В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", абзацем вторым пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, подпунктом 5.4.71 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 303/пр "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37430).
Министр |
И.Э. Файзуллин |
Зарегистрировано в Минюсте России 7 мая 2024 г.
Регистрационный N 78098
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 января 2024 г. N 56/пр
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
I. Общие положения
1. Подготовка к ведению гражданской обороны в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников центрального аппарата Министерства (далее - работники Министерства), а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении Министерства (далее - материальные ценности), от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Ведение гражданской обороны в Министерстве начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ).
3. Ведение гражданской обороны в Министерстве осуществляется на основе плана гражданской обороны Министерства, разрабатываемого в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 марта 2020 г. N 216ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257) (далее - приказ МЧС России N 216ДСП).
4. Руководство гражданской обороной в Министерстве осуществляет Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министр) или лицо, исполняющее его обязанности.
5. Координацию действий по выполнению мероприятий по гражданской обороне в Министерстве осуществляет первый заместитель Министра.
6. Управление Министерством при решении задач гражданской обороны осуществляется:
в мирное время - с пункта управления в месте постоянного размещения;
при ведении гражданской обороны - с пункта управления в месте постоянного размещения, а в случае эвакуации Министерства в безопасный район - с пункта управления в безопасном районе.
7. Органом, осуществляющим управление гражданской обороной, является структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.
8. Для организации и проведения мероприятий по гражданской обороне в структурных подразделениях Министерства по решению их руководителей назначаются должностные лица, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
9. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне в Министерстве в мирное время создаются:
служба оперативных дежурных Министерства (далее - дежурная служба Министерства);
группа контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне Министерства (далее - группа контроля Министерства);
эвакуационная комиссия Министерства;
комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов Министерства.
10. Дежурная служба Министерства осуществляет прием и доведение сигналов оповещения:
о внезапном нападении противника;
о введении в действие Президентом Российской Федерации плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне и других сигналов гражданской обороны.
11. Оповещение работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера производится дежурной службой Министерства через ведомственную систему оповещения по сигналам, полученным от МЧС России.
12. Группа контроля Министерства создается в целях:
сбора информации о результатах доведения сигналов оповещения гражданской обороны до структурных подразделений и работников Министерства;
контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне в Министерстве;
обмена информацией в области гражданской обороны с МЧС России в соответствии с приказом МЧС России N 216ДСП;
информирования Министра и первого заместителя Министра о складывающейся и сложившейся обстановке в области гражданской обороны.
13. Организация взаимодействия Министерства с Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272.
14. Эвакуационная комиссия Министерства создается в целях планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в Министерстве.
15. Эвакуационные мероприятия в Министерстве планируются в целях снижения вероятных потерь работников Министерства и материальных ценностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2056.
16. Комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов Министерства создается в целях планирования и организации выполнения мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования объектов Министерства при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время.
17. Обеспечение работников Министерства средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", приказами МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2003 г., регистрационный N 4934), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 10 марта 2006 г. N 140 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2006 г., регистрационный N 7633), от 19 апреля 2010 г. N 186 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17539) и от 30 ноября 2015 г. N 618 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2015 г., регистрационный N 40363), от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 31 июля 2017 г. N 309 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2017 г., регистрационный N 47944).
18. Подготовка работников Министерства в области гражданской обороны организуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
19. Подготовка осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера посредством:
самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
дополнительного профессионального образования или курсового обучения в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
прохождения вводного инструктажа по гражданской обороне по месту работы;
участия в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
самостоятельного изучения способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
II. Основные задачи, функции и полномочия в области гражданской обороны
20. Основными задачами в области гражданской обороны Министерства являются:
подготовка работников Министерства в области гражданской обороны;
оповещение работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация работников Министерства и материальных ценностей в безопасные районы;
предоставление работникам Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение работников Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами на объектах (территориях) Министерства, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение объектов (территорий) Министерства, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка работников Министерства, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий Министерства;
восстановление и поддержание порядка на объектах (территориях) Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб Министерства в военное время;
срочное захоронение трупов работников Министерства в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования объектов Министерства, необходимых для выживания работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
21. Министерство в пределах своих полномочий в области гражданской обороны:
принимает нормативные акты в области гражданской обороны, доводит их требования до сведения организаций, находящихся в его ведении, и контролирует их выполнение в соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона N 28-ФЗ;
разрабатывает и реализует план гражданской обороны Министерства, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с абзацем третьим статьи 7 Федерального закона N 28-ФЗ, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности систему управления гражданской обороны, в том числе систему связи и систему оповещения работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
III. Основные мероприятия по гражданской обороне
22. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с подготовкой работников Министерства в области гражданской обороны, относятся:
планирование и осуществление обучения работников Министерства в области гражданской обороны;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы в области гражданской обороны для подготовки работников Министерства;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
23. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с оповещением работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения работников Министерства, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования в здании Министерства;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
24. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с эвакуацией работников Министерства и материальных ценностей в безопасные районы, относятся:
разработка плана эвакуационных мероприятий в Министерстве, его согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территории которых расположен безопасный район;
организация подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в безопасный район;
подготовка безопасного района для размещения эвакуируемых работников Министерства и материальных ценностей;
создание и организация деятельности эвакуационной комиссии Министерства, подготовка входящих в ее состав работников Министерства.
25. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением работникам Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты, относятся:
сохранение, поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время, при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства на объектах (территориях) Министерства для укрытия работников Министерства;
обеспечение укрытия работников Министерства в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, в том числе в метрополитене;
строительство быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения работников Министерства;
обеспечение выдачи работникам Министерства средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
26. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видами маскировки, относятся:
определение перечня объектов (территорий) Министерства, подлежащих световой маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов (территорий) Министерства, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов (территорий) Министерства.
27. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия с МЧС России и его территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также создаваемыми ими силами гражданской обороны в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 28-ФЗ (далее - Силы гражданской обороны) в целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах Министерства.
28. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением работников Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников Министерства;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, медицинских и иных средств;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация оказания первой доврачебной помощи пострадавшим работникам Министерства;
организация эвакуации пострадавших работников Министерства в учреждения здравоохранения;
определение численности работников Министерства, оставшихся без жилья, организация их размещения в стационарных или временных жилых помещениях;
организация информационной поддержки работникам Министерства.
29. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами на объектах (территориях) Министерства, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, является организация взаимодействия с подразделениями Государственной противопожарной службы Российской Федерации в целях тушения пожаров на объектах (территориях) Министерства.
30. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением объектов (территорий) Министерства, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:
наблюдение за радиационной, химической и биологической обстановкой в месте размещения Министерства;
взаимодействие с территориальными органами МЧС России и Силами гражданской обороны по вопросам контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
введение режима радиационной защиты на объектах (территориях) Министерства, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению).
31. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой работников Министерства, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий Министерства, относятся:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
проведение частичной санитарной обработки работников Министерства и специальной обработки техники в случае их заражения;
организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России и Силами гражданской обороны по вопросам санитарной обработки работников Министерства, специальной обработки техники, обеззараживания зданий и сооружений;
направление зараженных работников Министерства на стационарные санитарно-обмывочные пункты, а техники - на пункты (станции) обеззараживания.
32. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка на объектах (территориях) Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
создание групп охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
осуществление пропускного режима на объектах Министерства, поддержание порядка на них и на маршрутах эвакуации работников Министерства;
принятие мер по охране материальных ценностей, не подлежащих эвакуации в безопасный район.
33. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб Министерства в военное время, относятся:
организация взаимодействия с коммунальными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на системах тепло-, энерго-, водоснабжения и водоотведения объектов Министерства;
обеспечение работников Министерства питьевой водой и водой для санитарно-хозяйственных нужд;
создание запасов мобильных резервных и автономных источников электроэнергии.
34. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов работников Министерства в военное время, являются:
организация и проведение мероприятий по опознанию, учету и захоронению трупов с соблюдением установленных законодательством правил;
организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Силами гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация взаимодействия с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации.
35. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования объектов Министерства, необходимых для выживания работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов Министерства;
проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем тепло-, энерго-, водоснабжения и водоотведения объектов Министерства.
36. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, относится организация взаимодействия с Силами гражданской обороны в целях их привлечения для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ на объектах Министерства.
IV. Заключительные положения
37. Министерство планирует и осуществляет финансирование мероприятий по гражданской обороне в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 28-ФЗ.
38. Внутренний (ведомственный) контроль за выполнением требований нормативных правовых актов в области гражданской обороны осуществляет структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.
Установлен новый порядок организации и ведения гражданской обороны в Минстрое.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 56/пр "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 7 мая 2024 г.
Регистрационный N 78098
Вступает в силу с 19 мая 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 8 мая 2024 г. N 0001202405080005