В соответствии с частями 3 и 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 31 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, приказом Ространснадзора от 29.09.2021 N ВБ-853фс "Об организации работы по обобщению правоприменительной практики" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2023 год (далее - Доклад).
2. Начальнику Управления государственного автомобильного и дорожного надзора (Я.Н. Асташов) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в трехдневный срок со дня утверждения.
Руководитель |
В.Ф. Басаргин |
Утвержден
приказом Ространснадзора
от 29.03.2024 N ВБ-116фс
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2023 год
Общие положения
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2023 год подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Цели доклада:
- обеспечение единства применения органами государственного контроля (надзора) и территориальными органами законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) путем их доведения до сведения контролируемых лиц;
- проведение анализа нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольных (надзорных) функций;
- повышение результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности;
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих основных задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - автодорожный надзор) осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, следующими Межрегиональными территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по федеральным округам (далее - МТУ Ространснадзора, территориальные органы):
|
МТУ Ространснадзора, город дислокации |
Поднадзорная территория |
1 |
МТУ Ространснадзора по Центральному федеральному округу, г. Москва |
г. Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области |
2 |
МТУ Ространснадзора по Северо-Западному федеральному округу, г. Санкт-Петербург |
г. Санкт-Петербург, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Республики Карелия, Коми, Ненецкий АО |
3 |
МТУ Ространснадзора по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону |
Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край, Республики Адыгея, Калмыкия, Крым, г. Севастополь |
4 |
МТУ Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород |
Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Удмуртская, Чувашская Республики, Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан,# область, Пермский край |
5 |
МТУ Ространснадзора по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург |
Курганская, Свердловская, Тюменская Челябинская области, ХМАО - Югра, ЯНАО |
6 |
МТУ Ространснадзора по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск |
Новосибирская, Омская области, Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Красноярский край, Республики Тыва, Хакасия, Томская, Иркутская области |
7 |
МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу, г. Владивосток |
Хабаровский, Приморский, Камчатский, Забайкальский край, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Чукотский АО, Республики Бурятия, Саха (Якутия), Еврейская АО |
8 |
МТУ Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Нальчик |
Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Ставропольский край |
Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение:
1) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18, статьями 21.1 и 27 настоящего Федерального закона;
2) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;
3) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;
4) обязательных требований к осуществлению:
а) проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
б) движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);
в) проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;
г) эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
д) работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;
5) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:
а) к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;
б) к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;
в) к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств;
г) к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов);
д) к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок;
е) к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;
6) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок:
а) к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок;
б) к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов);
в) к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;
г) к перевозке пассажиров автобусами;
д) к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);
е) к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;
7) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;
8) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:
а) к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем:
проведения стажировки водителей;
проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки;
повышения квалификации и профессионального мастерства водителей;
б) к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
в) к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
г) к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
д) к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;
е) к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
9) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):
а) к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
б) к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
в) к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);
г) к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
д) к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;
е) к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
ж) к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;
10) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;
11) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;
12) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
13) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
14) обязательных требований к порядку, срокам и способам размещения владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.
Объектами автодорожного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие):
деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);
деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;
деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями;
деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;
деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также по размещению владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов;
деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
б) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования:
внесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам таких автомобильных дорог;
внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
дорожно-строительные материалы, указанные в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
дорожно-строительные изделия, указанные в приложении N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
в) производственные объекты:
остановочный пункт, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции;
транспортное средство;
автомобильная дорога общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения на ней;
примыкания к автомобильным дорогам федерального значения, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;
объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Профилактическая работа
В рамках поставленной задачи о переносе акцента работы контрольно-надзорных органов с проверочной на предупредительную в 2023 году территориальными органами Ространснадзора, в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на 2023 год, утвержденной приказом Ространснадзора от 20.12.2022 N ВБ-583фс "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год", проведена следующая профилактическая работа.
Количество проведенных профилактических мероприятий - всего, в том числе: |
919067 |
информирование (количество фактов размещения информации на официальном сайте контрольного (надзорного) органа) |
10016 |
обобщение правоприменительной практики (количество докладов о правоприменительной практике, размещенных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа) |
1 |
объявление предостережения |
131449 |
консультирование |
726352 |
профилактический визит, из них: |
51249 |
обязательный профилактический визит |
6530 |
профилактический визит по заявлению контролируемого лица |
3388 |
Анализ аварийности на автомобильном транспорте поднадзорных хозяйствующих субъектов
В Российской Федерации по данным ГУОБДД МВД РФ в 2023 году было совершено 2 809 ДТП, произошедших по вине водителей автобусов перевозчиков, имеющих лицензию, в которых погибло 126 человек и пострадало 4 365 человек.
С учетом действия моратория на проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) органами прокуратуры было согласовано проведение Госавтодорнадзором 98 проверок, по результатам которых объявлено 5 предупреждений, вынесено 63 постановления по делам об административных правонарушениях, выдано 65 предписаний об устранении нарушений законодательства, привлечено к административной ответственности 40 юридических лиц, 34 должностных лица и 42 индивидуальных предпринимателя.
Результаты контрольно-надзорной деятельности Госавтодорнадзора за 2023 год
Контрольная (надзорная) деятельность Госавтодорнадзора в 2023 году была организована в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ и постановления N 336.
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием - всего, в том числе: |
330 |
плановых, из них: |
190 |
инспекционный визит, в том числе: |
142 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
142 |
документарная проверка, в том числе: |
9 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
9 |
выездная проверка, в том числе: |
39 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
33 |
внеплановых, из них: |
140 |
инспекционный визит, в том числе: |
37 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
29 |
документарная проверка, в том числе: |
16 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
11 |
выездная проверка, в том числе: |
87 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
62 |
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия - всего, в том числе: |
54701 |
выездное обследование, из них: |
1859 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
1119 |
наблюдение за соблюдением обязательных требований, из них: |
52842 |
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
29876 |
За 2023 год автодорожный надзор проведен в отношении 357 740 контролируемых лиц, из них у 141 044 выявлено 463 563 нарушения обязательных требований, возбуждено 3 108 061 дел об административных правонарушениях, по результатам которых вынесено 3 100 547 постановлений о привлечении к административной ответственности, в том числе в виде:
административного ареста - 31;
административного приостановления деятельности - 41;
предупреждения - 61088
административного штрафа - 3039387.
Общая сумма наложенных штрафов составила 25 609 535 тыс. руб., из них фактически взыскано, с учетом статьи 32.2 КоАП РФ, - 8 933 716 тыс. руб.
Механизм досудебного обжалования
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 определен перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г. Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве включен в указанный перечень.
В соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" обеспечен досудебный порядок рассмотрения жалоб контролируемых лиц исключительно через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В порядке досудебного обжалования в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в 2023 году поступило 6 жалоб, из них 1 - ходатайство о продлении срока ранее выданного предписания, по которым приняты следующие решения:
по 2 жалобам вынесены отказы в рассмотрении;
3 жалобы оставлены без удовлетворения;
1 обращение удовлетворено, продлен срок исполнения ранее выданного предписания.
Нарушения сроков рассмотрения жалоб на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц допущено не было.
Низкое количество жалоб может свидетельствовать о соблюдении должностными лицами территориальных органов при осуществлении автодорожного надзора требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Типичные нарушения обязательных требований на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами)
Типичные нарушения обязательных требований |
Статья КоАП РФ |
Количество нарушений, ед. |
Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн |
Ст. 12.21.3 |
1 543 333 |
1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог |
Ст. 12.21.4 |
1 215 666 |
1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства |
Ст. 12.21.1 |
59 996 |
1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа |
ч. 1 ст. 11.23 |
15 616 |
1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов |
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом |
ч. 6 ст. 12.31.1 |
12 863 |
Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств |
ч. 3 ст. 12.31.1 |
9 827 |
1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств |
ч. 2 ст. 12.31.1 |
8 695 |
1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха РФ |
ч. 3 ст. 11.23 |
4 805 |
1) Отсутствие требовательности к подготовке и уровню знаний водительского состава; 2) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
б) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию
Типичные нарушения обязательных требований |
Статья КоАП РФ |
Количество нарушений, ед. |
Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Отсутствие работника, назначенного приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью |
ч. 3, 4 ст. 14.1.2, ч. 2, 3 ст. 19.20 |
4 253 |
1) Экономия расходов денежных средств субъектов; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Незаполнение путевых листов в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" | |||
Неоснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS | |||
Невключение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом дополнительных автобусах для осуществления лицензируемой деятельности | |||
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии |
ч. 1, 2 ст. 14.1.2, ч. 1 ст. 19.20 |
520 |
1) Низкий показатель уровня правовой грамотности населения, учитывающий все многообразие знаний, навыков и установок в области лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов |
в) деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями
Типичные нарушения обязательных требований |
Статья КоАП РФ |
Количество нарушений, ед. |
Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг |
Ст. 9.13 |
5 082 |
1) Отсутствие финансирования; 2) Отсутствие технической возможности; 3) Сознательное нарушение в целях экономии финансов |
г) деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок
Типичные нарушения обязательных требований |
Статья КоАП РФ |
Количество нарушений, ед. |
Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушение режима труда и отдыха водителей |
Ч. 3 ст. 11.23 |
67 889 |
Желание увеличить доходы за счет сокращения времени отдыха |
Управление транспортным средством без тахографа, либо с нарушением требований к использованию тахографа |
Ч. 1 ст. 11.23 |
64 341 |
1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства за работоспособностью тахографа; 2) Сознательное выведение тахографа из строя для сокрытия переработки |
Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку |
Ст. 11.27 |
14 722 |
Умышленные действия с целью сокрытия документов на перевозку |
Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства |
Ч. 2 ст. 12.25 |
4 224 |
1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации с целью сокрытия иного правонарушения |
Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения |
Ст. 11.29 |
1381 |
1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
д) деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения
Типичные нарушения обязательных требований |
Статья КоАП РФ |
Количество нарушений, ед. |
Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, в том числе: |
Ст. 14.43 |
2 610 |
Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
дефекты покрытия проезжей части (просадки, выбоины, трещины и т.д.) |
Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
||
отсутствие или повреждение технических средств организации дорожного движения, предусмотренных проектом (схемой) организации дорожного движения | |||
нарушения по зимнему содержанию автомобильной дороги (наличие зимней скользкости, снежных валов в неустановленных местах, участков уплотнения снежного покрова на проезжей части мостовых сооружений). |
Недостаточное количество дорожной техники и запасов противогололедных материалов у подрядных организаций, осуществляющих содержание автомобильной дороги |
||
несоответствие применяемых дорожно-строительных материалов и изделий требованиям ТР ТС 014/2011 (отсутствие сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, отсутствие на изделии единого знака обращения продукции) |
Непроведение подрядными организациями входного контроля поступающих дорожно-строительных материалов и изделий, и неосуществление заказчиком выборочного контроля. |
||
наличие съездов с автомобильной дороги в неустановленных местах |
Расположение вдоль автомобильных дорог общего пользования полей сельскохозяйственного назначения, объектов коммерческого предназначения, частного сектора |
||
размещения средств наружной рекламы в полосе отвода или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения | |||
нарушения по размещению и эксплуатации объектов дорожного и придорожного сервиса (отсутствие и (или) невыполнение технических условий, нарушения нормативного состояния дорожного покрытия, освещения, дорожных знаков и т.д.) |
Отсутствие должного контроля со стороны владельцев автомобильных дорог |
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве" в части определения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц и возможности самообследования.
Одновременно полагаем целесообразным предусмотреть обязанность контролируемого лица информировать о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших выдаче предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Кроме того, в настоящее время отсутствует возможность привлечения к административной ответственности при поступлении информации о правонарушении без проведения постоянного рейда, в связи с чем виновное лицо избегает предусмотренной ответственности. Полагаем целесообразным внесение соответствующих изменений в КоАП РФ.
В соответствии с постановлением N 336 не осуществляется государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части реализации ими полномочий в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства.
При этом, пунктом 11 (3) постановления N 336 закреплено, что до 2030 года в планы проведения плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Одновременно следует обратить внимание, что ни Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", ни Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит требований об определении категории риска органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На основании изложенного Ространснадзор не может осуществлять свои полномочия в указанной части.
Полагаем целесообразным исключить вышеуказанные нормы из постановления N 336 и рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен доклад о правоприменительной практике по федеральному госконтролю (надзору) на автотранспорте, городском наземном электротранспорте и в дорожном хозяйстве за 2023 г.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29 марта 2024 г. N ВБ-116фс "Об утверждении доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2023 год"
Опубликование:
-