Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом
департамента лесного хозяйства
Тамбовской области
от 21.11.2023 N 183
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте лесного хозяйства Тамбовской области (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте лесного хозяйства Тамбовской области (далее - антимонопольный комплаенс) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности департамента лесного хозяйства Тамбовской области (далее - Департамент) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента.
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Задачами антимонопольного комплаенса Департамента являются:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски);
управление комплаенс-рисками;
контроль за соответствием деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса Департамента.
1.4. При организации антимонопольного комплаенса Департамент руководствуется следующими принципами:
заинтересованность руководства Департамента и его структурных подразделений в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки комплаенс-рисков;
обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
Уполномоченное подразделение и коллегиальный орган Департамента
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется директором Департамента (далее - Директор), который:
вводит в действие нормативный правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими и работниками Департамента правил антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту комплаенс-рисков Департамента;
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Департамента;
- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Функции, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, возлагаются на отдел правового обеспечения Департамента (далее - Уполномоченное подразделение).
2.3. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - коллегиальный орган), возлагаются на общественный совет при Департаменте.
2.4. Координацию организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте осуществляет заместитель директора Департамента, курирующий Уполномоченное подразделение, который:
- организует взаимодействие между структурными подразделениями Департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- информирует Директора о нормативных правовых актах и иных документах Департамента, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречат антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом и организацию содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
- осуществляет координацию взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;
- вносит на утверждение Директору, с учетом предложений структурных подразделений Департамента, карты комплаенс-рисков Департамента;
- вносит на утверждение Директору план мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Департамента, разработанный с учетом предложений структурных подразделений Департамента;
- организует подписание Директором и утверждение коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
- представляет Директору на утверждение правовой акт об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственные документы Департамента, регламентирующие процедуры антимонопольного комплаенса;
- вносит на утверждение Директору ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса.
2.5. К компетенции Уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
- выявление во взаимодействии со структурными подразделениями Департамента комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
- подготовка, с учетом предложений структурных подразделений Департамента, карты комплаенс-рисков и плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Департамента;
- определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса с учетом предложений структурных подразделений Департамента;
- подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе с учетом предложений структурных подразделений Департамента;
- консультирование служащих Департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- подготовка правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Департамента, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Департамента, разработка предложений по их исключению;
- проведение служебных проверок в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- ознакомление граждан Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Департамента, а также на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе;
- информирование Директора о нормативных правовых актах и иных документах Департамента, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
2.6. К функциям коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Департамента в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка комплаенс-рисков Департамента
3.1. В целях выявления комплаенс-рисков Уполномоченным подразделением, с учетом представленных структурными подразделениями Департамента материалов, на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ проектов нормативных правовых актов Департамента и действующих нормативных правовых актов Департамента, относящихся к сфере деятельности Департамента и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству;
- обобщение проведенных отделами Департамента мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков Департамента.
3.2. Один раз в год Уполномоченным подразделением осуществляется анализ выявленных в Министерстве нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, Штрафов, жалоб, возбужденных дел). При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях Департамента, о наличии выявленных антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте. Перечень нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте должен содержать классифицированные по сферам деятельности Департамента сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.3. Анализ действующих актов Департамента на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится один раз в год. При проведении Уполномоченным подразделением анализа действующих актов Департамента реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исчерпывающего перечня действующих актов Департамента, принятых в рамках реализации положений федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции в лесных отношениях, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте Департамента уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление Директору сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в действующие акты Департамента.
3.4. При проведении анализа проектов актов Департамента на предмет соответствия их антимонопольному законодательству Уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Департамента проекта акта Департамента и пояснительной записки к нему с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию с привлечением профильного отдела Департамента;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту акта Департамента, по итогам которой подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта Департамента положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Департаменте Уполномоченным подразделением выполняются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Департаменте;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Департаменте;
в) проведение (один раз в год) рабочих совещаний по обсуждению результатов правоприменительной практики в Департаменте, по итогам которых составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения (при их наличии).
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Департамента по развитию конкуренции;
б) выдача Департаменту предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение в отношении Департамента дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение Департамента к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Выявляемые комплаенс-риски распределяются Уполномоченным подразделением, с учетом мнения структурных подразделений Департамента, по уровням согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением составляется карта комплаенс-рисков Департамента по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.9. В карту рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
3.10. Карта комплаенс-рисков составляется один раз в год, утверждается Директором и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.11. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков Департамента включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Порядок ознакомления государственных гражданских служащих и работников Департамента с настоящим Положением
При поступлении на государственную гражданскую службу, а также при приеме на работу в Департамент на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен с настоящим Положением Уполномоченным подразделением.
5. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков ("дорожная карта")
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков Департамента.
Уполномоченным подразделением совместно со структурными подразделениями Департамента на основе карты комплаенс-рисков.
Департамента разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Департамента (далее - Дорожная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
5.2. Дорожная карта разрабатывается ежегодно и утверждается Директором.
5.3. Дорожная карта размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.4. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения Дорожной карты с привлечением структурных подразделений Департамента.
5.5. Информация об утверждении и исполнении Дорожной карты включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы (работоспособности) системы Департамента комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются для Департамента в целом.
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления Департамента комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Уполномоченным подразделением с привлечением структурных подразделений Департамента и утверждаются Директором.
6.5. Уполномоченным подразделением ежегодно проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.6. Уполномоченное подразделение при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.7. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
- карту комплаенс-рисков Департамента, утвержденную Директором;
- ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные Директором;
- план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Департамента, утвержденный Директором.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать
следующую информацию:
- о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков Департамента;
- об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Департамента;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется Уполномоченным подразделением на основании предложений структурных подразделений Департамента. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (один раз в год) заместителем Директора, курирующим Уполномоченное подразделение.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.