Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства лесного
хозяйства Республики Татарстан
от 25 марта 2024 г. N 88-осн
Стратегия
развития лесного хозяйства Республики Татарстан на 2024-2026 и на период до 2030 года
1. Общие положения
Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан на 2024 2026 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ и является документом по планированию и управлению лесным хозяйством Республики Татарстан на период до 2030 года.
При разработке Стратегии использованы стратегические документы, определяющие основные принципы разработки отраслевых стратегий.
В Стратегии учтены положения Лесного кодекса Российской Федерации, Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, а также нормативных правовых актов, определяющих политику государства в отношении лесного комплекса на длительную перспективу.
Учитывая сложившуюся в стране и республике общую социально-экономическую ситуацию, периодом стратегирования принят трехлетний период (как достаточный для реализации Стратегии) и перспективу до 2030 года.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее Министерство) осуществляет переданные полномочия в области лесных отношений на землях лесного фонда по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. В связи с чем, были определены приоритетные направления ведения лесного хозяйства.
Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан до 2030 года (далее - Предыдущая Стратегия) была разработана в 2017 году. Основные положения Предыдущей Стратегии были ориентированы на достижение целей и задач, связанных с эффективным использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Плановые значения показателей этой цели были выполнены в полном объеме или перевыполнены. Были также выполнены задачи по повышению эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, по сохранению экологического потенциала лесов, по повышению эффективности управления лесами, по переходу услуг в лесном хозяйстве из "бумаги" в электронный вид. Вместе с тем, эффективное использование, охрана, защита и воспроизводство лесов остается долгосрочной стратегической целью. Соответственно, сохраняются и сопутствующие этой цели задачи. Подкорректированы и дополнены показатели, отражающие развитие отрасли.
2. Паспорт Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на 2024-2026 годы и на период до 2030 года
Наименование Стратегии |
Стратегии Развития лесного хозяйства Республики Татарстан на 2024-2026 годы и на период до 2030 года |
Ответственный исполнитель |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан |
Цель Стратегии |
Эффективное ведение лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития отрасли лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Республики Татарстан |
Задачи Стратегии |
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов; обеспечение экономики и населения лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов; повышение эффективности системы управления лесами; повышение "цифровой зрелости" и цифровизация лесного комплекса Республики Татарстан |
Сроки реализации Стратегии |
2024-2026 и на период до 2030 года |
Ожидаемые конечные результаты Стратегии (индикаторы оценки результатов) |
ускорить ликвидацию обнаруженных пожаров, тем самым увеличить долю лесных пожаров ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве пожаров; довести стоимость производимых товаров народного потребления до 70 млн. рублей; довести объемы заготовки древесины до 2232,1 тыс. куб. метров (100% к отношению фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины); повышение эффективности воспроизводства лесов, путем доведения баланса выбытия и воспроизводства лесов на уровне 100%; повысить объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов более 540 рублей в расчете на 1 га земель лесного фонда |
3. Цели, задачи, приоритеты и способы их эффективного достижения и решения
Цель Стратегии:
Эффективное ведение лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития отрасли лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Республики Татарстан.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
обеспечение экономики и населения лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности системы управления лесами;
повышение "цифровой зрелости" и цифровизация лесного комплекса Республики Татарстан.
Реализация Стратегии предполагает следующие приоритеты:
совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий (далее - ГИС-технологии);
воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий воспроизводства лесов;
улучшение породного состава лесных насаждений, сокращение незаконных порубок и теневого оборота древесины;
охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров с привлечением наземной и авиационной охраны лесов, создания дополнительной сети лесопожарных станций, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;
совершенствование системы федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны противодействия нарушениям лесного законодательства и нелегальному обороту древесины;
совершенствование нормативной правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия;
глубокая переработка древесины на базе современного высокотехнологичного оборудования.
Отмеченные выше задачи решаются в рамках государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 июля 2013 г. N 531 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан", а также в рамках регионального проекта "Сохранение лесов" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология".
4. Оценка состояния отрасли
4.1. Анализ развития отрасли
Лесной комплекс Республики Татарстан, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике республики. Леса республики играют исключительно важную роль, выполняя защитные, водоохранные, оздоровительные функции, участвуют в регулировании и поддержании экологического баланса.
Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
Природно-климатические условия в целом благоприятны для произрастания лесной растительности. Устойчивое управление лесами позволяет решить проблемы качества жизни будущих поколений.
По данным генерального межевания, которое проводилось в Казанской губернии с 1793 по 1803 год, было учтено 3265,1 тыс. га лесов, что составляло 51,2% от всей территории.
Дальнейшее уменьшение площади лесов обусловлено рядом причин:
систематической расчисткой лесов для сельскохозяйственного пользования;
крупными лесными пожарами и климатическими факторами (засухи, низкие температуры и т.п.);
усиленной промышленной эксплуатацией лесов, заготовкой корабельного леса;
активным вовлечением земель лесного фонда под строительство промышленных и гражданских сооружений, трасс нефтепродуктопроводов, а также под ложе водохранилищ Куйбышевской и Нижнекамской ГЭС.
В настоящее время Татарстан относится к малолесным регионам России. Лесистость по республике составляет 17,5%, по районам крайне неравномерна и колеблется от 2,8 до 41,1%.
Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2024 года составила 1267,2 тыс. га.
Леса Республики Татарстан расположены в двух лесорастительных зонах: зоне смешанных лесов и лесостепной зоне. Поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. По республике проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня.
Из покрытой лесом площади хвойные насаждения занимают 20,0%, твердолиственные - 16,7% (из них дубовые высокоствольные - 8,8%), мягколиственные и кустарники - 61,3%.
Породный состав лесных насаждений Республики Татарстан разнообразен и представлен: осиной - 20,6%, липой мелколистной - 19,7%, березой - 17,6%, сосной - 15,6%, дубом (высокоствольным и низкоствольным) - 13,8%, елью - 5,9%.
Средний возраст лесных насаждений составляет 54 года.
На долю молодняков приходится 17,7%, средневозрастных - 34,8%, приспевающих - 16,1%, спелых и перестойных - 31,4% покрытой лесом площади. Возрастная структура является хорошим признаком дальнейшей интенсификации лесного хозяйства.
Леса республики имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.
Имеющиеся запасы лесных ресурсов, исчисленные при составлении лесохозяйственных регламентов, составляют 206,51 млн. куб. метров.
Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок составляет 2186,8 тыс. куб. метров, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (расчетная лесосека) - 1773,3 тыс. куб. метров.
Лесной фонд республики представлен двумя категориями лесов: защитные 45,4%, эксплуатационные - 54,6% от общей площади лесов республики.
В ведении Министерства находится 97,2% общей площади состава земель лесного фонда и земель иных категорий на которых расположены леса в республике.
К лесам, не входящим в лесной фонд, относятся леса на землях населенных пунктов, леса на землях иных категорий.
На эффективность государственного управления лесами и лесного хозяйства существенное влияние оказывают риски, связанные с повреждением лесов и потерями лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов.
Задачей стратегии в области охраны и защиты лесного фонда является повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов.
В целях охраны и защиты лесного фонда за период стратегии проведены следующие мероприятия.
Создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров: реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; устройство противопожарных минерализованных полос; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; прочистка просек, уход за противопожарными разрывами; прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; лесопатологическое обследование, в том числе визуальным способом; сплошные санитарные рубки; выборочные санитарные рубки; уборка неликвидной древесины. Указанные мероприятия по охране и защите лесов проведены на высоком уровне.
В части охраны и защиты лесов основными показателями оценки эффективности проделанных работ являются: "доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров" и "доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями".
Фактическое значение показателя доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров за 2023 год составило 100% при плане 86,3%. План на 2024 год - 86,3%, на 2025 год - 87,1%, на 2026 год - 87,9%.
Фактическое значение показателя доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, % за 2023 год составило 0,077% при плане 2,25%. План на 2024 год - 2,24%, на 2025 год - 2,24%, на 2026 год - 2,23%.
Согласно лесному законодательству Российской Федерации леса предоставляются для использования на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования лесным участком, а также на праве ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут).
Заготовка древесины для собственных нужд граждан, при выполнении государственных заданий и государственных контрактов на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также в исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется без предоставления лесных участков на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Такое многообразие форм предоставления лесных участков и правовых оснований для использования лесов призвано обеспечить доступность лесных ресурсов, а также прозрачность процедур проведения лесных торгов в условиях здоровой конкуренции.
Аренда леса является важным аспектом лесного хозяйства современной России. Она приносит значительную долю прибыли, получаемой в процессе использования лесных земель. Поэтому вопрос оптимизации арендных отношений актуален для лесного сектора.
Для оптимизации ведения лесного хозяйства Республики Татарстан на территории ее лесного фонда целесообразно выявить наиболее благоприятные районы для сдачи лесов в аренду под различные виды пользования, и, наоборот, районы, в которых отсутствуют арендаторы или площадь арендуемых лесов незначительна.
На начало 2024 года, видом использования с наибольшим количеством поступлений для многих лесничеств является осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых. Он приносит наибольшие поступления в следующих лесничествах: Азнакаевском. Бугульминском, Заинском, Калейкинском, Нурлатском, Черемшанском.
Строительство и эксплуатация линейных объектов, как вид пользования, сопутствует предыдущему, а в некоторых лесничествах и преобладает (Альметьевское, Бавлинское, Билярское, Лениногорское, Нижнекамское).
В лесничествах, близких к городам, преобладает рекреационное использование (Пригородное, Зеленодольское, Лаишевское, Нижнекамское). Пригородное лесничество находится в передних рядах по сумме поступлений, благодаря большому числу локальных высокодоходных, арендуемых под рекреацию, территорий.
В Агрызском лесничестве, где большая часть территории арендована под заготовку древесины, поступления тоже сравнительно велики, но, однако все же уступают поступлениям других лесничеств, где преобладает аренда под геологические работы и рекреационную деятельность.
Стоит отметить, что аренда леса под заготовку древесины в республике развита весьма слабо, в связи с этим планируется проведение мероприятий по привлечению потенциальных арендаторов.
Анализ предшествующих лет показал, что можно выделить три достаточно четких лесоэкономических района, по видам пользования:
район с преобладанием рекреационного пользования (Зеленодольское, Пригородное, Лаишевское, Приволжское, Буинское);
район с преобладанием аренды под разработку полезных ископаемых на юго-востоке республики (Азнакаевское, Аксубаевское, Альметьевское, Бугульминское, Елабужское, Заинское, Калейкинское, Лениногорское, Нурлатское, Черемшанское лесничества);
район с преобладанием аренды под охотничье хозяйство (Сабинское, Кзыл-Юлдузское, Арское).
По состоянию на 1 января 2024 года в аренду передано 1805 лесных участков общей площадью 234,7 тыс. га, в постоянное (бессрочное) пользование - 174 участка общей площадью 91,8 тыс. га и в безвозмездное пользование - 438 участков общей площадью 0,29 тыс. га, в том числе по видам пользования:
1. Заготовка древесины - 9 лесных участков, площадью 60,22 тыс. га;
2. Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - 32 лесных участков, площадью 154,3532 тыс. га;
3. Ведение сельского хозяйства - 457 лесных участков, площадью 0,3615 тыс. га;
4. Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности - 4 лесной участок, площадью 74,3378 тыс. га;
5. Осуществление рекреационной деятельности - 986 лесных участков, площадью 1,7368 тыс. га;
6. Создание лесных плантаций и их эксплуатация - 1 лесной участок, площадью 0,0113 тыс. га;
7. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений - 1 лесной участок, площадью 0,0074 тыс. га;
8. Осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых - 344 лесных участков, площадью 11,7052 тыс. га;
9. Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов - 49 лесных участков, площадью 0,1636 тыс. га;
10. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - 521 лесных участков, площадью 7,3841 тыс. га;
11. Осуществление религиозной деятельности - 7 лесных участков, площадью 0,0197 тыс. га;
12. Создание лесных питомников и их эксплуатация - 14 лесных участков, площадью 0,187 тыс. га;
13. Иные виды - 15 лесных участков, площадью 16,4761 тыс. га.
В целях обеспечения рационального использования и эффективной охраны земель лесного фонда, расположенных на территории республики, Министерством осуществляется федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесная охрана в лесах, расположенных на землях лесного фонда (далее - федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесная охрана).
Основными задачами осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны являются:
сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области лесного законодательства за счет проведения профилактических мероприятий, семинаров для лесопользователей;
увеличение доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности;
увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
повышение уровня правовой грамотности и формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности.
Приоритетными направлениями совершенствования федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны до 2030 года необходимо определить:
сокращение объемов незаконной рубки. Это станет возможно за счет увеличения дистанционного мониторинга лесов, с помощью современных методов (беспилотные летательные аппараты, использование космических снимков лесных земель);
усиление наземного патрулирования лесов с учетом использования современных систем, включая применение беспилотных авиационных систем и данных космического мониторинга, применения лесопатрульной техники и оборудования в соответствии с утвержденными нормативами;
создание условий неотвратимости наказания за нарушения требований лесного законодательства;
проведение превентивных мер, в том числе мер по ужесточению действующего административного и уголовного законодательства (положительное влияние оказало бы увеличение размера штрафных санкций, налагаемых на правонарушителей, что влечет неотвратимость не только уголовно-правовых, но и гражданско-правовых последствий);
повышение профессиональной подготовки государственных лесных инспекторов посредством получения дополнительного образования и проведения системной служебной подготовки;
организацию действенного федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны по предупреждению, выявлению и предотвращению нарушений лесного законодательства, включая самовольное занятие гражданами и юридическими лицами лесных участков;
механизм охраны лесов от незаконных рубок, иных нарушений лесного законодательства и наступающих в связи с этим правовых последствий;
межведомственное взаимодействие в части рационального и неистощительного использования лесного фонда в рекреационных целях вблизи крупных городов, где запрещены всякого рода рубки, а негативное антропогенное воздействие превышает рекреационную нагрузку на лесную экосистему. Предполагается дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, в первую очередь с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, в сфере пресечения незаконного оборота древесины.
Кроме того, необходимо особое внимание уделить материально-техническому обеспечению должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану включая применение беспилотных авиационных систем, использование фотоловушек и навигационного оборудования с фотофиксацией.
На период с 2024 по 2030 годы в рамках Стратегии планируется осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов республики. В результате реализации Стратегии до 2030 года будет обеспечен баланс лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, будут внедрены модели интенсивного лесовосстановления, улучшена постоянная лесосеменная база и сформирован фонд лесных семян с улучшенными наследственными свойствами, развита сеть лесных питомников по выращиванию стандартного посадочного материала, обеспечено регулярное проведение ухода за лесными культурами и своевременное проведение работ по воспроизводству лесов. При этом основными показателями Стратегии в области лесовосстановления и лесного семеноводства являются:
- отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %;
- сбор семян основных лесообразующих пород, кг;
- доля семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами от общей массы, %;
- производство посадочного материала, млн. шт.;
- проведение лесовосстановительных мероприятий, тыс. га.
Внедрение цифровых технологий - основа для дальнейшего правильного, достоверного и качественного управления лесным хозяйством.
Достижение "цифровой зрелости" отрасли невозможно без совершенствования системы государственного управления, создания единой цифровой платформы для интеграции программного обеспечения в единое информационное пространство и вовлечения отраслевых специалистов в цифровую трансформацию отрасли.
Цели цифровой трансформации в лесном хозяйстве:
Повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством (комплексный перевод процессов оказания государственных услуг и функций в цифровой вид);
снижение издержек государственного управления (сокращение времени доступа к необходимой информации для принятия управленческих решений при осуществлении государственных функций, путем использования информационных технологий);
снижение непроизводственных издержек, вызванных дублированием информации в различных компонентах систем;
создание условий для повышения собираемости доходов;
повышение уровня надежности и безопасности информационных систем;
повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
обеспечение интеграции с существующими и разрабатываемыми государственными информационными ресурсами и государственными информационными системами для функционирования тематических информационных систем, и обмен данными между этими информационными системами, а также обмен данными с информационными системами иных ведомств в рамках отрасли экологии и природопользования
повышение уровня экономии бюджетных средств и сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.
Задачи цифровой трансформации в лесном хозяйстве:
1. Оказание гражданам и юридическим лицам государственных услуг и предоставление сервисов в лесном хозяйстве в электронном виде через портал государственных услуг;
2. Обеспечение снижения объемов незаконной заготовки древесины;
3. Открытость и доступность информации о лесах, лесохозяйственных мероприятиях и природных процессах в лесах для граждан и юридических лиц.
Приоритетные направления по цифровой трансформации и повышения цифровой зрелости в лесном хозяйстве:
комплексный перевод процессов оказания государственных услуг и функций в цифровой вид (повысит удовлетворенность граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снизит издержки бизнеса при взаимодействии с государством);
доработка геоинформационной системы лесного фонда и формирование отраслевой базы данных (позволит получать, обрабатывать, хранить и использовать информацию о состоянии лесов, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании, охране, о защите и воспроизводстве);
разработка сервиса по предоставлению заинтересованным лицам информации о землях лесного фонда (позволит автоматизировать процесс обработки данных государственного лесного реестра, повысит достоверность, оперативность и актуальность предоставляемой информации);
разработка сервиса проектирования лесохозяйственных мероприятий, в том числе с использованием искусственного интеллекта (повысит точность планирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и их использованию);
разработка сервиса ведения государственного лесного реестра (повысит достоверность и актуальность информации в государственном лесном реестре);
доработка учетной системы лесного фонда (повысит автоматизацию работы министерства, а также их подведомственных учреждений);
создание системы объективного контроля мест проведения лесохозяйственных работ, в том числе мобильное приложение и беспилотный летательный аппарат (повысит эффективность контроля исполнения планов и обеспечит оценку эффективности реализации мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и их использованию);
разработка системы согласования и утверждения актов лесопатологического обследования (позволит автоматизировать процесс обработки данных лесопатологического мониторинга, данных государственного ленного реестра);
обновление компьютерного парка и технического оборудования министерства, подведомственных ему учреждений.
На сегодняшний день все государственные услуги, предоставляемые министерством переведены в электронный вид (14 государственных услуг) и оказываются посредством единого и регионального порталов государственных услуг.
Для автоматизации работы отрасли используется учетная система лесного комплекса (Аверс), что позволяет нам и подведомственным учреждениям работать с единой базой данных, в общем информационном пространстве. Решаются задачи учета и подготовки первичных документов лесной отрасли, администрирования бюджетных платежей, претензионной и исковой работы, автоматизированной подготовки отчетности, взаимодействия с единой государственной автоматизированной информационной системой учета древесины (ЛесЕГАИС) и сделок с ней, государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), системой удаленного финансового документооборота федерального казначейства (СУФД) и другими Федеральными информационными системами. Ввиду изменений в лесном законодательстве произошедших в 2023 году расширен функционал данной системы в части формирования электронных XML документов:
- Акты заключительного осмотра лесосек;
- проекты лесовосстановления;
- проекты лесоразведения;
- отчеты об использовании лесов;
- отчеты об охране лесов от пожаров;
- отчеты о защите лесов;
- отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Кроме региональных систем в лесной отрасли функционируют две федеральные системы. Государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Система, предназначенная для контроля производства, импорта, экспорта и внутренней продажи древесины, в том числе и пиломатериалов. И информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ - Рослесхоз) система используется для поддержки управленческих решений по обнаружению, учету и тушению лесных пожаров. Данные отображаются в виде термических точек в геоинформационной системе с привязкой к местности.
В рамках проекта "Цифровая модель Республики Татарстан" Университетом Иннополис разработан автоматизированный Сервис космического мониторинга лесоизменений (внедрена в 2019 году). Система позволяет по данным космической съемки в автоматизированном режиме выявлять изменения в лесном фонде (вырубки, гари, карьеры, строения, участки с лесопатологией). Данная система позволяет получить первичную информацию об изменениях на территории земель лесного фонда, произошедших в период 14 дней и требующих дополнительных наземных мер реагирования.
В результате приведения функционального назначения лесов в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, площади эксплуатационных лесов уменьшились за счет выделения в них водоохранных зон, защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Республики Татарстан. Соответственно уменьшились площади спелых и перестойных лесных насаждений эксплуатационных лесов, что привело к необходимости уточнения возможного объема заготовки древесины (расчетной лесосеки).
Прогнозирование объемов заготовки древесины осуществлялось с учетом целей и задач, поставленных в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства".
Увеличение расчетной лесосеки связано с вводом расчетной лесосеки по рубкам лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов согласно ст. 13, 14, 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также с корректировкой санитарных рубок.
Пользование лесными ресурсами осуществляется в соответствии с Правилами использования по каждому виду ресурса. Лесопользование как объект экономических отношений должно иметь финансовую организацию. Кроме заготовки древесины существуют и другие виды использования лесов, которые могут иметь немаловажное значение для экономики республики в целом и для лесного хозяйства в частности.
Объемы производства по каждому виду пользования в значительной степени варьируют и зависят от многих факторов, наиболее важными являются доступность ресурсов и инвестиционные проекты.
В Республике Татарстан в 70-е годы прошлого столетия успешно внедрялись интенсивные постепенно-выборочные рубки поквартальным методом с использованием малокомплексных бригад с применением ручной валки. 13 последнее десятилетие поквартальный метод активно внедряется во всем мире с использованием агрегатной техники. 13 нашей республике с приобретением высокопроизводительных лесозаготовительных комплексов данный вид организации рубок становится востребованным.
Благодаря этому, повышается производительность труда, облегчается контроль, улучшается качество, исключается ручной труд, и снижается возможность травматизма до минимума.
На сегодняшний день в лесхозах работают 34 лесозаготовительных комплекса. При проведении рубок ухода среднесуточная выработка одного комплекса составляет не менее 80 куб. метров в день. При действующих условиях один комплекс заготавливает 20 тыс. куб. метров древесины. 13 результате имеющаяся на сегодняшний день техническая вооруженность предприятий позволяет заготовить 680 тыс. куб. метров древесины. Для достижения плановых объемов до 2030 года необходимо провести полное усовершенствование процесса заготовки древесины за счет внедрения в процесс высокопроизводительных лесозаготовительных комплексов и обновления имеющихся. До 2030 года необходимо обеспечить все подведомственные учреждения, а также в рамках обновления парка закупить еще 45 лесозаготовительных комплексов.
В целях обеспечения качественной и более глубокой переработки древесины в цехах, а также модернизации и создания производств, рассматривается возможность оснащения лесхозов современным станочным оборудованием с комплектацией участков лесопиления и погонажных изделий.
Целью оснащения является модернизация деревообрабатывающего производства подведомственных ГБУ "Лесхоз" для производства качественных и конкурентоспособных пиломатериалов и погонажных изделий, продукции имеющей широкий спектр применения в строительстве.
К 2030 году планируется модернизировать цеха деревообработки в 12-ти подведомственных учреждениях. Для реализации проекта необходимо 1,2 млрд. рублей.
Новые объемы товарной продукции будут направлены на внутренний мелкооптовый и оптовый рынок пиломатериалов, погонажных изделий местного и регионального значения, с перспективой выхода на оказание услуг владельцам крупных партий продукции.
Планируется, что лесхозы увеличат производство товарной продукции. К 2030 году ожидается увеличение внутрирегионального спроса на пиломатериалы и погонажные изделия.
В настоящее время все больше потребителей лесопромышленной продукции в России и мире отдает предпочтение сертифицированной продукции.
На сегодняшний день в России зарегистрирована и ведет свою деятельность система добровольной лесной сертификации "Лесной эталон" (рег. N РОСС RU.32685.04ЛЭТ0), которая направлена на развитие механизмов прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок, контроля легальности заготовки древесины, в конечном счете - на контроль ответственного и устойчивого лесопользования.
Министерство, начиная с 2013 года, является поставщиком древесины (сырья) для крупного резидента Особой экономической зоны "Алабуга" турецкой компании "Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри". Так как данный покупатель является держателем сертификата добровольной лесной сертификации "Лесной эталон", при осуществлении отгрузки древесины на данное предприятие обязательным условием, дающим конкурентные преимущества, является сертификация лесоуправления и цепочки поставок на территории республики по системе добровольной лесной сертификации.
С учетом данного обстоятельства и в связи с уходом FSC из Российской Федерации, Министерство приняло решение перейти на добровольную лесную сертификацию по системе "Лесной эталон".
Владение сертификатом "Лесного эталона" дает Министерству, равно как и другим сертифицированным пользователям преимущества, среди которых, в том числе:
конкурентные преимущества лесной продукции на рынках за счет наличия сертифицированной продукции;
удовлетворение требований потребителей в сертифицированной продукции;
повышение эффективности управления на местах, с применением практик ответственного лесопользования;
повышение эффективности работы с подрядчиками и заинтересованными сторонами, местным населением;
повышение репутации держателя сертификата
и в конечном счете подтверждение соблюдения требований экономического, экологического и социального характера, обеспечивающих ответственное управление лесами, совершенствование системы лесоуправления на регулярной основе и обеспечение доступа потребителя к сертифицированной продукции.
В 2022 году в Министерстве прошел основной аудит по данной системе и Министерство стало обладателем сертификатов по лесоуправлению и цепочке поставок системы "Лесной эталон" со сроком действия до 2027 года.
По условиям системы "Лесной эталон" Министерство ежегодно должно в течение срока действия сертификата (5 лет), проходить контрольный аудит.
Доходы бюджетной системы от использования лесов за 2023 год составили 490,3 млн. рублей. В федеральный бюджет поступило 364,3 млн. рублей, в бюджет субъекта Республики Татарстан - 126 млн. рублей.
Четыре вида использования лесов (заготовка древесины, рекреационная деятельность, геологическое изучение недр и строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов) формируют основную часть дохода.
Доходы бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов напрямую зависят от размера ставок платы за использование лесных ресурсов.
Базовым документом, утверждающим порядок определения минимального размера ставок платы за использование лесов (далее - ставки платы), является постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Вследствие низкой конкуренции при передаче лесных участков в аренду в значительной доле случаев арендная плата устанавливается на уровне стартового размера арендной платы - стартовой цены.
Необходимо повысить эффективность администрирования платы за использование лесов.
В период с 2017 года по 2019 год основным способом лесовосстановления в Республике Татарстан является искусственное лесовосстановление. Из общей площади работ по лесовосстановлению искусственное лесовосстановление составляет около 80%, остальная часть работ проводилась естественным лесовосстановлением. Поэтому показатель "Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %" до 2019 года составлял около 60-70%. Это является результатом проведения работ по лесовосстановлению не на всей площади фонда лесовосстановления до 2019 года. После начала реализации регионального проекта "Сохранение лесов в Республике Татарстан", а также учитывая тот факт, что преобладающими породами в лесах республики являются мягколиственные породы возобновляемые естественным путем, основным способом лесовосстановления является естественное лесовосстановление. После 2019 года, в результате включения дополнительных работ по естественному лесовосстановлению значение данного показателя составляет свыше 100%. Однако в рамках реализации данной Стратегии планируется, чтобы данный показатель составлял 100%, то есть чтобы все площади, вырубленные и погибшие за прошедший период восстанавливались полностью и в установленные сроки.
Следующий показатель "Сбор семян основных лесообразующих пород массой, кг" в 2017 году составил 10395 кг. В 2023 году данный показатель составил 12847 кг. Сбор семян основных лесообразующих пород напрямую связан с природно-климатическими особенностями республики, а также фенологическими особенностями древесных пород. Общая масса собираемых семян зависит, в первую очередь, от урожайности такой породы, как дуб черешчатый. Поэтому, с учетом плодоношения дуба, может меняться общий объем собираемых семян основных лесообразующих пород. По результатам многолетних наблюдений оптимальным значением показателя "Сбор семян основных лесообразующих пород массой, кг" является ежегодный сбор семян на уровне 11455 кг.
Еще одним показателем в области лесного семеноводства является "Доля семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами от общей массы, %". В 2017 году значение данного показателя составляло 0. На начало 2024 года значение равно 1,8. Значение данного показателя также напрямую связано с природно-климатическими особенностями республики, а также фенологическими особенностями древесных пород. В особенности это касается урожайности желудей дуба черешчатого. Семена с улучшенными наследственными свойствами собираются исключительно на объектах лесного семеноводства. В республике из всех объектов лесного семеноводства около 90% это объекты лесного семеноводства дуба черешчатого, в которых урожайность наблюдается не ежегодно, а раз в 4-5 лет. Учитывая показатели государственной программы "Развитие лесного хозяйства", а также потребность в семенах с улучшенными наследственными свойствами, оптимальным показателем на предстоящий период реализации Стратегии является значение данного показателя на уровне 3,5%.
Показатель "Производство посадочного материала, млн. шт." связано с выращиванием посадочного материала основных лесообразующих пород. На начало 2017 года значение данного показателя составляло 23,9 млн. шт. На начало 2024 года значение составило 34,1 млн. шт. Однако, для качественного и своевременного проведения работ по лесовосстановлению и лесоразведению необходимо производство посадочного материала 30,86 млн. шт. Эго является оптимальным значением данного показателя.
Еще один показатель "Проведение лесовосстановительных мероприятий, тыс. га" характеризует выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению на землях лесного фонда. 1 Указатель данного значения на начало 2017 года составляло 2,81 тыс. га, а на начало 2024 года 3,61 тыс. га. Увеличение значения данного показателя связано, в первую очередь, тем фактором, что начиная с 2019 года в показатель значения лесовосстановление были включены дополнительные мероприятия по естественному лесовосстановлению. Учитывая тот факт, что ежегодная площадь сплошных рубок составляет около 2,5 тыс. га, оптимальным значением данного показателя на предстоящий период является 2,55 тыс. га.
Все отмеченные выше показатели являются параметрами развития лесного хозяйства. Значения указанных параметров с 2016 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование показателя |
Значение показателя за 2016 год |
Значение показателя за 2023 год |
Прогнозное значение показателя на 2026 год |
Прогнозное значение показателя на 2030 год |
1 |
Площадь лесов, переданных в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование, тыс. га |
352,3 |
326,8 |
336,9 |
345,2 |
2 |
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров, % |
- |
100 |
87,9 |
86,3 |
3 |
Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, % |
- |
0,077 |
2,23 |
2,22 |
4 |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, % |
35,4 |
30,5 |
24,6 |
40 |
5 |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % |
60,5 |
163,5 |
100 |
100 |
6 |
Сбор семян основных лесообразующих пород массой, кг |
10395 |
12847 |
11455 |
11455 |
7 |
Доля семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами от общей массы, % |
0 |
1,8 |
3,5 |
3,5 |
8 |
Производство посадочного материала, млн. шт. |
23,9 |
34,1 |
30,86 |
30,86 |
9 |
Проведение лесовосстановительных мероприятий, тыс. га |
2,82 |
3,61 |
2,55 |
2,55 |
4.2. Характеристика проблем развития отрасли, анализ причин их возникновения и оценка негативного развития ситуации в случае неразрешения проблем
Системными проблемами в развитии лесного комплекса, сдерживающими экономический рост развития лесного хозяйства и лесопромышленного производства и эффективное использование лесов, являются:
низкий технический уровень лесохозяйственного производства;
высокий износ основных производственных фондов;
дефицит кадрового состава;
низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность;
недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья;
и в связи с этим недостаточное использование расчетной лесосеки.
Основные причины, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса:
1. Наличие эксплуатационных запасов древесины, представленных в основном мягколиственными, низкотоварными древостоями.
2. Недостаточная эффективность системы управления лесным хозяйством и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны.
3. Негативное влияние нефтехимического и промышленного производства, а также антропогенных факторов (высокие рекреационные нагрузки, лесные пожары, очаги вредителей и болезней) на лесной фонд.
4. Многие лесохозяйственные работы не ведутся на том уровне технической оснащенности, который необходим для выполнения большинства операций.
5. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.
6. Инвесторы и предприниматели недостаточно заинтересованы в процессах развития лесного хозяйства.
7. Снижение престижности специальности лесовода из-за невысокого уровня заработной платы и низкого уровня социальных гарантий. Средний возраст специалистов, работающих в отрасли, - 43 года.
8. Неудовлетворительное научное обеспечение лесного хозяйства. В республике научное сопровождение в сфере лесных отношений осуществляли Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный аграрный университет, филиал федерального государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства" "Восточно-Европейская лесная опытная станция", открытое акционерное общество "Волжско-Камский научно-исследовательский институт лесной промышленности". Отток квалифицированных специалистов, сокращение бюджетного финансирования привели к значительному уменьшению научно-исследовательских работ, позволяющих решать проблемы стратегического характера. Разрушена действовавшая ранее система опытных и специализированных предприятий лесного хозяйства, в которых осуществлялось внедрение и опытно-производственная проверка научных рекомендаций.
9. Использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесозаготовительном и лесопильном производстве эксплуатируется физически и морально устаревшая техника и технологии, энергоемкое и низкопроизводительное оборудование. Отсутствуют современные прогрессивные технологии на базе круглопильного, фрезерно-брусующего, ленточнопильного оборудования и др.
10. Неэффективное использование государственного имущества в части неиспользуемых производственных и административных объектов недвижимости. По состоянию на 1 января 2024 года на балансе подведомственных учреждений числится 609 объектов недвижимости (зданий), в том числе 51 объект не используется. В целях эффективного использования и оптимизации расходов учреждений данные объекты необходимо передать, реализовать или списать с баланса учреждения.
Также основной проблемой в области лесовосстановления является формирование своевременного и необходимого фонда лесовосстановления. Фонд лесовосстановления формируется исходя из площадей проведенных сплошных рубок, то есть освоения расчетной лесосеки. При низком освоении расчетной лесосеки возникает риск не достижения показателя "Проведение лесовосстановительных мероприятий, тыс. га", в связи с отсутствием необходимых площадей для проведения лесовосстановительных работ. А невыполнение данного показателя напрямую влияет на исполнение показателя "Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %", так как площадь проведенных работ по лесовосстановлению является одним из составляющих этого показателя.
Что касается показателя производства посадочного материала, то уменьшение площади лесовосстановления влияет на количество выращиваемого посадочного материала (чем меньше площадь, тем требуется меньше посадочного материала). Так же на этот показатель влияет наличие семян лесных растений. Если масса собранных семян будет меньше установленных значений, то количество посадочного материала также будет меньше установленных значений. Поэтому для необходимого производства посадочного материала необходимо проводить качественную работу по сбору семян основных лесообразующих пород, и проводить соответствующую работу по формированию фонда лесовосстановления.
Основной проблемой при исполнении показателей по сбору семян, в том числе с улучшенными наследственными свойствами, является природно-климатические факторы республики. В особенности это касается поздних весенних и ранних осенних заморозков, которые отрицательным образом сказываются на плодоношении таких пород, как дуб черешчатый и липа мелколистная.
В части охраны и защиты леса существует немало весомых проблем, которые могут повлиять на лесную отрасль отрицательно. Лесные пожары повреждают или уничтожают ценную древесину и пагубно влияют на возобновление ее ресурсов. Лишая почву растительного покрова, снижают рекреационную и научную ценность ландшафтов. При этом страдают или гибнут дикие животные. Ощутимый ущерб лесу приносят также вредители и болезни леса. В результате болезней и вредителей, массово повреждающих деревья, снижается продуктивность растительного сообщества, подавляется рост и возобновление, происходит отмирание деревьев и значительно снижается качество лесной продукции (прежде всего, древесины).
В целях минимизации ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров, болезней и вредителей проводится комплекс мероприятий по охране и защите лесов.
5. Кадровая потребность и источники ее удовлетворения
Обеспечение отрасли квалифицированными руководящими работниками, специалистами и рабочими на основе эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней, их трудоустройства и закрепления на производстве, создание благоприятных условий для производительного, материально и морально мотивированного труда, профессионального роста является одной из приоритетных задач в дальнейшем развитии лесного хозяйства Республики Татарстан.
На 01.01.2024 г. численность работающих в лесном хозяйстве Республики Татарстан составила 2494 человек.
Несмотря на некоторое увеличение численности работников лесного хозяйства низкий уровень оплаты труда, падение престижа профессии, неготовность молодежи трудиться в предложенных условиях формирует риски для развития лесного хозяйства Республики Татарстан (рис. 1, рис. 2).
"Рис. 1. Возрастной уровень специалистов лесной отрасли"
"Рис. 2. Образовательный уровень специалистов лесной отрасли"
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 N 208 "Об утверждении Регламента прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров" (далее - потребность) Министерством сформирован прогноз потребности в подготовке по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и прогноз потребности в ускоренной подготовке по профессиям рабочих, переподготовки рабочих на 7 лет (на 2024-2030 годы).
Подведомственными Министерству учреждениями заявлена потребность специалистов с высшим образованием по специальностям:
"Лесное дело" (4.35.03.01) в количестве 20 человек, "Лесное хозяйство" (4.35.06.02) - 6 человек, "Экономика" (5.38.03.01) - 5 человек, "Управление персоналом" (5.38.03.03) - 2 человека, Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (4.35.03.02), Биология (1.06.03.01) Педагогическое образование (6.44.03.01), Технология транспортных процессов (2.23.03.01), Химия (1.04.03.01) по 1 человеку на каждую специальность.
В подготовке специалистов среднего звена по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям:
"Лесное и лесопарковое хозяйство" (4.35.02.01) - 64 человека, "Садово-парковое и ландшафтное строительство" (4.35.02.12) - 37 человек, "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям) (5.38.02.01) - 20 человек.
В подготовке квалифицированных рабочих по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям:
"Мастер по лесному хозяйству" (4.35.01.01) - 12 человек, "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" (4.35.01.13) - 8 человек, "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин" (4.35.02.12) - 4 человека, "Пчеловод" (4.35.01.20) - 1.
Кроме того, заявлена потребность в ускоренной подготовке кадров сроком на 1 месяц по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, переподготовки рабочих: "Тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса" - 8 человек, "Оператор манипулятора" - 6 человек, "Лесоруб", "Вальщик леса" и "Машинист трелевочной машины" по 2 человека по каждому направлению.
Создания комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена на базе: ФГБОУ ВО "Казанский государственный аграрный университет" - в виде факультета повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства с сетью опорных пунктов дистанционного обучения в районах республики, ГОУ ВПО "Казанский государственный технологический университет" - в виде учебного научно-производственного центра по комплексной переработке древесных материалов, ГБПОУ СПО "Лубянский лесотехнический колледж" - в виде курсов повышения квалификации для специалистов лесного хозяйства среднего звена, а также рабочих профессий;
развития материально-технической базы государственных профессиональных образовательных учреждений;
разработки образовательных стандартов нового поколения по подготовке специалистов в области лесного хозяйства и лесной промышленности в соответствии с требованиями работодателей и современными мировыми требованиями;
формирования единого реестра профессий и специальностей лесной промышленности для обеспечения потребностей лесного комплекса;
преимуществ и льгот абитуриентам в рамках целевой контрактной подготовки (молодым людям, работавшим в школьных лесничествах, выпускникам ГБПОУ СПО "Лубянский лесотехнический колледж" при поступлении в ФГБОУ ВО "Казанский государственный аграрный университет" (на факультет лесного хозяйства).
Главными задачами научного и кадрового обеспечения должны стать:
удовлетворение потребностей специалистов ГБУ "Лесхоз" и ГКУ "Лесничество" в получении новых знаний о достижениях в науке, технике и передовом отечественном и зарубежном опыте в отрасли "Лесное хозяйство";
повышение квалификации и профессиональная подготовка высвобождаемых работников и незанятого населения, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;
подготовка рабочих массовых профессий в лесном хозяйстве.
Преподавание должны вести педагогические кадры ФГБОУ ВО "Казанский государственный аграрный университет" и ГБПОУ СПО "Лубянский лесотехнический колледж", а также работники ГБУ "Лесхоз", ГКУ "Лесничество" и Министерства.
Наиболее актуальным в современных условиях представляется поиск новых путей развития профессионального образования в лесной отрасли в направлении проведения интеграции ФГБОУ ВО "Казанский государственный аграрный университет" и ГБПОУ СПО "Лубянский лесотехнический колледж", ориентированной на повышение качества образования, рост профессиональной и академической мобильности.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 ноября 2014 года N 845 "Об утверждении Порядка проведения конкурса среди имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет средств бюджета Республики Татарстан" и с протоколом заседания Комиссии по проведению конкурса, среди имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет средств бюджета Республики Татарстан ежегодно утверждаются контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств бюджета Республики Татарстан по образовательным программам среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена) на 1 курс соответствующего учебного года по специальностям и формам обучения в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Лубянский лесотехнический колледж", информация приведена в Таблице 2.
Таблица 2
Код Направления подготовки |
Наименование направления подготовки (специальности) |
Уровень подготовки (базовая, углубленная) |
Вазовое образование (среднее общее, основное общее) |
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) |
Прием на 2024/2025 учебный год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего: в том числе по направлениям подготовки (специальностям) |
|
|
|
120 |
|
35.02.01 |
Лесное и лесопарковое хозяйство |
базовая |
основное общее |
очная |
50 |
35.02.12 |
Садово-парковое и ландшафтное строительство |
базовая |
основное общее |
очная |
25 |
38.02.01 |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
базовая |
основное общее |
очная |
25 |
35.02.01 |
Лесное и лесопарковое хозяйство |
базовая |
среднее общее |
очно-заочная |
20 |
Количество выпускников ФГБОУ ВО "Казанский государственный аграрный университет" и ГБПОУ СПО "Лубянский лесотехнический колледж" устроившихся на работу по специальности можно увидеть в таблицах 3 и 4:
Таблица 3
год |
Окончили обучение ФГБОУ ВО "Казанский государственный аграрный университет" |
Трудоустроены по получаемой профессии (чел./%) |
Трудоустроены в подведомственные учреждения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (чел./%) |
2018 |
96 |
69/72 |
7/10 |
2019 |
106 |
66/62 |
14/21 |
2020 |
84 |
58/69 |
7/10 |
2021 |
66 |
53/80 |
10/18 |
2022 |
84 |
62/74 |
10/18 |
Итого |
436 |
308/71 |
48/15 |
Таблица 4
год |
Окончили обучение ГБПОУ СПО "Лубянский лесотехнический колледж |
Трудоустроены по получаемой профессии (чел./%) |
Трудоустроены в подведомственные учреждения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (чел./%) |
2018 |
82 |
21/25 |
3/14 |
2019 |
77 |
47/60 |
6/12 |
2020 |
76 |
32/42 |
4/12 |
2021 |
72 |
26/36 |
9/34 |
2022 |
76 |
29/38 |
8/27 |
Итого |
383 |
155/40 |
30/19 |
Как видно, из приведенных таблиц, в Министерство и его подведомственные учреждения трудоустроены в среднем около 15-19% выпускников, что увеличивает актуальность проблемы - привлечения молодых специалистов в организации отрасли лесного хозяйства.
В целях создания условий для привлечения, закрепления специалистов в лесной отрасли республики, повышения социальной защищенности работников лесного хозяйства, создания привлекательной мотивации для молодых специалистов будут продвигаться вопросы:
- расширения социальных гарантий для работников лесного хозяйства, в том числе по субсидированию покупки материалов и услуг строительных организаций на возведение собственного дома в сельской местности, поселках городского типа и субсидирования оплаты первоначального взноса по социальной ипотеке;
- решения проблемы пополнения кадрового состава молодыми сотрудниками путем увеличения единовременной выплаты, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2019 N 1144 "О мерах финансовой поддержки молодых специалистов лесной отрасли" от 16.12.2019 N 1144".
В официальном источнике текст раздела 6 приводится не полностью
6. Целевые значения показателей развития отрасли на долго#
Ключевые показатели развития лесного хозяйства в базовом и страгегичес | ||||||||
|
Годы |
|||||||
Сценарий |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в обще# | ||||||||
Б |
100 |
86,3 |
87,1 |
87,9 |
86,3 |
86,3 |
|
|
с |
100 |
86,8 |
88,1 |
89,8 |
87,5 |
87,8 |
|
|
Производство товаров народного потребления, млн. рублей | ||||||||
Б |
39 |
52 |
56 |
60 |
63 |
66 |
|
|
С |
39 |
64 |
72 |
80 |
87 |
94 |
|
|
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому об# | ||||||||
Б |
30,4 |
23,5 |
24,4 |
24,6 |
39,4 |
40 |
|
|
С |
30,4 |
55 |
62,5 |
70 |
77,5 |
85 |
|
|
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных земель лесного фонда, рублей | ||||||||
Б |
403,6 |
389,4 |
403,1 |
419,5 |
516,93 |
542,6 |
|
|
С |
403,6 |
403,4 |
417,5 |
434,5 |
535,4 |
562,0 |
|
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и поги# | ||||||||
Б |
163,5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
С |
163,5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
7. Сроки реализации Стратегии
Реализация основных мероприятий Стратегии запланирована на период до 2026 и на перспективу до 2030 года.
8. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Основными результатами реализации настоящей Стратегии являются:
ускорить ликвидацию обнаруженных пожаров, тем самым увеличить долю лесных пожаров ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве пожаров;
довести стоимость производимых товаров народного потребления до 70 млн. рублей;
довести объемы заготовки древесины до 2232,1 тыс. куб. метров (100% к отношению фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины);
повышение эффективности воспроизводства лесов, путем доведения баланса выбытия и воспроизводства лесов на уровне 100%;
повысить объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов более 540 рублей в расчете на 1 га земель лесного фонда.
9. План мероприятий по реализации Стратегии
Инструментом исполнения настоящей Стратегии должен стать поэтапный план мероприятий по реализации ее основных положений на период до 2030 года.
План мероприятий по реализации определит конкретные мероприятия, необходимые для решения задач Стратегии, в соответствии с установленными приоритетами и принципами по ключевым направлениям развития и совершенствования отрасли лесного хозяйства, а также ведомства и организации, ответственные за выполнение этих мероприятий, сроки их выполнения.
Таблица 6
План мероприятий по реализации и Показатели достижения цели и задач Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан до 2030 года
Наименование показателя |
Годы |
||||||||
2023 1 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||
Цель: Эффективное использование, охрана, защита и воспроизводство лесов | |||||||||
Задача: повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов | |||||||||
Исполнитель: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан | |||||||||
Наименование мероприятий: противопожарные мероприятия | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы |
|
||||||||
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров, % |
100 |
86,3 |
87,1 |
87,9 |
86,3 |
86,3 |
86,3 |
86,3 |
|
Наименование мероприятий: лесопатологические обследования, локализация и ликвидация очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы | |||||||||
Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, % |
2,25 |
2,24 |
2,24 |
2,23 |
2,23 |
2,22 |
2,22 |
2,22 |
|
Задача: обеспечение экономики и населения лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов | |||||||||
Исполнитель: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан | |||||||||
Наименование мероприятий: управление в сфере лесных отношений | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы | |||||||||
Производство товаров народного потребления, млн. рублей |
39 |
52 |
56 |
60 |
63 |
66 |
69 |
70 |
|
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, % |
30,5 |
23,5 |
24,4 |
24,6 |
39,4 |
40 |
40 |
40 |
|
Задача: повышение эффективности управления лесами | |||||||||
Исполнитель: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан | |||||||||
Наименование мероприятий: мероприятия лесоустройства, отвод и таксация лесосек | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы | |||||||||
Доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Наименование мероприятий: управление в сфере лесных отношений | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы | |||||||||
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда, рублей |
403,6 |
389,4 |
403,1 |
419,5 |
516,93 |
542,6 |
542,6 |
542,6 |
|
Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства, % |
26 |
28 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
|
Задача: обеспечение проведения качественных работ по воспроизводству лесов | |||||||||
Наименование мероприятий: воспроизводство лесов и лесоразведение | |||||||||
Исполнитель: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы | |||||||||
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % |
163,5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, га |
3661,2 |
2550 |
2550 |
2550 |
2550 |
2550 |
2550 |
2550 |
|
Сбор семян основных лесообразующих пород массой, кг |
12846,7 |
11455 |
11455 |
11455 |
11455 |
11455 |
11455 |
11455 |
|
Доля семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами от общей массы, % |
1,8 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
|
Выращивание стандартного посадочного материала, млн. шт. |
34,125 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
|
Задача: повышение "цифровой зрелости" и цифровизация лесного комплекса Республики Татарстан | |||||||||
Наименование мероприятий: комплексный перевод процессов оказания государственных услуг и функций в цифровой вид | |||||||||
Исполнитель: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан | |||||||||
Сроки исполнения: 2024-2030 годы | |||||||||
Внедрение геоинформационной системы лесного фонда, % |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Разработка сервиса по предоставлению заинтересованным лицам информации о землях лесного фонда, % |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Создание системы объективного контроля мест проведения лесохозяйственных работ, % |
70 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
_____________________________
1 - фактически достигнутые значения.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 25 марта 2024 г. N 88-осн "Об утверждении Стратегии развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.