Решение Приморского краевого суда от 1 февраля 2024 г. по делу N 3а-25/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Джафаровой В.Э.
с участием прокурора Химич В.В.
представителей:
административного истца Голондаревой Т.С.,
министерства имущественных и земельных отношений Давиденко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ким О. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация Анучинского муниципального округа Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Данное распоряжение 30 декабря 2022 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Ким О. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости - здание площадью 2379 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный объект недвижимости включен в вышеназванный Перечень на 2023 год под пунктом 57.
Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в указанный Перечень объектов не согласен, поскольку здание не является административно-деловым либо торговым центром, расположено на земельном участке с видом использования "для иных видов использования, характерных для населенных пунктов". Согласно экспликации к технической документации на долю складских помещений приходится около 84% общей площади, остальные 16% составляют вспомогательные, технические помещения (туалеты, лестничные клетки, бытовки). В нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась.
Просит признать недействующим пункт 57 распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что действия министерства земельных и имущественных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными. На момент формирования Перечня на 2023 год Министерство не располагало предложениями от членов Комиссии, собственника, органов исполнительной власти Приморского края, о проведении обследования спорного объекта недвижимости. В связи с чем, согласно Порядка, на момент формирования и утверждения Перечня на 2023 год, при отсутствии предложений от указанных лиц, у Министерства отсутствовали основания инициировать проведение обследования объекта. (отзыв прилагается).
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные пояснения, из которых следует, что министерством в 2022, 2023 годах в график мероприятий по определению вида фактического использования объекта нежилого назначения объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, не включался, в связи с чем осмотр указанного объекта недвижимости сотрудниками Учреждения не проводился.
Представители заинтересованных лиц - администрации Анучинского муниципального округа, министерства экономического развития Приморского края, в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены судом.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения ( заключение прилагается), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов административного дела следует, что Ким О. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью 2 379 кв. м, назначение: нежилое здание, наименование: здание административное с пристройкой, расположенном по адресу: <адрес>.
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (министерство имущественных земельных отношений Приморского края на момент издания обжалуемого распоряжения N 931-ри) уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29.12.2022 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" https://primorsky.ru).
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Как указано выше, административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью 2379 кв. м, назначение: нежилое, наименование: здание административное с пристройкой, расположенном по адресу: <адрес>.
Как собственник объекта недвижимости, административный истец обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год пунктом 0057.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного истца нашли свое подтверждение, поскольку принадлежащий административному истцу объект недвижимости ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
Установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 2379 кв. м. имеет наименование: здание административное с пристройкой.
Данные о виде разрешенного использования помещений в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.
Объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка площадью 14801 кв. м с кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования - предприятия III класса вредности по классификации СанПиН.
Согласно техническому паспорту на объект недвижимости инвентарный N, площадью 2379 кв. м., с привязкой к адресу: <адрес>, б/н, Склады РАЙПО, на первом этаже здания имеются: кладовка, рабочее помещение, зал заседаний, рабочий кабинет, коридор, тамбур, лестничная клетка, склады, подсобное помещение и мастерская. На втором этаже размещены рабочие кабинеты, коридоры и лестничная клетка.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащего административному истцу объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение и технические характеристики нежилого помещения, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного объекта недвижимости не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного объекта на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования объекта в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорный объект недвижимости исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также исходя из вида разрешенного использования соответствующего земельного участка, не могло быть отнесено к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, и не подлежало включению в Перечень на 2023 год.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению, пункт 0057 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, подлежит признанию недействующим со дня принятия указанного распоряжения ( пункт 38 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ким О. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Пункт 0057 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 1 февраля 2024 г. по делу N 3а-25/2024 О признании недействующим п. 57 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденная распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29.12.2022 N 931-ри
Опубликование:
-