Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к Стратегии
Ключевые проблемы развития
Карачаево-Черкесской Республики, результаты комплексной оценки внешних факторов долгосрочного развития Карачаево-Черкесской Республики, наиболее существенных вызовов и значительных угроз долгосрочного развития экономики Карачаево-Черкесской Республики, ограничений социально-экономического развития, ограничений, рисков и возможностей отраслевого развития: PEST (PESTEL) и SWOT анализ территории
Ключевыми проблемами развития Карачаево-Черкесской Республики являются:
1. Неустойчивый характер экономического роста и развития экономики.
Неустойчивость развития экономики региона подтверждается анализом изменчивости ее базовых социально-экономических показателей. За период с 2010 по 2021 год отличается значительными колебаниями динамика таких показателей, как индекс физического объема ВРП, индекс физического объема инвестиций в основной капитал, индекс промышленного производства. Такая неустойчивость приводит к росту напряженности на рынке труда, препятствует поступательному развитию и формированию устойчивых хозяйственных связей, оказывает значительное негативное влияние на уровень и качество жизни населения республики. Следует отметить, что такая нестабильность связана с недостаточной диверсификацией реального сектора экономики, что не позволяет иметь отрасли, функционирующие контрциклически и не реагирующие на макроэкономическую нестабильность. Для решения данной проблемы необходимо сформировать индустриально-диверсифицированную экономику за счет развития инновационных производств и сферы услуг (в том числе туристических), поиска новых рынков сбыта производимой продукции с целью обеспечения стабильного развития экономики республики.
2. Недостаточные рост и развитие человеческого капитала.
На современном этапе развития производственных отношений наиболее значимым экономическим ресурсом является человеческий капитал. В республике рост и развитие человеческого капитала ограничены оттоком наиболее квалифицированных специалистов и перспективных выпускников школ в регионы с более высоким уровнем и качеством жизни, а также ростом заболеваемости и старением населения (официальные данные Росстата). Решение данной проблемы заключается в формировании комфортной и безопасной среды жизнедеятельности человека за счет повышения качества и доступности образовательных и медицинских услуг, повышения уровня реальных располагаемых денежных доходов населения и сокращения бедности за счет создания новых рабочих мест и развития производств;
3. Относительно низкая эффективность производства.
По сравнению с другими регионами КЧР имеет худшие показатели по ВРП на душу населения как по абсолютному значению, так и с позиции изменения рейтингов, помимо этого существенным является отставание от среднего значения указанного показателя по Российской Федерации. Такая ситуация возникла в связи с отставанием по объему инвестиций в основной капитал, высокой долей сырьевой продукции и продукции с низким переделом в ВРП, низкой экономической активностью малых и средних предприятий, недостаточным развитием инновационного сектора экономики.
Для решения данной проблемы необходимо обеспечить условия для развития малого и среднего предпринимательства и стимулирования предпринимательской активности с помощью предоставления субсидий, информационной поддержки, развития механизма ГЧП, содействия формированию кадрового резерва; активизировать инновационную деятельность; обеспечить импортозамещение технологий и услуг технического характера, инновационное развитие экономики за счет роста предпринимательской инициативы, активизации новейших технологических разработок и управленческих решений, широкого внедрения инноваций и производства конкурентоспособной продукции, а также усиление интеграции экономики республики в национальную и мировую экономическую систему за счет включения региональных производителей в технологические цепочки создания передовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
4. Внешнее санкционное давление (снятие или сохранение санкций и контрсанкций).
Данный фактор вызывает изменения в промышленном и сельскохозяйственном секторе в силу конкуренции с более дешевыми импортными товарами. В этом случае одним из основных направлений является диверсификация производства и усиление доли перерабатывающих отраслей: закладка садов интенсивного типа, строительство новых теплиц для обеспечения собственной овощной продукцией, строительство овоще - и фруктохранилищ, восстановление и строительство перерабатывающих предприятий пищевой и легкой промышленности, производств строительных материалов, развитие племенного скотоводства и производство биопродукции (эмбрионов направленного пола для молочного и мясного животноводческого поголовья) и т.п.
Также возрастает давление на туристический сектор региона, с одной стороны, ввиду сохраняющейся потребности в импортном оборудовании и материалах для объектов инфраструктуры, которые в основном европейского производства, и замена которым будет найдена постепенно, а с другой стороны, роста туристического потока из российских регионов ввиду складывающейся неблагоприятной внешнеполитической ситуации, что потребует опережающего роста мощностей спортивных сооружений, гостиниц, торговых объектов, транспорта, дорожного хозяйства, связи и т.д. Однако для региона именно в туристическом секторе, где сосредоточены "точки роста" экономики, - там где риски, там и возможности развития. Реализация ТРК "Архыз" и ТРК "Теберда - Домбай" направлена именно на использование этих возможностей.
5. Структурные реформы в российской экономике.
В настоящее время происходит постепенных переход от выравнивания экономического развития субъектов Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов к созданию условий, стимулирующих регионы к активизации имеющихся ресурсов для экономического роста на основе формирования и развития перспективных производств, роста эффективности управления, совершенствования межбюджетных отношений. И эта тенденция только усиливается. Для республики, отстающей по уровню научно-технического развития от большинства регионов России, здесь присутствует значительный риск, только усугубляющийся ввиду внешнего санкционного давления, так как другие более развитые и финансово обеспеченные субъекты Российской Федерации будут максимально использовать свои преимущества для скорейшего преодоления кризиса на своих территориях. В данном случае региону жизненно необходима поддержка с федерального уровня, в том числе - как геостратегической территории Российской Федерации.
Говоря о системе приоритизации мероприятий настоящей Стратегии для социально-экономического развития республики, с учетом влияния внешнего санкционного давления, считаем целесообразным выстроить их по значимости (в порядке убывания) следующим образом:
Критически важными в ближайший период (2023 - 2024 годы, I этап реализации Стратегии) являются мероприятия, направленные на поддержание социальной стабильности и гражданского согласия в обществе, а именно, недопущение дальнейшего сокращения численности населения и уровня его жизни (своевременные выплаты социальных пособий и пенсий, сохранение уровня реальной заработной платы, стабилизация инфляции, обеспечение качественного и доступного медицинского обслуживания, а также обеспечение основных потребностей комфортности проживания в сфере услуг ЖКХ, сдерживание тарифов на эти услуги и т.п.).
Важнейшим является преодоление транспортной "тупиковости" региона и создание современной логистической сети (терминалы, развязки и т.д.). Реализация крупных проектов по строительству автомобильных и железных дорог в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе на территории КЧР, позволит значительно снизить негативное влияние санкций и выйти на траекторию роста всему макрорегиону.
Важным является также закладка необходимых "точек роста" не только в туристическом секторе, но и в товаропроизводящем, а именно - в промышленности и сельском хозяйстве. Как уже отмечалось, именно создание новых производств и новых рабочих мест обеспечит в республике рост объемов производства и ВРП в абсолютном выражении и на душу населения, поможет снизить дотационность регионального бюджета. И если развитие сектора АПК в республике продвигается с хорошими темпами, то промышленный сектор отстает, ввиду отсутствия в регионе значительных финансовых ресурсов, которые можно направить в данном направлении. Одним из вариантов, способствующих внедрению новых технологий в промышленные производства, и главное росту числа рабочих мест за счет развития малого бизнеса в товаропроизводящем секторе, является создание индустриальных (промышленных) парков, о чем говорилось в соответствующих разделах Стратегии. Это же мероприятие позволит повысить уровень научно-технологического развития республики, а также уровень интеграции науки, производства и высшего образования.
По нашему мнению, указанные важнейшие и важные мероприятия необходимо осуществить в республике до 2030 года.
Должна быть продолжена реализация мероприятий по развитию социально значимой социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе - на сельских территориях (в рамках НП "Комплексное развитие сельских территорий" и других), так как они в долгосрочном периоде все направлены на улучшение продолжительности и качества жизни населения, улучшение демографических показателей. Указанные мероприятия должны выполняться ежегодно в полном объеме согласно срокам, заложенным в государственных программах, национальных проектах и планах развития.
Наконец, мероприятия по строительству новых объектов спортивной и культурной инфраструктуры не относятся к важнейшим, однако в данной сфере необходимо освоение уже построенных комплексов, стадионов, площадок, дворцов культуры, их максимальное использование на благо населения региона, для чего необходима разработка и выполнение соответствующими структурами соответствующих планов мероприятий на всех уровнях власти и местного самоуправления.
Анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики выявил следующие основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также влияние основных политических, экономических, социальных и технологических факторов на развитие региона содержится в приведенных далее таблицах PEST (PESTEL) и SWOT анализа.
Таблица PEST (PESTEL)-анализа
Группа факторов |
Возможное влияние на развитие региона |
Политические факторы | |
Внешние факторы |
Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года, существенно меняющие систему государственного управления путем перераспределения полномочий между разными органами власти; изменение законодательства Российской Федерации (налогового, административного, бюджетного, трудового), в частности, увеличивающее расходы регионального бюджета на социальные выплаты, а также обеспечивающее возможность привлечения федеральных средств на развитие региона, долгосрочное смягчение регуляторного режима функционирования отраслей экономики и социальной сферы в Российской Федерации; неблагоприятная и ухудшающаяся геополитическая ситуация в Российской Федерации и в мире; многолетнее соседство с очагами геополитических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов; статус региона как приоритетной геостратегической территории, накладывающий инфраструктурные и институциональные ограничения интенсификации взаимодействия в приграничной зоне |
Внутренние факторы |
Социальная стабильность; межэтническая и межконфессиональная стабильность; совершенствование регионального законодательства, в том числе в инвестиционной сфере, сфере строительства (в том числе жилищного); формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата за счет государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также приоритетных инвестиционных проектов; налаживание контактов с соседними регионами и зарубежными странами; развитие взаимодействия государства с институтами гражданского общества |
Экономические факторы | |
Внешние факторы |
Усиление кризисных явлений в экономике мира в результате беспрецедентного "количественного смягчения" ЦБ ведущих стран мира, замедление темпов роста спроса и предложения на большинстве мировых рынков, нарастание инфляционных процессов, рост цен на сырьевые ресурсы и продовольствие, нарастание общемировых энергетических и продовольственных проблем, дестабилизация торгово-логистических цепочек; ускорение процессов мировой глобализации, усиление приоритетов постиндустриального общества; повышение конкурентности рынков товаров и капитала внутри страны; дестабилизация мировой экономики, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшая существенное снижение деловой активности в крупнейших экономиках и регионах мира в результате карантинных мер, направленных на борьбу с ней; ограничения на поставку в Российскую Федерацию импортного сырья и современного технологического оборудования, на доступ к современным технологиям, включая информационные, ввиду экономических санкций; снижение доступности финансирования для организаций республики из-за кредитных рисков, увеличивающихся вследствие роста ключевой ставки рефинансирования Национального Банка Российской Федерации и нестабильности их финансовых результатов; снижения ликвидности рынка недвижимости, уменьшения потребительского спроса в результате роста инфляции на внутреннем рынке и падения доходов населения; сокращение финансовых ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов в результате ухудшения финансовой ситуации в России и мире, в том числе бюджетных и внебюджетных ресурсов; значительное внимание федеральных органов исполнительной власти к социально-экономическому развитию республики; участие в федеральных целевых программах и проектах, реализация межрегиональных проектов и приоритетных проектов Российской Федерации; недостаточная поддержка монопрофильных муниципальных образований |
Внутренние факторы |
Слабо диверсифицированная экономика, превалирование в отраслевой структуре экономики сельского хозяйства, торговли, сервисных отраслей, малая доля обрабатывающей промышленности и современных производств; недостаточное количество средних крупных системообразующих предприятий в реальном секторе экономики, обеспечивающих устойчивость рынка труда и бюджета региона; постковидные высокие темпы роста инвестиций и бюджетной обеспеченности, торговли и сферы услуг, туризма, строительство социальных объектов и объектов инфраструктуры в 2021 году и их замедление в 2022 году; эффективная реализация государственных программ на территории Карачаево-Черкесской Республики; динамичное развитие туристического кластера, рост использования туристско-рекреационного потенциала территории (ежегодный рост туристического потока в последние 10 лет); увеличение объемов производства продукции АПК в результате введения санкций в отношении Российской Федерации, что способствует переключению спроса на продукцию отечественных предприятий и реализации программы импортозамещения; развитие промышленности по переработке продукции сельского хозяйства и расширение рынка сбыта продовольственных товаров собственного производства. В то же время последствиями медленного социально-экономического развития, низкого уровня производства ВРП на душу населения и хронического дефицита финансирования социальной и производственной инфраструктуры являются: падение реальных денежных доходов населения, потребительского, производственного и инвестиционного спроса, износ основных фондов, низкая загруженность производственных мощностей; ограниченные размеры накоплений населения и хозяйствующих субъектов, сложности с доступностью кредитных ресурсов; относительно низкий уровень жизни населения, обеспеченности социальными объектами, бюджетной обеспеченности, доли собственных доходов в бюджетных доходах, высокая степень дифференциации населения по уровню доходов; сложность привлечения внешних финансовых и инвестиционных ресурсов (т.н. "ловушка бедности"); отставание развития транспортной инфраструктуры от потребностей и темпов развития региональной экономики, а также от других регионов; высокая зависимость от ввоза непродовольственных товаров из регионов России и от импорта из зарубежных стран; миграционный отток населения (отрицательное сальдо миграции за период с 2010 по 2020 годы), в первую очередь наиболее активной его части - молодежи, что создает растущий дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда; слабый уровень экономических связей и кооперации с субъектами Российской Федерации СКФО, внешнеэкономических связей, использования транспортно-логистических возможностей; недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства, низкая доля предпринимателей в реальном секторе экономики (20% в структуре ВРП)% недостаточно высокий уровень реализации проектов в рамках социального предпринимательства, государственно-частного партнерства |
Социальные факторы | |
Внешние факторы |
Усиление процессов урбанизации, а также миграции населения в регионы России и другие государства с развитой экономикой; повышение общей мобильности населения и дистанционной занятости |
Внутренние факторы |
Высокая по сравнению с другими регионами ожидаемая продолжительность жизни при рождении; старение и сокращение численности населения; ухудшение социально-демографической ситуации, проявление неблагоприятных демографических процессов - снижение суммарного коэффициента рождаемости, коэффициента брачности населения, рост инвалидизации населения, тенденция к сокращению численности населения до 2021 года; недостаточные темпы социального развития сельских территорий, неравномерное территориальное развитие, низкое качество благоустройства поселений, нарастание экологических проблем со свалами, ухудшающих качество жизни; дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов; отставание образовательного и квалификационного уровня персонала, доступности медицинской помощи, в том числе высококвалифицированной; отток выпускников школ региона с высокими результатами единого государственного экзамена в ООВО с высоким рейтингом для обучения и трудоустройства на территории с более высокими уровнем и качеством жизни; несоответствие системы начального и высшего профессионального образования потребностям рынка труда; недостаточная востребованность историко-культурного потенциала региона |
Технологические факторы | |
Внешние факторы |
Формирование экономики знаний и рост значимости инноваций как основы устойчивого экономического развития; развитие новых технологий - цифровых, био- и нанотехнологий, конвергенция технологий; повышение значимости новых источников энергии и энерго- и ресурсообеспечения и ресурсосбережения; перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров, инновационное развитие промышленности с применением технологий интеллектуальной автоматизации и ресурсосбережения (развитие инновационных разработок, импорт технологий) в Российской Федерации. изменение климата и окружающей среды; смещение центра экономической и технологической активности в страны Азии, ШОС и БРИКС, где появляются мировые центры производства и потребления. |
Внутренние факторы |
Рост значимости человеческого потенциала, требований к уровню образования и спектру профессиональных компетенций специалистов и рабочих кадров, управлению в условиях опережающего роста и модернизации экономики; внедрение современных наукоемких инновационных технологий - важнейший фактор экономического роста в республике (развитие искусственного интеллекта, нано- и биотехнологий, цифровизация всех сфер деятельности, процесс конвергенции и интеграции междисциплинарных наук, усиление внимания к исследованиям и разработкам, усиление роли глобальных информационных сетей и др.). При этом в республике низкий уровень изобретательской активности, недостаточный удельный вес инновационной продукции в структуре производства отдельных предприятий, низкий потенциал для внедрения инноваций, высокая потребность в модернизации основных фондов, низкая техническая оснащенность предприятий высокопроизводительным оборудованием, которое не обеспечивает внедрение безотходных технологий, выпуск качественной конкурентоспособной продукции, глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья; преодоление энергодефицитности республики за счет развития "зеленой генерации"; высокий уровень энергоемкости продукции и низкая энергетическая и экономическая эффективность энергоснабжения населенных пунктов; медленное развитие и модернизация транспортной инфраструктуры; постепенное развитие отрасли связи; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества предоставляемых курортных и туристских услуг; повышение информационной доступности органов власти, развитие электронного правительства. Риски информационной безопасности (киберпреступность); низкий уровень научно-технологического развития региона; рост стоимости внедрения технологических инноваций в регионе |
Таблица SWOT-анализа
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Толерантное население (в регионе проживают представители почти 90 национальностей), с положительным опытом совместного проживания и взаимодействия, межнационального мира и согласия, с традиционными нравственными ценностями, ведущее в основном здоровый образ жизни, низкий уровень социальной напряженности; высокая ожидаемая продолжительность жизни населения, высокий процент молодого и здорового населения; относительно высокий уровень сельского населения; относительно невысокая стоимость труда. Статус республики как приоритетной геостратегической территории Российской Федерации; наличие месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых промышленных масштабов, продукты глубокой переработки которых востребованы на республиканском и российском рынках; наличие значительных запасов водных ресурсов, высокий гидроэнергетический потенциал рек, позволяющий развивать гидроэнергетику; благоприятные почвенно-климатические условия для создания современного сельскохозяйственного производства; относительно низкие затраты в сфере производства сельскохозяйственной продукции, в том числе на рабочую силу; наличие "точек роста" в отраслях производства и переработки сельскохозяйственной продукции, благоприятное расположение региона относительно азиатских и европейских рынков сбыта сельскохозяйственной продукции; наличие рекреационных природных ресурсов; в целом благоприятная экологическая ситуация в регионе, низкая нагрузка на экологию со стороны промышленных организаций, наличие динамично развивающейся туристической отрасли, конкурентоспособной на внутрироссийском рынке, наличие нескольких точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих, в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей; системная организация программы сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых в Карачаево-Черкесской Республике, по принципу "одного окна". |
Проявление неблагоприятных демографических процессов - снижение суммарного коэффициента рождаемости, коэффициента брачности населения, отрицательное сальдо миграции за период с 2010 по 2020 годы. Высокий уровень общей безработицы (по методологии МОТ), низкий уровень благосостояния населения (денежных доходов и заработной платы, обеспеченности социальными объектами и др.), Отток выпускников школ региона с высокими результатами единого государственного экзамена в ООВО с высоким рейтингом для обучения и трудоустройства на территории с более высокими уровнем и качеством жизни; дефицит высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, структурный дисбаланс на рынке труда; наличие большого числа неэффективных рабочих мест с низкой оплатой труда; несоответствие системы начального и высшего профессионального образования потребностям рынка труда; высокая степень дифференциации населения по уровню доходов; низкая обеспеченность жильем, большое количество нуждающихся в улучшении жилищных условий; нехватка мест в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах;отставание от нормативов и среднероссийских показателей обеспеченности населения объектами социальной сферы; диспропорции в размещении социальной инфраструктуры; значительный износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при крайне недостаточных инвестициях в их обновление; недостаточная кадровая обеспеченность в системе здравоохранения; неразвитость сети спортивных объектов и сооружений, учреждений физкультуры и спорта. низкий уровень научно-технологического развития региона; слабое развитие высокотехнологичных отраслей экономики, что не позволяет увеличивать чистый экспорт высокотехнологичной продукции; низкий образовательный уровень трудовых ресурсов, что не позволяет создавать предпосылки для перехода на новый инновационный уклад экономического развития; недостаточность инвестиций предприятий промышленности в инновации, рационализаторские предложения и повышение качества продукции; низкий уровень изобретательской активности, низкий потенциал для внедрения инноваций; низкая диверсификация производства, и как следствие высокая зависимость экономики региона от предприятий всего нескольких видов обрабатывающих производств и изменения конъюнктуры мирового и внутреннего рынка их продукции; высокая потребность в модернизации основных фондов. в целом низкая конкурентоспособность продукции и услуг предприятий республики; низкая инвестиционная активность и инвестиционный голод; повышенные инвестиционные и предпринимательские риски; недостаток собственных источников инвестиционных ресурсов предприятий и организаций республики; низкая техническая оснащенность предприятий высокопроизводительным оборудованием не обеспечивает внедрение безотходных технологий, выпуск качественной конкурентоспособной продукции, глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья; высокие издержки выхода предприятий на рынок как внутриреспубликанский, так и внешний; недостаточная развитость финансовых механизмов и банковской системы; дотационность бюджета республики, как и большинства субъектов Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского федерального округа; существенное отставание уровня социально-экономического развития муниципальных образований от столицы республики г. Черкесска; наличие монопрофильного муниципального образования с соответствующими проблемами социально-экономического развития; значительная доля горных и высокогорных территорий в общей площади республики; энергодефицитность республики (на сегодня потребность в электроэнергии покрывается основном за счет поступления из общероссийской объединенной энергосистемы, а потребность в газе, нефтепродуктах полностью удовлетворяется за счет поставок из-за пределов республики); высокая степень износа значительной части автодорог общего пользования и их низкая пропускная способность недостаточно развитие транспортной инфраструктуры (транспортный тупик - автодорожный и железнодорожный, отсутствие аэропорта); слабый уровень экономических связей и кооперации с субъектами Российской Федерации СКФО, внешнеэкономических связей, использования транспортно-логистических возможностей; невостребованность собственной сырьевой базы (при наличии богатой сырьевой базы в республику импортируются из-за рубежа и ввозятся из других регионов России продовольственные товары, которые в достаточном количестве могут производиться на месте); высокий уровень административных барьеров; недостаточная эффективность системы государственного, муниципального и корпоративного управления; низкий уровень существующих масштабов микрофинансирования и финансового лизинга; недостаточное продвижение туристического продукта на рынке услуг; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества предоставляемых курортных и туристских услуг |
Позитивные возможности (O) |
Угрозы (T) |
Изменения в федеральном законодательстве (возможность привлечения федеральных средств) по развитию региона. Значительное внимание федеральных органов власти к социально-экономическому развитию республики, статус геостратегической территории Российской Федерации. Структурная изменения в экономике региона, максимально возможное использование трудовых ресурсов и обеспечение результативной занятости трудоспособного населения, повышение уровня и качества жизни. Трансформация рынка труда в результате реализации мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции: расширение практики удаленной занятости, снижение требований к месту проживания рабочей силы на высокооплачиваемых рабочих местах. Эффективное использование потенциала незагруженных производственных мощностей, создания новых перспективных производств. Формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата за счет государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также приоритетных инвестиционных проектов. Увеличение объемов производства продукции АПК в результате введения санкций в отношении Российской Федерации, что способствует переключению спроса на продукцию отечественных предприятий и реализации программы импортозамещения; Развитие промышленности по переработке продукции сельского хозяйства и расширение рынка сбыта продовольственных товаров собственного производства. Перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров. инновационное развитие промышленности с применением технологий интеллектуальной автоматизации и ресурсосбережения (развитие инновационных разработок, импорт технологий). Выравнивание социально-экономических параметров развития районов и городов республики. Опережающее развитие туризма. Использование туристско-рекреационного потенциала и развитие культурно-досугового бизнеса. ориентация государственной политики на рост конкурентоспособности и раскрытие потенциала туристского продукта внутреннего туризма в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"; усиление контроля за негативным воздействием на окружающую среду; ускорение процессов мировой глобализации, открывающего широкие возможности для развития торговли и услуг; усиление приоритетов постиндустриального общества; Усиление межрегионального и международного и международного взаимодействия в рамках реализации совместных инфраструктурных и социальных проектов. Экспорт образовательных услуг, в том числе - в другие регионы России. Долгосрочное смягчение регуляторного режима функционирования отраслей экономики и социальной сферы в Российской Федерации. Участие в федеральных целевых программах и проектах. Реализация межрегиональных проектов. Дальнейший рост бюджетной обеспеченности региона, расширение и укрепление налоговой базы за счет легализации теневой экономики, смягчение условий кредитования региона. развитие правоприменительной практики, снижение административного давления на бизнес |
Неблагоприятная внешнеполитическая и внутриэкономическая ситуация в Российской Федерации вследствие международных санкций; многолетнее соседство с очагами межнациональных и межконфессиональных конфликтов; ограничения на поставку в Российскую Федерацию импортного сырья и современного технологического оборудования, на доступ к современным технологиям, включая информационные в связи с введением санкций; снижение доступности финансирования организаций республики из-за кредитных рисков, увеличивающихся вследствие роста ключевой ставки рефинансирования Национального Банка Российской Федерации и нестабильности их финансовых результатов, снижения ликвидности рынка недвижимости, уменьшения потребительского спроса в результате роста инфляции на внутреннем рынке и падения доходов населения; Усиление кризисных явлений в экономике мира в результате беспрецедентного "количественного смягчения" ЦБ ведущих стран мира, замедление темпов роста спроса и предложения на большинстве мировых рынков. повышение конкурентности рынков товаров и капитала внутри страны; Изменения федерального законодательства, увеличивающие расходы регионального бюджета, например, на социальные выплаты. Недостаточные темпы развития, разбалансировка отраслевой структуры экономики, нарастание общемировых энергетических и продовольственных проблем. усиление дисбаланса на рынке труда в результате дальнейшего сокращения численности занятых в промышленности; сохранение низкого уровня производства ВРП и денежных доходов на душу населения, высокого уровня бедности и безработицы, отток квалифицированной рабочей силы, творческой молодежи и предпринимателей, распространение идей экстремизма. Отставание образовательного и квалификационного уровня персонала, доступности медицинской помощи, в том числе высококвалифицированной. Недостаточное количество средних крупных системообразующих предприятий в реальном секторе экономики, обеспечивающих устойчивость рынка труда и бюджета региона. Сокращение финансовых ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов в результате ухудшения финансовой ситуации в России и мире, в том числе бюджетных и внебюджетных ресурсов. Сложность привлечения внешних финансовых и инвестиционных ресурсов. Отставание развития транспортной инфраструктуры от потребностей и темпов развития региональной экономики, а также от других регионов. зависимость от ввоза товаров из регионов России и импорта из зарубежных стран. ускоряющееся технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности продукции; усиление миграционного оттока населения и оттока капитала за пределы республики в результате опережающего развития других территорий Российской Федерации; Ухудшение экологических проблем региона и продолжение загрязнения территории и водных источников, изменение климата. Инфраструктурные и институциональные ограничения интенсификации взаимодействия в приграничной зоне; опережающее развитие туризма в других регионах Российской Федерации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.