Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации Саргатского
муниципального района Омской области
от 17.10.2018 N 394-п
Положение
о системе мониторинга состояния системы теплоснабжения на территории Саргатского муниципального района Омской области
9 ноября 2020 г.
1. Общие положения.
Настоящее Положение определяет взаимодействие органов местного самоуправления, теплоснабжающих и теплосетевых организаций при создании и функционировании системы мониторинга теплоснабжения.
Система мониторинга состояния системы теплоснабжения - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей, источников тепла и потребителей тепла (далее - система мониторинга).
Целями создания и функционирования системы мониторинга теплоснабжения являются повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, снижение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ посредством реализации мероприятий по предупреждению, предотвращению, выявлению и ликвидации аварийных ситуаций.
Положение определяет взаимодействие органов местного самоуправления, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при создании и функционировании системы мониторинга системы теплоснабжения.
Настоящее положение обязательно для выполнения исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Мониторинг - процесс, обеспечивающий постоянное оперативное получение достоверной информации о функционировании объектов теплоснабжения. Мониторинг должен обеспечивать оценку эффективности производства, транспортировки и потребления тепловой энергии на уровне физических и экономических показателей. Услуга по теплоснабжению (отопление) должна оказывается на должном уровне качества и установлена взаимная ответственность за соблюдение договорных обязательств между всеми участниками теплоснабжения. Мониторинг является совершенно необходимой обратной связью, без которой эффективное управление и совершенствование теплоснабжения невозможно.
Основные понятия
В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
- мониторинг состояния системы теплоснабжения" - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей и объектов теплоснабжения (далее - мониторинг);
- потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- управляющая организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
- коммунальные услуги - деятельность исполнителя по оказанию услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- коммунальные ресурсы - горячая вода, холодная вода, тепловая энергия, электрическая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- система теплоснабжения - совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей района, населенного пункта эксплуатируемых теплоснабжающей организацией жилищно-коммунального хозяйства, получившей соответствующие специальные разрешения (лицензии) в установленном порядке;
- тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям;
- техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки) при использовании его (ее) по назначению, хранении или транспортировке;
- текущий ремонт - ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей;
- капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей;
- технологические нарушения - нарушения в работе системы теплоснабжения и работе эксплуатирующих организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал;
- отклонение параметров энергоносителя; экологическое воздействие; объем повреждения оборудования; другие факторы снижения надежности) подразделяются на инцидент и аварию;
- инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонение от установленных режимов, нарушение федеральных законов, нормативно-правовых актов и технических документов, устанавливающих правила ведения работ на производственном объекте, включая:
- технологический отказ - вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и (или) передачи тепловой энергии потребителям, если они не содержат признаков аварии;
- функциональный отказ - неисправности оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшее на технологический процесс производства и (или) передачи тепловой энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества отпускаемой энергии;
- аварийная ситуация - технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии;
- неисправность - другие нарушения в работе системы теплоснабжения, при которых не выполняется хотя бы одно из требований, определенных технологическим процессом.
2. Основными задачами системы мониторинга являются:
- сбор, обработка и анализ данных о состоянии объектов теплоснабжения, статистических данных об аварийности на системах теплоснабжения и проводимых на них ремонтных работ;
- оптимизация процесса составления планов проведения ремонтных работ на котельных и теплосетях;
- эффективное планирование выделения финансовых средств на содержание и проведения ремонтных работ на котельных и теплосетях.
При внедрении мониторинга важен правильный анализ реальных целевых функций участников теплоснабжения.
Цели и пути их достижения
Участники теплоснабжения |
Цели |
Пути достижения целей |
|
функциональные |
финансовые |
|
|
Администрация муниципального района |
Обеспечение комфортных условий для проживания при минимуме жалоб |
Минимизация платежей из бюджета |
Административные экономические методы, тарифная политика |
|
|
|
|
Энергоснабжающие предприятия |
Стабильная и безаварийная работа электро- и теплогенерирующих установок |
Получение прибыли от реализации электрической и тепловой энергии |
"Гибкая" тарифная политика |
Теплоснабжающие и теплосетевые предприятия |
Стабильная и безаварийная работа тепло-генерирующих установок |
Своевременное получение заработной платы |
Поддержание стабильного режима в пределах лимитов |
Жилищно-эксплуатационные предприятия |
Минимизация аварийных ситуаций и жалоб жителей на качество теплоснабжения |
Своевременное получение заработной платы |
Регулировка систем отопления по критерию минимума жалоб |
Потребители тепловой энергии |
Температура согласно требованиям санитарных норм |
Минимизация платежей |
Жалобы, неплатежи |
3. Функционирование системы мониторинга осуществляется на объектовом и территориальном (поселенческом) уровнях.
На объектовом уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляют организации эксплуатирующие объекты теплоснабжения и теплосети.
На территориальном (муниципальном) уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляет Отдел жизнеобеспечения населения, градостроительства и ЖКК Администрации Саргатского муниципального района Омской области.
4. Система мониторинга включает в себя:
- сбор данных;
- хранение, обработка и представление данных в Единую дежурно-диспетчерскую службу Саргатского муниципального района (далее ЕДДС), Отдел жизнеобеспечения населения, градостроительства и ЖКК Администрации Саргатского муниципального района Омской области;
- анализ и выдачу информации для принятия решения.
Подпункт 4.1 изменен. - Постановление Администрации Саргатского муниципального района от 9 ноября 2020 г. N 308-П
4.1. Сбор данных.
Система сбора данных мониторинга за состоянием котельных и тепловых сетей объединяет в себе все существующие методы наблюдения за котельными и тепловыми сетями на территории муниципального района.
В систему сбора данных вносятся данные по проведенным ремонтам и сведения, накапливаемые эксплуатационным персоналом.
Собирается следующая информация:
- паспортная база данных технологического оборудования котельных и прокладок тепловых сетей;
- данные о потребителях тепловой энергии;
- данные об инцидентах, отказах и авариях на объектах коммунальной инфраструктуры.
Сбор данных организуется на бумажных носителях (журналах) и передается для ввода в базу данных (БД) единой диспетчерской службы (ЕДДС).
По окончанию отопительного периода на муниципальном уровне проводится совещание при Главе муниципального района, где вся информация собранная за отопительный период анализируется (сбои, порывы, поломки, аварийные ситуации, нарушения, предпринимаемые меры для устранения и т.д.). На основании анализа данных мониторинга отдел жизнеобеспечения населения, градостроительства и ЖКК и отдел экономики Администрации Саргатского муниципального района Омской области готовят отчет о состоянии систем теплоснабжения и формирует рекомендации по принятию управленческих решений на корректировку работы системы теплоснабжения. С учетом нарушений прошедшего отопительного периода формируется комплексный план мероприятий по подготовке установленных нарушений к следующему отопительному периоду, а также закладываются финансовые средства на реализацию данных мероприятий.
Обработанная информация выносится на Коллегию при Главе Саргатского муниципального района. Коллегия принимается постановление в котором фиксируются рекомендации к выполнению замечаний различным структурам.
После завершения всех ремонтных работ по плану мероприятий к отопительному периоду, Глава Саргатского муниципального района назначает время для проведения проверки полноты исполнения плана мероприятий.
4.2. Хранение, обработка и представления данных.
Единая база данных хранится и обрабатывается в электронном виде в ЕДДС, Отделе жизнеобеспечения населения, градостроительства и ЖКК Администрации Саргатского муниципального района Омской области.
4.3. Анализ и выдача информации для принятия решения.
Системы анализа и выдачи информации о котельных и тепловых сетях направлена на решение задачи оптимизации планов ремонта на основе выбора имеющих повреждений, отказов, инцидентов на объектах теплоснабжения.
Основным источником информации для статистической обработки данных являются результаты отопительного периода и весенней опрессовки в ремонтный период, которая применяется как основной метод диагностики и планирования ремонтов.
Данные мониторинга накладываются на актуальные паспортные характеристики объекта в целях выявления истинного состояние объекта, исключения ложной информации и принятия оптимального управленческого решения.
5. Мониторинг следует рассматривать как первоочередную, малозатратную и эффективную технологию, внедрение которой позволит оптимизировать выработку и потребление тепловой энергии в теплоснабжении и упорядочить систему платежей.
6. Мониторинг базируется эффективности теплоснабжения,
на независимой оценке параметров на основе укрупненных базовых
показателей - индикаторов:
- уровень топливной составляющей в тарифе;
- совокупный удельный расход ресурсов (топливо, электроэнергия, вода, химреагенты) на единицу тепловой энергии отпущенной в сеть;
- реальные потери энергии и воды на единицу длины тепловой сети (Вт/м, л/м) для заданного диапазона плотности тепловой нагрузки (МВт/км);
- удельное потребление энергии на отопление, приведенное к отапливаемому объему и площади для выборки групп идентичных зданий.
7. Основными принципами мониторинга являются:
- законность получения информации о техническом состоянии тепловых сетей и объектов теплоснабжения;
- непрерывность наблюдения за техническим состоянием тепловых сетей и объектов теплоснабжения;
- открытость доступа к результатам мониторинга;
- достоверность сведений, полученных в результате мониторинга.
8. Сроки проведения Мониторинга.
Комиссии, созданные для обеспечения согласованности действий местных администраций Саргатского муниципального района Омской области и организаций, учреждений жилищно-коммунальной и социальной сферы (далее - организации), осуществляют контроль за ходом подготовки жилищно-коммунального комплекса, объектов социальной сферы и объектов энергообеспечения к работе в осенне-зимний период и оценку готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии Саргатского муниципального района Омской области в период с мая по ноябрь.
9. Для снижения стоимости, повышения оперативности и достоверности мониторинга в качестве исходных данных следует использовать минимальный набор доступных, трудно фальсифицируемых данных:
- объемы потребления ресурсов на источнике; - отапливаемые объемы и площади;
- среднесуточные температуры в течение отопительного периода; - число проживающих жителей;
- количество объектов социальной сферы.
10. Сотрудники диспетчерских служб и руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства, аварийно-ремонтные бригады оперативно получают информацию о состоянии и работе объектов и инженерных коммуникаций в целях минимизации потребления
энергоресурсов и реагирования на внештатные ситуации.
Концепция построения системы мониторинга тепловой сети предусматривает реализацию следующих функций:
- сбор данных о котельных и непосредственно о тепловых магистралях; - передача данных различными способами в зависимости от степени
удаленности объектов;
- обработка данных в ЕДДС, Отделе жизнеобеспечения населения, градостроительства и ЖКК Администрации Саргатского муниципального района Омской области с целью предоставления результатов мониторинга по запросу и при возникновении внештатных ситуаций.
11. Описание объектов мониторинга в тепловой сети.
В системе теплоснабжения три основных подсистемы, которые требуют постоянного контроля:
- подсистема подогрева теплоносителя (котельные); - подсистема тепловых магистралей;
- подсистема учета потребления тепла (квартирные и домовые счетчики, счетчики на объектах социальной сферы).
12. Обработку данных и принятие решений на муниципальном уровне выполняет ЕДДС, Отдел жизнеобеспечения населения, градостроительства и ЖКК Администрации Саргатского муниципального района Омской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Саргатского муниципального района Омской области от 17 октября 2018 г. N 394-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.