Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 13 апреля 2023 года N 230-р"
(приложение)
Инвестиционная декларация
Ленинградской области
1. Инвестиционная декларация Ленинградской области (далее - инвестиционная декларация) является основой формирования в субъекте Российской Федерации единой системы поддержки инвестиционных проектов, реализации приоритетов взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и иных участников инвестиционной деятельности со стороны государства с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Необходимость внесения изменений в инвестиционную декларацию рассматривается на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области, утвержденного распоряжением Губернатора Ленинградской области от 17 марта 2016 года N 337-рг (с изменениями, далее - Совет по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области), по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
3. Инвестиционная декларация, а также подробная информация, раскрывающая положения инвестиционной декларации, размещена на инвестиционном портале Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
I. Общее описание целей инвестиционного развития Ленинградской области
Инвестиционная декларация разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ленинградской области и достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", которые закрепляют достижение до 2030 года реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - не менее 70 процентов по сравнению с показателями 2020 года.
Главными целями инвестиционного развития Ленинградской области являются:
- улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области;
- увеличение реального роста инвестиций в основной капитал. Стратегические приоритеты и планы по привлечению новых стратегических партнеров отражены в разделе "Инвестиционная политика" Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом Ленинградской области от 8 августа 2016 года N 76-оз (далее - Стратегия).
II. Общее описание Регионального инвестиционного стандарта, реализованного в Ленинградской области
В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации предусмотрено внедрение Регионального инвестиционного стандарта (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2021 года N 737).
Региональный инвестиционный стандарт Ленинградской области включает в себя:
1. Инвестиционная декларация.
Инвестиционная декларация разработана с целью создания благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области, реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области в кратчайшие сроки, их административной поддержки, обеспечения быстрых процедур согласования. Инвестиционная декларация декларирует общие ключевые принципы взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, закрепляет гарантии защиты прав инвесторов в Ленинградской области, в том числе неухудшение их положения в период реализации инвестиционного проекта.
2. Создание агентства развития Ленинградской области.
В Ленинградской области функционирует подведомственное комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области государственное казенное учреждение "Агентство экономического развития Ленинградской области" (далее - Агентство). На базе Агентства в мае 2013 года создан Фронт-офис Администрации Ленинградской области по взаимодействию с инвесторами, обеспечивающий режим максимальной поддержки бизнеса и содействия компаниям, реализующим или планирующим реализацию инвестиционных проектов на территории Ленинградской области. Агентство предоставляет комплекс удобных и бесплатных для инвестора сервисов: от подачи заявок на размещение и оформления необходимых документов до подбора площадки для реализации проекта. Деятельность Агентства направлена на продвижение инвестиционного потенциала Ленинградской области и способствует развитию деловой среды в Ленинградской области путем установления прямых контактов с бизнесом, создания и развития необходимой инвестиционной инфраструктуры. Основной целью Агентства является повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в Ленинградской области.
3. Инвестиционный комитет Ленинградской области.
В целях ведения открытого диалога между органами власти и предпринимателями по вопросам инвестиционной деятельности в Ленинградской области функционирует Совет по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области. В состав Совета по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области входят представители органов исполнительной власти Ленинградской области, территориальных управлений федеральных органов власти, ресурсоснабжающих организаций, общероссийских общественных организаций, Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, инвесторов Ленинградской области. На заседаниях Совета по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области на постоянной основе рассматриваются обращения инвесторов по вопросам реализации инвестиционных проектов, в том числе проблемные вопросы, которые требуют комплексного решения от органов исполнительной власти Ленинградской области, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления.
Повестка заседаний формируется с учетом предложений деловых и общественных объединений Ленинградской области.
4. Инвестиционная карта Ленинградской области.
С целью повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области и обеспечения доступа организаций и граждан к полной и актуальной информации о комплексном развитии территории Ленинградской области создана Интегрированная региональная информационная система "Инвестиционное развитие территории Ленинградской области" (далее - ИРИС) - интерактивная карта, наглядно демонстрирующая инвестиционные преимущества Ленинградской области.
ИРИС с точки зрения полноты данных является самой полной и открытой бесплатной базой инвестиционных площадок, существующих в Ленинградской области.
В 2021 году Национальной ассоциацией агентств инвестиций и развития ИРИС признана лучшей практикой в России.
5. Свод инвестиционных правил Ленинградской области.
В Ленинградской области сформирован и утвержден Губернатором Ленинградской области свод инвестиционных правил, включающий алгоритмы действий инвестора для обеспечения доступа к ключевым элементам инфраструктуры.
В Ленинградской области все пункты Регионального инвестиционного стандарта успешно реализованы.
III. Ключевые характеристики Ленинградской области
Ленинградская область динамично развивается и является одним из лидеров субъектов Российской Федерации по привлечению инвестиций в основой капитал, а также занимает высокие позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Ленинградская область, в соответствии со своим географическим положением, является неотъемлемой частью транспортной системы Российской Федерации, важнейшим звеном мировой транспортной системы, что определяется следующими факторами:
примыканием к границам стран Европейского Союза - Финляндской и Эстонской Республикам;
тесной интеграцией со вторым по важности городом федерального значения в Российской Федерации - Санкт-Петербургом;
наличием достаточно богатых и разнообразных собственных природных ресурсов в сочетании с развитым промышленным и агропромышленным комплексом.
3.1. Транспортная инфраструктура Ленинградской области
Система международных транспортных коридоров на территории Ленинградской области включает в себя:
евроазиатский коридор "Север - Юг" (NS).
евроазиатский коридор "Транссиб" (TS).
панъевропейский транспортный коридор N 9 (PE9).
Потребность в транзитных и внутрирегиональных перевозках на территории Ленинградской области обеспечивается за счет развитой системы коммуникаций, включающей все виды транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Эксплуатационная длина наземных транспортных коммуникаций составляет: железных дорог общего пользования - 2,5 тыс. км, автомобильных дорог общего пользования - 22,8 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 79% (18,0 тыс. км).
3.1.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный узел Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечивает основную часть грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок в Северо-Западном федеральном округе и является одним из крупнейших в Российской Федерации.
Протяженность железных дорог общего пользования на территории Ленинградской области составляет более 2,5 тыс. км, из них порядка 30% электрифицировано.
Сеть железных дорог общего пользования по начертанию представляет собой радиально-полукольцевую схему, образованную сходящимися в Санкт-Петербурге железнодорожными магистралями и дополненную немногочисленными полукольцевыми соединительными линиями.
На территории Ленинградской области расположено 169 железнодорожных станций, в т.ч.: 1 сортировочная (Волховстрой), 3 приграничных (Ивангород-Нарвский, Бусловская, Светогорск), 4 узловых (Выборг, Высоцк, Приморск и Лужская), а также более 200 остановочных пунктов.
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом осуществляются в пригородном сообщении, а также поездами дальнего следования.
Маршрутная сеть пригородного железнодорожного транспорта насчитывает более 100 маршрутов. Пригородное движение обеспечивает перевозки населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области по всем радиальным направлениям с разной степенью интенсивности в зависимости от характера и потребностей в передвижениях. Наиболее пассажиронапряженными направлениями являются Выборгское, Витебское и Балтийское. Остальные направления имеют достаточный запас пропускной способности.
Сообщение поездами дальнего следования производится в основном через Санкт-Петербургский железнодорожный узел. В настоящее время организовано скоростное движение по модернизированным существующим линиям - Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, курсируют "дневные поезда": Санкт-Петербург - Петрозаводск, Санкт-Петербург - Псков.
Наибольшие объемы грузовой работы на железнодорожном транспорте на территории Ленинградской области связаны с экспортными грузопотоками через морские порты. Основными перевозимыми грузами являются нефтепродукты, минерально-строительное сырье, уголь.
В 2022 году в соответствии с инвестиционной программой ОАО "РЖД" в развитие железнодорожной инфраструктуры, технологии и техники Октябрьской железной дороги было инвестировано 14,2 млрд. рублей, в 2023 году плановые инвестиционные затраты предусмотрены в размере 16,0 млрд. рублей.
3.1.2. Морской транспорт
Морской транспорт играет важную роль в развитии транспортных связей Российской Федерации со странами Европейского Союза и транспортного комплекса Ленинградской области.
На территории Ленинградской области распложены морские порты Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга, являющиеся объектами транспорта федерального значения.
Морской порт Выборг расположен в исторической части города Выборг, в Выборгском заливе Балтийского моря.
Порт способен переваливать широкую номенклатуру генеральных, навалочных грузов (минеральные удобрения, уголь, руда, чугун, металлолом), пищевых и химических наливных грузов. В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 16,66 га, площадь акватории - 2,87 кв. км. Длина причального фронта - 902,8 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 1970 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) 6,5/135/25 м.
Морской порт Высоцк расположен в Высоцком городском поселении Выборгского муниципального района, на острове Высоцкий в Выборгском заливе Балтийского моря. Порт специализируется на перегрузке сырой нефти и нефтепродуктов, угля. Грузы доставляются к морскому порту железнодорожным транспортом к припортовой станции Высоцк-Предпортовая. Нефтепродукты доставляются в морской порт также внутренним водным транспортом и по нефтепродуктопроводу от порта Приморск к терминалу по перевалке нефтепродуктов АО "РПК Высоцк-II "Лукойл". В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 143,6 га, площадь акватории - 1,26 кв. км. Количество причалов - восемь, длина причального фронта - 1703,6 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 21 200 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) 13,2/260/45 м.
АО "Криогаз" и ООО "Газпром СПГ "Портовая" реализованы проекты терминалов по производству и перегрузке сжиженного природного газа.
В городском поселении Советский на территории предприятия расположен удалённый морской терминал ОАО "Выборгская Целлюлоза".
Морской порт Приморск расположен в Приморском городском поселении Выборгского муниципального района, в юго-восточной части пролива Бьёркезунд Финского залива. Это крупнейший в России порт по отгрузке нефти и нефтепродуктов. В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта 247,448 га, площадь акватории - 31,77 кв. км. Количество причалов - двенадцать, длина причального фронта - 3 058,66 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 89 500 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) 15,85/307/ 55 м.
Морской порт специализируется на перегрузке сырой нефти и нефтепродуктов, которые поставляются к порту трубопроводным транспортом по магистральному нефтепроводу Балтийской трубопроводной системы (БТС) и нефтепродуктопроводу Кстово - Кириши - Приморск.
Морской порт Усть-Луга расположен на восточном и южном побережье Лужской губы Финского залива. В морском порту осуществляется перевалка широкой номенклатуры грузов, в том числе угля, сырой нефти, минерально-сырьевых грузов, лесных грузов, генеральных грузов, цветных металлов, контейнерных грузов, СПГ и пр.
В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 1181,9297 га, площадь акватории - 67,56 кв. км. Количество причалов - 38, длина причального фронта -7303 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 129800,25 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) 15,0/320,0/50,0 м.
Общий объем переработки грузов на терминалах морских портов, расположенных в Ленинградской области, составил в 2022 году 198509,7 тыс. тонн.
3.1.3. Внутренний водный транспорт
В пределах Ленинградской области проходят водные пути, обеспечивающие транспортное сообщение с соседними субъектами Российской Федерации и центральными областями Российской Федерации, а также с Финляндской Республикой (Волго-Балтийский водный путь и Сайменский канал соответственно).
Волго-Балтийский водный путь - одна из важнейших водных магистралей, входящих в единую глубоководную систему внутренних водных путей Европейской части России.
Волго-Балтийский водный путь и Сайменский канал обеспечивают перевозки внешнеторговых грузов, способствуют развитию внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и экономики Ленинградской области.
В Ленинградской области расположено свыше 1 800 км водных путей сообщения. Это позволяет использование внутреннего водного транспорта для комплексного решения задач развития социальной сферы и экономики Ленинградской области.
За последние годы в Ленинградской области создана единая система объектов инфраструктуры пассажирского транспорта.
Новые современные пассажирские причалы построены на реках Нева (о. Ореховый, Дубровка, музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда"), Волхов (Старая Ладога, Кириши), Свирь (Свирьстрой) и на Ладожском озере (о. Коневец, бухта Владимировская).
В настоящее время прорабатываются вопросы её дальнейшего развития, в том числе модернизации путей сообщения и размещения новых объектов инфраструктуры. Все пассажирские причалы сети являются объектами регионального значения.
По итогам 2022 года общий судопоток по Волго-Балтийскому водному пути в Ленинградской области (в створе Шлиссельбурга) составил 3976 судов.
В створе прошли 1425 пассажирских судов с 171849 пассажиров, а также грузовые суда с 2 908 778,55 тонн грузов. Основной объём грузовых перевозок составили нефть и нефтепродукты наливом, металлы и строительные грузы.
3.1.4. Воздушный транспорт
Основу авиационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет аэропорт гражданской авиации "Пулково", обеспечивающий регулярные перевозки грузов и пассажиров на международных и внутренних авиалиниях.
Объекты воздушного транспорта регионального значения на территории Ленинградской области в настоящее время отсутствуют. В Ленинградской области воздушные перевозки не осуществляются.
Имеется более 80 посадочных площадок, часть из них находится в частной собственности, часть располагается на территории медицинских учреждений и в ведении оперативных служб.
3.1.5. Инфраструктура дорожного комплекса
Ленинградская область обладает развитой сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.
Наиболее протяженные из них:
Р-36 49К-07 "Лодейное поле - Тихвин - Будогощь - Чудово" (протяженность 240,842 км);
Р-41 41А-004 "Павлово - Мга - Шапки - Любань - Оредеж - Луга" (протяженность 191,408 км);
Р-40 41А-003 "Кемполово - Губаницы - Калитино - Выра - Тосно - Шапки" (протяженность 134,280 км).
В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в Ленинградской области реализуется ряд проектов по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства, наиболее крупные из них:
строительство мостового перехода через р. Волхов на подъезде к г. Кириши в Киришском районе Ленинградской области;
строительство мостового перехода через р. Свирь у г. Подпорожье Ленинградской области;
реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Санкт - Петербург - Колтуши" на участке "КАД-Колтуши".
строительство подъезда к ТПУ "Кудрово" с реконструкцией транспортной развязки на км 12+575 автомобильной дороги Р-21 "Кола";
строительство автомобильной дороги от кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга до автомобильной дороги "Санкт-Петербург - Матокса".
Также планируется реализация масштабных проектов:
реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Санкт-Петербург - Морье" км 9 - км 11;
строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Продолжение Ириновского проспекта".
3.1.6. Инфраструктура телекоммуникационной сети
По итогам 2022 года в Ленинградской области зарегистрирован рост числа пользователей фиксированного и мобильного Интернета, а также увеличение трафика передачи данных, в том числе по технологии 4G (LTE). В Ленинградской области заметно увеличились зоны охвата сетями мобильной связи и количества предоставляемых ими услуг и сервисов.
Введены в эксплуатацию более 1 600 новых базовых станций "сотовой" связи (в том числе по технологии 4G (LTE). Это позволило не только увеличить площадь покрытия территории Ленинградской области, но также повысить качество связи в густонаселённых районах (Кудрово, Мурино, Новое Девяткино, Сертолово, Янино и др.).
За счёт ввода в эксплуатацию новых базовых станций и рефарминга частот охват мобильной связью стандарта LTE (4G) на территории Ленинградской области увеличился более чем на 2,5%. В настоящее время в зоне действия подвижной радиотелефонной связи проживает более 99% жителей Ленинградской области.
Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Филиал АО "Почта России" на территории Ленинградской области располагает сетью, состоящей из 428 функционирующих отделений почтовой связи (далее - ОПС), в том числе: городского типа - 137, сельского - 276, передвижных -15. Из 428 функционирующих ОПС убыточными являются 341 ОПС (79,67%), что на 7,17% выше по сравнению с данными 2021 года.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры на территории Ленинградской области способствует развитию и функционированию Единой сети передачи данных Ленинградской области (далее - ЕСПД ЛО), объединяющей в единое информационное пространство государственные и муниципальные органы власти, а также государственные и муниципальные организации/учреждения.
В 2022 году по инициативе Комитета цифрового развития Ленинградской области в работу Единой информационно-справочной службы "122" Ленинградской области по вопросам здравоохранения внедрен Голосовой помощник, обработавший в 2022 году более 315 тысяч звонков на номер "122". Всего за 2022 год по вопросам здравоохранения на номер "122" поступило более 700 тыс. вызовов. Кроме того, номер 122 активно использовался для приёма обращений по выплатам мобилизованным, по частичной мобилизации и осеннему призыву.
На ближайшие годы запланировано следующее развитие телекоммуникационных сетей в Ленинградской области:
улучшение покрытия подвижной радиотелефонной связью на основных автомагистралях Ленинградской области, а также на территориях садоводческих массивов и товариществ;
продолжение строительства по технологии LTE в местах высокой концентрации населения (города, места высокой концентрации населения: районные центры, Кудрово, Бугры, Мурино, Янино, Сертолово, Всеволожск и др., крупные дачные массивы).
3.1.7. Площадки для реализации инвестиционных проектов в Ленинградской области
Приоритетным направлением для роста экономики Ленинградской области является создание и развитие территорий, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурой, частью которых являются индустриальные (промышленные) парки (далее - индустриальные парки). Необходимость их создания и развития предусмотрена Стратегией и государственной программой Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394.
В настоящее время сформирован реестр индустриальных парков, сведения о которых включены в схему территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N 379 (ред. от 15.08.2022). Реестр включает 20 индустриальных парков, в том числе 12 действующих, 4 создаваемых и 4 планируемых парков.
На территории всех действующих и создаваемых парков имеется возможность подключения к сетям газо-, электро-, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, имеется хорошая транспортная доступность. Основная специализации парков: производство строительных материалов, оборудования, размещение промышленно-складских и логистических комплексов, машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность, размещение логистических терминалов, складов.
Действующие и создаваемые индустриальные парки в основном являются частными парками и занимают площадь более 1664 га, на их территории размещено более 190 резидентов, создано более 9650 новых рабочих мест, объем фактически привлеченных частных инвестиций с учетом инвестиций резидентов составляет в настоящее время более 44187 млн. рублей.
Кроме частных парков, за счет средств областного бюджета созданы два региональных парка: "Северо-западный нанотехнологический центр" (нанопарк "Гатчина") и "Пикалево" под управлением единого оператора АО "Леноблинновации". К основной задаче нанопарка "Гатчина" относится развитие конкурентной среды и условий для коммерциализации научных разработок в сфере нанотехнологий в стратегически важных отраслях промышленности, а также выполнения задачи по импортозамещению.
Для государственной поддержки проектов по созданию и развитию индустриальных парков управляющим компаниям за счет средств областного бюджета предоставляются льгота по налогу на прибыль организаций и льгота по налогу на имущество организаций, а также льгота по арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (областной закон Ленинградской области от 28.07.2014 N 52-оз).
Сведения об индустриальных парках, а также свободных инвестиционных площадках для размещения промышленного и сельскохозяйственного производства, размещены на интерактивной инвестиционной карте Ленинградской области - ИРИС (https://map.lenoblinvest.ru/).
В настоящее время ИРИС содержит информацию о 310 свободных инвестиционных площадках (с указанием сведений об инженерной инфраструктуре, видах разрешенного использования и других необходимых параметров), 20 индустриальных парках, 176 реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов, 141 крупном действующем предприятии, 929 объектах инфраструктуры, создание которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации и Ленинградской области, ведомственными программами, включая программы субъектов естественных монополий. Кроме того в ИРИС включены сведения о действующих объектах электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, связи, а также схемы месторождений полезных ископаемых, сведения об особых экономических зонах, территории опережающего социально-экономического развития, портовых зонах, моногородах и муниципальных районах Ленинградской области.
3.1.8. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования
Мониторинг сферы труда и занятости населения показывает, что за последние пять лет ситуация на рынке труда Ленинградской области стабильная. Численность граждан, обращающихся за помощью в трудоустройстве в службу занятости, в среднем составляет 35 тыс. человек в год, безработными признаются в среднем 10-12 тыс. человек.
Ленинградская область относится к регионам с низкой безработицей, уровень регистрируемой безработицы не превышает значение 0,4% - 0,5%.
Численность занятого населения постоянно растет, в настоящее время заняты в экономике Ленинградской области 1015,1 тыс. человек, что превышает количество занятых по 2021 году на 53,9 тыс. человек, по 2020 году на 85,5 тыс. человек.
Структура занятого населения Ленинградской области такова: 18% занятого населения трудятся в сфере "оптовая и розничная торговля"; 17% в сфере "обрабатывающие производства"; 12% в сфере "строительство"; 9% в сфере "транспортировка и хранение"; 8% в "сельском хозяйстве", 6% в сфере "образование"; 5% в сфере "здравоохранение и предоставление социальных услуг" и др.
Общая безработица (выборочное обследование рабочей силы) имеет тенденцию к снижению - уровень общей безработицы не превышает значение 4,0% при численности безработных не выше 39 тыс. человек, соответственно уровень занятости населения наоборот растет - 62,9%, что превышает значение по 2021 году (60%) и по 2020 году (59,8%).
К основным проблемам развития рынка труда Ленинградской области относятся: дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов; отток рабочей силы с территории Ленинградской области для трудоустройства в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации; ограниченные возможности для трудоустройства граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих проблемы при трудоустройстве.
На рынке труда сохраняется высокая потребность в кадрах экономики и квалифицированных работниках, владеющих несколькими специальностями. Существует повышенный спрос на рабочих высокой квалификации. Не снижается спрос на специалистов инженерно-технических специальностей. В связи с развивающимся процессом информатизации общества возрастет спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями.
Работодателями представлено порядка 40 тысяч заявок на рабочие места. Служба занятости ежегодно трудоустраивает 18-20 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве.
Прогнозируется сохранение стабильной социально-экономической ситуации в Ленинградской области, сохранение рабочих мест и численности занятого населения в экономике.
Резервом для обеспечения экономики Ленинградской области трудовыми ресурсами в перспективе будет являться пополнение рабочей силы за счет вовлечения в занятость неработающего населения, снижения трудовой миграции в Санкт-Петербург и другие регионы, притока молодежи, подготовленной по профессиям, востребованным на рынке труда.
Система профессионального образования Ленинградской области представлена 23 профессиональными организациями среднего профессионального образования. Учреждения представляют собой многоуровневые и многопрофильные комплексы, осуществляющие подготовку по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Все учреждения имеют возможность реализовывать программы профессионального обучения и дополнительного образования, что позволяет восполнить потребность экономики по ряду рабочих профессий, востребованных отраслевым заказом. Подготовка по данным программам позволяет восполнить недостающую потребность в кадрах для таких отраслей, как сельское хозяйство, образование, машиностроение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, химической, торговли, общественного питания, строительной.
Существующая система профессионального образования обеспечивает подготовку рабочих кадров по 55 профессиям среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих (служащих) (165 специализаций) и 45 специальностям среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена). Разработано и реализуется свыше 350 программ дополнительного профессионального образования.
В целях оперативного реагирования на изменение потребностей рынка труда Ленинградской области в образовательных учреждениях профессионального образования разработано и лицензировано 347 краткосрочных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для взрослого населения. Профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих, обучение по программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих, ежегодно проходят более 5000 человек.
Усиление взаимодействия системы образования с предприятиями Ленинградской области обеспечивает удовлетворенность работодателей качеством подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Заключено 913 договоров с ведущими предприятиями Ленинградской области, а также программ взаимодействия среди которых "Ленинградская атомная станция", "Киришинефтеоргсинтез", "Тихвинский вагоностроительный завод", "Российские железные дороги", "Порт Усть-Луга", "Ленрегионгаз" и многие другие. Активизации взаимодействия с работодателями способствует развитие дуального обучения.
На территории Ленинградской области созданы и функционируют 11 современных мастерских, которые позволяют использовать их в рамках подготовки специалистов среднего звена при проведении демонстрационного экзамена в сетевом взаимодействии с другими профессиональными образовательными организациями, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов работодателей в различных областях.
В целях согласования деятельности профессиональных образовательных организаций с потребностями региональной экономики ежегодно проводится мониторинг потребности организаций в подготовке кадров для выполнения своих производственных программ на пятилетнюю перспективу, формируется отраслевой заказ на подготовку кадров.
Кроме этого, в Ленинградской области ведется постоянная работа по обновлению программ обучения и образовательных технологий, совершенствование системы среднего профессионального образования включает подготовку кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. Топ-50 востребованных и перспективных профессий будет использоваться для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и отдельных образовательных программ.
Предприятия и организации Ленинградской области активно используют возможности образовательных организаций для повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников.
1 сентября 2022 года на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области "Беседский сельскохозяйственный техникум" создан центр опережающей профессиональной подготовки Ленинградской области (ЦОПП ЛО), осуществляющий координацию деятельности профессиональных образовательных организаций в вопросах реализации программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, а также трудоустройства выпускников. Деятельностью ЦОПП ЛО в 2022 году было охвачено более 4000 человек (плановое значение на 2023 г. - 8000 человек).
В 2022 году Ленинградская область стала победителем конкурса и получателем гранта на создание в 2022 году на территории Ленинградской области образовательно-производственного центра (кластера).
Образовательно-производственный кластер создан на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Ленинградской области "Кингисеппский колледж технологий и сервиса" при содействии ООО ПГ "Фосфорит" (АО "Еврохим - Северо-Запад"). В число участников федерального проекта по созданию образовательно-производственного кластера вошли 6 профессиональных образовательных организаций.
Главной целью создания образовательно-производственного центра (кластера) является подготовка высококвалифицированных кадров для развития химической отрасли промышленности Ленинградской области.
3.1.9. Характеристика коммунальной инфраструктуры в сфере холодного водоснабжения и водоотведения
На территории Ленинградской области функционируют 124 станции водоподготовки суммарной пропускной способностью 1194,34 тыс. м3. Протяженность сетей водоснабжения составляет 5 915,23 км.
Очистка сточных вод осуществляется на 257 канализационных очистных сооружениях общей пропускной способностью 1 821,3 тыс. м3. Протяженность сетей водоотведения составляет 4 146,26 км.
Начиная с 2016 года на территории Ленинградской области осуществляется реализация областного закона Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области". Законом предусмотрено перераспределение полномочий органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на уровень Ленинградской области.
Процесс перераспределения полномочий предусматривает передачу объектов коммунального хозяйства в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципальных образований в собственность Ленинградской области с последующей передачей в хозяйственное ведение государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" (далее - ГУП Леноблводоканал").
По состоянию на 01 февраля 2023 года на уровень Ленинградской области переданы полномочия 157 муниципальных образований и имущество 140 муниципальных образований в 16 муниципальных районах (Бокситогорский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский).
В зоне эксплуатационной ответственности ГУП "Леноблводоканал" на сегодняшний день находится территория Ленинградской области с численностью постоянно проживающего населения в количестве 1 368 938 человек, что составляет 68,4% от общей численности населения Ленинградской области.
Работа по передаче имущества городских и сельских поселений Всеволожского, Ломоносовского, Выборгского, Бокситогорского муниципальных районов Ленинградской области продолжается. К концу 2023 года ожидается увеличение зоны ответственности предприятия по численности обслуживаемого населения еще на 10% (202 487 человек).
В собственность Ленинградской области передано 67 станций водоподготовки (54% от общего количества), 172 канализационных очистных сооружения (67%), 2 614,85 км сетей водоснабжения (51%), 2 147,14 км сетей канализации (56,5%).
Перспективное развитие инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения определяется в схемах водоснабжения и водоотведения муниципальных образований. Утверждение схем отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Схемы являются частью документов, определяющих направление развития соответствующей территории.
Перечень объектов инвестиций в сфере водоснабжения и водоотведения утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 31 января 2022 года N 60.
Работы по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения выполняются в рамках государственных программ Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" и "Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области".
В рамках реализации государственных программ Ленинградской в 2023 году запланирована работа по проектированию, строительству и реконструкции (модернизации) 13 объектов водоснабжения, в том числе, 6 станций водоподготовки суммарной мощностью 75 500 м3 в сутки в 5 муниципальных районах (Выборгском, Волховском, Кингисеппском, Лодейнопольском и Подпорожском) и 10 объектов водоотведения, из которых 7 объектов - канализационные очистные сооружения общей производительностью 40 300 м3 в сутки в 6 районах Ленинградской области (Выборгском, Всеволожском, Тосненском, Приозерском, Волосовском, Подпорожском).
Реализация инвестиций в объекты водоснабжения и водоотведения государственной и муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций, в том числе в рамках концессионных соглашений.
По состоянию на 01 января 2023 года на территории Ленинградской области в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществлялась реализация 15 инвестиционных программ 12 регулируемых организаций на территории 6 районов - Всеволожского, Гатчинского, Волосовского, Ломоносовского, Тосненского, Подпорожского и городского округа Сосновый Бор.
В ближайшей перспективе запланированы работы с привлечением средств Фонда национального благосостояния в размере 1,6 млрд руб., ведется работа по направлению развития систем водоснабжения и водоотведения с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму более 600 млн руб. В стадии разработки региональная программа модернизации с общим объемом финансирования только на ближайшие 2 года более 3 млрд руб.
Общий объем финансирования на реализацию проектов коммунальной инфраструктуры на ближайшие 2 года запланирован на уровне 10 млрд руб.
За последние три года в сфере водоснабжения и водоотведения завершено строительство и введено в эксплуатацию после реконструкции 19 объектов. Смонтировано и успешно функционируют 38 модульных станций водоподготовки и очистки сточных вод. Отремонтировано более 75 км сетей водоснабжения и канализации.
3.2. Наличие на территории Ленинградской области преференциальных режимов для субъектов инвестиционной деятельности
На территории Ленинградской области созданы две территории с преференциальными режимами для субъектов инвестиционной деятельности: территория опережающего социально-экономического развития "Пикалево" и особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Усть-Луга", а также планируется создание особой экономической зоны портового типа "Приморск".
3.2.1. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Усть-Луга"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года N 949 и Соглашением о создании на территории муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Усть-Луга" от 23 июня 2022 года, заключенным между Правительством Российской Федерации, Правительством Ленинградской области и администрацией муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, на территории муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Усть-Луга" (далее - ОЭЗ).
Создание ОЭЗ на территории Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского муниципального района направлено на поддержку реализации крупнейшего в стране и в мире проекта создания "Комплекса переработки этансодержащего газа" (КПЭГ), добываемого на месторождениях ПАО "Газпром", с планируемым годовым обеспечением переработки до 45 млрд м3 сырьевого газа. Проект состоит из газоперерабатывающего завода, газохимического комплекса и объектов транспортной инфраструктуры в районе поселка Усть-Луга Кингисеппского района и реализуется ООО "Балтийский газохимический комплекс" и ООО "РусХимАльянс" - якорными резидентами ОЭЗ.
Реализация проекта обеспечит годовое производство свыше 18 млрд куб. м сухого отбензиненного газа, более 13 млн тонн сжиженного природного газа, до 2,3 млн тонн сжиженных углеводородных газов, более 3 млн тонн этилена и 3 млн тонн базовых полимеров. Планируется создание более пяти тысяч рабочих мест. Инвестиции якорных резидентов ОЭЗ составят свыше 2,3 трлн рублей в течение 3 лет, при этом привлечение средств федерального, регионального и местного бюджетов к созданию (развитию) инфраструктуры для функционирования ОЭЗ не планируется.
На территории ОЭЗ установлен особый режим осуществления предпринимательской деятельности в целях создания благоприятных инвестиционных условий для деятельности резидентов, включая предоставление льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктами 17, 23 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с областным законом Ленинградской области от 24.11.2022 N 149-оз.
3.2.2. Создание портовой особой экономической зоны "Приморск"
В соответствии со Стратегией прорабатывается вопрос о создании к 2024 году портовой особой экономической зоны в Приморском городском поселении Выборгского района на территории морского порта Приморск (далее - портовая ОЭЗ). Якорным инвестиционным проектом портовой ОЭЗ является проект по строительству Приморского универсального погрузочного комплекса, направленный на создание современного, высокотехнологичного и экологически чистого универсального портового комплекса с целью переориентации транзитных грузопотоков из европейских портов, с планируемым грузооборотом более 20% от общего грузооборота российских портов Балтийского бассейна.
Общее количество рабочих мест составит на период строительства свыше 4,5 тыс. человек, на период эксплуатации более 5,1 тыс. человек. Привлечение средств федерального, регионального и местного бюджетов к созданию (развитию) инфраструктуры для функционирования портовой ОЭЗ не планируется.
3.2.3. Территория опережающего социально-экономического развития "Пикалево"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 N 271 на территории Пикалевского городского поселения Бокситогорского района Ленинградской области создана территория опережающего социально-экономического развития "Пикалево" (далее - ТОСЭР "Пикалево").
Создание ТОСЭР "Пикалево" направлено на обеспечение сбалансированного и пропорционального развития территорий и диверсификации экономики моногорода "Пикалево".
В настоящее время на ТОСЭР "Пикалево" размещено пять резидентов, реализуются проекты с общим объемом инвестиций в 2 261 млн. рублей, созданием более 370 новых рабочих мест. На текущую дату освоено более 2 616 млн. рублей, а также создано 134 новых рабочих места.
Для резидентов ТОСЭР "Пикалево" действуют налоговые льготы, предоставляемые за счет средств федерального бюджета (освобождение от уплаты налога на прибыль организаций), средств бюджета Ленинградской области (пониженная ставка по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций), а также бюджета моногорода Пикалево (освобождение от уплаты земельного налога).
3.3. Соблюдение органами и организациями Ленинградской области в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности
Губернатор Ленинградской области, органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии с установленными сроками согласования и предоставления разрешительной документации. В Ленинградской области соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется уполномоченными органами и организациями.
3.4. Развитие традиционных отраслей экономики Ленинградской области
Рост экономики Ленинградской области обусловлен ускоренным развитием базовых отраслей экономики: промышленности, транспортно-логистического комплекса, инфраструктурных отраслей, сферы услуг.
Основным источником экономического развития Ленинградской области является развитие промышленного сектора, расширение и модернизация уже существующих и привлечение новых производств на территорию Ленинградской области.
Ленинградская область является сильным промышленным центром Северо-Западного федерального округа. В настоящее время в Ленинградской области реализуется долговременная политика инновационного развития Ленинградской области, как места, благоприятного для бизнеса, обеспечены условия для устойчивого развития целых отраслей промышленности, крупных промышленных предприятий и производственных комплексов, а также предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции.
По итогам 2021 года Ленинградская область укрепила свое место в ТОП-20 субъектов Российской Федерации по объемам промышленного производства и инвестиций в основной капитал, выполненных работ по строительству и вводу жилых домов, обороту розничной торговли и уровню безработицы.
3.4.1 Промышленность
Доля промышленности Ленинградской области в валовом региональном продукте составляет около 37%. По итогам года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам промышленной деятельности Ленинградской области составил 1,7 трлн руб. (+34,1% к 2020 году), в том числе в обрабатывающих производствах 1,5 трлн руб. (+36,8% к 2020 году). Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 107,6% (по России - 105,3%).
Наибольшее влияние на рост ИПП за 2021 год оказали обрабатывающие производства, на долю которых стабильно приходится более 70% от общего объема отгрузки, из которых:
пищевая промышленность (ИПП 105,9%, доля отрасли в общем объеме отгрузки - 13,9%);
производство бумаги и бумажных изделий (ИПП 110,8%, доля в отгрузке - 8,8%);
табачная промышленность (ИПП 112,4%, доля в отгрузке - 7,5%);
производство резиновых и пластмассовых изделий (ИПП 108,7%, доля в отгрузке - 4,6%);
производство изделий из дерева и пробки, обработка древесины (ИПП 139,9%, доля в отгрузке - 2,8%);
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (ИПП 122,5%, доля в отгрузке - 3,1%).
В целях концентрации внутренних ресурсов промышленных предприятий в стратегически важных отраслях экономики, а также ускоренного преодоления технологического отставания отечественной промышленности и внедрения в производство инновационных технологий в Ленинградской области реализуется региональная кластерная политика.
На базе кластеров создаются комфортные условия для развития и внедрения инноваций, привлечения инвестиций, создается промышленная, инновационная и научно-образовательная инфраструктура. Создание и развитие промышленных и территориальных кластеров способно стать локомотивом развития не только региональной, но и в целом российской экономики.
На сегодняшний день в Ленинградской области создан один промышленный кластер и несколько территориальных кластеров, функционирующих на территории Ленинградской области:
кластер лесоперерабатывающей промышленности Ленинградской области (2 октября 2019 года включен в реестр промышленных кластеров Минпромторга России);
межрегиональный кластер "Союз Автопром Северо-Запад";
кластер химической промышленности Ленинградской области;
кластер металлообработки и строительных материалов Ленинградской области;
судостроительный кластер Ленинградской области.
Кроме того, существует кластерная инициатива по созданию на территории Ленинградской области кластера пищевой промышленности.
Ключевая задача развития промышленности - увеличение объема экспорта несырьевой неэнергетической промышленной продукции, в том числе увеличение организаций-экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Ленинградской области в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" реализуется комплекс мероприятий по выводу и продвижению производственных компаний Ленинградской области, продукция которых имеет потенциальные преимущества (уникальность, качество, масштаб и др.), на внешние рынки. При содействии Центра поддержки экспорта АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области" за отчетный год на экспорт выведено 78 субъектов малого и среднего бизнеса (в том числе 29 новых) при объеме поддержанного экспорта в 44,9 млн. долл. США (2,9 млрд. рублей). В целом по итогам 2021 года Ленинградская область заняла 16 место в рейтинге регионов-экспортеров с объемом экспорта в 8,4 млрд долл. США (546 млн. рублей).
3.4.2 Инвестиции
В 2022 году Ленинградская область подтвердила свои лидирующие позиции среди инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. Так, по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Ленинградская область заняла 9 место (10 место в 2021 году) и вошла в перечень регионов-лидеров с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
По объему вложенных инвестиций в основной капитал область сохраняет место в ТОП-15 среди субъектов Российской Федерации. За 2022 год в экономику Ленинградской области было инвестировано 545,7 млрд рублей, что составляет 112% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
Из объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в 2022 году 229 610 млн руб. (47,1% от общего объёма инвестиций) составили инвестиции в обрабатывающие производства (реализация крупного проекта по производству химических веществ и химических продуктов), 108 882 млн руб. (22,3% от общего объёма инвестиций) - в транспортировку и хранение, 38 238 млн руб. 7,8%) - в обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
Рост инвестиций в основной капитал в Ленинградской области прогнозируется также в 2023 - 2026 годах, что обусловлено реализацией крупных инфраструктурных и промышленных проектов: создание промышленно-логистического комплекса по хранению и перевалке минеральных удобрений, строительство универсального торгового терминала в морском порту Усть-Луга, строительству универсально-перегрузочного комплекса в порту Приморск, созданию промышленного комплекса по производству аммиака и гранулированного карбамида, строительство комплекса по переработке этансодержащего газа, строительство завода по производству метанола, создание металлургического комплекса по производству стальной продукции и др.
Также в Ленинградской области успешно реализуются проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства и концессии, наиболее крупные из них: реконструкция объектов недвижимости, под объект здравоохранения "Ленинградский областной центр медицинской реабилитации" г. Коммунар (объем финансирования 3,3 млрд руб.), создание и последующая эксплуатация объекта спорта - Плавательный бассейн с местами для зрителей в г. Гатчина (объем финансирования 0,9 млрд руб.), создание и последующая эксплуатация объекта спорта - Многофункциональный спортивный комплекс в г. Мурино (объем финансирования 2,5 млрд руб.), создание и реконструкция объектов теплоснабжения Тихвинского муниципального района (объем финансирования 6 млрд руб.), создание и реконструкция отдельных объектов водоснабжения, водоотведения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (объем финансирования 0,9 млрд руб.) и другие масштабные проекты. Всего в рамках заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ и ТЭК привлечено инвестиций на сумму более 11,7 млрд. рублей, в том числе 8,8 млрд. рублей частных инвестиций.
3.4.3 Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс Ленинградской области является одним из динамично развивающихся секторов региональной экономики. По итогам 2022 года объем производства продукции сельского хозяйства составил 118,6 млрд рублей, или 102,7% к 2021 году в сопоставимых ценах (по России - 110,2%).
Область сохраняет 1 место среди субъектов Российской Федерации по производству яйца и молочной продуктивности коров, 2 место - по поголовью птицы, 3 место - по выращиванию форели, 5 место - по производству мяса птицы в сельхозорганизациях и 9 место - по производству молока в сельхозорганизациях.
Ежегодный объем инвестиций в агропромышленный комплекс Ленинградской области составляет порядка 20 млрд рублей.
В Ленинградской области реализуется и планируется к реализации более 100 инвестиционных проектов на сумму свыше 40 млрд рублей. Наиболее крупными из вышеперечисленных проектов являются:
ООО "Круглый Год" (ООО "АПХ ЭКО-культура"): "Строительство второй очереди тепличного комплекса ООО "Круглый Год" по производству плодоовощной продукции защищенного грунта" на площади в 5 га, мощность - 2,7 тыс. тонн овощей в год, стоимость - 2,0 млрд рублей;
ООО "Дары природы": "Строительство тепличного комплекса на 11,5 га", мощность - 5,75 тыс. тонн продукции в год, стоимость 5,9 млрд рублей;
ООО "ИДАВАНГ Луга": "Строительство фермы на 3,5 тыс. свиноматок мощностью 98 тыс. товарных свиней в год", мощность - 10 тыс. тонн мяса в год, стоимость - 3,7 млрд рублей;
ООО "Племенной завод "Бугры": "Строительство молочно-товарной фермы на 8 тыс. голов, в том числе 3,5 тыс. дойного стада", мощность - 35 тыс. тонн молока в год, стоимость - 2 млрд рублей;
АО "Птицефабрика "Роскар": "Модернизация репродуктора второго порядка (птичник N 5, N 6, инкубаторий, санпропускник)", мощность - 12 млн шт. инкубационных яиц в год, 50,2 тыс. голов птицы, стоимость проекта - 330 млн рублей;
"Модернизации птицеводческого комплекса яичного направления" (ввод в эксплуатацию 6 птичников по 200 тыс. птицемест каждый)", мощность -330 млн шт. товарного яйца в год, стоимость - 1,5 млрд рублей;
АО "Птицефабрика "Войсковицы": "Строительство племенного птицеводческого репродуктора второго порядка для разведения племенной птицы", мощность - 44,4 млн шт. инкубационных яиц в год, стоимость - 6,2 млрд рублей;
АО "Птицефабрика Синявинская": "Строительство племрепродуктора 1-го порядка и расширение мощностей репродуктора 2-го порядка", производство суточных цыплят, стоимость - 1,3 млрд руб.; "Модернизация птицеводческого комплекса яичного направления", мощность - 143 млн шт. яиц в год, стоимость - 1,3 млрд рублей;
СПК "Петротрал 2": "Строительство морского комплекса по обслуживанию судов прибрежного рыболовства в пос. Усть-Луга - строительство специализированного причала для бесконтактной единовременной разгрузки и отстоя 6 рыбопромысловых судов" (реализация III этапа), стоимость - 600 млн рублей. Плановый ввод в эксплуатацию - 2024 год;
ООО "ТД "БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ": "Строительство оптово-распределительного центра для хранения готовой рыбной продукции", мощность 8,5 тыс. тонн единовременного хранения, стоимость - 330 млн рублей;
ООО "Органический рост": "Создание крупномасштабного высокотехнологичного комплекса по выращиванию радужной форели в морских садках на акватории Ладожского озера", мощность - до 7,5 тыс. тонн, стоимость - 1,7 млрд рублей;
ООО "ГАЛАКТИКА": "Модернизации производственного процесса и установки производственного участка по выпуску в Пэт-бутылку молока и кисломолочных продуктов", мощность - 1 400 тонн в месяц, стоимость -132 млн рублей.
3.4.4 Строительство
В Ленинградской области традиционно сохраняются беспрецедентные объемы жилищного строительства: за 2022 год в Ленинградской области построено 33,6 тысяч квартир и 18,6 тысяч индивидуальных жилых домов общей площадью 3,97 млн кв. м (+ 17% к 2021 году). По вводу жилых домов по итогам 2022 года область заняла 1 место в Северо-Западном федеральном округе и 4 место по России.
По вводу в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения по оперативной информации Ленинградская область превышает среднероссийское значение практически в 3 раза и занимает 1 место среди всех регионов.
3.4.5 Торговля
В 2022 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах уменьшился по сравнению с 2021 годом на 5,1% (по России снижение - на 6,7%) и составил 610 млрд, рублей, объем платных услуг показал прирост на 5% (по России - 3,2%) и сложился на уровне 110,3 млрд, рублей, оборот общественного питания в сопоставимых ценах снизился на 2,2% (по России увеличение - на 4,7%) и достиг уровня 20,6 млрд, рублей.
Стабилизации потребительского рынка после турбулентности февраля-апреля 2022 года во многом способствовала реализованная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году отмечается годовой прирост количества субъектов МСП до 72 655 единиц (на 4,7% к 2021 году). За последние 5 лет прирост количества субъектов МСП по Ленинградской области составил 30,7%, в целом по РФ количество субъектов МСП снизилось на 0,7%, что говорит о положительной устойчивой динамике сферы малого и среднего бизнеса в Ленинградской области. В сфере малого и среднего бизнеса Ленинградской области занято более 310 тысяч человек, что составляет около 40% от общей численности занятых в экономике Ленинградской области. Сумма налоговых платежей, поступившая в консолидированный бюджет Ленинградской области по специальным налоговым режимам для субъектов МСП, по итогам 10 месяцев 2022 года увеличилась на 31,6% по отношению к аналогичному периоду 2021 года и составила 10,0 млрд. рублей.
3.5. Планы по развитию приоритетных направлений и секторов экономики Ленинградской области, являющихся инвестиционными приоритетами, с их привязкой к конкретным территориям
Ленинградская область в соответствии со Стратегией проводит политику диверсификации экономики.
Планы по развитию Ленинградской области сформированы на основе формирования роста инвестиционной привлекательности, улучшения условий ведения бизнеса, развитием инвестиционной инфраструктуры.
Рост инвестиционной привлекательности территорий Ленинградской области формируется путем реализации комплексных проектов, направленных на повышение качества среды проживания, создание промышленных, транспортно-логистических, рекреационных, торговых и иных комплексов, создание новых рабочих мест, в том числе в сфере услуг.
Важным направлением на перспективу до 2030 года станет реализация проектов по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.
В рамках подписанного Соглашения между Правительством Ленинградской области и Группой "РОСНАНО" создана рабочая группа по реализации пилотного проекта по созданию углеродно-свободной зоны на территории Ленинградской области. В пределах этой зоны предполагается реализовать комплекс мероприятий по внедрению технологий, направленных на снижение выбросов парниковых газов в жизненном цикле производства промышленной продукции предприятий Ленинградской области.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития Ленинградской области являются:
создание комфортных транспортно-пересадочных узлов с элементами многофункциональных общественно-торговых центров;
повышение конкурентоспособности региональной сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение повсеместного использования ИКТ и современных услуг связи;
обеспечение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области;
стабилизация и обеспечение роста строительной сферы как одного из источников развития экономики;
обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды Ленинградской области, в том числе за счет предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Успех реализации стратегических проектных инициатив зависит от развития связующих сфер: малого бизнеса, информационно-коммуникационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
Перспективными и в дальнейшем претендующими на статус стратегических проектных инициатив являются экология, включая утилизацию отходов, и туризм.
IV. Инвестиционные обязательства Ленинградской области
4.1. Гарантии инвесторам
Ленинградская область гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, в том числе:
4.1.1. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов. Губернатор Ленинградской области, действуя от имени Ленинградской области, в соответствии с Уставом Ленинградской и действующим законодательством Российской Федерации содействует реализации инвестиционной политики, включая вопросы защиты инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
- равное отношение ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценке их реализации;
- доступ к публичной информации органов исполнительной власти Ленинградской области;
- отсутствие ограничений в реализации своих проектов в рамках действующего законодательства;
- безопасность ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области;
- защита капитальных вложений;
- невмешательство государственных органов и должностных лиц в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств.
В Ленинградской области действуют законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот инвесторам в части уменьшения ставки налога на прибыль и освобождения от налога на имущество. Гарантируется сохранение налоговых льгот по уплате региональных налогов на срок реализации инвестиционного проекта в рамках действующего законодательства.
4.1.2. Соблюдение алгоритмов действия по предоставлению инвестору присоединения к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 года N 591.
Содействие в подключении (присоединении) субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности к необходимой инженерной и транспортно-логистической инфраструктуре, необходимой для реализации инвестиционных проектов, оказывается Правительством Ленинградской области и институтами развития, сопровождающими реализацию инвестиционных проектов, в рамках Свода инвестиционных правил. Приоритетные направления, процедуры по которым регламентированы Сводом инвестиционных правил, следующие: газоснабжение (подключение к сетям газораспределения), энергоснабжение (присоединение к электрическим сетям), теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, получение земельных участков в аренду, получение разрешение на строительство, получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, оформление прав собственности на введенный в эксплуатацию объект, обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре.
Нарушение процедур и сроков, установленных сводом инвестиционных правил, является основанием для рассмотрения обращения инвестора на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области.
4.1.3. Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области, в досудебном порядке.
Проведение переговоров и консультаций является обязательным условием досудебного урегулирования споров, разногласий и тупиковых ситуаций, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области.
Органы исполнительной власти Ленинградской области в соответствии со своей компетенцией и действующим законодательством Ленинградской области вступают в переговоры с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности в случае возникновения обстоятельств, связанных с нарушением сроков и условий доступа к существующим формам государственной поддержки, а также в случае возникновения тупиковых ситуаций, связанных с невозможностью получения согласований, разрешений, решений и одобрений соответствующих органов, имеющих право выдавать такие согласования, разрешения, решения и одобрения, в течение одного месяца с момента, когда такие согласования, разрешения, решения и одобрения должны были быть получены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.
В случае возникновения в ходе реализации инвестиционного проекта проблемных вопросов инвестор также может обратиться в Агентство или комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области с предложением о рассмотрении данных вопросов на ближайшем заседании Совета по улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области.
4.1.4. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности гарантируется реализация права на получение полной, актуальной и достоверной информации при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области, за исключением информации, составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Информация о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, действующих на территории Ленинградской области, а также нормативных правовых актах, регламентирующих механизмы предоставления данных мер поддержки, размещена в открытом доступе на инвестиционном портале Ленинградской области.
4.1.5. Соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области.
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности гарантируется соблюдений условий предоставления мер поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области. Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности обеспечивается также поддержка в рамках процедур, установленных федеральным и областным законодательством, при получении согласований, разрешений, лицензий и прочих распорядительных документов для обеспечения субъектов энергетическими и иными видами ресурсов и подключений для целей реализации инвестиционных проектов в максимально короткие сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.
4.2. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами
Инвестиционная деятельность в Ленинградской области осуществляется на следующих принципах взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области с субъектами инвестиционной деятельности:
ответственности - обязательство Ленинградской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
системности - инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в Ленинградской области (Региональный инвестиционный стандарт), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов стандарта, а также иных инструментов поддержки инвестора в Ленинградской области;
достоверности - обеспечение соответствия информации, содержащейся в инвестиционной декларации, государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;
проактивности - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
доступности - обеспечение свободного доступа к инвестиционной декларации, упоминаемым в ней нормативным правовым актам, а также к информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Ленинградской области и затрагивающей права и обязанности инвесторов;
гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Ленинградской областью и инвестором, по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области;
эффективности - обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области;
равенства - недискриминирующий подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;
вовлеченности - участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе подготовки затрагивающих их интересы решений, принимаемых органами исполнительной власти Ленинградской области, и оценке их реализации;
прозрачности - открытость и общедоступность документированной информации органов исполнительной власти Ленинградской области (за исключением информации, относящейся к исчерпывающему перечню категорий секретной информации);
лучших практик - ориентация на лучшую с точки зрения интересов субъектов инвестиционной деятельности практику взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами инвестиционной деятельности;
сбалансированности интересов - учет интересов Ленинградской области, муниципальных образований Ленинградской области и субъектов инвестиционной деятельности;
взаимного уважения - взаимоотношения между органами исполнительной власти Ленинградской области и субъектами инвестиционной деятельности, основывающиеся на уважении интересов сторон;
неухудшения условий реализации инвестиционных проектов и положения инвестора при утверждении новой инвестиционной декларации.
V. Инвестиционная команда Ленинградской области
5.1. Состав инвестиционной команды Ленинградской области
Инвестиционную команду Ленинградской области возглавляет Губернатор Ленинградской области. В состав инвестиционной команды Ленинградской области, сопровождающей инвестора на этапах реализации проекта, входят:
- первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов;
- вице-губернатор Ленинградской области по безопасности;
- заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
- первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
- заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по транспорту и топливно-энергетическому комплексу;
- уполномоченный по защите прав предпринимателей Ленинградской области;
- директор государственного казенного учреждения "Агентство экономического развития Ленинградской области";
- президент регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области";
- вице-президент Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата";
- председатель Совета Ленинградского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
- председатель Совета регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" по Ленинградской области;
- директор головного отделения по Ленинградской области Северо-Западного банка ПАО "Сбербанк России";
- управляющий отделением по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации;
- начальник управления экономики администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
- председатель комитета экономики и инвестиций администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области;
- заместитель главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области по экономике;
- председатель комитета экономического развития и инвестиционной политики администрации Кингисеппского муниципального района Ленинградской области;
- заместитель главы администрации Кировского муниципального района Ленинградской области по экономике и инвестициям;
- первый заместитель главы администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области;
- заместитель главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ленинградской области в соответствии с областным законом Ленинградской области N 104-оз от 27 декабря 2013 года (в ред. областного закона Ленинградской области от 7 июля 2021 года N 83-оз) "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ленинградской области" обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
5.2. Условия формирования инвестиционной команды Ленинградской области
Формирование инвестиционной команды Ленинградской области происходит на основании компетенций, проектного опыта, уровня образования и квалификации ее участников.
Компетентность инвестиционной команды Ленинградской области во многом определяет скорость и качество реализации инвестиционных проектов, что обеспечивает комфортный формат взаимодействия бизнеса и органов исполнительной власти Ленинградской области, стимулирует экономическую активность и обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Ленинградской области.
5.3. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Ленинградской области в части взаимодействия с инвесторами
Ответственность и задачи по сопровождению инвесторов распределены между членами инвестиционной команды следующим образом:
разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется Правительством Ленинградской области во главе с Губернатором Ленинградской области;
координация деятельности хозяйствующих субъектов в рамках реализации экономической и инвестиционной политики Ленинградской области осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере экономической и инвестиционной политики Ленинградской области осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере финансово-бюджетной политики осуществляется первым заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем комитета финансов;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере экологического и жилищного надзора, организацию территориального регулирования обращения с отходами осуществляется вице-губернатором Ленинградской области по безопасности;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере транспорта и топливно-энергетического комплекса осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области по транспорту и топливно-энергетическому комплексу.
Представители общественных организаций, включенные в состав инвестиционной команды, обеспечивают:
представление интересов предпринимателей, в том числе действующих и потенциальных инвесторов, при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области;
мониторинг мнения бизнес-сообщества, связанного с внедрением Регионального инвестиционного стандарта в Ленинградской области;
проведение разъяснительной работы в среде бизнес-сообщества по вопросам внедрения Регионального инвестиционного стандарта.
Представители финансово-кредитных организаций, включенные в состав инвестиционной команды, организуют взаимодействие с Правительством Ленинградской области по вопросам внедрения Регионального инвестиционного стандарта, поддержки инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области.
Привлечение и сопровождение инвесторов осуществляется в режиме "единого окна", что позволяет реализовывать инвестиционные проекты качественно и в короткие сроки.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Ленинградской области от 13 апреля 2023 г. N 230-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.