Проект федерального закона N 393189-3
"О морских портах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
Глава II. Государственное регулирование деятельности (ст.ст. 9 - 22)
морских портов
Глава III. Обеспечение безопасности в морских портах (ст.ст. 23 - 26)
Глава IV. Деятельность морского порта (ст.ст. 27 - 37)
Глава V. Ответственность за нарушение (ст.ст. 38 - 39)
законодательства о морских портах
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 40 - 41)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение эффективного функционирования транспортной системы Российской Федерации, оптимизацию и рационализацию грузопотоков.
2. Основными целями настоящего Федерального закона являются:
1) установление роли и места морских портов в экономике Российской Федерации;
2) решение задач удовлетворения потребностей в обслуживании судов торгового мореплавания, рыбопромыслового флота, осуществляющих перевозки определенных видов грузов, а также обслуживания пассажиров.
Статья 2. Предмет настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы:
- создания и деятельности морских портов;
- государственного управления в морском порту;
- обеспечения безопасности в морском порту;
- регулирования отношений морских портов с юридическими и физическими лицами, возникающих при осуществлении морскими портами своей уставной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
2. Действие норм настоящего Федерального закона не распространяются на военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. На речные порты положения настоящего Федерального закона распространяются только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Статья 3. Законодательство о морских портах
1. Законодательство о морских портах состоит из настоящего Федерального закона, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, применимых к отношениям, вытекающим из функционирования морских портов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Морской порт - комплекс сооружений, расположенных на отведенных в установленном законом порядке территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, судов рыбопромыслового флота, судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других), а также для обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и предоставления других услуг, обычно оказываемых в морском порту в соответствии с его уставной деятельностью.
Территория морского порта - закрепленные за портом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации земельные участки со всеми расположенными на них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми и другими помещениями, в том числе земельные участки, необходимые для перспективного развития порта.
Акватория морского порта (воды порта) - отведенное порту в установленном законодательством Российской Федерации порядке водное морское пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными линиями, проходящими через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений порта.
Администрация морского порта (портовая власть) - государственное учреждение, осуществляющее административно-властные и другие возложенные на нее в соответствии с законодательством полномочия, в том числе, функции обеспечения порядка в морском порту, государственного портового контроля, безопасности мореплавания, а также иные функции государственного регулирования деятельности в морском порту.
Имущество морского порта - комплекс движимого и недвижимого имущества, предназначенного для обеспечения всех видов уставной деятельности морского порта, находящийся в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Морской терминал (портовый технологический перегрузочный комплекс) - специализированный район в морском порту, включающий земельный участок и совокупность инженерных сооружений, подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для безопасной загрузки и разгрузки судов, обработки транспортных средств смежных с морским видом транспорта и обслуживания пассажиров.
Морской причал (причальное сооружение) - включающее земельный участок искусственное гидротехническое сооружение, сопрягающее берег с акваторией порта, оборудованное инженерными коммуникациями, обеспечивающее возможность безопасного подхода, швартовки и стоянки судов, загрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, а также иного обслуживания судов, включая обработку транспортных средств смежных с морским видом транспорта.
Оператор морского терминала - юридическое лицо либо физическое лицо - предприниматель, получившее в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по оказанию в морском порту услуг в отношений груза (багажа), пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков различных видов транспорта. При наличии соответствующей лицензии оператор морского терминала осуществляет также действия в качестве перевозчика в отношении грузов, следующих с перевалкой на другие виды транспорта.
Средства навигационного оборудования - специальные сооружения, конструкции, устройства, технические средства и системы, предназначенные для ориентирования и (или) определения местонахождения судна в море, а также для ограждения установленных путей движения судов и мест, представляющих опасность для мореплавания.
Технологическое хранение груза - хранение складированного в порту груза в ожидании подачи транспортного средства для продолжения его перевозки из порта смежными видами транспорта.
Статья 5. Виды и правовой режим морских портов
1. Морские порты подразделяются на морские торговые порты, морские рыбные порты и морские специализированные порты.
Морской торговый порт - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, осуществления операций с грузами, а также выполнения других работ, связанных с услугами, обычно оказываемыми в морском торговом порту.
Морской рыбный порт - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Морской специализированный порт - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов груза (леса, нефти и других). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
2. Правовой режим морских торговых портов, морских рыбных портов и морских специализированных портов является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от организационной формы и формы собственности. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов.
3. Морские порты, в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
Статья 6. Государственная регистрация и открытие морских портов
1. Морской порт подлежит государственной регистрации с включением данных о нем в Государственный реестр морских портов Российской Федерации. Ведение Государственного реестра морских портов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
2. Морской порт приобретает статус морского порта с момента внесения его в Государственный реестр морских портов Российской Федерации.
3. Правила государственной регистрации морских портов Российской Федерации, а также перечень данных, подлежащих внесению в Государственный реестр морских портов Российской Федерации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
4. Морские порты после их регистрации объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации. Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов публикуются в "Извещениях мореплавателя".
5. Открытие морских портов для выполнения различных операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных операций на рейде производится федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Статья 7. Сертификация в морских портах
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы и другие объекты, а также услуги по обслуживанию судов в морском порту, предоставляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, подлежат обязательной сертификации для подтверждения соответствия указанных объектов и услуг установленным требованиям.
Статья 8. Лицензирование видов деятельности в морских портах
1. Перечень видов деятельности в морских портах, при осуществлении которых требуется обязательное наличие лицензии и порядок лицензирования, определяются законодательством Российской Федерации.
2. Контроль за соблюдением порядка лицензирования, в том числе за соблюдением лицензионных требований и условий (наличием необходимых документов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства либо их территориальными органами или находящимися в их ведении государственными организациями.
Глава II. Государственное регулирование деятельности морских портов
Статья 9. Цели государственного регулирования деятельности морских портов
1. Государственное регулирование деятельности морских портов осуществляется в целях обеспечения:
- безопасности мореплавания и установленных в морском порту правил;
- экологической безопасности;
- качества работ и услуг, предоставляемых морскими портами, и их конкурентоспособности на рынке портовых услуг;
- гарантии равных возможностей при оказании услуг пользователям морских портов;
- эффективного использования имущества, находящегося в федеральной собственности.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с действующим законодательством издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения правила, инструкции и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность юридических и физических лиц в морских торговых портах и в морских специализированных портах.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с действующим законодательством издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения правила, инструкции и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность юридических и физических лиц в морских рыбных портах, а также их деятельность, связанную с использованием судов рыбопромыслового флота.
Статья 10. Администрация морского порта
1. Для осуществления целей, указанных в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в соответствии со статьей 9 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации в морском порту создается государственное учреждение - администрация морского порта.
Администрация морского порта создается:
в морском торговом порту и в морском специализированном порту - федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
в морском рыбном порту - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
2. Администрация морского порта создается во всех портах, независимо от формы собственности. В исключительных случаях в специализированных морских портах функции, возложенные на администрацию морского порта, решением федерального органа исполнительной власти в области транспорта могут возлагаться на органы управления специализированных портов.
3. В случаях, когда в пределах одной акватории расположены несколько различных морских портов и закрепленные за ними в установленном законодательством Российской Федерации порядке акватории являются смежными, решением Правительства Российской Федерации может быть создана Единая администрация морского порта. Единая администрация морского порта может быть создана и для морских портов, не обладающих смежными акваториями, но расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации.
4. Администрация морского торгового порта и администрация морского специализированного порта осуществляют свою деятельность в соответствии с положением об администрации морского торгового и морского специализированного порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Администрация морского рыбного порта осуществляет свою деятельность в соответствии с положением об администрации морского рыбного порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
5. В целях координации и повышения эффективности основных направлений деятельности морского порта при администрации морского порта может создаваться консультативный орган - Совет порта. В Совет порта входят начальник администрации морского порта, капитан порта, руководитель (генеральный директор, директор) порта, а также руководители органов государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации. В Совет порта могут включаться представители органов местного самоуправления и органов управления юридических лиц, осуществляющих основную деятельность по оказанию портовых услуг.
Статья 11. Основные функции администрации морского порта
Основными функциями администрации морского порта являются:
1) обеспечение государственного портового контроля;
2) обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту в соответствии со статьей 74 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
3) создание и обеспечение систем функционирования систем управления движением судов;
4) создание и обеспечение функционирования систем поиска и спасения людей;
5) осуществление контроля за состоянием объектов и технических средств, обеспечивающих экологическую безопасность на территории и акватории морского порта;
6) организация и осуществление работ по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения акватории порта нефтью;
7) осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) определение порядка взимания и использования портовых сборов;
9) осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
10) содействие в создании условий для обеспечения санитарного, таможенного, пограничного и других видов контроля, осуществляемых в морском порту федеральными органами власти в соответствии с их компетенцией;
11) надзор за соблюдением в порту международных договоров и законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания и рыболовства;
12) обеспечение надлежащего состояния и ремонта портовых сооружений;
13) обеспечение контроля за надлежащим использованием сдаваемого в аренду государственного имущества;
14) содействие развитию порта и конкурентоспособности оказываемых им услуг;
15) иные функции, связанные с назначением морского порта и со спецификой его деятельности.
Статья 12. Начальник администрации морского порта
1. Администрацию морского порта возглавляет начальник администрации морского порта, назначаемый на должность и освобождаемый от должности соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
2. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, начальник Единой администрации морского порта назначается федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
3. Начальник администрации морского торгового порта, начальник администрации морского специализированного порта и начальник администрации морского рыбного порта осуществляют свои функции в соответствии с положениями об администрации морского торгового, морского специализированного порта, морского рыбного порта.
Статья 13. Обязательные постановления администрации морского порта
1. Для выполнения возложенных на нее функций администрация морского порта в пределах своих полномочий разрабатывает и издает обязательные постановления, утверждаемые и подписываемые начальником администрации морского порта.
2. Обязательные постановления издаются в целях конкретизации соответствующих положений общих портовых правил, применительно к данному порту, исходя из местных условий, особенностей деятельности и производственных возможностей морского порта.
3. В обязательных постановлениях администрации морского порта указываются:
описание установленных границ территории и акватории морского порта;
правила захода судов в морской порт и выхода из морского порта;
правила плавания судов в акватории морского порта;
правила стоянки судов в морском порту;
технические возможности приема и обработки судов;
правила по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту;
правила пользования средствами связи на акватории морского порта;
соответствующие законодательству Российской Федерации требования таможенного, пограничного, санитарно-карантинного, противопожарного, экологического и других режимов в морском порту;
ответственность за нарушение правил, установленных обязательными постановлениями администрации морского порта, применяемая в соответствии с федеральным законодательством;
иные регулирующие деятельность морского порта правила.
4. Обязательные постановления по морскому порту издаются без указания срока их действия и должны выполнятся всеми гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории и акватории морского порта.
Статья 14. Капитан морского порта
1. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта в объеме и пределах, установленных статьями 74-84 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Капитан морского порта по должности является первым заместителем начальника администрации морского порта.
2. Назначение на должность и освобождение от должности капитана морского порта осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, а капитан морского рыбного порта - федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства.
3. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в морском порту, согласовывают свои действия с капитаном морского порта в случаях, когда их действия касаются вопросов обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
4. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, капитан морского порта Единой администрации морского порта назначается на должность и освобождается от должности совместно соответствующими федеральными органами исполнительной власти и непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти в области транспорта.
Статья 15. Отношения морских портов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить ограничения в деятельность морских портов, а также отвлекать технику и эксплуатационный персонал морских портов на другие работы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Администрация морских портов совместно в уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, разрабатывает планы ликвидации возможных аварий, мероприятий по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям, другим вопросам, касающимся безопасности и охраны природной окружающей среды, разрабатывают схемы и порядок связи при возникновении подобных ситуаций.
3. В случае аварии на территории морского порта, администрация порта незамедлительно приступает к ее ликвидации с одновременным уведомлением об этом органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которой находится морской порт.
Статья 16. Портовые сборы
1. В морских портах за оказание услуг с судов взимаются портовые сборы. Перечень портовых сборов, правила расчета и ставки портовых сборов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Суммы портовых сборов направляются на финансирование деятельности администрации морского порта, в том числе: по обеспечению безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, защиты окружающей среды, надлежащего содержания и развития инфраструктуры морских портов, а также для обеспечения выполнения других функций, возложенных на администрацию морского порта в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
3. Взимание портовых сборов и контроль за их поступлением осуществляет администрация морского порта.
Статья 17. Обеспечение деятельности администрации морского порта
1. Для осуществления функций, возложенных на администрацию морского порта в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, за администрацией морского порта закрепляется на праве оперативного управления имущество, находящееся в федеральной собственности и расположенное на территории морского порта.
2. Имущество администрации морского порта состоит из основных фондов, переданных ей в соответствии с действующим законодательством на праве оперативного управления. Администрация морского порта распоряжается указанным имуществом в пределах установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника переданного имущества и его назначением.
3. Основными источниками формирования имущества администрации морского порта являются:
портовые сборы;
арендная плата от сдачи в аренду земельных участков и имущества, находящегося в федеральной собственности, организациям, осуществляющим деятельность в морском порту;
амортизационные отчисления, кредиты банков, доходы от разрешенной собственником имущества деятельности, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4. Ремонт, строительство и развитие портовых сооружений и объектов, а также содержание администраций морских портов производятся за счет средств, получаемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 18. Имущество морских портов, находящееся в федеральной собственности
К объектам федеральной собственности в морских портах в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся:
1) гидротехнические сооружения (причалы, оградительные, берегоукрепительные сооружения и другие подобного рода объекты);
2) имущество, необходимое для проведения спасательных работ и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных происшествий, в том числе разливов нефти и нефтепродуктов;
3) объекты и средства, необходимые для обеспечения государственного портового контроля;
4) объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;
5) объекты и средства, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи в целях обеспечения безопасности и (или) в условиях чрезвычайных обстоятельств;
6) объекты электрорадионавигационной и технологической связи морского транспорта;
7) объекты и сооружения инспекции портового контроля;
8) имущество производственных объединений водных путей и каналов;
9) специальные спасательные суда, суда для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также необходимые для их деятельности имущество и оборудование;
10) суда противопожарного и ледокольного флота, а также необходимые для их деятельности имущество и оборудование;
11) объекты и технические средства, обеспечивающие экологическую безопасность на акватории морского порта, в том числе природоохранный флот и береговые природоохранные объекты, включая зачистные станции и приемные сооружения;
12) имущество гражданской обороны и мобилизационного запаса;
13) железнодорожные пути федерального железнодорожного транспорта;
14) земельные участки и иное имущество, отнесенное законодательством к федеральной собственности.
Статья 19. Сдача в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного в морских портах
1. Имущество, находящееся в федеральной собственности, может быть передано администрацией морского порта в аренду оператору морского терминала, а также юридическим лицам и физическим лицам предпринимателям, осуществляющим в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона деятельность в морских портах.
2. Средства, полученные в качестве арендной платы за сданное в аренду имущество, находящееся в федеральной собственности, используется в целях осуществления функций, возложенных на администрацию морского порта в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Статья 20. Земли морских портов
1. Землями морских портов являются:
земли водного фонда (земельные участки, занятые водными объектами и связанные с ними, занятые гидротехническими, иными водохозяйственными сооружениями и объектами);
земли транспорта (земельные участки размещения морских портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, морских вокзалов, привокзальных площадей и других портовых сооружений, необходимых для обеспечения деятельности морских портов, а также выделения береговой полосы).
2. Земли морских портов с учетом обеспечения функционирования их объектов и сооружений, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и собственности юридических лиц.
3. Права на земельные участки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, возникают по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством, иными федеральными законами. Ограничения оборотоспособности земельных участков в морском порту устанавливаются земельным законодательством.
4. Использование земельных участков осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, и условиями, выполнение которых обеспечивает безопасность эксплуатации морских портов.
Статья 21. Использование акватории морского порта
1. В состав акватории морского порта входят подходы к порту, а также фарватеры и каналы, соединяющие отдельные районы порта, рейды и гавани.
2. Акватория морского порта находится в федеральной собственности и предоставляется администрации морского порта безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Обязательное страхование ответственности в морском порту
1. Страхование ответственности администрации морского порта за вред, который может быть причинен пользователям морского порта или третьими лицам, при осуществлении ими своей деятельности, носит обязательный характер.
2. Объектом страхования могут быть имущественные интересы администрации морского порта, связанные с ее обязанностью возместить вред, причиненный личности или имуществу юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в морском порту.
3. Юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны страховать свою ответственность за вред, который может быть причинен ими в связи с осуществлением их деятельности в морских портах.
Глава III. Обеспечение безопасности в морских портах
Статья 23. Обеспечение режима и охраны правопорядка в морском порту
1. Администрация морского порта обязана принимать меры по обеспечению безопасности в морском порту и противодействовать актам незаконного вмешательства в его деятельность.
2. Обеспечение режима в морском порту, открытом для захода иностранных судов, охрана правопорядка, обеспечение пожарной безопасности в порту осуществляются во взаимодействии с администрацией порта органами внутренних дел, подразделениями иных федеральных органов исполнительной власти, реализующими полномочия в пределах их компетенции, а также иными организациями, осуществляющими свою деятельность в морском порту.
3. Обеспечение пропускного и внутреннего режимов охраны объектов в морском порту осуществляется органами внутренних дел или подразделениями ведомственной охраны на договорной основе с организациями, осуществляющими свою деятельность в морском порту.
Статья 24. Государственный портовый контроль
В морских портах осуществляется государственный портовый контроль по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
Статья 25. Обеспечение защиты морского судоходства в морском порту от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания
1. В случае совершения в морском порту незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, администрация морского порта содействует федеральным органам исполнительной власти в области безопасности и внутренних дел в пресечении этих актов. Для осуществления таких мероприятий администрация выделяет необходимые силы и средства в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
2. Администрация морских портов отвечает за разработку, реализацию и своевременную корректировку плана обеспечения морской безопасности порта, предусматривающего меры по предотвращению незаконных актов в отношении объектов морского порта и судов, находящихся в пределах его акватории, а также усиление режимных мероприятий в порту, экстренный выход судов из его акватории, использование сил и средств аварийно-спасательной службы и пожарных подразделений морского порта в случае совершения незаконных актов и ликвидации их последствий.
3. В случае угрозы или совершения незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, администрация морского порта вправе вводить дополнительные меры контроля за допуском граждан на территорию и акваторию порта, морские терминалы, проведение досмотра на входах, осуществление контроля за передвижением и стоянкой транспортных средств, а также другие меры усиления пропускного и объектного режима.
4. Меры в отношении защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, применимы в пределах территории морского порта, его акватории ко всем судам и организациям в области эксплуатации морского транспорта, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Они распространяются также на суда, плавающие под иностранным флагом. Невыполнение или нарушение требований к обеспечению морской безопасности влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Обеспечение деятельности органов, осуществляющих в морском порту функции государственного контроля
В морских портах, открытых для захода иностранных судов и российских судов заграничного плавания, органам, осуществляющим пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля, выделяются помещения, технологическое оборудование и технические средства для размещения указанных органов и проведения соответствующих видов контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Деятельность морского порта
Статья 27. Органы управления в морском порту
1. Управление деятельностью морского порта осуществляет руководитель (генеральный директор, директор) морского порта.
2. В зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности руководитель морского порта может быть назначен федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, либо в ином порядке, установленном федеральным законом.
Статья 28. Основные виды деятельности в морском порту
В морских портах осуществляется обслуживание судов, а также транспортно-экспедиционное обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы и складские операции, перевозка и обслуживание пассажиров, перевозки грузов и буксировка судов, переработка рыбной продукции, межрейсовый, межпутинный отстой судов рыбопромыслового флота, ремонт судов и иные виды деятельности, связанные с торговым мореплаванием, транспортировкой грузов и комплексным обслуживанием рыбопромысловых судов.
Статья 29. Имущество морских портов, находящееся в собственности юридических и физических лиц
Имущество, перечисленное в статье 18 настоящего Федерального закона, может находиться в собственности юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, если оно было приватизировано до вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если объекты построены за счет собственных средств порта или средств, привлеченных инвесторами.
Статья 30. Оператор морского терминала
1. Оператор морского терминала в соответствии с предоставленной в установленном порядке лицензией осуществляет свою деятельность в морском порту на основе заключаемых с морским портом и потребителями портовых услуг договоров.
2. Оператор морского терминала услуги, связанные с обработкой и транспортировкой грузов потребителей портовых услуг, оказывает по правилам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, независимо от того, в торговом, в рыбном или в морском специализированном порту они производятся.
3. В случаях, когда в момент прибытия груза в морской порт договор с оператором морского терминала на предоставление услуг относительно этого груза отсутствует, решение всех вопросов, касающихся такого груза, является обязанностью перевозчика, доставившего груз в морской порт.
Статья 31. Правила оказания услуг в морских портах
1. Правила оказания в морских портах услуг, касающиеся грузов и транспортных средств, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с участием заинтересованных ведомств и организаций.
2. Правила оказания в морских портах услуг пассажирам, касающиеся багажа и груза для личных (бытовых) нужд, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Услуги морских портов, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, оказываются на основе публичного договора в соответствии с правилами статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Морские порты не вправе отказывать в предоставлении таких услуг всем юридическим и физическим лицам, за исключением случаев, когда такой отказ вызван обстоятельствами непреодолимой силы, необходимостью устранения или предотвращения неисправности и повреждения сооружений и оборудования, обеспечивающих выполнение портом своих функций, устранения или предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, а также других исключительных случаев.
Статья 32. Предпринимательская деятельность в морском порту
1. На территории морского порта деятельность юридических лиц, а также физических лиц - предпринимателей, выполняемая в том числе в соответствии с выданной в установленном порядке лицензией, допускается только при наличии соответствующих договорных отношений между морским портом и названными лицами, либо на основании выданного в установленном порядке разрешения администрации морского порта.
2. В договорах, заключаемых морским портом с юридическими и физическими лицами - предпринимателями, имеющими разрешение (лицензию) на право осуществления определенной деятельности в морском порту, должны быть определены права и обязанности сторон, а также иные условия, обеспечивающие защиту прав сторон.
3. Реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг лицами, осуществляющими свою деятельность в морском порту, производится на основании публичного договора, заключаемого по правилам статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Статья 33. Тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и другие услуги в морских портах
1. Тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и другие услуги, предоставляемые в морских портах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в пределах их компетенции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
2. В случае если решение об установлении тарифов на услуги принято без достаточного обоснования, в результате чего морскому порту причинены убытки, морской порт вправе требовать возмещения причиненных убытков, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Цены на работы и услуги морских портов, на которые тарифы не установлены, определяются по соглашению сторон.
Статья 34. Грузы в морских портах
1. Погрузка и выгрузка грузов в морских портах, открытых для производства грузовых операций, осуществляется морскими портами за счет грузоотправителей или грузополучателей.
2. В случаях, когда легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе груз сдан для перевозки под неправильным наименованием и при приеме груза в обычных условиях нельзя было удостовериться в его опасных свойствах, такой груз может быть, в зависимости от обстоятельств, обезврежен или уничтожен в любое время, без возмещения убытков грузоотправителю, грузополучателю либо другому лицу, действующему на ином законном основании в отношении данного груза. Применительно к грузам, находящимся под таможенным контролем, указанные действия производятся с информированием соответствующего таможенного органа.
3. Оператор морского терминала имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с принятием мер, указанных в пункте 2 настоящей статьи, грузоотправителем или его представителем, обязанным информировать об опасном характере груза.
4. Грузополучатель обязан принять и вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Выдача груза получателю осуществляется по предъявлении одного из оригиналов коносамента (накладной). Прибывшие грузы хранятся в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. За хранение груза сверх указанного срока взыскивается сбор в размере, предусмотренном тарифом.
Сроки и порядок хранения груза в морских портах устанавливаются, соответственно, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Ответственность за порчу или повреждение грузов, происшедших вследствие несвоевременного их вывоза, несет грузополучатель.
Статья 35. Регулирование отношений между морскими портами и перевозчиками смежных видов транспорта
1. Организация работы по обеспечению обработки транспортных средств и перевалки грузов в порту осуществляется на основе договоров, предусмотренных статьей 799 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих взаимные права и обязанности организаций различных видов транспорта.
2. Грузы, доставленные в пункты перевалки до наступления объявленного срока окончания приемки грузов, принимаются портами от железных дорог беспрепятственно. Если такие грузы не могут быть доставлены в пункты назначения в связи с прекращением навигации, порты обязаны по согласованию с грузоотправителями решить, как поступить с такими грузами. Грузы, доставленные в пункты перевалки после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы портом с согласия грузоотправителя на хранение.
3. Условия работы перевалочных пунктов определяются узловыми соглашениями, заключаемыми сроком на 5 лет соответственно между железной дорогой и морским портом, предприятием автомобильного транспорта, а при прямом водном сообщении между морскими и речными портами.
Статья 36. Узловые соглашения
1. В узловом соглашении определяются следующие условия:
а) места передачи грузов;
б) сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;
в) фрахты загрузки и разгрузки вагонов;
г) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборке и др.;
д) место оформления документов;
е) пломбирование вагонов и других транспортных средств (в том числе наложение закруток);
ж) осмотр вагонов и других транспортных средств на пригодность к погрузке (техническое и коммерческое состояние);
з) другие положения, вытекающие из особенностей работы конкретных морских портов.
2. В случае изменения технического оснащения либо технологии работы порта или организаций смежных видов транспорта, узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.
Статья 37. Свод обычаев морского порта
1. Свод обычаев морского порта представляет собой собрание обычаев делового оборота (правил поведения), не закрепленных в действующем законодательстве, сложившихся на основе многолетней практики и применяемых на практике в морском порту.
2. Обычаи морского порта собираются, обобщаются и издаются администрацией морского порта.
При подготовке Свода обычаев морского порта администрация морского порта должна учитывать интересы судовладельцев, потребителей портовых услуг и иных клиентов морского порта.
Глава V. Ответственность за нарушение законодательства о морских портах
Статья 38. Ответственность морских портов за вред, причиненный окружающей среде
1. Морские порты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, ненадлежащее использование земель, находящихся в пользовании морских портов.
2. При нанесении вреда окружающей природной среде в результате ненадлежащей технологической эксплуатации объектов морского порта или аварии на объектах морского порта на морские порты наряду с санкциями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, возлагается обязанность восстановления природной окружающей среды.
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства в морских портах
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, в зависимости от характера и серьезности нарушений законодательства о морских портах могут быть:
1) предупреждены администрацией морского порта;
2) оштрафованы в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) в соответствии с действующим законодательством привлечены к гражданско-правовой или уголовной ответственности.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Подзаконные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.