Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО "Красногвардейский район"
от 03.05.2024 г. N 331
Паспорт
Муниципальной программы МО "Красногвардейский район" "Развитие культуры"
1 |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление культуры и кино администрации МО "Красногвардейский район" |
||
2 |
Соисполнители муниципальной программы |
Отсутствуют |
||
3 |
Участники муниципальной программы |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Красногвардейский Межпоселенческий культурно-досуговый центр"; Муниципальное казенное учреждение культуры "Красногвардейский историко-краеведческий музей"; Муниципальное казенное учреждение культуры "Межпоселенческая библиотечная система Красногвардейского района"; Муниципальное бюджетное учреждение культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района; Муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия культуры и кино МО "Красногвардейский район". |
||
4 |
Подпрограммы муниципальной программы |
1) "Организация культурно-досуговой деятельности в МО "Красногвардейский район" (далее - Подпрограмма 1); 2) Развитие музейного дела в МО "Красногвардейский район" (далее - Подпрограмма 2); 3) Развитие системы библиотечного обслуживания населения МО "Красногвардейский район" (далее - Подпрограмма 3); 4) Организация киновидеопрокатной деятельности (далее - Подпрограмма 4); 5) Организация и обеспечение эффективного функционирования сети учреждений культуры и реализация общепрограммных мероприятий (далее - Подпрограмма 5) |
||
5 |
Цель муниципальной программы |
Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для развития личности и приобщения граждан к мировому и национальному культурному наследию |
||
6 |
Задачи муниципальной программы |
1) Создание благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала населения Красногвардейского района. 2) Сохранение культурного наследия и обеспечение доступа граждан к культурным ценностям. 3) Повышение вовлеченности граждан Красногвардейского района в деятельность в сфере культуры (библиотечной системы), воспитание на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. 4) Приобщение граждан к культурному и историческому наследию через киноискусство и показ фильмов. 5) Развитие инфраструктуры в сфере культуры Красногвардейского района и повышение эффективности муниципальной политики в сфере культуры МО "Красногвардейский район". |
||
7 |
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы |
1) Увеличение количества посещений организаций культуры. 2) Число посещений культурных мероприятий. 3) Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего количества учреждений культуры (отремонтированных построенных). 4) Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры. 5) Количество муниципальных учреждений культуры, получивших государственную поддержку на обеспечение развития, поддержку творческой деятельности, укрепление материально-технической базы, модернизацию. 6) Количество сельских учреждений культуры, получивших государственную поддержку, как лучшее учреждение культуры. 7) Количество работников сельских учреждений культуры, получивших государственную поддержку, как лучшие работники сельских учреждений культуры. 8) Общее количество граждан, приобщенных к культурному и историческому наследию Красногвардейского района при посещении музеев. 9) Количество поступлений печатной продукции в фонды библиотек (приобретение книг, брошюр, журналов и газет). 10) Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 11) Общее количество зрителей кинозала "Плаза Синема", приобщенных к кинопоказу. 12) Уровень удовлетворенности потребителей качеством предоставления оказываемых услуг в сфере культуры. 13) Количество муниципальных учреждений культуры, подключённых к широкополосному интернету. |
||
8 |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2024 - 2026 годы |
||
9 |
Объемы финансирования муниципальной программы, в том числе подпрограмм |
Общий объем финансирования муниципальной программы - всего 298961,6 тыс. руб., в том числе по годам и по бюджетам: |
||
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 г. - 115440,9 тыс. руб.; 2025 г. - 88948,8 тыс. руб.; 2026 г. - 94571,9 тыс. руб. |
8642,2 тыс. руб. 656,0 тыс. руб. 638,4 тыс. руб. |
16375,0 тыс. руб. 20,4 тыс. руб. 48,0 тыс. руб. |
90423,7 тыс. руб. 88272,4 тыс. руб. 93885,5 тыс. руб. |
|
10 |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 1 |
Общий объем финансирования Подпрограммы 1 - всего 179747,8 тыс. рублей, в том числе по годам и по бюджетам: |
||
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 г. - 61074,3 тыс. руб.; 2025 г. - 56894,6 тыс. руб.; 2026 г. - 61778,9 тыс. руб. |
532,3 тыс. руб. 518,7 тыс. руб. 503,4 тыс. руб. |
5,4 тыс. руб. 16,1 тыс. руб. 37,9 тыс. руб. |
60536,6 тыс. руб. 56359,8 тыс. руб. 61237,6 тыс. руб. |
|
11 |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 2 |
Общий объем финансирования Подпрограммы 2 - всего 5586,5 тыс. рублей, в том числе по годам и по бюджетам: |
||
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 г. - 1828,5 тыс. руб.; 2025 г. - 1879,0 тыс. руб.; 2026 г. - 1879,0 тыс. руб.; |
50,0 тыс. руб. 0,0 0,0 |
0,6 0,0 0,0 |
1777,9 тыс. руб. 1879,0 тыс. руб. 1879,0 тыс. руб. |
|
12 |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 3 |
Общий объем финансирования Подпрограммы 3 - всего 89574,9 тыс. рублей, в том числе по годам и по бюджетам: |
||
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 г. - 44788,2 тыс. руб.; 2025 г. - 22141,6 тыс. руб.; 2026 г. - 22645,1 тыс. руб. |
8059,9 тыс. руб. 137,3 тыс. руб. 135,0 тыс. руб. |
16369,0 тыс. руб. 4,3 тыс. руб. 10,1 тыс. руб. |
20359,3 тыс. руб. 22000,0 тыс. руб. 22500,0 тыс. руб. |
|
13 |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 4 |
Общий объем финансирования Подпрограммы 4 - всего 7439,4 тыс. рублей, в том числе по годам и по бюджетам: |
||
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 г. - 2274,7 тыс. руб.; 2025 г. - 2464,7 тыс. руб.; 2026 г. - 2700,0 тыс. руб. |
0,0 0,0 0,0 |
0,0 0,0 0,0 |
2274,7 тыс. руб. 2464,7 тыс. руб. 2700,0 тыс. руб. |
|
14 |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 5 |
Общий объем финансирования Подпрограммы 5 - всего 16613,0 тыс. рублей, в том числе по годам и по бюджетам: |
||
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 г. - 5475,2 тыс. руб.; 2025 г. - 5568,9 тыс. руб.; 2026 г. - 5568,9 тыс. руб. |
0,0 0,0 0,0 |
0,0 0,0 0,0 |
5475,2 тыс. руб. 5568,9 тыс. руб. 5568,9 тыс. руб. |
|
15 |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1) Увеличение количества посещений организаций культуры к 2026 году - 137%. 2) Число посещений культурных мероприятий к концу 2026 года - 445000 чел. 3) Увеличение количества проведенных культурно-досуговых и массовых мероприятий к 2026 году - 105%. 4) Реконструировано и капитально отремонтировано учреждений культуры к 2026 году - 17. 5) Количество муниципальных учреждений культурно-досугового типа, в которых обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы к 2026 году - 15. 6) Количество поступлений (приобретение) печатной продукции в фонды библиотек в 2026 году - 4000 экземпляров. 7) Общее количество граждан, приобщенных к культурному и историческому наследию Красногвардейского района через посещение музеев до 2026 года - 15550 чел. 8) Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций к концу 2026 года - 109%. 9) Общее количество зрителей кинозала "Плаза Синема", приобщенных к кинопоказу к 2026 году - 13765 человек. 10) Увеличение числа обращения к цифровым ресурсам в сфере культуры к 2026 году в 5 раз. 11) Доля граждан МО "Красногвардейский район", удовлетворенных качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры к концу 2026 года - 100% (отсутствие обоснованных жалоб от посетителей). |
I. Характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Цель государственной политики в сфере культуры - формирование гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования, передача от поколения к поколению традиционных ценностей, норм, традиций и обычаев, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала, обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.
Исходя из цели государственной политики в сфере культуры, сформирована цель муниципальной программы это - реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для развития личности и приобщения граждан к мировому и национальному культурному наследию.
Культура играет важную роль в социально-экономическом развитии района, формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения Красногвардейского района.
Село всегда оставалось колыбелью духовной культуры нации. С целью обеспечения прав граждан на получение качественных услуг, предоставляемых учреждениями культуры, законодательством установлены государственные социальные нормативы в этой сфере. В них включаются перечень и объем бесплатных услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры, показатели качества предоставления населению услуги нормативы обеспечения населения учреждениями культуры.
Количество учреждений культуры в сельской местности в несколько раз превышает аналогичный показатель в городах, и качество соответствующих услуг в сельских библиотеках и клубах, их пропускная способность, процент охвата населения не могут даже сравниваться с городскими. Сегодня, в учреждениях культуры создаются новые современные условия для того, чтобы уровень и качество жизни между городом и селом были равными, а это способствует решению проблемы увеличения посещаемости учреждений культуры, а также сохранения, возрождения и развития традиционной культуры.
В современных условиях культура является стратегическим показателем духовного здоровья населения, социальной стабильности, привлекательности территории для проживания.
Решение задач в области социально-экономического развития государства напрямую относится к учреждениям культуры, деятельность которых один из важных факторов не только для обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни, но и развития гражданского общества в целом.
Анализ текущего состояния сферы культуры муниципального образования "Красногвардейский район" показал, что сфера культуры Красногвардейского района обладает определенным культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на формирование социокультурной среды, на создание условий для воспитания подрастающего поколения, сохранение исторического и культурного наследия района и его использование для воспитания и образования, передача от поколения к поколению традиционных ценностей, норм, традиций и обычаев, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала, обеспечение граждан к знаниям, информации и культурным ценностям, через библиотечное и музейное дело, показ кинофильмов, художественно-творческую деятельность и народно-прикладное творчество.
Отрасль культуры Красногвардейского района объединяет деятельность всех направлений сферы культуры - это библиотечное обслуживание, музейное дело, организация кинопоказа, поддержка и развитие исполнительских искусств и традиционной народной культуры, сохранение объектов культурного наследия и укрепление межнациональных связей, воспитание патриотизма и любви к Родине.
В муниципальном образовании "Красногвардейский район" полномочия в сфере культуры осуществляется управлением культуры и кино администрации МО "Красногвардейский район".
Управление культуры и кино администрации МО "Красногвардейский район" является учредителем 5-ти муниципальных учреждений МО "Красногвардейский район" из них три казенных учреждения культуры и два бюджетных:
- Муниципальное казенное учреждение культуры "Межпоселенческая библиотечная система Красногвардейского района", куда входят 16 библиотек, из них: 14 сельских библиотек-филиалов, 1 - Центральная библиотека, 1 - Детская библиотека.
- Муниципальное казенное учреждение культуры "Красногвардейский историко-краеведческий музей", который состоит из двух отделов: исторический в селе Красногвардейском и этнографический в а. Джамбечий.
- Муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия культуры и кино МО "Красногвардейский район";
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Красногвардейский Межпоселенческий культурно-досуговый центр", которое состоит из структурных подразделений - 16 учреждений, из них: 10 Домов культуры, 5 отделов, 1 районного организационно-методического центра;
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района - 1 кинозал "Плаза Синема".
За последние годы значительно увеличились темпы развития учреждений культуры и улучшения материально-технической базы. Главными инструментами в этом стали национальный проект "Культура", государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий", партийный проект Единой России "Культура малой Родины".
Обновление учреждений культуры, улучшения материально-технической базы и развитая инфраструктура оказывает плодотворное влияние на развитие деятельности учреждений культуры и сказывается на результативности работы, качестве, технологичности и ассортименте предоставляемых услуг в отрасли культуры.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет значительно повышать и укреплять результативность и качество работы муниципальных учреждений культуры, создавать новые культурные продукты.
С 2018 года началась активная работа по модернизации учреждений культуры. За этот период в учреждениях культуры произошла оптимизация сети культурно-досуговых учреждений, что позволило улучшить уровень проводимых мероприятий в сельских поселениях путем слияния мелких сельских клубов с более крупными домами культуры.
Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений подтверждает тенденцию количественных и качественных изменений в отрасли культуры, а вместе с тем и увеличения роста показателей деятельности клубных учреждений и целевых показателей.
В рамках показателя "Цифровизации услуг и формирование информационного пространства" в течение последних 5 лет проводилась целенаправленная работа по подключению учреждений культуры Красногвардейского района к высокоскоростному Интернету.
В 2024 году доступ к сети Интернет имеют 29 учреждений культуры из 33 - 13 домов культур, 13 библиотек, два музея и 1 кинозал. Это дает возможность охвата большего количества населения новыми формами работы, а также работать в Госкаталоге Музейного фонда РФ, на цифровой платформе интерактивных гидов с технологией дополнительной реальности "Артефакт", библиотечной информационной системе "ИРБИС" по созданию сводного электронного библиотечного каталога, и на платформе PRO.Культура.РФ.
К 2026 году планируется подключение оставшихся Домов культуры и библиотек к широкополосному интернету. В связи, с чем планируется увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры к 2026 году в 5 раз.
Также с модернизацией учреждений культуры повышают свой профессиональный уровень и специалисты учреждений культуры.
Благодаря федеральному проекту "Творческие люди" национального проекта "Культура" специалисты учреждений культуры МО "Красногвардейский район" получают возможность повысить свои профессиональные качества и мастерство в онлайн формате. Ежегодно в Центрах непрерывного образования и повышения квалификации, творческих и управленческих кадров в сфере культуры проходят обучение специалисты муниципальных учреждений, подведомственных управлению культуры и кино администрации муниципального образования "Красногвардейский район".
Прогноз развития деятельности культурно-досуговых учреждений до 2026 года следующий.
Количество проведенных культурно-досуговых мероприятий на 31.12.2023 года составляет 3358 мероприятий, в 2024 году запланировано проведения 3363 мероприятия, к 2026 году планируется увеличить проведение культурно-досуговых мероприятий до 3373 мероприятий.
Количество посещений культурно-досуговых учреждений в 2023 году составляет 211487 человек, в 2024 году 211550, а к 2026 году планируется увеличить до 211700 человек.
Приоритетной задачей деятельности домов культуры является сохранение клубных формирований и развитие творческого потенциала населения района, в том числе, как для детей, так и для взрослого населения, в связи с эти количество клубных формирований действующих в домах культуры к 2024 году планируется сохранить на прежнем уровне, а к 2026 году сохранить и увеличить до 254 клубных формирований.
В настоящее время, время компьютеризации, современных технологий и инноваций назрела необходимость обогащения содержания образования, воспитания и обучения детей традиционной национальной культуре. Поэтому, одной из важных задач в воспитании подрастающего поколения является приобщение его к национальной культуре, формирование в обществе патриотического чувства - чувства любви к своей Родине. Народная культура и искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений. В районе закладывается серьезный фундамент для развития, а в целом ряде случаев практически для возрождения культурного наследия района и региона. Для популяризации одного из важных аспектов культуры России и был учрежден праздник, который был установлен Указом Президента РФ от 17 июня 2022 г. N 384 "О Дне народных художественных промыслов".
Пропагандируя декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы в культурно-досуговых учреждениях в течение года работали выставки, проводились мастер классы, открытые занятия, круглые столы, фестивали, ярмарки, которые знакомили участников и посетителей с новыми творческими работами, мастера делились опытом, знаниям, новой техникой, а самое главное творческим общением друг с другом. В Красногвардейском районе общее количество мастеров ДПИ - 40 человек, из них мастеров НХП -1 человек, мастеров ДПИ - 37, художников-любителей - 1, фотохудожников - 1. Ведется электронная база, которая помогает вести учёт и отображает динамику пополнения или сокращение мастеров ДПИ, НХП и ИЗО.
В 2023 году по сохранению традиционных народных промыслов и развитию декоративно-прикладного искусства было проведено 26 мероприятий, с выставкам НХП и ДПИ, в 2024 году планируется провести 28 мероприятий различных форм по сохранению традиционных народных промыслов и развитию декоративно-прикладного искусства, в 2026 году 30 мероприятий.
Количество мероприятий, фестивалей, конкурсов, в которых приняли участие солисты и творческие коллективы культурно-досуговых учреждений в 2023 году составляет 114 мероприятий, в 2024 году планируется увеличить участие солистов и творческих коллективов в фестивалях, концертах, мероприятиях и конкурсах различных уровней до 116, а к 2026 году увеличить до 118.
Благодаря реализации государственных программ и национальных проектов в сфере культуры Красногвардейского района за последние годы происходят масштабные изменения, так с 2018 по 2024 годы было построено 2 Дома культуры в а. Уляп и в с. Белом, капитально отремонтировано 7 домов культуры.
В 2024 году начался капремонт Красногвардейского СДК.
В 2025 году планируется отремонтировать Штурбинский СДК, а к 2030 году планируется отремонтировать оставшиеся 4 дома культуры (Преображенский СДК, Бжедугхабльский СДК, Садовский СДК, Еленовский отдел Еленовского сельского Дома культуры "Маяк").
Дома культуры обновляются в нашем районе, как и по всей стране, и концептуально вместе с внешним обликом меняется и их содержание.
В современных учреждениях есть место классическому набору услуг, при этом учитываются современные требования и потребности населения.
Дома культуры оснащены современным оборудованием, комфортными зрительными залами, помещениями для творческих занятий и размещения досуговой зоны, гардеробными, хореографическими залами, санитарными комнатами. Это способствует активной творческой работе и развитию талантов населения.
В новые, красивые, современные Дома культуры с большим желанием приходит все больше жителей сельских поселений, а особенно дети и молодежь.
В рамках реализации нацпроекта "Культура", госпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий", проекту Единой России "Культура малой Родины" ежегодно укрепляется материально-техническая база домов культуры к 2026 году планируется обновить оборудование и укрепить материально технические базы учреждений культуры в 15 учреждениях, в том числе: в 11 домах культуры, в 3 библиотеках, в 1 музее.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Красногвардейский Межпоселенческий культурно-досуговый центр" имеет свой официальный сайт в сети Интернет на котором размещается вся официальная информация о работе учреждения, а также информация о запланированных и проведенных мероприятиях.
В 2023 году 7 Домов культуры подключены к широкополосному доступу сети Интернет, к 2026 году к широкополосному доступу к сети Интернет планируется подключить все дома культуры.
Количество специалистов Домов культуры, имеющих профессиональное образование в сфере культуры и искусства увеличивается, что сказывается на качестве деятельности учреждений и проведении мероприятий.
Результатами деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры "Красногвардейский Межпоселенческий культурно-досуговый центр" в последние годы стали стабильная посещаемость домов культуры населением района, количество и качество проведённых культурно-досуговых мероприятий, рост числа пользователей Интернет-ресурсами, увеличение доли населения, вовлечённого в деятельность учреждений культуры и искусства, предоставление качественных муниципальных услуг, внедрение инновационных методов и приемов культурно-досуговой деятельности.
Музеи являются надежным и эффективным культурно-просветительским институтом, где сохраняются памятники истории, культуры и искусства, играющие важную роль в духовном развитии человека.
Музеи осуществляют широкий спектр социальных функций - это воспитательная, просветительская, информационная (передача и получение, приращение новых знаний), коммуникативная (предполагает общение и личностное взаимодействие).
На территории Красногвардейского района функционирует учреждение музейного типа, которое имеет два отдела: исторический в селе Красногвардейское и этнографический в ауле Джамбечий.
Ежегодно муниципальным казенным учреждением культуры "Красногвардейский историко-краеведческий музей" проводиться планомерная работа по пополнению фондов музея, улучшению материально-технической базы учреждения, привлечения большего количества посетителей музеев.
За последние три года в рамках Национального проекта "Культура" и государственной программы Республики Адыгея "Развитие культуры Республики Адыгея" значительно улучшилась материально-техническая база музеев:
- как лучшему учреждению культуры Республики Адыгея Красногвардейскому историко-краеведческому музею была выделена субсидия в размере 102,2 тыс. рублей на приобретение персонального компьютера и комплектующих к нему;
- по программе "Техническое оснащение муниципальных музеев" национального проекта "Культура" в марте 2023 года было приобретено новое оборудование: витрины для экспозиционно-выставочной деятельности, интерактивная панель и оборудование для онлайн трансляций.
Экспозиционно-выставочное оборудование позволило улучшить условия экспонирования музейных предметов, а также обеспечило сохранность экспонатов.
Интерактивная панель и оборудование для онлайн трансляций обеспечивает музей новыми перспективами развития в просветительской деятельности, популяризирует работу учреждения, а также вызывает интерес молодежной аудитории к музейной деятельности.
Музей, используя современные технологии, стал привлекательным для новых посетителей, в том числе детей и молодежи и позволил расширить и увеличить целевую аудиторию музея.
Применение вышеперечисленных инструментов помогло качественно улучшить работу музея, что свидетельствуют о востребованности музейных услуг.
Музей имеет стабильное количество посетителей с тенденцией к увеличению.
За 2023 год всеми формами работы было охвачено 14891 человек, в 2024 году показатель количества посетителей проводимых музеем культурно-просветительских мероприятий в стационарных условиях и удаленно через сеть "Интернет" составит 15219 тысяч посетителей, к 2026 году планируется достижение показателя 15550 тысяч посетителей.
На 31 декабря 2023 года музейный фонд составляет 19122 ед. хр., из них основного фонда 11360 ед. хр., научно-вспомогательного 7762 ед. хр., к 2026 году планируется пополнить фонды музея на 76 экспонатов, что составит 19198 ед. хр. экспонатов.
В Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации на 31.12.2023 года зарегистрировано 8731 экспонатов, в 2024 году планируется зарегистрировать 10051 экспонат, в 2026 году 11393 экспонатов.
Количество музейных предметов основного музейного фонда, опубликованных на экспозициях, выставках в стационарных условиях и удаленно через сеть "Интернет" в 2023 году составляет 5624 единиц, к 2026 году планируется достижение показателя 5644 единиц.
Продолжается работа по созданию и размещению мультимедиа - гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации об экспонатах (Артефакт), в 2023 году на цифровой платформе интерактивных гидов с технологией дополнительной реальности "Артефакт" размещены экспонаты выставки "Знаменитые люди Красногвардейского района" в количестве 40 экспонатов в музее села Красногвардейского, в 2024 году будут размещены интерактивные гиды на 43 экспонатах, а в 2026 году 47.
Исторический отдел музея в селе Красногвардейском и этнографический отдел в а. Джамбечий подключены к сети интернет.
На официальном сайте муниципального казенного учреждения культуры "Красногвардейский историко-краеведческий музей" публикуется информация о работе музея и проводимых мероприятиях. Это дает возможность охвата большего количества населения новыми формами работы, а также работа в электронном Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, и на цифровой платформе интерактивных гидов с технологией дополнительной реальности "Артефакт".
Библиотеки района являются частью информационного культурного пространства района, фактором культурного развития общества. Они успешно выполняют свои функции по обеспечению всем гражданам равного доступа к информации;
- формированию, сохранению и использованию библиотечно-информационных ресурсов;
- сохранению ценностей отечественной и мировой культуры.
Значительные изменения происходят в библиотечной системе района. В 2019 году запущен федеральный проект "Культурная среда", разработанный в рамках национального проекта "Культура" по созданию модельных муниципальных библиотек. Среди главных задач нацпроекта - повышение качества жизни и доступности культурных услуг, как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах.
Модернизирована Хатукайская сельская библиотека - филиал N 16, которая стала модельной библиотекой нового формата. В соответствии с разработанным дизайн-проектом проведены: капитальный ремонт помещения, монтаж и установка корпусной мебели, доступ к высокоскоростному интернету и информационным ресурсам Национальной электронной библиотеки (НЭБ), созданы условия для библиотечно-информационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, закуплено интерактивное оборудование с лицензионным программным обеспечением.
Книжный фонд Хатукайской библиотеки пополнился на 3528 экземплярах, а в течение трех лет библиотечный фонд пополнился на 3134 книжных изданий на сумму более 1 200 000, 00 рублей, что является одним из условий реализации проекта по модернизации библиотеки - это обеспечение ежегодного обновления библиотечного фонда в размере до 10%, в течение последующих трех лет после модернизации библиотеки. Администрация МО "Красногвардейский район" выступила гарантом соблюдения условий по обеспечению софинансирования и приобретения литературы за счет средств бюджета МО "Красногвардейский район".
Хорошо укомплектованный и стабильно обновляемый фонд - основа эффективной деятельности библиотек по привлечению читательской аудитории. Библиотеки района нуждаются в ежегодном пополнении своих фондов новыми, современными и актуальными документами.
Документальный фонд библиотечной системы составляют книг, брошюры, журналы и газеты.
Ежегодно приобретается книжная продукция, и обновляются библиотечные фонды района. В 2023 году фонды библиотек составляли 164256 экземпляров печатной продукции, к 2024 году планируется увеличение фондов до 168246 экземпляров печатной продукции, в 2026 году фонды библиотек составит 176241 экземпляров печатной продукции. Ежегодно фонды библиотек пополняются более чем на 1000 экземпляров книг. Несмотря на небольшое количество поступивших изданий, наблюдается увеличение показателя общего объёма фонда.
Показатель пополнения библиотечных фондов напрямую зависят от выделения лимитов из бюджета МО "Красногвардейский район", республиканского бюджета и бюджета Российской Федерации, данный показатель не стабильный и зависит от общего финансирования и рыночной стоимости печатной продукции.
Муниципальное казенное учреждение культуры "Межпоселенческая библиотечная система Красногвардейского района" имеет свой официальный сайт, на котором публикуется информация о работе учреждения.
К 2024 году 13 библиотек Красногвардейского района подключены к широкополосной сети Интернет, это дает возможность охвата большего количества населения новыми формами работы.
Основным информационным совокупным ресурсом библиотек Красногвардейского района является электронный каталог.
Осуществлено подключение Центральной библиотеки к автоматизированной библиотечной информационной системе "ИРБИС-64+". Для создания электронного справочно-поискового аппарата определен объём библиотечного фонда, подлежащего внесению в электронный каталог, который ежегодно увеличивается. На 31 декабря 2023 года в электронный каталог внесено 22518 библиографических записей.
Доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеки обеспечивается в 2-х библиотеках из 16 - Центральной библиотеке и Хатукайской сельской модельной библиотеке-филиале N 16 им. А.М. Гадагатля. В 2024 году доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеки получат пользователи Уляпской сельской библиотеки. В целях продвижения ресурсов НЭБ в библиотеках проводятся ознакомительные консультации, выкладывается информация в социальных сетях и на сайтах.
В Центральной библиотеке работает Центр правовой информации (ЦПИ), который представляет пользователям нормативные документы в электронном виде и на бумажных носителях. Центральная библиотека располагает электронной базой данных "Консультант Плюс", которая ежемесячно обновляется новыми материалами, что позволяет осуществлять оперативный поиск правовой информации по запросам пользователей.
К 2024 году не подключены к сети интернет 2 библиотеки Верхненазаровская и Новосевастопольская, в связи с отсутствием технической возможности. К 2025 году Детская библиотека будет подключена к широкополосной сети Интернет.
Благодаря качественным изменениям, в библиотечной системе района увеличилось количество пользователей и посещений в библиотеках района.
В 2023 году в библиотеках района зарегистрировано 18656 пользователей, в 2024 году число пользователей возрастет до 18666 человек, а к 2026 году планируется увеличить количество пользователей до 18680 человек.
Посещение библиотек района в 2023 года составило 195798 человек, в 2024 году число посещений библиотек района возрастет до 195810 человек, а в 2026 году количество посещений библиотек увеличится до 195825.
Уляпская сельская библиотека победила в отборочном конкурсе на создание модельных библиотек в рамках Нацпроекта "Культура". В здании Уляпской МБОУ СОШ N 9 выделено помещение, площадью 255,6 кв. м. под аульскую библиотеку. В январе 2024 года уже начались работы по капитальному ремонту библиотеки. На выполнение строительно-монтажных работ помещений, выделено более 16 миллионов рублей из республиканского бюджета и местного бюджета, а также выделено более 8 млн. рублей из бюджетов всех уровней на обновление фонда, интерактивное оборудование, оргтехнику и мебель.
На сегодняшний день в библиотечной системе района 5 библиотек, на базе которых могут быть реализованы задачи модельного стандарта. Это библиотеки, в помещениях которых проведен капитальный ремонт - Еленовская, Большесидоровская, Белосельская, Джамбечийская, Саратовская сельские библиотек, на данный момент подготовлен необходимый пакет документов 2-х библиотек Еленовской и Большесидоровской для участия в конкурсном отборе.
В муниципальном бюджетном учреждении культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района, за истекшие 5 лет была проделана определенная работа по качественным изменениям работы киновидеосети Красногвардейского района.
Благодаря федеральной программе по поддержке кинотеатров на селе с численностью населения до 500 тыс. человек прошла большая модернизация кинозала в с. Красногвардейском, в рамках которой освоено более 5 миллионов рублей из бюджетов всех уровней. Увеличен штат сотрудников муниципального бюджетного учреждения культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района с 1 до 4 штатных единиц.
На сегодняшний день "Плаза Синема" - современный кинозал Красногвардейского района с уютными залами, современным дизайном, квалифицированным персоналом.
Миссией кинозала "Плаза Синема" является "Кино для всех, кино для каждого". Данная миссия придает деятельности кинозала стабильность, так как определяются основные принципы его работы, и позволяет кинозалу быть гибким в организации работы для достижения цели KPI "Увеличение числа посещений муниципальных кинотеатров".
Деятельность кинозала направлена на удовлетворение развлекательной и культурно-просветительной потребности населения. На основе миссии определяются цели деятельности. Следовательно, целью деятельности кинозала "Плаза Синема" является приобщение граждан к культурному и историческому наследию через киноискусство и показ фильмов, а задачей учреждения является максимально большего привлечения кинозрителей к просмотру максимально большего количества фильмов разнообразных жанров и тематик, для развлечения кинозрителей и оказания ни них культурно-научно-просветительского воздействия.
Содержание общего репертуарного плана и мероприятий муниципального бюджетного учреждения культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района состоит:
- проведение премьерных, ретроспективных показов, показ художественных, хроникально-документальных, зарубежных и в основном Российских фильмов;
- подготовка и проведение тематических кинопоказов, направленных на формирование у молодого поколения принципов здорового и нравственного образа жизни, а также киносеансы по военно-патриотическому и гражданско-правовому воспитанию подростков, видеоматериалов по противодействию коррупции, терроризма и экстремизма, профилактике здорового образа жизни, информирование граждан о мошенничестве в телефонной и банковской среде, путем показа специальных видеоматериалов.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района проводит работу со всеми категориями населения.
Большая работа проводиться с дошкольниками, школьниками и молодежью, для них проводятся бесплатные киносеансы, киноакции посвященные, памятным датам и событиям, профилактические киносеансы, осуществляется показ художественных, документальных и исторических фильмов.
Киноискусство и показ фильмов это доступные средства, с помощью которых возможно прививать лучшие общечеловеческие качества подрастающим гражданам - нравственность, доброту, любовь к людям, семье, дому и через это обеспечить профилактику безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма, детского насилия и жестокости.
Все запланированные и проведенные мероприятия способствуют привлечению зрителей разного возраста к киноискусству. В связи с повышением интереса жителей и гостей Красногвардейского района к просмотру фильмов на большом экране и с качественным звуком, а также благодаря модернизации кинозала значительно увеличилось количество посетителей кинозала, а также количество показа киносеансов.
На 31.12.2023 года в кинозале "Плаза Синема" проведено 1374 платных сеансов, посещаемость составила 6202 зрителей, валовый сбор составил 1 200 830,00 рублей.
Учреждение ведет работу по программе "Пушкинская карта", за 2023 год продано 1180 билетов по программе "Пушкинская карта".
На 31.12.2023 года в кинозале "Плаза Синема" было продемонстрировано всего 1662 сеансов, из которых 288 сеанса бесплатно. Общая посещаемость кинозала составила 13651 зрителей, из которых 7450 зрителей посетили бесплатные сеансы.
В 2024 году запланировано показ 1665 различных сеансов и кинопоказов на платной и бесплатной основе с общей численностью 13655 зрителей, в 2026 году запланировано показ 1700 сеансов кинопоказов на платной и бесплатной основе с общей численностью 13765 зрителей.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района осуществляет контроль над выполнением показателя доли отечественного кино не менее 50% от общего кинопоказа и отслеживается через систему ЕАИС и выполняется в полном объёме, что составляет 66% в 2023 году, в 2024 году 67%, а в 2026 году 68%.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отрасли культуры является повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе тормозится дефицитом денежных средств и опережающими темпами старения материально-технической базы, низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры, отсутствием молодых кадров.
Несмотря на то, что органами местного самоуправления уделяется большое внимание к развитию учреждений культуры, остается нерешенным ряд проблем.
В муниципальном бюджетном учреждении культуры "Красногвардейский Межпоселенческий культурно-досуговый центр" для активной работы по формированию культурной сферы Красногвардейского района, организации досуга и творческой активности населения существует ряд проблем:
- в 5 домах культуры требуется капитальный ремонт;
- во многих домах культуры частичное отсутствие оснащения, износ светового и звукового оборудования, оргтехники, сценических костюмов и реквизита;
- требуется улучшение материально-технической оснащенности учреждений культуры. Техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям;
- старение кадров привело к применению устаревшим технологиям, формам и методам работы;
- отсутствие кадрового резерва в сфере культуры.
В системе учреждений наблюдаются тенденции "старения" и снижения квалифицированных кадров, рост не соответствия их профессиональных знаний и умений требованиям сегодняшнего дня.
В музеях Красногвардейского района также существует ряд проблем - это, прежде всего, недостаточность площади для экспозиционно-выставочной деятельности. Для хранения экспонатов отсутствие площади. Отсутствие современных экспозиционно-выставочных помещений музея не соответствует потребностям жителей, что влияет на уровень и качество предоставляемых услуг. Условия хранения музейных предметов и музейных коллекций не соответствуют нормативным требованиям. В музее отсутствует фондохранилище, не соблюдаются нормы температурно-влажностного, пылевого, светового и биологического режима хранения. Отсутствует фондовое оборудование, измерительные приборы, без которых невозможно вести мониторинг режимов хранения, вычислительная техника и специальные компьютерные программы, без которых невозможно автоматизировать учет, внедрять современные методики учета культурных ценностей. Остро стоит проблема сохранности музейных коллекций. Не проводится реставрация музейных предметов и музейных коллекций. Актуальной для музея является проблема морально и физически устаревшей экспозиции. Этот фактор не способствует повышению эффективности музейной деятельности. Остаётся нерешённой проблема обеспечения безопасности музейных фондов. В музее отсутствует система видеонаблюдения и автоматического пожаротушения, требует модернизации охранно-пожарная сигнализация.
Наблюдаются также процессы, которые не дают развиваться библиотечному делу в районе:
- библиотечные фонды не актуальны, требуют ежегодного стабильного пополнения;
- материально-техническое оснащение библиотек не соответствует современным требованиям;
- требуется капитальный ремонт многим помещениям библиотек. Так из 16 библиотек, помещения отремонтированы только в 6 библиотеках, в 10 требуется капитальный ремонт. Особо остро стоит проблема в двух сельских библиотеках Верхненазаровской и Новосевастопольской, из-за отсутствия помещений в населенных пунктах пригодных для использования библиотеками, пока нет возможности решить эту проблему;
- отсутствует нормативное регулирование обеспеченности населения общедоступными библиотеками, в т.ч. по штатному наполнению, отсутствуют специалисты IT-технологий;
- внестационарное обслуживание затрудняется отсутствием помещений, библиотечного фонда и спецтранспорта;
- отсутствуют компьютеризированные места для пользователей с подключением к сети Интернет во всех библиотеках района;
- график работы пяти библиотек МКУК МЦБС составляет 3,5 часа в день;
- старение кадров и отсутствие кадрового резерва.
Рынок кинопроката - сфера не предсказуемая, ожидания на успех премьерного фильма, который показывается на условиях минимальной гарантии, часто не совпадает с реальным положением вещей и посещаемость киносеансов может быть не достаточна, что может повлечь за собой низкий валовый сбор (выручка от продажи билетов за все время проката фильма в кинозале). Также происходит износ оборудования, которому требуется ремонт или замена.
Прогноз развития отрасли культуры МО "Красногвардейский район".
Необходимо сохранить многообразие всех видов и направлений деятельности в сфере культуры - это и культурно-досуговая деятельность, библиотечное и музейное дело, и конечно показ кинофильмов, чтобы сделать жизнь в населённых пунктах более интересной и насыщенной.
Модернизация инфраструктуры культуры МО "Красногвардейский район" позволит учреждения культуры сделать более привлекательными для населения, а также создать новые условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения района к объектам культуры и реализации творческого потенциала, а новое и современные оборудование сделает учреждения культуры более привлекательными для детей и молодежи.
Повышение качества информации и предоставляемых населению культурных благ позволят сохранить и увеличить контингент населения - пользователей культурных благ, повысить удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры.
В целом реализация Программы обеспечит снижение угроз утраты этнокультурных, региональных особенностей и будет способствовать сохранению историко-культурного наследия МО "Красногвардейский район" во всем спектре его направлений.
Сохранение исторического и культурного наследия, его актуализация и популяризация, повысят уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Формирование комфортной этнокультурной среды Красногвардейского района приведет к обеспечению преемственности поколений и культурных традиций, а также к развитию активности населения в культурной деятельности. Путем творческой самореализации граждан, возникнут новые субъекты культурной деятельности, новые общественные движения, творческие союзы, культурные ценности будут приумножаться.
Знакомство с этнокультурными особенностями МО "Красногвардейский район" жителей других районов Республики Адыгея и соседнего региона Краснодарского края будет способствовать формированию положительного имиджа МО "Красногвардейский район".
Реализация предусмотренных в Программе комплекса мероприятий позволит обеспечить формированию открытого творческого сообщества, способствующего и способного к созданию и освоению инноваций, обеспечить целостность социокультурного пространства МО "Красногвардейский район", активизацию интеграции района в республиканский и общероссийский культурный процесс, а также достижения цели по духовно-нравственному воспитанию граждан, развития личности и приобщения граждан района к мировому и национальному культурному наследию.
Учреждения культуры выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной инфраструктуры и вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие района, формирование человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения Красногвардейского района.
Реализация Программы позволит обеспечить развитие инновационных направлений во всех видах культурной деятельности и вывести отрасль культуры на новый уровень.
II. Приоритеты реализуемой на территории МО "Красногвардейский район" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
Приоритеты государственной политики в сфере развития культуры определены в следующих нормативных актах, стратегических документах, действующих в сфере реализации муниципальной программы:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федеральный закон" имеется в виду "Закон"
- постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 декабря 2019 г. N 297 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие культуры";
- Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
- Постановление Правительства РФ от 16 августа 2021 г. N 1338 "Об утверждении Правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и связанных с таким показом услуг и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Стратегия государственной культурной политики до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. N 326-р).
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере культуры, в том числе национальных отношений, в МО "Красногвардейский район" станут:
- продвижение статуса культуры как национального приоритета;
- сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия на территории МО "Красногвардейский район";
- формирование и реализация ценностно-ориентированной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
- продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
- создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности;
- стимулирование повышения качества и разнообразия культурной жизни в населенных пунктах, поддержка культурной инфраструктуры;
- цифровая трансформация сферы культуры, обеспечение инновационного развития сферы культуры;
- модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
- повышения социального статуса работника культуры;
- обеспечение межведомственного и межуровневого взаимодействия в сфере культуры.
Исходя из приоритетов государственной политики и обозначенных проблем в сфере реализации муниципальной программы, целью программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для развития личности и приобщения граждан к мировому и национальному культурному наследию.
На уровне МО "Красногвардейский район" развитие и деятельность в сфере культуры реализуется в рамках соответствующей муниципальной программы.
Для достижения цели Программы поставлены задачи, решение которых предусмотрено в пяти подпрограммах, для которых данные задачи являются целями.
Задачи программы:
1) Создание благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала населения Красногвардейского района.
2) Сохранение культурного наследия и обеспечение доступа граждан к культурным ценностям.
3) Повышение вовлеченности граждан Красногвардейского района в деятельность в сфере культуры (библиотечной системы), воспитание на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.
4) Приобщение граждан к культурному и историческому наследию через киноискусство и показ фильмов.
5) Развитие инфраструктуры в сфере культуры Красногвардейского района и повышение эффективности муниципальной политики в сфере культуры МО "Красногвардейский район".
Количество подпрограмм в муниципальной программе обусловлено охватом всех направлений сферы культуры в Красногвардейском районе: организация культурного досуга, музейная деятельность, библиотечное обслуживание, кинопоказ. Пятая подпрограмма направлена на обеспечение централизованного технического обеспечения функционирования учреждений культуры.
Кроме выполнения муниципальных заданий и предоставления муниципальных услуг по созданию условий для организации культурно-досугового обслуживания населения, обеспечения музейной деятельности, библиотечному обслуживанию населения, организации кинопоказа реализация Программы предусматривает:
- создание условий для развития творческой индустрии, удовлетворяющих потребности в культурно-досуговых услугах;
- создание условий для притока в сферу культуры квалифицированных и мотивированных кадров;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий для повышения доступности услуг сферы культуры.
Муниципальная программа "Развитие культуры" конкретизирует положения и направления развития сферы культуры МО "Красногвардейский район" с учетом специфики условий доступных ресурсов района и обеспечивает согласованность с целями и показателями государственной программы Республики Адыгея "Развитие культуры".
Набор целевых показателей муниципальной программы отражает эффективность предоставления муниципальных услуг в сфере культуры и выполнение поставленных задач муниципальной программы:
1) Увеличение количества посещений организаций культуры.
2) Число посещений культурных мероприятий.
3) Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего количества учреждений культуры (отремонтированных построенных).
4) Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры.
5) Количество муниципальных учреждений культуры, получивших государственную поддержку на обеспечение развития, поддержку творческой деятельности, укрепление материально-технической базы, модернизацию.
6) Количество сельских учреждений культуры, получивших государственную поддержку, как лучшее учреждение культуры.
7) Количество работников сельских учреждений культуры, получивших государственную поддержку, как лучшие работники сельских учреждений культуры.
8) Общее количество граждан, приобщенных к культурному и историческому наследию Красногвардейского района при посещении музеев.
9) Количество поступлений печатной продукции в фонды библиотек (приобретение книг, брошюр, журналов и газет).
10) Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
11) Общее количество зрителей кинозала "Плаза Синема", приобщенных к кинопоказу.
12) Уровень удовлетворенности потребителей качеством предоставления оказываемых услуг в сфере культуры.
13) Количество муниципальных учреждений культуры, подключённых к широкополосному интернету.
Особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются в "отлаженном" социальном эффекте - повышении качества жизни населения и росте интеллектуального и творческого потенциала общества.
Оценка вклада Программы в социально-экономическое развитие МО "Красногвардейский район" в основном выражается в косвенных (внешних) эффектах.
Экономическая эффективность Программы будет выражаться в улучшении финансово-экономических показателей деятельности муниципальных учреждений культуры в МО "Красногвардейский район", в сохранении человеческого капитала на селе, в повышении качества предоставляемых муниципальных услуг и как следствие, в увеличении прибыли от приносящей доход деятельности учреждений.
Ожидаемая социальная эффективность Программы выражается в обеспечении равного доступа населения района вне зависимости от места проживания и доходов к информационным, просветительским, воспитательным, культурным услугам, предоставлении качественно новых услуг населению в сфере культуры.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
1) Увеличение количества посещений организаций культуры к 2026 году - 137%.
2) Число посещений культурных мероприятий к концу 2026 года - 445000 чел.
3) Увеличение количества проведенных культурно-досуговых и массовых мероприятий в 2026 году - 105%.
4) Реконструировано и капитально отремонтировано учреждений культуры в 2026 году - 17.
5) Количество муниципальных учреждений культурно-досугового типа, в которых обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы к 2026 году - 15.
6) Количество поступлений (приобретение) печатной продукции в фонды библиотек в 2026 году - 4000 экземпляров.
7) Общее количество граждан, приобщенных к культурному и историческому наследию Красногвардейского района через посещение музеев в 2026 году - 15550 чел.
8) Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций к концу 2026 года - 109%.
9) Общее количество зрителей кинозала "Плаза Синема", приобщенных к кинопоказу к 2026 году - 13765 человек.
10) Увеличение числа обращения к цифровым ресурсам в сфере культуры к 2026 году в 5 раз.
11) Доля граждан МО "Красногвардейский район", удовлетворенных качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры к концу 2026 года - 100%(отсутствие обоснованных жалоб от посетителей).
Срок реализации муниципальной программы МО "Красногвардейский район" "Развитие культуры" 2024 - 2026 годы.
III. Перечень и характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Состав основных мероприятий Программы определен, исходя из необходимости достижения ее цели, выполнение задач, и сгруппирован в 5 подпрограммах:
Подпрограмма 1 "Организация культурно-досуговой деятельности в МО "Красногвардейский район";
Подпрограмма 2 "Развитие музейного дела в МО "Красногвардейский район";
Подпрограмма 3 "Развитие системы библиотечного обслуживания населения МО "Красногвардейский район";
Подпрограмма 4 "Организация киновидеопрокатной деятельности;
Подпрограмма 5 "Организация и обеспечение эффективного функционирования сети учреждений культуры и реализация общепрограммных мероприятий".
Цель подпрограммы 1 - Создание благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала населения Красногвардейского района.
Основные мероприятия подпрограммы 1:
- модернизация сети учреждений культуры, в том числе в рамках реализации Государственных, национальных и партийных программ и проектов;
- поддержка лучших сельских учреждений культуры;
- обеспечение деятельности и функционирования учреждений культурно-досугового типа;
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства;
- реализация мероприятий для одаренных детей и волонтеров культуры;
- реализация мероприятий по противопожарной безопасности учреждений культуры МО "Красногвардейского района", по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учреждений культуры МО "Красногвардейского района";
- реализация мероприятий в рамках сотрудничества с социально ориентированными некоммерческими организациями;
- реализация мероприятий по возрождению и развитию народных художественных промыслов.
Основные мероприятия направлены на сохранение и развитие культурно-досуговой деятельности Домов культуры;
- создание условий для организации культурно-досугового обслуживания населения;
- укрепление и развитие материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, включая строительство и реконструкцию зданий и помещений учреждений культуры, обеспечение их современным оборудованием;
- обеспечение мер пожарной и общественной безопасности в муниципальных учреждениях;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях культуры;
- организацию культурно-массовых мероприятий регионального и районного значения;
- поддержку и развитие традиционных культур народов, проживающих на территории района;
- поддержку одаренных детей и талантливой молодежи;
- совершенствование системы подготовки творческих кадров, специалистов в сфере культуры;
- компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг специалистам села.
Цель Подпрограммы 2 - Сохранение культурного наследия и обеспечение доступа граждан к культурным ценностям.
Основные мероприятия подпрограммы 2:
- обеспечение деятельности и функционирования музеев Красногвардейского района;
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства;
- укрепление материально-технической базы музеев.
Основные мероприятия направлены на создание условий для обеспечения музейной деятельности:
- укрепление и развитие материально-технической базы музеев, и обеспечение их современным оборудованием, обеспечение сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
- организация музейного обслуживания населения с учетом интересов и потребностей, различных социально-возрастных и образовательных групп;
- расширение выставочной деятельности, развитие современных форм музейного, экскурсионного обслуживания;
- внедрение цифровых - технологий в организацию музейного дела;
- обеспечение мер пожарной и общественной безопасности в муниципальных учреждениях;
- компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг специалистам села.
Цель Подпрограммы 3 - Повышение вовлеченности граждан Красногвардейского района в деятельность в сфере культуры (библиотечной системы), воспитание на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.
Основные мероприятия подпрограммы 3:
- обеспечение деятельности и функционирования библиотечной системы Красногвардейского района;
- комплектование библиотечных фондов;
- укрепление материально-технической базы библиотек района;
- модернизация и поддержка библиотек;
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства;
- реализация мероприятий по поддержке, сохранению и развитию библиотек в муниципальном образовании "Красногвардейский район".
Основные мероприятия направлены на создание условий по организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
- укрепление и развитие материально-технической базы библиотек;
- создание библиотек нового поколения - модельных библиотек;
- внедрение цифровых технологий в организацию библиотечного дела, обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам других библиотек и информационных систем;
- обеспечение мер пожарной и общественной безопасности в муниципальных учреждениях;
- компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг специалистам села.
Цель Подпрограммы 4 - Приобщение граждан к культурному и историческому наследию через киноискусство и показ фильмов.
Основные мероприятия подпрограммы 4:
- обеспечение деятельности и функционирования учреждения по киновидеообслуживанию населения Красногвардейского района;
- укрепление материально-технической базы учреждения;
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства.
Основные мероприятия подпрограммы 4 направлены на создание условий по организации киновидеообслуживания населения района;
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждения;
- расширение сервисных услуг для зрителей районного кинозала;
- внедрение цифровых - технологий в учреждении;
- обеспечение мер пожарной и общественной безопасности в муниципальном учреждении;
- выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг специалистам села.
Цель Подпрограммы 5 - Развитие инфраструктуры в сфере культуры Красногвардейского района и повышение эффективности муниципальной политики в сфере культуры МО "Красногвардейский район".
Основное мероприятие подпрограммы 5:
- обеспечение деятельности и функционирования учреждений культуры.
Основное мероприятие подпрограммы 5 направлено на создание условий по обеспечению качественного функционирования учреждений культуры и их эффективной деятельности и развития, осуществление общих программных мероприятий муниципальной программы. В рамках подпрограммы обеспечивается централизованное техническое обеспечение учреждений культуры.
План реализации и перечень основных мероприятий муниципальной программы на очередной финансовый год, и плановый период муниципальной программы МО "Красногвардейский район" "Развитие культуры" утверждается Приказом управления культуры и кино администрации МО "Красногвардейский район".
IV. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Основными источниками финансирования программы являются:
- средства федерального бюджета;
- средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- средства бюджета муниципального образования "Красногвардейский район".
За время реализации муниципальной программы планируется участие в региональных проектах Республики Адыгея, принятых во исполнение национальных проектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", касающихся сферы культуры. Участие в региональных проектах Республики Адыгея позволит привлечь дополнительные средства на развитие культуры на условиях софинансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея.
Администрации МО "Красногвардейский район" предоставляются субсидии из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея на реализацию мероприятий Нацпроекта "Культура", который разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и скорректирован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализация Нацпроекта началась 1 января 2019 года, а также государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", государственной программы Республики Адыгея "Развитие культуры", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13.12.2019 г. N 297 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие культуры".
Финансирование затрат на реализацию мероприятий Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий бюджетный период.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет всех источников финансирования по годам реализации в разрезе подпрограмм и основных мероприятий.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств бюджета муниципального образования "Красногвардейский район" (с учетом средств федерального и республиканского бюджетов) составляет всего 298961,6 тыс. рублей, в том числе:
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
2024 г. - 115440,9 тыс. руб.; 2025 г. - 88948,8 тыс. руб.; 2026 г. - 94571,9 тыс. руб. |
8642,2 тыс. руб. 656,0 тыс. руб. 638,4 тыс. руб. |
16375,0 тыс. руб. 20,4 тыс. руб. 48,0 тыс. руб. |
90423,7 тыс. руб. 88272,4 тыс. руб. 93885,5 тыс. руб. |
в том числе:
в рамках реализации Подпрограммы 1 - всего 179747,8 тыс. рублей, в том числе:
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
2024 г. - 61074,3 тыс. руб.; 2025 г. - 56894,6 тыс. руб.; 2026 г. - 61778,9 тыс. руб. |
532,3 тыс. руб. 518,7 тыс. руб. 503,4 тыс. руб. |
5,4 тыс. руб. 16,1 тыс. руб. 37,9 тыс. руб. |
60536,6 тыс. руб. 56359,8 тыс. руб. 61237,6 тыс. руб. |
в рамках реализации Подпрограммы 2 - всего 5586,5 тыс. рублей, в том числе:
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
2024 г. - 1828,5 тыс. руб.; 2025 г. - 1879,0 тыс. руб. 2026 г. - 1879,0 тыс. руб. |
50,0 тыс. руб. 0,0 0,0 |
0,6 тыс. руб. 0,0 0,0 |
1777,9 тыс. руб. 1879,0 тыс. руб. 1879,0 тыс. руб. |
в рамках реализации Подпрограммы 3 - всего 89574,9 тыс. рублей, в том числе:
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
2024 г. - 44788,2 тыс. руб.; 2025 г. - 22141,6 тыс. руб.; 2026 г. - 22645,1 тыс. руб. |
8059,9 тыс. руб. 137,3 тыс. руб. 135,0 тыс. руб. |
16369,0 тыс. руб. 4,3 тыс. руб. 10,1 тыс. руб. |
20359,3 тыс. руб. 22000,0 тыс. руб. 22500,0 тыс. руб. |
в рамках реализации Подпрограммы 4 - всего 7439,4 тыс. рублей, в том числе:
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
2024 г. - 2274,7 тыс. руб.; 2025 г. - 2464,7 тыс. руб.; 2026 г. - 2700,0 тыс. руб. |
0,0 0,0 0,0 |
0,0 0,0 0,0 |
2274,7 тыс. руб.; 2464,7 тыс. руб.; 2700,0 тыс. руб. |
в рамках реализации Подпрограммы 5 - всего 16613,0 тыс. рублей, в том числе:
по годам |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
2024 г. - 5475,2 тыс. руб.; 2025 г. - 5568,9 тыс. руб.; 2026 г. - 5568,9 тыс. руб. |
0,0 0,0 0,0 |
0,0 0,0 0,0 |
5475,2 тыс. руб.; 5568,9 тыс. руб.; 5568,9 тыс. руб. |
V. Сведения об участии администрации МО "Красногвардейский район" в реализации государственных программ
В ходе реализации Программы планируется привлечение средств из федерального и республиканского бюджетов.
За время реализации Программы орган местного самоуправления принимает участие в региональных проектах Республики Адыгея, принятых во исполнение национальных проектов Российской Федерации и государственных программ, касающихся сферы культуры.
Участие в национальном проекте "Культура", государственных программах, и региональных проектах позволило ранее и в перспективе привлечь дополнительные средства на развитие сферы культуры Красногвардейского района.
Субсидии (иные межбюджетные трансферты) из бюджета Российской Федерации и Республики Адыгея предоставляются местным бюджетам на реализацию муниципальной программы, направленной на достижение целей, соответствующих целям программы.
Администрация МО "Красногвардейский район" для достижения целей и выполнения задач муниципальной программы принимает участие в реализации мероприятий в рамках госпрограмм и нацпроекта:
- государственной программы Республики Адыгея от 13 декабря 2019 г. N 297 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие культуры";
- государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
- Национального проекта "Культура", разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и скорректирован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В структуру нацпроекта входят три федеральных проекта: "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура";
- Федерального партийного проекта "Культура малой Родины", направленный на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры и призван обеспечить доступ всех граждан к участию в культурной жизни страны, содействовать повышению доступности учреждений культуры на всей территории страны, разнообразить культурный досуг и расширить возможности для дополнительного образования.
Привлечение средств из федерального и республиканского бюджетов осуществляется посредством предоставления субсидии из республиканского бюджета муниципальному бюджету МО "Красногвардейский район":
- на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек;
- на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры;
- на капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности:
- на техническое оснащение муниципальных музеев;
- на создание модельных муниципальных библиотек;
- на модернизацию библиотек в части комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований Республики Адыгея.
- комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек, модернизация библиотек по новому стандарту;
- обеспечение учреждений культуры в рамках регионального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения;
- мероприятия в рамках регионального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры", направленные на создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий;
- подключение библиотек к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и развитие библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки;
- ремонтные работы (текущий ремонт) в отношении зданий домов культуры (и их филиалов), расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 50 тысяч человек (далее - муниципальные дома культуры).
- на поддержку лучших сельских учреждений культуры;
- на поддержку лучших работников сельских учреждений культуры;
- мероприятия в рамках регионального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры", направленные на создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий (далее - создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности).
Предоставление субсидий в рамках реализации программных мероприятий муниципальной программы осуществляется на основании соглашений, заключенных между Министерством культуры Республики Адыгея и администрацией МО "Красногвардейский район", в которых предусматриваются:
1) порядок предоставления субсидии;
2) сведения о размере субсидии;
3) обязательство муниципального образования об использовании субсидии в целях, предусмотренных соглашением, и о представлении отчетов об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
4) порядок осуществления контроля над исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
5) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
В 2024 году заключено соглашение N 79618000-1-2024-002 от 22.01.2024 года на сумму 543,2 тыс. рублей (субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы сельских домов культуры с населением с числом жителей до 50 тыс. человек. Приобретение компьютерной техники и сплит системы для МБУК КМКДЦ), из них;
- 532,3 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 5,4 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 5,5 тыс. рублей - средства местного бюджета.
Субсидия на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы сельских домов культуры с населением с числом жителей до 50 тыс. человек выделяется на плановый период 2025 года - на сумму 551,4 тыс. рублей, из них:
- 518,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 16,1 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 16,6 тыс. рублей - средства местного бюджета
и плановый период 2026 года - 582,10 тыс. рублей, из них:
- 503,4 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 37,9 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 40,8 тыс. рублей - средства местного бюджета.
В 2024 году заключено соглашение N 79618000-1-2024-006 от 22.01.2024 года на сумму 8080,9 тыс. рублей (Приобретение книжной продукции, интерактивного оборудования, мебели и компьютерной техники для МКУК МЦБС в рамках регионального проекта "Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры "Культурная среда" Нацпроект "Культура"), из них:
- 7920,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 80,0 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 80,9 тыс. рублей - средства местного бюджета.
В 2024 году заключено соглашение N 79618000-1-2024-004 от 22.01.2024 года на сумму 51,2 тыс. рублей (региональный проект "Создание условий для реализации творческого потенциала нации ("Творческие люди")". Поддержка лучших работников сельских учреждений культуры. Выплата премии директору МКУК "Красногвардейский историко-краеведческий музей" - Проскурякова О.Н.), из них:
- 50,0 тыс. рублей - средства федерального бюджет;
- 0,6 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 0,6 тыс. рублей - средства местного бюджета.
В 2024 году заключено соглашение N 79618000-1-2024-001 от 24.01.2024 года на сумму 142,8 тыс. рублей (субсидии на поддержку отрасли культуры на комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек по МКУК МЦБС в рамках ГП Республики Адыгея "Развитие культуры"), из них:
- 139,9 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 1,4 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 1,5 тыс. рублей - средства местного бюджета.
Субсидия, на поддержку отрасли культуры на комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек по МКУК МЦБС в рамках ГП Республики Адыгея "Развитие культуры" выделяется в плановом периоде 2025 года на сумму 146,0 тыс. рублей, из них:
- 137,3 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 4,3 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 4,4 тыс. рублей - средства местного бюджета,
и плановый период 2026 года - 156,1 тыс. рублей, из них:
- 135,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 10,1 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 11,0 тыс. рублей - средства местного бюджета.
В 2024 году заключено соглашение N 803-01-2024-001 от 29.01.2024 года на сумму 17144,9 тыс. рублей (субсидии на укрепление материально-технической базы по МКУК МЦБС в рамках ГП Республики Адыгея "Развитие культуры"), из них:
- 16287,6 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
- 857,3 тыс. рублей - средства местного бюджета.
В плановом периоде 2025 - 2026 годов запланировано финансирование программных мероприятий за счет средств местного бюджета, средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея, которые будут уточняться. Планируется в плановом периоде 2025 - 2026 годов заключение соглашений с Министерством культуры Республики Адыгея.
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Управляющий делами администрации |
А.А. Катбамбетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.