Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства Севастополя
от 02.05.2024 N 191-ПП
Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах города Севастополя, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов
1. Настоящий Порядок определяет правила установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах города Севастополя обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в том числе оценки фактического воздействия нормативных правовых актов города Севастополя, устанавливающих обязательные требования (далее - нормативные правовые акты).
2. Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
3. Положения нормативных правовых актов города Севастополя, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено действующим законодательством Российской Федерации.
4. Уполномоченным исполнительным органом города Севастополя на контроль за качеством проведения оценки применения обязательных требований, ответственным за развитие процедуры оценки применения, в том числе оценки фактического воздействия, выполняющим функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанных процедур, а также осуществляющим подготовку заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключений об оценке фактического воздействия, является Департамент экономического развития города Севастополя (далее - Уполномоченный орган).
5. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами должны быть определены:
а) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
б) круг лиц, на которых возложена обязанность соблюдать обязательные требования;
в) в зависимости от объекта установления обязательных требований - осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий; результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
г) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
д) исполнительные органы города Севастополя, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах правоотношений.
6. Оценка применения обязательных требований состоит из следующих этапов:
1) формирование Уполномоченным органом плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (далее - план). В случае включения в план менее трех нормативных правовых актов оценка применения обязательных требований в отношении включенных нормативных правовых актов в план проводится в форме оценки фактического воздействия нормативных правовых актов города Севастополя в соответствии с пунктами 25-34 настоящего Порядка;
2) формирование разработчиком нормативного правового акта, содержащего обязательные требования (далее - разработчик), доклада о достижении целей введения обязательных требований;
3) проведение разработчиком публичных консультаций в отношении доклада о достижении целей введения обязательных требований;
4) подготовка заключения Уполномоченного органа о достижении целей введения обязательных требований.
7. Сведения о проведении процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах города Севастополя, в том числе оценки фактического воздействия, размещаются разработчиками и Уполномоченным органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Севастополя в разделе "Оценка регулирующего воздействия" (далее - официальный сайт).
8. По итогам проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах города Севастополя, в том числе оценки фактического воздействия, может быть принято одно из следующих решений:
а) о необходимости сохранения нормативного правового акта без изменений, а для нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия, - необходимости продления срока их действия;
б) необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, в том числе в части продления сроков для нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия;
в) необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта.
Формирование плана
9. План составляется и утверждается Уполномоченным органом ежегодно, не позднее 1 апреля года проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах города Севастополя, в том числе оценки фактического воздействия (далее - оценка применения).
В плане указывается дата начала проведения оценки применения.
10. Нормативные правовые акты подлежат включению в план в следующих случаях:
- если установлен срок действия нормативного правового акта, такой нормативный правовой акт включается в план за один год до окончания срока его действия;
- если срок действия нормативного правового акта не установлен, такой нормативный правовой акт включается в план по предложению исполнительных органов города Севастополя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Севастополе, представителей Общественного совета при Уполномоченном органе, научно-исследовательских, общественных организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, органов и организаций, зарегистрированных на территории города Севастополя, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
11. В течение пяти рабочих дней после утверждения плана Уполномоченный орган размещает его на официальном сайте и направляет разработчикам нормативных правовых актов, включенных в план, посредством системы электронного документооборота Правительства Севастополя.
Разработчику, не имеющему доступа к системе электронного документооборота Правительства Севастополя, Уполномоченный орган направляет план на официальную электронную почту.
Формирование доклада о достижении целей введения обязательных требований и проведение публичных консультаций
12. Оценку применения проводит разработчик в отношении нормативных правовых актов, включенных в план.
13. Результаты проведения оценки применения отражаются разработчиком в докладе о достижении целей введения обязательных требований.
Доклад о достижении целей введения обязательных требований готовится разработчиком в течение 15 рабочих дней с даты начала проведения процедуры оценки применения, указанной в плане.
Форма доклада о достижении целей введения обязательных требований утверждается Уполномоченным органом.
В докладе о достижении целей введения обязательных требований разработчик отражает следующие сведения и материалы:
а) реквизиты нормативного правового акта;
б) оценку эффективности введения обязательных требований;
в) информацию о плановых значениях индикативных показателей достижения целей регулирования, указанных в сводном отчете о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, составленном разработчиком по результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, с указанием ссылки на размещенный на официальном сайте сводный отчет (при наличии);
г) информацию о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования, взятых разработчиком из официальных статистических данных, данных социологических опросов и других верифицируемых источников информации;
д) верифицируемые источники данных о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования;
е) вывод о достижении или недостижении целей введения обязательных требований;
ж) вывод об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также его обоснование;
з) выявленные избыточные обязательные требования (при наличии);
и) вывод о целесообразности или нецелесообразности проведения оценки фактического воздействия.
14. После подготовки доклада о достижении целей введения обязательных требований он размещается разработчиком для публичных консультаций на официальном сайте на 20 рабочих дней.
15. Разработчик не позднее следующего рабочего дня после дня размещения на официальном сайте доклада о достижении целей введения обязательных требований информирует о его размещении Уполномоченный орган путем направления соответствующего письма в системе электронного документооборота Правительства Севастополя.
Разработчик, не имеющий доступа к системе электронного документооборота Правительства Севастополя, информирует Уполномоченный орган о размещении доклада путем направления письма на официальную электронную почту Уполномоченного органа.
16. По итогам публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований разработчик рассматривает все предложения, поступившие в его адрес, в случае учета предложений дорабатывает доклад о достижении целей введения обязательных требований, составляет сводку всех поступивших в установленный в пункте 14 настоящего Порядка срок предложений с указанием результатов их рассмотрения и обоснованием в случае отказа от учета предложений.
Сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований размещается разработчиком на официальном сайте не позднее семи рабочих дней после окончания срока, указанного в пункте 14 настоящего Порядка.
В случае доработки доклада о достижении целей введения обязательных требований с учетом поступивших предложений доработанный доклад о достижении целей введения обязательных требований размещается на официальном сайте одновременно со сводкой предложений.
17. Доклад о достижении целей введения обязательных требований, сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований (далее - материалы) направляются разработчиком в Уполномоченный орган в системе электронного документооборота Правительства Севастополя не позднее 10 рабочих дней после размещения на официальном сайте сводки предложений по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований.
Разработчик, не имеющий доступа к системе электронного документооборота Правительства Севастополя, направляет документы, указанные в настоящем пункте, в Уполномоченный орган путем направления письма на официальную электронную почту Уполномоченного органа.
Подготовка заключения о достижении целей введения обязательных требований
18. В течение 10 рабочих дней после поступления в Уполномоченный орган материалов, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, Уполномоченный орган готовит заключение о достижении целей введения обязательных требований по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
19. Уполномоченный орган при получении материалов для подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований проверяет их полноту и соблюдение порядка проведения оценки применения.
В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения обязательных требований Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после получения материалов возвращает их разработчику на доработку без подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований.
Разработчик устраняет замечания Уполномоченного органа в течение трех рабочих дней после получения от Уполномоченного органа материалов на доработку.
20. Уполномоченный орган в течение срока, указанного в пункте 17 настоящего Порядка, может проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о правоприменительной практике, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
21. В заключении о достижении целей введения обязательных требований Уполномоченный орган указывает:
а) комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений;
б) оценку достижения целей введения обязательных требований;
в) оценку эффективности введения обязательных требований, выявленные избыточные обязательные требования.
22. В случае несогласия с выводами, указанными в докладе о достижении целей введения обязательных требований, на основе которых разработчиком были сделаны соответствующие выводы, Уполномоченный орган делает один из следующих выводов:
а) о нецелесообразности продления сроков действия регулирования;
б) необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
в) необходимости проведения оценки фактического воздействия.
23. В случае если заявленные цели введения обязательных требований достигнуты или достигнуты частично, однако в ходе публичных консультаций представлена позиция об избыточности обязательных требований или соответствующий вывод сделан Уполномоченным органом в рамках подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований, в отношении таких нормативных правовых актов Уполномоченный орган принимает решение о необходимости проведения оценки фактического воздействия в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Севастополя от 08.02.2016 N 48-ПП "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
24. Заключение о достижении целей введения обязательных требований направляется разработчику в системе электронного документооборота Правительства Севастополя и размещается Уполномоченным органом на официальном сайте не позднее трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 18 настоящего Порядка.
Разработчику, не имеющему доступа к системе электронного документооборота Правительства Севастополя, Уполномоченный орган направляет заключение о достижении целей введения обязательных требований на официальную электронную почту.
Проведение оценки фактического воздействия
25. Оценка фактического воздействия проводится разработчиком нормативного правового акта в случаях, указанных в части 1 пункта 6 настоящего Порядка. Результаты проведения оценки фактического воздействия отражаются в отчете об оценке фактического воздействия и размещаются на официальном сайте вместе с нормативным правовым актом для проведения публичных консультаций.
В случае если оценка фактического воздействия проводится по основаниям, указанным в части 1 пункта 6 настоящего Порядка, отчет об оценке фактического воздействия подготавливается разработчиком в течение 15 рабочих дней с даты начала проведения процедуры оценки применения, указанной в плане.
Форму отчета об оценке фактического воздействия утверждает Уполномоченный орган.
26. В отчет об оценке фактического воздействия включаются следующие сведения и материалы:
а) реквизиты нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка фактического воздействия;
б) сведения о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и ее результатах, включая сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия, заключение об оценке регулирующего воздействия, сводку предложений по нормативному правовому акту, поступивших по итогам проведения публичных консультаций;
в) сравнительный анализ установленных в сводном отчете о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, составленном разработчиком по результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений.
При расчете фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации;
г) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, составленном разработчиком по результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, в том числе расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательных требований;
д) оценка соблюдения принципов установления и оценка применения обязательных требований;
е) результаты предыдущих оценок фактического воздействия данного нормативного правового акта (при наличии);
ж) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, данная информация отражается в отчете об оценке фактического воздействия, Уполномоченный орган проводит анализ причин данной ситуации и выносит предложение разработчику об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений.
27. По истечении срока, указанного в абзаце втором пункта 25 настоящего Порядка, с целью проведения публичных консультаций отчет об оценке фактического воздействия подлежит публикации разработчиком на официальном сайте.
28. Срок проведения публичных консультаций в отношении отчета об оценке фактического воздействия составляет 20 рабочих дней со дня размещения его на официальном сайте.
29. Разработчик в срок не позднее следующего рабочего дня после дня размещения на официальном сайте отчета об оценке фактического воздействия информирует о его размещении Уполномоченный орган путем направления соответствующего письма в системе электронного документооборота Правительства Севастополя.
Разработчик, не имеющий доступа к системе электронного документооборота Правительства Севастополя, информирует Уполномоченный орган о размещении отчета путем направления письма на официальную электронную почту Уполномоченного органа.
30. В течение пяти рабочих дней после окончания срока, указанного в пункте 28 настоящего Порядка, по итогам публичных консультаций разработчик составляет сводку всех поступивших предложений с указанием результатов их рассмотрения, в случае принятия поступивших предложений дорабатывает отчет об оценке фактического воздействия, указанные материалы направляет в Уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке фактического воздействия посредством системы электронного документооборота Правительства Севастополя.
Разработчик, не имеющий доступа к системе электронного документооборота Правительства Севастополя, направляет документы, указанные в данном пункте, в Уполномоченный орган путем направления письма на официальную электронную почту Уполномоченного органа.
Подготовка заключения об оценке фактического воздействия
31. Заключение об оценке фактического воздействия готовит Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после поступления материалов, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
32. Уполномоченный орган при получении материалов для подготовки заключения об оценке фактического воздействия проверяет их полноту и соблюдение порядка проведения оценки применения, в том числе оценки фактического воздействия.
В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения, в том числе оценки фактического воздействия, Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления материалов для подготовки заключения об оценке фактического воздействия возвращает материалы разработчику на доработку без подготовки заключения об оценке фактического воздействия.
33. Уполномоченный орган в пределах срока, указанного в пункте 31 настоящего Порядка, может проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о правоприменительной практике, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
34. В заключении об оценке фактического воздействия Уполномоченный орган отражает выводы о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствовавших их введению, о соблюдении или несоблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований.
35. В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, Уполномоченный орган делает вывод о нецелесообразности продления сроков действия регулирования (при их наличии), или о необходимости его отмены, или внесении в него изменений.
36. Заключение об оценке фактического воздействия направляется разработчику и размещается Уполномоченным органом на официальном сайте в срок не позднее трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 29 настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.