В соответствии с подпунктом 5 пункта 94 Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 895, в целях реализации в 2024 году в Архангельской области проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография", а также в рамках программы Архангельской области "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 10 декабря 2019 года N 667-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 17 октября 2023 года N 1005-пп "Об утверждении модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Архангельской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
В.М. Иконников |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 27 апреля 2024 г. N 330-пп
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 17 октября 2023 года N 1005-пп
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 94 Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 895, в целях реализации в 2024 году в Архангельской области проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография", а также в рамках программы Архангельской области "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 10 декабря 2019 года N 667-пп, Правительство Архангельской области постановляет:".
2. В модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Архангельской области:
1) в пункте 7:
а) по тексту слово "определение" заменить словом "совершенствование";
б) подпункт 8 после слов "долговременного ухода" дополнить словами ", включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников";
2) в подпункте 1 пункта 12 слова "государственных информационных систем и (или) системы межведомственного электронного взаимодействия" заменить словами "ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
3) в подпункте 6 пункта 17 слова "Правительством Архангельской области" исключить;
4) подпункт 2 пункта 47 изложить в следующей редакции:
"2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу. Рекомендации по организации обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу" предусмотрены приложением N 14 к настоящей модели;";
5) в пункте 52 слова "приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 938н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания" и от 24 ноября 2014 года N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому"," заменить словами "приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 647н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" и от 8 августа 2023 года N 648н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания",";
6) в абзаце третьем подпункта 1 пункта 69 слова "Положение о региональном координационном центре" заменить словами "Положение о территориальном координационном центре";
7) по тексту пунктов 74 и 75 слова "социальный координатор" в соответствующих числе и падеже заменить словами "работник регионального или территориальных координационных центров" в соответствующих числе и падеже;
8) пункт 77 изложить в следующей редакции:
"77. Работник регионального и территориального координационного центра организует и обеспечивает взаимодействие работников поставщиков социальных услуг, медицинских и иных организаций с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.";
9) в пункте 78 слова "Социальный координатор" заменить словами "Работник регионального или территориальных координационных центров";
10) пункт 79 изложить в следующей редакции:
"79. Деятельность работника территориального координационного центра осуществляется во взаимодействии с работником регионального координационного центра и организатором ухода.";
11) в приложении N 1 к указанной модели:
а) в пункте 14:
в подпункте 3 слова "Правительством Архангельской области" исключить;
в подпункте 4 слова "Правительством Архангельской области" исключить;
б) в пункте 24 слова "Правительством Архангельской области" исключить;
12) в подпункте "д" подпункта 3 пункта 5 приложения N 2 к указанной модели слова "Правительством Архангельской области" исключить;
13) в пункте 8 приложения N 4 к указанной модели слова "Правительством Архангельской области" исключить;
14) в подпункте 6 пункта 15 приложения N 8 к указанной модели слова "социального координатора" заменить словами "работников территориального и регионального координационных центров";
15) в пункте 4 приложения N 11 к указанной модели слова "социальными координаторами," исключить;
16) в приложении N 12 к указанной модели:
а) в подпункте 2 пункта 5 слова "социальными координаторами" заменить словами "работниками территориального координационного центра";
б) в подпункте 2 пункта 19 слова "социальные координаторы" заменить словом "работники";
17) в приложении к Положению о пункте проката технических средств реабилитации (приложение N 13 к указанной модели):
б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3 |
Противопролежневый матрац трубчатый, в том числе гелевый |
4 |
Противопролежневый матрац ячеистый, в том числе гелевый"; |
в) дополнить пунктом 33 следующего содержания:
"33 |
Прикроватный подъемник"; |
18) дополнить приложением N 14 следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 14
к модели системы долговременного
ухода за гражданами пожилого
возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе,
в Архангельской области
Рекомендации
по организации обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу"
1. Настоящие рекомендации устанавливают подходы к организации обучения по профессиональной программе подготовки (переподготовки) или повышения квалификации "Помощник по уходу" (далее - профессиональная программа) лиц, изъявивших желание пройти профессиональное обучение или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу.
2. Профессиональная программа реализуется на базе образовательных организаций в Архангельской области высшего и среднего профессионального образования, имеющих кафедру сестринского дела (далее - образовательная организация).
3. Обучение по профессиональной программе рекомендуется осуществлять в учебных аудиториях, оснащенных учебными тренажерами, симуляционным оборудованием, техническими средствами реабилитации, гигиеническими средствами ухода, наглядными пособиями (далее - учебные аудитории).
4. Лица, изъявившие желание пройти профессиональное обучение или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу (далее - потенциальные работники), проходят психологическое тестирование (далее - тестирование).
5. К обучению допускаются потенциальные работники, успешно прошедшие тестирование, обладающие следующими личными и профессиональными качествами:
1) стрессоустойчивость;
2) человеколюбие и эмпатия;
3) тактичность и умение хранить тайну;
4) ответственность и инициативность;
5) коммуникабельность и неконфликтность.
6. Материалы к тестированию разрабатываются образовательной организацией по согласованию с министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области.
7. Тестирование проводится на базе территориальных координационных центров или на базе поставщика социальных услуг, исходя из территориальной доступности для потенциальных работников.
8. Заполненные тестовые материалы территориальным координационным центром передаются для обработки в образовательную организацию, которая информирует потенциального работника о результатах тестирования в срок не позднее трех дней до начала обучения по профессиональной программе.
9. После успешного прохождения тестирования потенциальный работник направляется для заключения ученического договора к поставщику социальных услуг, который заключил договор с образовательной организацией, реализующей профессиональную программу.
10. Ученический договор между поставщиком социальных услуг и потенциальным работником заключается на срок освоения профессиональной программы в соответствии со статьями 198-208 Трудового кодекса Российской Федерации.
11. Ученический договор действует со дня, указанного в договоре, в течение срока, предусмотренного договором. Действие ученического договора продлевается на время болезни потенциального работника, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
12. Трудовой договор заключается поставщиком социальных услуг с потенциальным работником, успешно завершившим обучение по профессиональной программе.
13. Общие подходы к формированию и реализации профессиональной программы:
1) реализация профессиональной программы осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса, учебно-тематическим планом (рабочей программой), расписанием учебных занятий;
2) общее количество часов, необходимых для освоения профессиональной программы, составляет не менее 35 часов, включая 10 часов теории и 25 часов практики (при условии, что 1 час равен 45 минутам);
3) результатом освоения профессиональной программы является итоговая аттестация, которая проводится в форме квалификационного экзамена;
4) количество часов, необходимых для проведения квалификационного экзамена, определяется из расчета 15 минут на 1 человека;
5) срок реализации образовательной программы составляет пять дней;
6) форма обучения - очная;
7) виды учебных занятий - лекции, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и использованием видеоматериалов, практические занятия в учебных аудиториях, а также консультации и тренинги;
8) учебные занятия проводятся в группах наполняемостью 10-20 человек;
9) потенциальный работник, прошедший обучение, готов к выполнению трудовых функций (далее - ТФ), соответствующих виду профессиональной деятельности (далее - ВД):
Код |
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 |
Предоставление услуг по уходу за лицами, нуждающимися в уходе |
ТФ 1.1 |
Приготовление пищи, подготовка пищи к приему, кормление лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при приготовлении пищи, при подготовке пищи к приему, при приеме пищи) |
ТФ 1.2 |
Оказание гигиенических услуг лицам, нуждающимся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при оказании гигиенических услуг) |
ТФ 1.3 |
Поддержание мобильности лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при позиционировании, пересаживании, перемещении) |
ТФ 1.4 |
Наблюдение за состоянием здоровья лиц, нуждающихся в уходе |
ТФ 1.5 |
Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе |
14. Общие подходы к формированию графика учебного процесса:
Период обучения |
Компонент программы |
1 |
2 |
Первый день |
Очно, 7 часов. |
Понятие и содержание ухода. Стандарты социальных услуг по уходу. Документация и отчетность помощника по уходу - 1 час; инфекционная безопасность и санитарные нормы и правила - 1 час; способы профилактики эмоционального выгорания - 1 час; принципы правильного питания, правила питьевого режима - 1 час; продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в уходе, сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания. Приготовление (помощь) в приготовлении - 2 часа; способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, - 1 час | |
Второй день |
Очно, 7 часов. |
Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, помощь при приеме пищи и соблюдении питьевого режима в соответствии с медицинскими рекомендациями. Соблюдение гигиены питания лиц, нуждающихся в уходе, - 2 часа; особенности гигиенического ухода за различными категориями лиц, нуждающихся в уходе, в повседневной деятельности, в том числе правила поддержания личной гигиены, проведение гигиенических процедур лицам, нуждающимся в уходе, - 3 часа; способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях - 1 час | |
Третий день |
Очно, 8 часов. |
Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях. Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, уход за стомами, катетерами, замена калоприемника, мочеприемника, замена расходных материалов, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку, - 2 часа; риски падения, бытовой травмы и возникновения пролежней, контрактур, тромбозов, застойных явлений и др., правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в уходе, - 3 часа; технические средства реабилитации, вспомогательные средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в уходе, - 1 час; способы построения безопасных маршрутов для передвижения лица, нуждающегося в уходе, - 2 часа | |
Четвертый день |
Очно, 8 часов. |
Эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании и перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе. Оказание помощи при передвижении и изменении положения тела, пересаживание - 3 часа; правила и порядок действий при оказании первой помощи. Случаи и порядок вызовов служб экстренной и неотложной помощи - 3 часа; основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека - 1 час; режим приема лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по применению и способы их хранения - 1 час | |
Пятый день |
Очно, 5 часов. |
Способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека. Ведение дневников наблюдения за состоянием здоровья лица, нуждающегося в уходе, - 2 часа; поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе, - 3 часа; квалификационный экзамен |
15. Общие подходы к формированию учебно-тематического плана (рабочей программы):
N п/п |
Наименование тем и их содержание |
Количество часов |
||
всего |
из них |
|||
лекции |
практические занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Общие понятия |
3 |
3 |
|
1.1 |
Понятие и содержание ухода. Стандарты социальных услуг по уходу. Документация и отчетность помощника по уходу |
1 |
1 |
|
1.2 |
Инфекционная безопасность и санитарные нормы и правила (асептика и антисептика, пути передачи инфекции, использование средств индивидуальной защиты и личная гигиена) |
1 |
1 |
|
1.3 |
Способы профилактики эмоционального выгорания |
1 |
1 |
|
2 |
Приготовление пищи, подготовка пищи к приему, кормление лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при приготовлении пищи, подготовке пищи к приему, приеме пищи) |
6 |
1 |
5 |
2.1 |
Принципы правильного питания, правила питьевого режима |
1 |
1 |
|
2.2 |
Продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в уходе, сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания |
2 |
|
2 |
2.3 |
Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, помощь при приеме пищи и соблюдении питьевого режима в соответствии с медицинскими рекомендациями. Соблюдение гигиены питания лиц, нуждающихся в уходе |
3 |
|
3 |
3 |
Оказание гигиенических услуг лицам, нуждающимся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при оказании гигиенических услуг) |
7 |
1 |
6 |
3.1 |
Особенности гигиенического ухода за различными категориями лиц, нуждающихся в уходе, в повседневной деятельности, в том числе с использованием технических средств реабилитации |
1 |
1 |
|
3.2 |
Правила поддержания личной гигиены, проведение гигиенических процедур лицам, нуждающимся в уходе (умывание, бритье, купание, гигиеническое обтирание, подмывание, гигиеническая обработка ногтей на руках и ногах, гигиеническая стрижка, смена нательного белья, одевание, смена постельного белья), в том числе с использованием технических средств реабилитации |
3 |
|
3 |
3.3 |
Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях. Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, уход за стомами, катетерами, замена калоприемника, мочеприемника, замена расходных материалов, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку |
3 |
|
3 |
4 |
Поддержание мобильности лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при позиционировании, пересаживании, перемещении) |
9 |
2 |
7 |
4.1 |
Риски падения, бытовой травмы и возникновения пролежней, контрактур, тромбозов, застойных явлений и др., правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в уходе |
3 |
1 |
2 |
4.2 |
Технические средства реабилитации, вспомогательные средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в уходе |
1 |
1 |
|
4.3 |
Способы построения безопасных маршрутов для передвижения лица, нуждающегося в уходе |
2 |
|
2 |
4.4 |
Эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании и перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе. Оказание помощи при передвижении и изменении положения тела, пересаживание |
3 |
|
3 |
5 |
Наблюдение за состоянием здоровья лиц, нуждающихся в уходе |
7 |
1 |
6 |
5.1 |
Правила и порядок действий при оказании первой помощи. Случаи и порядок вызовов служб экстренной и неотложной помощи |
3 |
1 |
2 |
5.2 |
Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека (в том числе поддержание посильной социальной активности, посильной бытовой активности, когнитивных функций, посильной физической активности) |
1 |
|
1 |
5.3 |
Режим приема лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по применению и способы их хранения |
1 |
|
1 |
5.4 |
Способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, сатурации в соответствии с медицинскими назначениями), наблюдения за состоянием здоровья. Ведение дневников наблюдения за состоянием здоровья лица, нуждающегося в уходе |
2 |
|
2 |
6 |
Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе |
3 |
2 |
1 |
6.1 |
Современные информационные технологии и устройства. Цифровые способы коммуникации. Альтернативные средства коммуникации. Способы коммуникации с лицами, имеющими нарушение слуха, зрения, когнитивных функций. Способы мотивирования к социальной, физической активности. Способы поддержания физической активности. Способы когнитивной стимуляции |
2 |
1 |
1 |
6.2 |
Общее представление о снижении когнитивных функций признаки и степени когнитивных нарушений. Особенности и психология общения, а также организация ухода за лицами, живущими с деменцией |
1 |
1 |
|
Итого |
35 |
10 |
25 |
|
Квалификационный экзамен |
15 минут на 1 человека". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 27 апреля 2024 г. N 330-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 17 октября 2023 года N 1005-пп"
Вступает в силу с 3 мая 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2024 г. N 2900202405030012