Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 13 мая 2024 г. N 120
(приложение N 1)
Положение
о системе управления охраной труда в министерстве финансов Республики Коми
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с созданием, внедрением и обеспечением функционирования системы управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми и направлено на обеспечение соблюдения требований охраны труда, разработку мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (далее соответственно - СУОТ, Министерство).
2. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются посредством соблюдения установленных законодательством Российской Федерации государственных нормативных требований охраны труда.
3. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
1) организационная структура СУОТ, предусматривающая обязанности и ответственность в области охраны труда на всех ее уровнях;
2) мероприятия по охране труда, направленные на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
3) документированная информация (локальные нормативные акты, организационно-распорядительные документы, журналы, акты и прочее).
4. Требования СУОТ обязательны для всех государственных гражданских служащих Министерства и работников, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве (далее - работники).
5. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению на территории Министерства, распространяются на всех лиц, находящихся в помещениях Министерства, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности в помещениях Министерства. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до вышеуказанных лиц при проведении вводного инструктажа и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, утверждается положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории Министерства, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.
II. Политика в области охраны труда в Министерстве
6. Политика в области охраны труда в Министерстве определяется настоящим положением, которым определены цели и мероприятия по охране труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.
7. Политика в области охраны труда в Министерстве направлена на достижение следующих целей:
1) сохранение жизни и здоровья работников Министерства в процессе их трудовой деятельности;
2) обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) выполнение последовательных мероприятий по предупреждению происшествий, случаев ухудшения состояния здоровья работников и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
4) совершенствование системы управления охраной труда и повышение ее эффективности;
5) устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
6) привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий профессиональной служебной деятельности, соответствующих требованиям охраны труда, установленным законодательством Российской Федерации.
8. Для достижения целей политики в области охраны труда в Министерстве реализуются следующие мероприятия:
1) проведение специальной оценки условий труда работников Министерства, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве (далее - специальная оценка условий труда работников), выявление опасностей, оценка и снижение или недопущение повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков;
2) обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
3) внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства Российской Федерации;
4) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей зоне помещений;
5) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
III. Разработка и внедрение СУОТ в Министерстве
9. Организация работы по охране труда в Министерстве возлагается на руководство Министерства, в том числе министра финансов Республики Коми (далее - руководитель), его заместителей (далее - заместители руководителя), курирующих работу по охране труда в соответствии с распределением обязанностей между ними, руководителей структурных подразделений Министерства (далее соответственно - руководитель структурного подразделения, структурное подразделение), лицо, назначенное приказом руководителя ответственным за организацию работы по охране труда в Министерстве (далее - ответственное лицо).
10. Распределение обязанностей в рамках функционирования СУОТ в Министерстве осуществляется по двум уровням управления:
1) в Министерстве в целом - уровень управления СУОТ руководителем, заместителями руководителя;
2) в структурном подразделении - уровень управления СУОТ ответственным лицом, руководителями структурных подразделений.
11. Руководитель, заместители руководителя обеспечивают создание безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
12. Руководитель структурного подразделения:
1) обеспечивает функционирование СУОТ на уровне структурного подразделения;
2) принимает участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
3) информирует ответственное лицо о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении, получении микротравмы (микроповреждения) работником структурного подразделения;
4) обеспечивает исполнение поручений по охране труда руководителя, заместителей руководителя, рекомендаций ответственного лица;
5) приостанавливает работу в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
6) принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении.
13. Ответственное лицо:
1) координирует все направления функционирования СУОТ в Министерстве;
2) разрабатывает нормативные правовые и правовые акты, содержащие требования охраны труда в Министерстве;
3) обеспечивает доступ работников к нормативным правовым и правовым актам, содержащим требования охраны труда, и методической документации в области охраны труда в Министерстве;
4) осуществляет мониторинг состояния условий и охраны труда в Министерстве;
5) разрабатывает и организует мероприятия по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
6) составляет ежегодный отчет о функционировании СУОТ в Министерстве.
IV. Планирование СУОТ в Министерстве
14. При планировании СУОТ в Министерстве определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
15. В Министерстве осуществляется управление профессиональными рисками путем выявления опасностей, проведения оценки профессиональных рисков и применения мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущения повышения их уровней, осуществления контроля и пересмотра выявленных профессиональных рисков.
16. Комиссия ежегодно не позднее 31 декабря выявляет опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей. Ответственное лицо составляет их перечень (реестр).
17. Ежегодно не позднее 31 декабря комиссия осуществляет анализ и упорядочивание опасностей, указанных в пункте 16 настоящего раздела, исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий деятельности Министерства, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах.
18. С учетом опасностей, указанных в пункте 16 настоящего раздела, комиссия 1 раз в год не позднее 31 декабря проводит оценку уровня профессиональных рисков методом Файна-Кинни.
19. Ответственным лицом в течение 10 дней после утверждения перечня (реестра) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, составляется карта оценки уровня профессиональных рисков в Министерстве финансов Республике Коми (далее - карта уровня оценки рисков).
20. Комиссия с периодичностью не реже 1 раза в год осуществляет пересмотр выявленных профессиональных рисков.
В случае выявления новых профессиональных рисков, исключения ранее выявленных профессиональных рисков, ответственным лицом вносятся изменения в карту уровня оценки рисков не позднее 30 дней с даты выявления новых профессиональных рисков, исключения ранее выявленных профессиональных рисков.
21. Контроль за профессиональными рисками осуществляется комиссией.
22. В целях исключения опасностей, указанных в пункте 16 настоящего раздела, или снижения уровня профессиональных рисков, а также достижения целей политики в области охраны труда в Министерстве, указанных в пункте 7 раздела II настоящего положения, ответственным лицом ежегодно в срок до 31 декабря разрабатывается план мероприятий по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, который содержит меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) (далее - план мероприятий).
V. Обеспечение функционирования СУОТ в Министерстве
23. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда в Министерстве определяются необходимые компетенции в области охраны труда, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках СУОТ.
24. Работники и иные лица, участвующие в деятельности Министерства (лица, командированные в Министерство (подразделение Министерства), лица, проходящие производственную практику в Министерстве), лица в том числе представители органов надзора и контроля, находящиеся в помещениях Министерства, работники подрядных организаций, допущенные к выполнению работ и осуществлению иной деятельности в помещениях Министерства до начала выполнения трудовых функций, выполнения работ проходят вводный инструктаж по охране труда в соответствии Программой прохождения вводного инструктажа в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 4). Вводный инструктаж по охране труда и проверка знания требований охраны труда по результатам прохождения вводного инструктажа по охране труда проводится ответственным лицом.
От прохождения первичного и повторного инструктажей по охране труда лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, освобождены приказом руководителя.
Внеплановый и целевой инструктажи по охране труда проводятся в случаях, установленных Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464.
25. Заместители руководителя проходят обучение по охране труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда.
26. Ответственное лицо проходит обучение по охране труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда и программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
27. Информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, в Министерстве осуществляется следующими способами:
1) ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, служебного контракта;
2) ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
3) ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;
4) ознакомление с нормативными правовыми актами и правовыми актами Министерства, содержащими требования охраны труда.
VI. Функционирование
28. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Министерстве, являются:
1) специальная оценка условий труда работников;
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение диспансеризации работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение безопасности при эксплуатации здания и помещений Министерства;
6) обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования;
7) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
8) санитарно-бытовое обеспечение работников;
9) соблюдение режима труда и отдыха работников;
10) реагирование на аварийные ситуации;
11) реагирование на несчастные случаи;
12) реагирование на профессиональные заболевания.
29. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ являются:
1) планирование мероприятий по охране труда;
2) выполнение мероприятий по охране труда;
3) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
4) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
5) управление документами СУОТ;
6) информирование работников и взаимодействие с ними;
7) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
VII. Реагирование на несчастные случаи в Министерстве
30. С учетом специфики деятельности Министерства реагирование на несчастные случаи в Министерстве осуществляется в соответствии с ТК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2022 г. N 1206 "О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
VIII. Оценка результатов деятельности
31. Объектами контроля при функционировании СУОТ в Министерстве являются мероприятия, процессы и процедуры, подлежащие реализации в рамках СУОТ.
32. Основные виды контроля функционирования СУОТ в Министерстве:
1) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования осуществляется комиссией;
2) контроль за воздействием выявленных опасностей и уровнем профессиональных рисков осуществляется комиссией;
3) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение диспансеризации) осуществляется комиссией;
4) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда осуществляется комиссией;
5) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом осуществляется комиссией.
33. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются в плане мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
34. В Министерстве ответственным лицом ежегодно в срок до 15 февраля составляется отчет о функционировании СУОТ (далее - отчет о функционировании СУОТ).
35. В отчете о функционировании СУОТ отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления СУОТ в Министерстве;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ в Министерстве, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и эффективность управления профессиональными рисками;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
36. Показатели контроля функционирования СУОТ в Министерстве определяются, в частности, следующими данными:
1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
37. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию, для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
IX. Улучшение функционирования СУОТ в Министерстве
38. С учетом показателей отчета о функционировании СУОТ в Министерстве по решению руководителя реализуются корректирующие действия по ее совершенствованию.
39. Реализация корректирующих действий состоит из следующих этапов:
1) разработка;
2) формирование;
3) планирование;
4) внедрение;
5) контроль.
40. Действия на каждом этапе реализации, сроки их выполнения, ответственное лицо утверждаются руководителем.
41. На этапах разработки и формирования корректирующих действий производится опрос работников относительно совершенствования СУОТ путем анкетирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.