Пояснительная записка
Морские порты Российской Федерации представляют собой важнейшее звено в цепи субъектов, осуществляющих обслуживание морских перевозок грузов, пассажиров и багажа и имеющих для этих целей необходимое оборудование и сооружения. Одновременно морские порты являются сосредоточением экономических, юридических и других отношений транспортных организаций и товаропроизводителей.
Значительна роль портов в развитии и использовании транзитного потенциала России, ускорении товародвижения и внешней торговли, защите стратегических экономических интересов России.
Наряду с производственной деятельностью в морских портах реализуется таможенная, пограничная, экологическая и иммиграционная политика, осуществляются контрольные функции и решаются другие важнейшие государственные задачи.
В то же время, в Российской Федерации сложилось положение, при котором деятельность в морских портах нуждается в кардинальном обновлении нормативно-правовой базы, в первую очередь - по проблемам государственного регулирования, взаимоотношений государственных структур с коммерческими организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в портах, взаимодействия стивидорных компаний с транспортными организациями, а также по вопросам, связанным с обеспечением безопасности в морских портах, установлением и взиманием портовых сборов и др.
Необходимость разработки и принятия Закона о морских портах Российской Федерации обусловлена не только вышеназванными объективными обстоятельствами. Пункт 5 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее по тексту - КТМ РФ) устанавливает, что деятельность морских портов осуществляется в соответствии с законом о морских портах. Таким образом, должна быть устранена неполнота правового регулирования взаимоотношений, возникающих в морских портах, поскольку в КТМ РФ морским портам посвящена всего одна статья. Для сравнения следует подчеркнуть, что в КТМ СССР 1968 г. морским портам была посвящена глава IV, состоящая из 19 статей (ст.ст.60-78), которые подробно регулировали возникающие в морских портах взаимоотношения различных субъектов. При этом учитывалось, что вся деятельность в морских портах, связанная с перевозочным процессом, регулируется Кодексом торгового мореплавания.
Проект закона составлен с учетом положений Конституции Российской Федерации, а также в полном соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с деятельностью морских портов.
В законопроекте закреплено положение о том, что правовой режим морских торговых, рыбных и специализированных портов является единым. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ и законодательством, регулирующим вопросы приватизации, морские порты могут находиться в различных формах собственности (федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной). Услуги, предоставляемые морскими портами, относятся к сфере, регулируемой законом "О естественных монополиях", что, безусловно, определяет особые условия его функционирования, которые отражены в проекте закона.
В проекте закона особо выделена роль и значение администраций морских портов, на которые возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию и рыболовству; осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства. Закреплен статус администраций морских портов как государственных учреждений, которые должны быть созданы во всех морских портах, независимо от формы собственности.
В проекте закона специальная статья посвящена перечню имущества, которое находится в федеральной собственности. Это сделано в связи с тем, что в настоящее время перечень портового имущества, которое может находиться в федеральной собственности, закреплено в различных законодательных актах и имеет разный правовой режим, что не исключает в дальнейшем изменение названной формы собственности. Перечисление в проекте закона имущества, которое находится в федеральной собственности, сохранит эту собственность для использования ее по назначению, обеспечит стабильную работу администраций морских портов. Существенное место занимают в законопроекте нормы, регулирующие использование этого имущества.
В тоже время в проекте закона допускается возможность нахождения имущества в частной собственности, если оно было приватизировано в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанные объекты были построены за счет негосударственных средств.
В проекте закона учтено, что организации, находящиеся в морских портах, в некоторых случаях являются участниками правоотношений, связанных с перевозкой грузов, в связи с этим используется понятие "оператор морского терминала", которое не часто встречается в законодательстве Российской Федерации. В законопроекте дано определение названного понятия и предусмотрено, что оператор морского терминала осуществляет свою деятельность в морских портах на основании договоров с потребителями портовых услуг. Фактически оператор морского терминала при наличии соответствующей лицензии выступает перед заказчиками в качестве экспедитора со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Отдельные положения проекта закона посвящены взаимоотношениям морских портов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При разработке проекта учитывалось то обстоятельство, что морские порты находятся на территориях субъектов Российской Федерации и администрации морских портов сотрудничают с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Российской Федерации. Также в целях координации деятельности в морском порту как вариант в статье 10 предлагается создание консультативного органа - Совета порта.
Принятие закона "О морских портах Российской Федерации" не повлечет увеличения расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
В связи с принятием данного закона необходимо будет принять нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования и сертификации видов деятельности в морских портах, порядок государственной регистрации морских портов и ведения Государственного реестра морских портов Российской Федерации.
Соответствующие федеральные органы исполнительной власти должны будут принять положение об администрации морского торгового и морского специализированного порта и положение об администрации морского рыбного порта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.