа.
17. После устранения выявленных несоответствий местная администрация муниципального образования имеет право повторно представить в Комитет документы, указанные в пунктах 14 и 15 настоящего Положения, в срок, указанный в уведомлении об отказе в перечислении субсидии.
Документы, представленные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, рассматриваются Комитетом в порядке, установленном пунктом 16 настоящего Положения.
18 Комитет по финансам Псковской области в течение 5 рабочих дней со дня поступления от комитета заявки на финансирование перечисляет денежные средства для предоставления субсидий на лицевой счет Комитета, открытый в Управлении Федерального казначейства по Псковской области.
19. Комитет в течение 5 рабочих дней со дня получения бюджетных средств на свой лицевой счет перечисляет их в порядке межбюджетных отношений на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования, открытый в Управлении Федерального казначейства по Псковской области.
20. Субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
21. Результатами использования субсидий являются:
1) количество оборудованных контейнерных площадок для накопления ТКО (ед.);
2) количество реконструированных контейнерных площадок для накопления ТКО (ед.);
3) количество приобретенных и установленных контейнеров для накопления ТКО (ед.).
22. Эффективность использования субсидии оценивается Комитетом на основании сравнения установленных Соглашением и фактически достигнутых муниципальным образованием значений результата использования субсидии.
V. Контроль за использованием субсидий
23. Контроль за использованием субсидий осуществляется Комитетом и органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
24. Местные администрации соответствующих муниципальных образований ежемесячно в срок до 05 числа представляют в Комитет отчет об использовании средств субсидий по форме, установленной Соглашением.
25. В целях осуществления контроля Комитет вправе запрашивать от местных администраций муниципальных образований информацию и документы, связанные с использованием субсидий.
26. Местные администрации муниципальных образований обязаны представлять по запросу Комитета и в установленные им сроки информацию и документы, связанные с использованием субсидий.
27. Местные администрации муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за нецелевое использование субсидий, несоблюдение требований бюджетного законодательства и настоящего Положения, достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением.
28. В случае нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, в том числе недостижения значений результатов использования субсидий, местной администрацией муниципального образования осуществляется возврат средств из местного бюджета в областной бюджет в соответствии с пунктами 31 - 40 Правил.
29. В случае нецелевого использования субсидий к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Псковской области от 2 мая 2024 г. N 152 "О государственной программе Псковской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области"
Вступает в силу с 4 мая 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru) 3 мая 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 мая 2024 г. N 6000202405060008
газета "Псковская правда" от 10 мая 2024 г. N 18
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Псковской области от 24 декабря 2024 г. N 497
Изменения вступают в силу с 8 января 2025 г.