Решение Приморского краевого суда от 15 января 2024 г. по делу N 3а-14/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Джафаровой В.Э.
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца - адвоката Ковалёва Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Невада" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - КГКУ "Управление землями имуществом на территории Приморского края", администрация города Владивостока, об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное распоряжение 28 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.pravo.gov.ru) и в издании "Приморская газета", выпуск N 100 (1939).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объекты недвижимости - нежилые помещения, а именно: помещение с кадастровым номером N площадью 5618,2 кв. м, под пунктом N; помещение с кадастровым номером N площадью 9,9 кв. м, под пунктом N, включены в вышеназванный Перечень.
ООО "Невада" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес> (лит 1,2) этажи 1,4 цокольные, включение которых в соответствующий Перечень, влечет за собой необходимость производить уплату налога на имущество в размере, исчисляемом исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Между тем, указанные объекты недвижимости не обладали признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ
ООО "Невада" обращалось к административному ответчику с заявлением об исключении объектов недвижимости с кадастровым номером N и N из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, однако письмом N от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края отказало в удовлетворении заявления ООО "Невада", при этом сообщив, что названные объекты недвижимости включены в Перечень на 2022 год Министерством по предложению администрации Владивостокского городского округа и мероприятий, направленных на определение вида фактического использования указанных объектов недвижимости не проводилось.
Просит признать недействующими пункты N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений госпошлину в размере 4500 рублей.
До судебного заседания судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены КГКУ "Управление землями имуществом на территории Приморского края", администрация города Владивостока.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, согласно представленного письменного отзыва с заявленными требованиями не согласился указав, что действия министерства земельных и имущественных отношений Приморского края по включению спорных объектов недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными, названные объекты недвижимости включены в Перечень на 2022 год по предложению администрации Владивостокского городского округа. На момент формирования и утверждения Перечня на 2022 год, у Министерства отсутствовали основания инициировать проведения обследования объектов (отзыв прилагается).
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, представив письменные пояснения на иск, из которых следует, что министерством в 2021, 2022 годах в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, расположенные по адресу: <адрес>, не включались, в связи с чем осмотры указанных объектов недвижимости сотрудниками учреждения не проводились.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Владивостока, в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещены судом.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное распоряжение 28 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http:// www.pravo.gov.ru) и в издании "Приморская газета", выпуск N 100 (1939).
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Вышеуказанным нормативным правовым актом объекты недвижимости - нежилые помещения принадлежащие ООО "Невада" на праве собственности, включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год: помещение с кадастровым номером N площадью 5618,2 кв. м, под пунктом N; помещение с кадастровым номером N площадью 9,9 кв. м, под пунктом N.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Как указывалось выше, в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
В судебном заседании установлено, что нежилые помещения включены в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления, по предложению администрации города Владивостока на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащие ООО "Невада" объекты недвижимости: с кадастровым номером N имеет наименование: "здание-гаражи", назначение: нежилое. Объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование: "здание-сторожка", назначение: нежилое.
Указанные объекты недвижимости фактически используются согласно своему назначению.
Данные о виде разрешенного использования помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Вышеуказанные здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером N площадью 3394+/-20 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", имеющем вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания с гаражами".
Согласно техническому паспорту объект недвижимости - здание "Гаражи", расположенное по адресу: <адрес>, имеет помещения: гаражи (цокольные этажи), рампу, объект незавершенного строительством надстройка гаража-стоянки с постом ТО;
Здание "Сторожка" расположенное по адресу: <адрес>, единое помещение и иных помещений не имеет.
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащих административному истцу объектов недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку спорные здания не имеют в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, до принятия Перечня объектов на 2022 год Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края должно было выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как установлено судом, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта Перечня на 2022 год не принималось. Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не представлено.
Акт обследования объектов недвижимого имущества, составление которого предусмотрено пунктом 6 Порядка (в действующей редакции), до утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не составлялся.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорные помещения исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также исходя из наименования и назначения зданий, и вида разрешенного использования соответствующего земельного участка не могло быть отнесено к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, и не подлежало включению в Перечень на 2022 год.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочно, основано на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемых нежилых помещений, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО "Невада" критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункты N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Разрешая требования административного истца о возмещении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.
По смыслу главы 10 КАС РФ принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Как следует из материалов административного дела, при подаче административного искового заявления административным истцом ООО "Невада" уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, что подтверждаются чеком-ордером ПАО Сбербанк от 30 октября 2023 года.
Таким образом, понесенные ООО "Невада" расходы в связи с рассмотрением настоящего административного дела, подлежат взысканию с Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, как органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Невада" об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Пункты N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Невада" расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 15 января 2024 г. по делу N 3а-14/2024
Опубликование:
-