Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Стратегии
Оценка
достигнутых целей и результатов социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики к 2022 году
Оценка достигнутых целей и результатов социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики содержит информацию о результатах мониторинга реализации Стратегии в 2020-2021 годах, включающую обоснование отклонения фактических значений показателей от их плановых значений, предусмотренных указанной Стратегией.
Стратегия является основополагающим документом стратегического управления развитием КЧР, в ней определены основные региональные приоритеты, главные направления и средства достижения целей устойчивого развития региона. Стратегия реализуется с 2014 года.
При разработке Стратегии-2014 в качестве идеологии управления развитием КЧР и в целях достижения желаемого образа ее будущего выбрана стратегия перехода от политики стабилизации к политике опережающего роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для снижения уровня дотационности и обеспечения самодостаточного существования республики и содействия ее интеграции в национальную и мировую экономику.
Целью Стратегии республики является создание условий для устойчивого социально-экономического развития территории, повышения ее конкурентоспособности, а также экономического роста, обеспечивающего гармоничное развитие личности и повышение качества жизни населения республики. Основными задачами Стратегии являются:
развитие промышленности, АПК, транспортного и энергетического комплекса, повышение уровня индустриализации экономики и технологического уровня промышленной базы;
строительство новых и модернизация существующих туристско-рекреационных комплексов, их развитие до мировых стандартов;
развитие малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности;
развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения и обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения республики;
регулирование миграционных процессов;
обеспечение доступного, качественного и непрерывного образования населения;
повышение качества и доступности медицинской помощи населению;
формирование благоприятных условий реализации, воспроизводства и развития творческого потенциала населения;
развитие социальной сферы, культуры и спорта.
На первом этапе (2014-2018 годы) планировалось создание необходимых условий для будущего развития республики (разработка необходимых государственных программ и инвестиционных стимулов, законодательной базы), а также запуск наиболее значимых инвестиционных проектов. Основными приоритетами в рамках этого этапа являлись:
поддержка реализации наиболее приоритетных проектов;
улучшение инвестиционного климата (финансовые стимулы, законодательная база);
реализация государственных программ (актуализация действующих);
создание и организация функционирования институтов развития в инфраструктурных проектах;
создание индустриальных (промышленных) парков;
реализация комплекса мер по проработке новых инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии.
Практически все запланированные направления были реализованы: разработаны необходимые нормативно-правовые акты, созданы и функционируют институты развития в инфраструктурных проектах, реализованы государственные программы, запущены инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики (сады интенсивного типа, строительство новых ГЭС, развитие туристического кластера "Архыз").
В рамках второго этапа реализации Стратегии (2019-2024 годы) на базе созданных инструментов и механизмов планировалось осуществить:
вывод туристско-рекреационного кластера на мировой уровень;
развитие инфраструктуры бизнеса;
развитие малого и среднего предпринимательства;
реализация отобранных перспективных инвестиционных проектов;
масштабное развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры здравоохранения и образования).
Многие мероприятия к 2021 году также удалось реализовать: бурными темпами развивается туристическая отрасль, о чем свидетельствует ежегодный рост числа туристов, посетивших регион, развивается малый бизнес, осуществляются приоритетные проекты в сфере АПК, промышленности, растет обеспеченность населения жильем (2019 год - 21,6, 2020 год - 21,8, 2021 - 22,1 кв. метров на жителя).
Динамично развивалась социальная инфраструктура, в которую осуществляются инвестиции бюджетных средств федерального и регионального бюджетов:
число организаций, осуществляющих образовательную деятельности по образовательным программам дошкольного образования выросло с 131 до 153 за период с 2014 по 2020 год;
обеспеченность больничными койками к концу 2020 года по сравнению с концом 2014 года увеличилась с 73 до 83 единиц на 10000 тыс. человек населения;
обеспеченность врачами на 10000 человек населения увеличилась с 38 до 42 врачей;
обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 человек населения увеличилась со 102 до 110 сотрудников;
дефицит мест в детских садах составлял 5000 детей в 2012 году и к 2020 году дефицит мест в детских дошкольных учреждениях значительно сократился;
число спортивных сооружений выросло с 443 до 638 единиц.
Вместе с тем не удалось достичь индустриализации и роста промышленного производства, которое является локомотивом роста денежных доходов населения и объемов ВРП. В связи с недостаточностью средств регионального бюджета на финансирование проекта по созданию государственного индустриального (промышленного) парка и отсутствием инвесторов, готовых реализовать проект по созданию частного индустриального (промышленного) парка, в республике в настоящее время отсутствуют промышленные парки. Также, несмотря на то, что в 2021 году индекс промышленного производства составил 110,7% к уровню 2020 года, этот рост не компенсировал снижение 2020 года к уровню 2019 года (88,2%).
Основными целевыми индикаторами предыдущей Стратегии к 2020-2021 годам были определены:
увеличение ВРП до 157,2-160,5 млрд. рублей к 2020-2021 годам в соответствии с целевым сценарием развития (106-109 млрд рублей - в консервативном);
увеличение ВРП на душу населения до 235 тыс. рублей к 2020 году и 248 тыс. рублей к 2021 году в целевом сценарии (196 -198 тыс. рублей - в консервативном);
доведение объема инвестиций в основной капитал до 33,7-34,9 млрд. рублей к 2020-2021 годам в соответствии с целевым сценарием развития (33 млрд рублей - в консервативном);
увеличение объема инвестиций на душу населения до 53 тыс. рублей к 2020 году и 55 тыс. рублей к 2021 году в целевом сценарии (50 тыс. рублей и 51 тыс. рублей - в консервативном);
индекс промышленного производства к уровню предыдущего года в 2020-2021 годах должен был составлять ежегодно 106% согласно целевому сценарию, 104% - согласно консервативному;
рост денежных доходов населения к 2020 году до 22377 рублей, к 2021 году - до 23787 рублей в соответствии с целевым сценарием развития (до 17291 рубля и 17844 рублей - в консервативном);
рост среднемесячной начисленной заработной платы к 2020 году до 30580 рублей, к 2021 году - до 32870 рублей в соответствии с целевым сценарием развития (до 25519 и 25774 рублей - в консервативном);
сокращение уровня бедности к 2020 году до 18%, к 2021 году - до 17,9% в соответствии с целевым сценарием;
снижение уровня безработицы по методологии МОТ до 8,1% и 8% в 2020-2021 годах в соответствии с целевым сценарием (8,5%-8,3% - в соответствии с консервативным);
увеличением количества малых и средних предприятий до 2,81 тыс. единиц к 2020 году и 2,86 тыс. единиц - к 2021 году;
увеличением среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) до 42 тыс. человек к 2020 году и 44 тыс. человек к 2021 году;
достижением доли продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта до 12,4% к 2020 году и 13% к 2021 году согласно целевому сценарию.
По итогам 2020 и 2021 года фактически достигнуты приведенные ниже значения по основным показателям Стратегии-2014.
Достижение
целевых индикаторов Стратегии-2014
N п/п |
Наименование целевого индикатора, показателя |
Единица измерения |
2020 |
2021 |
||||||
инерционный |
базовый |
оптимальный |
факт |
инерционный |
базовый |
оптимальный |
факт |
|||
1 |
Объем валового регионального продукта |
млрд. рублей |
106 |
113 |
157,2 |
95,3 |
109 |
119 |
160,5 |
109,4 |
2 |
Индекс промышленного производства |
процент |
104 |
105 |
106 |
88,2 |
104 |
105 |
106 |
110,7 |
3 |
Валовой региональный продукт на душу населения |
тыс. рублей |
196 |
212 |
235 |
207,5 |
198 |
218 |
248 |
235,4 |
4 |
Объем инвестиций в основной капитал |
млрд. рублей |
33 |
35 |
33,7 |
22,7 |
33 |
36 |
34,93 |
32,3 |
5 |
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения |
тыс. рублей |
50 |
53 |
53 |
48,8 |
51 |
55 |
55 |
69 |
6 |
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета |
млн. рублей |
7825 |
7825 |
9800 |
9041,3 |
7870 |
8112 |
10500 |
10885,6 |
7 |
Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы |
рублей |
25519 |
29808 |
30580 |
29864,9 |
25774 |
31299 |
32870 |
32846,3 |
8 |
Среднедушевые доходы населения в месяц |
рублей |
17291 |
18179 |
22377,2 |
18948,9 |
17844 |
18997 |
23786,7 |
20457,9 |
9 |
Доходы консолидированного бюджета на душу населения |
тыс. рублей |
60,03 |
61 |
62,22 |
74,3 |
62,13 |
64 |
65,33 |
83,8 |
10 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения |
процент |
12,2 |
12,1 |
18 |
23,2 |
12 |
11,7 |
17,9 |
22,1 |
11 |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год |
процент |
8,5 |
7,6 |
8,1 |
14,7 |
8,3 |
7,3 |
8 |
12,3 |
12 |
Количество малых и средних предприятий - юридических лиц |
единиц |
2812 |
2812 |
2812 |
2677 |
2860 |
2860 |
2860 |
2610 |
13 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
39,3 |
40 |
42 |
32,0 |
39,6 |
41 |
44 |
33,0 |
14 |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта |
процент |
11 |
11,4 |
12,4 |
20,1 |
11,1 |
11,7 |
13 |
х |
Основные причины недостижения большинства показателей по итогам 2020 года - это отрицательные последствия мер ограничительного характера и роста заболеваемости населения во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Тем не менее, среднедушевые денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата в экономике, а также доходы консолидированного бюджета на душу населения в пандемийный год превысили запланированные базовым сценарием значения. Фактором, оказавшим влияние на рост абсолютных значений этих показателей, является в первую очередь более высокая по равнению с запланированной, инфляция на потребительском рынке в течение ряда лет.
Постковидный 2021 год стал для экономики региона намного более результативным: почти на 30% вырос физический объем инвестиций в основной капитал (однако не достигнув запланированного по сценариям объема), доходы консолидированного бюджета превысили фактические объемы 2020 года, а также запланированные объемы 2021 года, размер среднемесячной начисленной заработной платы почти достиг значения, установленного для целевого сценария Стратегии, превысив базовый. При этом рост цен на потребительском рынке (106% в 2021 году против 104% в 2020 году) замедлила рост реальных среднедушевых показателей. Так, к концу 2021 года не были достигнуты такие показатели целевого сценария, как рост среднедушевых денежных доходов населения, снижение уровня бедности, сокращение уровня безработицы (по методологии МОТ). Отставание от среднероссийских значений по уровню объема инвестиций на душу населения сохранилось (в период с 2018 года по 2020 год индексы физического объема к предыдущему году были отрицательными: 93,5%, 95,5%, 94,2%). Незначительно увеличился объем производимой промышленной продукции (в сопоставимых ценах за период с 2011 по 2021 год индекс промышленного производства вырос в сопоставимых ценах на 2%). Эти две основные причины отрицательно влияют на показатели уровня жизни населения республики.
Значительно изменилась по сравнению с 2014 годом ситуация с численностью работников малого и среднего бизнеса (их на 10,0 тыс. человек меньше, чем планировалось в соответствии с целевым сценарием к концу 2021 года). Не достигнуто запланированное значение по числу зарегистрированных малых и средних предприятий (фактически 2,6 тыс. единиц против 2,8 тыс. единиц). Однако одной из причин является появившийся в 2020 году кластер самозанятых граждан, в который происходит отток кадров из малых и микропредприятий. Рост доли малых и средних предприятий в структуре ВРП по итогам 2020 года до 20% против запланированных 12%, обусловлен в основном пересмотром основного критерия отнесения предприятий к малым и средним (увеличение с 2016 года предельного объема годового дохода до 800 млн. рублей для малых предприятий и до 2 млрд рублей - для средних предприятий в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265). Более динамичному развитию малого и среднего бизнеса мешают высокий уровень экономической неопределенности, затруднение доступа к заемному финансированию из-за высоких процентных ставок по кредитам, сложности с выходом на рынок и волатильность рубля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.