Решение Приморского краевого суда от 29 января 2024 г. по делу N 3а-15/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Джафаровой В.Э.
с участием прокурора Химич В.В.
представителя административного истца Лозовицкого А.Е.
представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Охапкиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черныш Т.Г. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", администрация Уссурийского городского округа Приморского края, об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное распоряжение 30 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости принадлежащий административному истцу на праве собственности - нежилое здание с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" под пунктом 9434.
Административный истец с включением принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости в указанный Перечень объектов не согласна, поскольку доказательств тому, что спорный объект в ЕГРН обозначен как торговый центр, предназначен для размещения торговых объектов, или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, не имеется, здание ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не попадает под критерии, установленные в силу статьи 378.2 НК РФ и Постановления Администрации Приморского края N 105-ПА "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций". Установление фактического использования отдельно стоящего нежилого здания министерством имущественных отношений Приморского края либо иным уполномоченным органом, не проводилось.
Просит признать недействующим пункт 9434 распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении полном объеме.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась указав, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными, названный объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год министерством по предложению администрации Уссурийского городского округа на основании письма от 29.06.2021 N 11-00/14/2161, порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный перечень. Мероприятия по определению вида фактического использования в отношении спорного объекта невидимости на момент формирования Перечня на 2022 год не проводились. (отзыв прилагается).
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные пояснения, из которых следует, что министерством в 2021, 2022 годах в график мероприятий по определению вида фактического использования объекта нежилого назначения объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, не включался, в связи с чем осмотр указанного объекта недвижимости сотрудниками учреждения не проводился.
Представитель заинтересованного лица - администрации Уссурийского городского округа, в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен судом.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения ( заключение прилагается), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Данное распоряжение 30.12.2021 размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://primorsky.ru).
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Как собственник объекта недвижимости, административный истец обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год под пунктом 9434.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного истца нашли свое подтверждение, поскольку принадлежащий ему объект недвижимости ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование: Управление, производственная база УМУ.
Данные о виде разрешенного использования в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.
Объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка площадью 18242 кв. м с кадастровым номером N __.
Вид разрешенного использования земельного участка - зона промышленной и коммунально-складской застройки для предприятий IV класса, для размещения производственной базы.
Согласно техническому паспорту на объект недвижимости инвентарный N, площадью 697,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, Управление, производственная база УМУ, по состоянию на 05 октября 2006 на первом этаже здания имеются: тамбур, кабинеты, производственный отдел, коридоры, санузлы, лестничные клетки, склады, бойлерная и пекарня. На втором этаже размещены рабочие кабинеты, бытовки, коридоры, кабинет, оптовые склады и лестничная клетка.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащего административному истцу объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанный объект недвижимости имеет коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение и технические характеристики нежилого здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного объекта не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого объекта недвижимости на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования объекта недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.
Сведений из Единого государственного реестра недвижимости как о помещениях, так и о соответствующих здании и земельном участке, которые бы подтверждали факт использования объекта недвижимости для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорный объект недвижимости не мог быть отнесен к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, и не подлежало включению в Перечень на 2022 год.
Согласно представленного в материалы дела акта обследования объекта недвижимости составленного по состоянию на 09.11.2023, в результате проведенного осмотра нежилого здания расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что часть помещений объекта используется для размещения иных видов фактического использования, часть объекта используется для размещения офисов, часть помещений вспомогательные, в часть помещений доступ не обеспечен. Доля нежилых помещений, используемая для размещения офиса, составляет 19,67 % от общей площади объекта осмотра, что составляет менее 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Согласно статье 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия, также подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ срок исковой давности, о восстановлении которой было заявлено административным истцом, в данном случае не применим, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт своего действия не прекратил, административным истцом срок, установленный законом для подачи административного искового заявления, не пропущен, положения статьи 219 КАС РФ, на которую ссылается административный истец, не подлежат применению в настоящем споре.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Черныш Т.Г. к об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Пункт 9434 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 29 января 2024 г. по делу N 3а-15/2024
Опубликование:
-