Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения к статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации"
Часть третья статьи 226 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что "финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов".
Практика применения этих норм Трудового кодекса РФ показала их несовершенство. Это связано с тем, что потребность в финансировании затрат на охрану труда объективно не может быть одинаковой для всех отраслей (подотраслей) экономики и организаций. Они всегда связаны с реальными условиями производства и труда и зависят от их насыщенности технологическим оборудованием, использования опасных химических веществ и других факторов. Эти выводы полностью подтверждаются в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, по итогам которой определяются затраты на защиту работников от вредных и опасных факторов производственной среды. Они существенно выше названных норм и возрастают по мере увеличения класса профессионального риска, установленного для данной организации при определении величины страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Очевидно, этот принцип следует сохранить и при установлении обязательной величины финансирования работ по охране труда в организациях.
Законопроектом предлагается:
во-первых, исключить из части третьей статьи 226 Трудового кодекса России фразу "за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений", т.к. величина финансирования работ по охране труда никак не связана с ведомственной подчиненностью той или иной организации, а зависит исключительно от производственно-технических характеристик организации. Безопасность работников на основе единства государственных требований должна быть обеспечена во всех организациях;
во-вторых, величину финансирования (минимально необходимую) работ по охране труда поставить в зависимость от класса профессионального риска отрасли (подотрасли), организации, которая должна устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации. Методика такой работы уже сложилась в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация законопроекта не повлечет увеличения финансовых затрат из федерального, региональных либо местных бюджетов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации" погребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего классы профессионального риска для отраслей (подотраслей) экономики, порядок их установления для организаций и размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Внесение изменения, аналогичного предлагаемому, потребуется в пункте 3 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Изменение, дополнение, признание утратившими силу иных действующих актов федерального законодательства не потребуются.
Член Совета Федерации |
В.С.Германенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.