Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края в рамках исполнения функции по методологическому сопровождению деятельности заказчиков во избежание случаев нарушения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиками Краснодарского края информирует о следующем.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В последнее время возросло количество закупок аналогичных товаров, работ, услуг, осуществленных на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, а также по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, при этом у заказчика была возможность провести закупку конкурентным способом.
Несмотря на отсутствие в законодательстве Российской Федерации понятия "дробление закупки", данный термин часто применяется в практике контрольных и надзорных органов в рамках проверок заказчиков.
Под "дроблением закупок" чаще всего понимается заключение в короткий промежуток времени нескольких контрактов с одинаковым предметом, направленных на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по которым является одно и то же юридическое лицо, имеющее единый интерес. Такие контракты фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами, общая стоимость которых превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России) от 25 апреля 2017 года N РП/27902/17 заказчик на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ вправе заключать контракты, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. При этом ФАС России отмечает, что Закон N 44-ФЗ не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были ранее установлены Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Однако контролирующие органы в ряде субъектов Российской Федерации полагают, что злоупотребление заказчиками своим правом на заключение контрактов в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ влечет за собой необоснованное ограничение возможности участия юридических и физических лиц в закупках, нарушает принципы добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок, а также не способствуют снижению цены контракта и эффективности использования бюджетных средств.
Имеется практика привлечения заказчиков к административной ответственности по статье 7.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей, а в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно было осуществляться путем проведения конкурса или аукциона - в размере пятидесяти тысяч рублей.
Кроме этого, отдельные территориальные управления ФАС России квалифицируют заключенные контракты с одинаковыми характерными признаками объекта закупки как ограничивающие конкуренцию соглашения между заказчиками и поставщиками согласно статье 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следует отметить, в текущем году следственным отделом по Абинскому району Управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении начальника управления культуры администрации муниципального образования Абинский район, подозреваемой в превышении
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 9 июля 2018 г. N 45-05-11-1027/18 "О дроблении закупок"
Опубликование:
-