Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Кинель
Самарской области
от "15".05.2024 г. N 1342
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами городского округа Кинель Самарской области
1. Общие положения
1.1. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами городского округа Кинель Самарской области (далее - настоящий Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяет порядок установления в муниципальных нормативных правовых актах городского округа Кинель (далее - МНПА) обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности (далее - обязательные требования), и оценки их применения.
Настоящий порядок разработан в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований, установленных МНПА.
1.2. Установление и оценка применения обязательных требований осуществляется с учетом следующих принципов:
- законность;
- обоснованность обязательных требований;
- правовая определенность и системность;
- открытость и предсказуемость;
- исполнимость обязательных требований.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, что и в нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах Самарской области и МНПА.
2. Порядок установления обязательных требований
2.1. При установлении обязательных требований муниципальными актами должны быть соблюдены принципы, установленные п. 1.2. настоящего Порядка, и определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности).
Органом, наделённым полномочиями по осуществлению муниципального контроля, осуществляющую оценку соблюдения обязательных требований, является Отдел административного, экологического и муниципального контроля администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - Уполномоченный орган).
2.2. Проекты МНПА, устанавливающие или изменяющие обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Кинель Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа Кинель Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок).
2.3. Положения муниципальных актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего муниципального акта. Указанное требование не применяется в отношении нормативных правовых актов, указанных в пунктах 2, 2.1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.4. Срок действия МНПА, содержащего обязательные требования, не может превышать 6 лет.
2.5. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц Уполномоченный орган формирует перечни МНПА, а также иных федеральных, региональных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности (далее - Перечни), по каждому виду муниципального контроля отдельно, с указанием порядкового номера, наименования, даты подписания, номера, структурной единицы (пункт/статья) нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, и структурной единицы (пункт/статья) нормативного правового акта, предусматривающего установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования (при наличии).
Указанные Перечни Уполномоченный орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на официальном портале администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - Администрация) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Административный, экологический и муниципальный контроль" подразделе "контрольно-надзорная деятельность" в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения или актуализации.
2.6. Уполномоченный орган обеспечивает информирование лиц, обязанных соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица), о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях органов местного самоуправления по осуществлению муниципальному контролю, и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
Информирование контролируемых лиц осуществляется, в том числе, путем выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем Уполномоченного органа применительно к каждому виду муниципального контроля и подлежат размещению на официальном портале администрации городского округа Кинель в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Административный, экологический и муниципальный контроль" подразделе "контрольно-надзорная деятельность".
Для подготовки руководства по соблюдению обязательных требований может привлекаться правовой отдел администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - Правовой отдел).
2.7. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
3. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является оценка достижения цели введения обязательных требований, комплексная оценка системы обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится Уполномоченным органом совместно с Правовым отделом ежегодно.
3.3. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
3.3.1. Формирование ежегодного плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в МНПА (далее - План);
3.3.2. Формирование ежегодного доклада о достижении целей введения обязательных требований, содержащихся в МНПА (далее - Доклад), его публичное обсуждение на официальном портале администрации городского округа Кинель Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.3.3. Утверждение Доклада Главой городского округа Кинель Самарской области (далее Глава городского округа).
3.4. Для подготовки Плана Уполномоченный орган в пределах своей компетенции готовит информацию о МНПА, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке, не позднее 1 сентября года, предшествующего году подготовки Доклада.
План составляется Уполномоченным органом и утверждается правовым актом администрации городского округа Кинель Самарской области (далее Администрация) не позднее 1 декабря года, предшествующего году подготовки Доклада, и размещается в электронной форме на официальном портале Администрации в течение 5 рабочих дней с даты регистрации указанного правового акта. План составляется по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку.
3.5. Структурные подразделения Администрации и муниципальные учреждения (далее - заинтересованные лица), не позднее 15 августа текущего года, направляют предложения о включении МНПА, содержащих обязательные требования, в План. Уполномоченный орган рассматривает поступившие предложения в течение 5 рабочих дней. По итогам рассмотрения предложений Уполномоченный орган учитывает поступившие предложения и включает соответствующие МНПА в План либо направляет обоснованный отказ о включении МНПА в План заинтересованному лицу, представившему предложения.
При необходимости по запросу Уполномоченного органа Правовой отдел оказывает содействие в рассмотрении предложений заинтересованных лиц.
3.6. Уполномоченный орган в рамках своей компетенции готовит информацию о применении обязательных требований, содержащихся в МНПА, и не позднее 1 сентября года, следующего за годом подготовки Плана, представляет ее в Правовой отдел для подготовки Доклада.
При подготовке информации о применении обязательных требований, содержащихся в МНПА, Уполномоченный орган запрашивает в структурных подразделениях администрации городского округа Кинель необходимые сведения.
3.7. Источниками информации для подготовки Доклада являются:
3.7.1. Результаты мониторинга правоприменения МНПА, содержащих обязательные требования;
3.7.2. Результаты анализа осуществления контрольной и разрешительной деятельности;
3.7.3. Результаты анализа административной и судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
3.7.4. Обращения, предложения и замечания субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в МНПА, поступившие, в том числе, в рамках публичного обсуждения (далее - субъекты регулирования);
3.7.5. Позиции структурных подразделений, в том числе полученные при разработке проекта МНПА на этапе антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия, правовой экспертизы.
3.8. В Доклад включается следующая информация:
3.8.1. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
3.8.2. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в Докладе МНПА;
3.8.3. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках Доклада МНПА.
3.9. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
3.9.1. Перечень МНПА и содержащихся в них обязательных требований, включая сведения о внесенных в МНПА изменениях (при наличии) с указанием наименования и реквизитов МНПА, содержащего обязательные требования;
3.9.2. Период действия МНПА и их отдельных положений;
3.9.3. Общая характеристика регулируемых общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлена система обязательных требований;
3.9.4. Нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы регулирования;
3.9.5. Цели введения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования для каждого содержащегося в Докладе МНПА (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
3.10. Результаты оценки применения обязательных требований, содержащиеся в Докладе, должны содержать следующую информацию применительно к системе обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе для каждого содержащегося в Докладе МНПА:
3.10.1. Соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
3.10.2. Достижение целей введения обязательных требований (снижение (устранение) риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований);
3.10.3. Информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере регулирования в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
3.10.4. Изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных МНПА функций, полномочий, обязанностей и прав органов местного самоуправления;
3.10.5. Сведения об уровне соблюдения обязательных требований в регулируемой сфере, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований (в разрезе нарушенных обязательных требований);
3.10.6. Количество и содержание обращений субъектов регулирования к Администрации, Уполномоченному органу, связанных с применением обязательных требований;
3.10.7. Количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании МНПА, содержащих обязательные требования, о привлечении лиц к административной ответственности;
3.10.8. Иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
3.11. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках Доклада МНПА один из следующих выводов:
3.11.1. О целесообразности дальнейшего применения обязательных требований;
3.11.2. О целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в МНПА;
3.11.3. О нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (о признании утратившим силу) МНПА, содержащего обязательные требования.
3.12. Вывод, предусмотренный подпунктом 3.11.2 пункта 3.11 настоящего Порядка, формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
3.12.1. Невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемых, в том числе, при выявлении отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности, избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования) от их исполнения и соблюдения;
3.12.2. Наличие в различных МНПА или в одном МНПА противоречащих друг другу обязательных требований;
3.12.3. Наличие в МНПА неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
3.12.4. Наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
3.12.5. Несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим МНПА и (или) целям и положениям муниципальных программ.
3.13. Вывод, предусмотренный подпунктом 3.11.3 пункта 3.11 настоящего Порядка, формулируется при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 3.12 настоящего Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
3.13.1. Наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном МНПА;
3.13.2. Отсутствие у Администрации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Самарской области, МНПА полномочий по установлению соответствующих обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
3.14. В целях публичного обсуждения Доклада Правовой отдел не позднее 1 октября года, следующего за годом подготовки Плана, размещает Доклад на официальном портале Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет во вкладке "Проекты НПА городского округа Кинель Самарской области для общественного обсуждения" подраздела "Официальные опубликования" раздела "Информация" с одновременным уведомлением субъектов регулирования, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства и иных заинтересованных физических и юридических лиц, в том числе в Управление экономического развития, инвестиций и потребительского рынка Администрации, МАУ "Центр развития и поддержки предпринимательства", по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Уведомление субъектов регулирования, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства и иных заинтересованных физических и юридических лиц (далее - уведомление) осуществляется посредством размещения его на портале Администрации в новостях и (или) в газетах "Кинельская жизнь" или "Неделя Кинеля".
3.15. Срок публичного обсуждения Доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном портале Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "Официальные опубликования" раздела "Информация".
Предложения (замечания) граждане, организации могут направить по электронному адресу, указанному в уведомлении.
Управление экономического развития, инвестиций и потребительского рынка Администрации, МАУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" по результатам обсуждения Доклада представляют, в течении 5 рабочих дней со дня окончания срока публичного обсуждения Доклада, в Правовой отдел заключение о достижении (отклонении) целей введения обязательных требований, содержащихся в МНПА, и иную информацию.
3.16. Правовой отдел рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения Доклада, составляет свод предложений по Докладу о достижении целей введения обязательных требований, содержащихся в МНПА, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения. Свод предложений подписывается начальником Правового отдела и приобщается к Докладу.
В случае согласия с поступившими предложениями (замечаниями) Правовой отдел в течение 20 рабочих дней со дня истечения срока публичного обсуждения Доклада, указанного в пункте 3.15 настоящего Порядка, осуществляет доработку Доклада с отражением поступивших предложений (замечаний).
В случае несогласия с поступившими предложениями (замечаниями) Правовой отдел в пределах срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, готовит мотивированные пояснения и отражает их в Докладе.
3.17. Правовой отдел в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце втором пункта 3.16 настоящего Порядка, направляет доработанный Доклад на утверждение Главе городского округа.
3.18. Глава городского округа в течение 10 рабочих дней со дня поступления Доклада утверждает его.
3.19. Доклад в течение 10 рабочих дней со дня утверждения, но не позднее 31 декабря текущего года Правовой отдел размещает на официальном портале Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Административный, экологический и муниципальный контроль" подразделе "контрольно-надзорная деятельность".
3.20. В случае отражения в Докладе выводов, предусмотренных подпунктами 3.11.2 и 3.11.3 пункта 3.11 настоящего Порядка, разработчик МНПА должен обеспечить принятие соответствующих МНПА об отмене (изменений) обязательных требований в срок, не превышающий 90 календарных дней со дня размещения Доклада. При этом срок может быть продлен на 30 календарных дней (при наличии объективных причин невозможности принятия проекта МНПА).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.