Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Депгосзаказа Югры
от 8 декабря 2023 г. N 99
Порядок
проведения оценки эффективности и результативности закупочной деятельности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
I. Общие положения
Настоящий Порядок проведения оценки эффективности и результативности закупочной деятельности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Порядок) разработан в целях проведения оценки эффективности и результативности закупочной деятельности заказчиков Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
1.1. Порядок разработан во исполнение постановления Правительства автономного округа от 10.10.2014 года N 368-п "О порядке осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и определяет последовательность действий исполнительного органа государственной власти автономного округа по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган) по проведению оценки эффективности и результативности деятельности государственных заказчиков автономного округа, бюджетных учреждений автономного округа, а в случаях, предусмотренных частями 4, 4.1, 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, также автономных учреждений автономного округа, государственных унитарных предприятий автономного округа и иных юридических лиц при предоставлении последним бюджетных инвестиций или субсидий за счет средств бюджета автономного округа (далее - заказчики).
1.2. В Порядке применяются следующие понятия:
1.2.1. уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
1.2.2. главный распорядитель бюджетных средств - орган исполнительной власти автономного округа, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями средств бюджета автономного округа;
1.2.3. закупочная деятельность - деятельность заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
1.2.4. опережающая закупка - закупка товаров, работ, услуг, у которой дата начала размещения извещения об осуществлении закупки и (или) заключения контракта предшествует календарному году, в котором предусматривается финансовое обеспечение указанной закупки;
1.2.5. совокупный объем закупок очередного финансового года - утвержденный объем финансового обеспечения первого года планового периода (очередного финансового года), для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного года планового периода (очередного финансового года) и подлежащих оплате в указанном очередном финансовом году.
1.3. Остальные понятия, используемые в Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
1.4. Порядок не применяется к закупкам, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым осуществляется закрытыми способами.
1.5. Оценка эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа включает в себя экономическую оценку эффективности закупочной деятельности и оценку эффективности и результативности закупочной деятельности.
1.6. Оценка эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа осуществляется уполномоченным органом на основании данных и информации, которые содержатся в единой информационной системе в сфере закупок и региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Государственная информационная система "Государственный заказ", сайт в сети Интернет с доменным именем www.zakupki.admhmao.ru, далее - региональная информационная система).
1.7. Оценка эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа осуществляется по каждому заказчику отдельно, а также по отраслям государственного управления автономного округа в разрезе главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им заказчиков.
1.8. Для целей оценки эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа:
1.8.1. все закупки и сведения о них учитываются в отношении заказчика, вне зависимости от того, осуществляются закупки заказчиками самостоятельно или проводятся уполномоченным органом;
1.8.2. закупки, осуществляемые путем проведения совместных конкурсов, аукционов, учитываются в отношении каждого из заказчиков, участвующих в проведении таких конкурсов, аукционов, пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта соответствующего заказчика, в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов на осуществление закупок, в отношении которых проводятся совместные конкурсы, аукционы. Если согласно Порядку при оценке эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа учету подлежит количество закупок, то совместные конкурсы, аукционы подлежат учету в сведениях в отношении каждого из заказчиков, принимающих участие в закупке, в одинаковой степени.
II. Порядок осуществления экономической оценки эффективности закупочной деятельности
2.1. Экономическая оценка эффективности закупочной деятельности (далее - экономическая оценка эффективности) осуществляется в целях определения эффективности расходования бюджетных средств автономного округа, средств бюджетных учреждений автономного округа путем расчета достигнутой экономии по результатам проведенных закупок.
2.2. Основу экономической оценки эффективности составляет требование законодательства о контрактной системе об обязанности заказчика рассчитывать и обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, начальную цену единицы товара, работы, услуги в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее по тексту настоящего раздела - начальная (максимальная) цена контракта).
2.3. Экономическая оценка эффективности представляет собой сопоставление фактических цен заключаемых заказчиками контрактов, суммы цен единиц товаров, работ, услуг в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее по тексту настоящего раздела - цена контракта) по сравнению с первоначально рассчитанными и обоснованными заказчиками начальными (максимальными) ценами таких контрактов.
2.4. Для расчета экономической оценки эффективности не учитываются и не принимаются во внимание закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурентных закупок, признанных несостоявшимися, в том числе, когда такая закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) была осуществлена по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, а также когда закупка товара у единственного поставщика была осуществлена на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2.5. Расчет экономической оценки эффективности (далее - ЭОЭ) производится по:
2.5.1. каждой закупке в отдельности;
2.5.2. группе закупок, объединенных одним или несколькими общими признаками (далее также - группа сопоставимых закупок);
2.5.3. всем закупкам одного заказчика;
2.5.4. всем закупкам отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков.
2.6. Расчет экономической оценки эффективности группы сопоставимых закупок производится для целей:
2.6.1. определения средних значений показателя экономической оценки эффективности для групп сопоставимых закупок (ЭОЭср);
2.6.2. выявления закупок, значение показателя экономической оценки эффективности по которым значительно отличается от среднего значения соответствующей группы сопоставимых закупок.
2.7. В качестве признаков, по которым производится определение сопоставимых закупок для целей расчета среднего значения показателя экономической оценки эффективности группы сопоставимых закупок, могут выступать:
2.7.1. способ закупки;
2.7.2. осуществление закупки заказчиком самостоятельно или через уполномоченный орган;
2.7.3. осуществление закупки заказчиком самостоятельно или централизованное осуществление закупки;
2.7.4. осуществление закупки заказчиком самостоятельно или путем проведения совместных конкурсов, аукционов;
2.7.5. величина начальной (максимальной) цены контракта;
2.7.6. предмет контракта (код закупаемой продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 1;
2.7.7. иные признаки по решению уполномоченного органа.
2.8. Экономическая оценка эффективности (за исключением экономической оценки эффективности каждой закупки в отдельности) производится ежеквартально. Экономическая оценка эффективности может быть дополнительно осуществлена за любой иной отчетный период. Отнесение процедуры к тому или иному отчетному периоду производится по дате заключения контракта по ее результатам.
2.9. Экономическая оценка эффективности рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
ЭОЭ - показатель экономической оценки эффективности (проценты);
Цкон - цена контракта, заключенного по результатам закупки (рубли);
Цнач - начальная (максимальная) цена контракта отдельно оцениваемой закупки или сумма начальных (максимальных) цен всех оцениваемых закупок (рубли).
2.10. Для расчета экономической оценки эффективности не учитываются и не принимаются во внимание начальные (максимальные) цены контрактов по процедуре конкурса, аукциона, запроса котировок, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если по результатам соответствующей процедуры контракт не был заключен ни с одним из ее участников и при этом контракт также не был заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В том числе не учитываются и не принимаются во внимание начальные (максимальные) цены контрактов по процедуре конкурса, аукциона, запроса котировок, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случаях, когда:
- заказчик (уполномоченный орган) принял решение об отказе от проведения закупки;
- контрольный орган в сфере закупок выдал заказчику (уполномоченному органу) предписание об аннулировании закупки.
2.11. Для расчета экономической оценки эффективности учитываются начальные (максимальные) цены контрактов по тем закупкам, по которым контракты были заключены в отчетном периоде.
2.12. Для расчета экономической оценки эффективности учитываются цены всех заключенных контрактов, в том числе контрактов, которые впоследствии были расторгнуты по соглашению сторон или по решению суда, а также контрактов, которые впоследствии судом были признаны недействительными.
2.13. Если в ходе осуществления закупки цена контракта была снижена до нуля, и процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) проводилась на продажу права заключить контракт, то для расчета экономической оценки эффективности принимается во внимание цена такого контракта со знаком "минус".
2.14. Показатель экономической оценки эффективности имеет следующие значения:
Значение показателя эффективности (ЭОЭ), проценты |
Оценка эффективности |
Характеристика показателя эффективности |
1 |
3 |
4 |
0 < ЭОЭ < 5% |
Низкая эффективность |
Закупки проведены неэффективно. Данное значение показателя эффективности характеризует несостоявшиеся закупки, при которых контракты были заключены по согласованным с участниками закупки ценам, и закупки состоявшиеся, но с низкой эффективностью. |
5% ЭОЭ < 20% |
Нормальная эффективность |
Закупки проведены эффективно. |
20% ЭОЭ |
Высокая эффективность |
Закупки проведены эффективно. Данное значение показателя эффективности может свидетельствовать о переоценке поставщиками (исполнителями, подрядчиками) своих возможностей по надлежащему исполнению контрактов по ценам, по которым они заключены, либо об установлении заказчиком завышенных начальных (максимальных) цен контрактов. |
2.15. Экономическая оценка эффективности производится на основании значения показателя эффективности (столбец 1 Таблицы 1).
2.16. На основании результатов расчета экономической оценки эффективности всех закупок одного заказчика уполномоченным органом производится присвоение заказчикам рейтинга бюджетной эффективности заказчика.
2.17. На основании результатов расчета экономической оценки эффективности всех закупок отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков уполномоченным органом производится присвоение главным распорядителям бюджетных средств рейтинга бюджетной эффективности отрасли государственного управления.
2.18. Каждому заказчику (каждому главному распорядителю бюджетных средств) относительно других по мере уменьшения значения показателя экономической оценки эффективности присваивается порядковое место в рейтинге. Заказчику (главному распорядителю бюджетных средств), имеющему наиболее высокое значение показателя экономической оценки эффективности присваивается первое место в рейтинге. В случае наличия нескольких заказчиков (главных распорядителей бюджетных средств), имеющих одинаковое значение показателя экономической оценки эффективности, им присваивается одинаковое место в рейтинге.
2.19. Рейтинг бюджетной эффективности отражает степень эффективности и экономности расходования средств.
2.20. Заказчики (главные распорядители бюджетных средств), которые не осуществляли в отчетном периоде закупки, и заказчики (главные распорядители бюджетных средств), осуществившие в отчетном периоде исключительно закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (за исключением случаев, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурентных закупок, признанных несостоявшимися, в том числе, когда такая закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) была осуществлена по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, а также когда закупка товара у единственного поставщика была осуществлена на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в рейтинг бюджетной эффективности не включаются.
2.21. При определении рейтинга бюджетной эффективности дополнительно рассчитывается значение доли контрактов, которые были заключены со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта (демпинг). Расчет осуществляется по следующей формуле:
,
где:
Ддем - доля контрактов, которые были заключены со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта;
ОК - общее количество заключенных контрактов по результатам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (единиц);
КД - количество контрактов, заключенных со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта (единиц).
Нормальное значение показателя составляет не более 5%. При отклонении значения показателя от заданного нормального значения, закупочная деятельность заказчика требует дополнительного контроля в части обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
Для определения рейтинга бюджетной эффективности значение показателя эффективности ЭОЭ корректируется на коэффициент корректировки (Ккор).
Коэффициент корректировки определяется по следующей формуле:
III. Порядок осуществления оценки эффективности и результативности закупочной деятельности
3.1. Оценка эффективности и результативности закупочной деятельности (далее - оценка эффективности) производится в разрезе закупок отдельного заказчика, отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков. Оценка эффективности по каждой закупке в отдельности не проводится.
3.2. Оценка эффективности производится ежеквартально. Отнесение закупки к тому или иному отчетному периоду производится по дате наступления события, с которым Порядок связывает включение данной закупки в расчет значения по тому или иному показателю оценки эффективности.
3.3. Оценка эффективности осуществляется на основании показателей, указанных в приложении N 1 к Порядку. При расчете оценки эффективности используются сведения, характеризующие закупочную деятельность, и их условные обозначения, приведенные в приложении N 2 к Порядку.
3.4. Расчет показателей осуществляется за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев и год, за исключением показателей П2, П13, П14 расчет которых осуществляется за год, показателя П15, расчет которого осуществляется за первое полугодие и год и П17, расчет которого осуществляться за девять месяцев и год.
3.5. В случае получения по тем или иным показателям оценки эффективности значений, отличающихся от заданных нормальных значений (по показателям, для которых установлены нормальные значения), закупочная деятельность соответствующего заказчика (главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков) признается неэффективной по таким показателям.
3.6. В случае, если закупочная деятельность заказчика (главного распорядителя бюджетных средств) была признана неэффективной более, чем по 60% всех показателей комплексной оценки эффективности, в отношении которых установлены нормальные значения, то вся закупочная деятельность такого заказчика (главного распорядителя бюджетных средств) признается низкоэффективной.
3.7. На основании результатов расчета оценки эффективности уполномоченным органом производится присвоение рейтинга заказчика и рейтинга целевой эффективности.
3.8. Присвоение рейтинга заказчика производится уполномоченным органом на основе расчета показателей оценки эффективности заказчиков по следующей формуле:
РЗ = (П1*K1 + П2*K2 + П3 2*K3 + П4*K4 + П5*K5 + П6*K6 + П7*K7 + П9*K9 + П15*K15 + П16*K16 + П17*K17 + ЭОЭ*К) - (П8*K8 + П10*K10 + П11*K11 + П12*K12 + П13*K13 + П14*K14 ),
где:
РЗ - рейтинг заказчика;
Пi - значения по соответствующим показателям оценки эффективности заказчика;
ЭОЭ - показатель экономической оценки эффективности заказчика;
К = вес показателя экономической оценки эффективности заказчика, равный 0,15.
3.9. Присвоение рейтинга целевой эффективности производится уполномоченным органом главным распорядителям бюджетных средств на основе расчета показателей оценки эффективности отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков по следующей формуле:
РЦЭ = РЗ = (П1*K1 + П2*K2 + П3 3*K3 + П4 *K4 + П5*K5 + П6*K6 + П7*K7 + П9*K9 + П15*K15 + П16*K16 + П17*K17 + ЭОЭ*K) - (П8*K8 + П10*K10 + П11*K11 + П12*K12 + П13*K13 + П14*K14),
где:
РЦЭ - рейтинг целевой эффективности;
Пi - значения по соответствующим показателям оценки эффективности отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков;
ЭОЭ - показатель экономической оценки эффективности отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков;
К = вес показателя экономической оценки эффективности отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков, равный 0,15.
3.10. Каждому заказчику (главному распорядителю бюджетных средств) относительно других по мере увеличения значения рейтинга присваивается порядковое место в рейтинге. Заказчику (главному распорядителю бюджетных средств), имеющему наибольшее значение рейтинга присваивается первое место в рейтинге. В случае наличия нескольких заказчиков (главных распорядителей бюджетных средств), имеющих одинаковое значение рейтинга, им присваивается одинаковое место в рейтинге.
3.11. Рейтинг заказчика и рейтинг целевой эффективности показывают уровень эффективности и результативности закупочной деятельности соответственно заказчика и отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков.
IV. Периодичность осуществления оценки эффективности и результативности закупочной деятельности, оформление результатов
4.1. Оценка эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа осуществляется нарастающим итогом за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев и год по состоянию на последнее число месяца отчетного периода.
4.2. Результаты оценки эффективности и результативности закупочной деятельности по итогам первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев являются промежуточными.
4.3. Итоговый результат оценки эффективности и результативности закупочной деятельности осуществляется за год.
4.4. Оценка эффективности и результативности закупочной деятельности может быть дополнительно осуществлена за любой иной период.
4.5. В целях выявления динамики эффективности и результативности закупочной деятельности значения всех показателей оценки эффективности за каждый отчетный период (в разрезе отдельного заказчика, отрасли государственного управления в разрезе главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных ему заказчиков) сопоставляются с соответствующими показателями аналогичных отчетных периодов предыдущих трех лет.
4.6. Результаты оценки эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа за соответствующий отчетный период:
4.6.1. включаются в отчеты о результатах мониторинга закупок, предусмотренные Порядком осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2014 г. N 368-п;
4.6.2. ежеквартально в срок до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно - до 28 февраля года, следующего за отчетным годом размещаются уполномоченным органом в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
-------------------------------------------
1 Для целей организации мониторинга обоснования начальных (максимальных) цен контрактов и оценки текущего состояния конкурентной среды на отдельных рынках представляется целесообразным проводить расчет показателя по кодам ОКПД2: 21.20 - лекарственные препараты, 71.12.12 - работы по инженерно-техническому проектированию, 41.20 - строительство, 42.11 - строительство автомобильных дорог
2 Показатель ПЗ не применяется для определения рейтинга заказчика и рейтинга целевой эффективности по итогам года.
3 Показатель ПЗ не применяется для определения рейтинга заказчика и рейтинга целевой эффективности по итогам года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.