Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) в целях подготовки и проведения традиционных "августовских" педагогических совещаний (далее - "августовские" совещания) в 2024 году в субъектах Российской Федерации направляет примерный сценарный план проведения данного мероприятия, включающий в себя перечень вопросов, рекомендованных для включения в повестку "августовских" совещаний.
Включение в повестку "августовских" совещаний иных вопросов рекомендуется согласовывать с профильными Департаментами Минпросвещения России.
Кроме того, просим в срок до 3 июня 2024 года направить в Департамент информацию о проведении "августовского" педагогического совещания регионапьного уровня посредством заполнения электронной формы по ссылке: https://forms.yandex.com/u/66164e5490fa7b0016ba111b.
Контактная информация: Южалина Анна Сергеевна (адрес электронной почты: yuzhalina-as@edu.gov.ru; тел.: [495] 587-01-10, доб. 2940).
Директор Департамента |
А.Г. Благинин |
Приложение
Примерный сценарный план проведения "августовских" педагогических совещаний
Цель: формирование общих подходов к управлению системой образования, обеспечение открытости образовательного процесса, повышение эффективности в работе по развитию суверенной национальной системы образования, а также реализация целевых мероприятий в рамках Года семьи.
Обязательные элементы проведения "августовских совещаний" в 2024 году:
- исполнение Государственного гимна Российской Федерации и демонстрация Государственного флага Российской Федерации;
- приветственное слово высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- выступление руководителя органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
- выступление представителей проекта "Навигаторы детства" и Российского движения детей и молодежи "Движение первых";
- выступление представителей педагогических династий/народных учителей;
- выступление председателей региональных родительских советов/комитетов;
- награждение лучших работников системы образования;
- чествование Народных учителей Российской Федерации (если имеются);
- чествование юбиляров - ветеранов педагогического труда;
- чествование молодых педагогических работников;
- чествование многодетных педагогических работников;
- приветствие представителей образовательных организаций, отмечающих юбилейные даты (как правило, значимые - не менее 70-75 лет).
Рекомендуемые для рассмотрения вопросы
1. О реализации мероприятий в рамках проведения Года семьи в Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. N 875 2024 год объявлен Годом семьи 1. Миссия года - возродить уважительное отношение к большой семье, способствовать укреплению семейных ценностей.
------------------------------
1 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013.
------------------------------
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой утвержден План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи от 26 декабря 2023 г. N 21515-П45-ТГ (далее - План мероприятий).
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- акцентировать внимание педагогического сообщества на основных мероприятиях, проводимых в рамках Года семьи (курс "Семьеведение" для 10-11-х классов с сентября 2024 г., участие во Всероссийском конкурсе сочинений, в том числе по тематическому направлению, посвященному семье и семейным ценностям);
- обеспечить трансляцию лучших практик по курсам, посвященным теме "Семьеведение", ранее разработанным и успешно реализуемым в субъектах Российской Федерации;
- предусмотреть выступления финалистов Всероссийских конкурсов в соответствии с Планом мероприятий;
- акцентировать внимание педагогического сообщества на основных мероприятиях, проводимых в рамках Года семьи;
- организовать профессиональные площадки: для проведения региональных родительских комитетов, обсуждения и трансляции моделей лучших практик семейного воспитания, по вопросу взаимодействия педагогических работников с родительским сообществом;
- организовать секции по следующим тематикам: по родительскому просвещению, по программе социальной активности учащихся начальных классов "Орлята России".
Информация для организации обсуждения в рамках указанного вопроса будет размещаться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/CsX-zPokxWAeRw.
2. Введение учебного предмета "Труд (технология)"
В декабре 2023 г. внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в части изменения наименования учебного предмета "Технология" на "Труд (технология)" 1.
------------------------------
1 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312190026;
------------------------------
Учебный предмет Труд вводится с 1 сентября 2024 г. во всех школах страны.
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- проинформировать педагогическое сообщество о внесенных изменениях, вступающих в силу с 1 сентября 2024 года, о структуре и основных составляющих федеральной рабочей программы по учебному предмету "Труд (технология)", основных нововведениях, о возможностях учебного предмета "Труд (технология)" при решении задач, направленных на самоопределение и ориентацию обучающихся в сферах трудовой деятельности;
- поставить перед педагогическим сообществом задачу по усилению предметно-практической деятельности обучающихся;
- акцентировать внимание педагогического сообщества на том, что труд в данном случае рассматривается как "трудовая деятельность", дающая возможность обучающимся не только проявить себя, сделать что-то своими руками, но и познакомиться с миром профессий;
- обсудить актуальные вопросы, связанные с расширением модулей "Черчение и основы графической грамоты", "Робототехника" (в части беспилотных летательных аппаратов);
- обсудить возможность реализации на практике изучения темы "Мир профессий", включенной в каждый модуль учебного предмета "Труд (технология)"
- особое внимание уделить вопросу включения регионального компонента в содержание уроков, для которых могут быть разработаны дополнительные вариативные модули в зависимости от социально-экономических потребностей региона (например, "Авиамоделирование", "Медиатехнологии", "Сити-фермерство", "Ресурсосберегающие технологии" и др.).
Справочно
Минпросвещения России сформирована рабочая группа по вопросам, связанным с изменением названия и содержания учебного предмета "Технология", в которую включены представители ФГБНУ "Институт стратегии развития образования", Минпросвещения России, ГАОУ ВО города Москвы "Московский городской педагогический университет", ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет", АНО "Национальный методический совет по технологическому образованию", ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", представители педагогического сообщества учителей технологии г. Тамбова, г. Краснодара, Московской области, а также авторы действующих учебников по технологии (далее - рабочая группа), утверждена и реализуется "дорожная карта" по введению учебного предмета "Труд (технология)".
22 января 2024 г. утвержден приказ Минпросвещения России N 31 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования" 1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2024 г., регистрационный N 77330), вступающий в силу 1 сентября 2024 года.
------------------------------
1 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402220008.
------------------------------
Приказом были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования в части изменения наименования учебного предмета "Технология" на "Труд (технология)".
19 марта 2024 г. утвержден приказ Минпросвещения России N 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования", которым предусмотрено внесение изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе изменения в федеральные рабочие программы по учебному предмету "Технология" на уровнях начального общего и основного общего образования, актуализированы соответствующие программы в части воспитания в процессе изучения учебного предмета готовности участия в трудовых делах школьного коллектива, воспитания понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда.
Содержание федеральных рабочих программ по учебному предмету "Труд технология)" дополнено темой "Мир профессий" в каждом модуле в соответствии с изучаемым содержанием. Перераспределено количество часов на изучение инвариантных модулей, сокращено количество часов на изучение теоретического материала, добавлены часы на изучение технологий обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, программа дополнена изучением тем, связанных с изучением беспилотных автоматизированных систем, их видов, назначения, а также конструирования, программирования, пилотирования БПЛА.
В соответствии с "дорожной картой" ФГБОУ ВО "Государственный университет просвещения" разработаны и реализуются программы повышения квалификации преподавателей учителей труда (технологии).
Минпросвещения России разработана "дорожная карта" по введению учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" для субъектов Российской Федерации, которая направлена в региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования (письмо от 22 марта 2024 г. N 03-421).
В "дорожную карту" включены мероприятия, которые должны быть реализованы в субъектах Российской Федерации до 1 сентября 2024 г. в рамках введения нового учебного предмета, и сроки их выполнения.
3. Введение учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины"
В августе 2023 г. внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в части изменения наименования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) на "Основы безопасности и защиты Родины" (далее - ОБЗР) 1.
------------------------------
1 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076.
------------------------------
Учебный предмет ОБЗР вводится с 1 сентября 2024 г. во всех школах страны.
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- проанализировать ход и результаты исполнения мероприятий региональной дорожной карты по введению ОБЗР;
- информировать педагогическое сообщество о роли и месте учебного предмета, структуре и основных составляющих федеральной рабочей программы по учебному предмету; о возможностях учебного предмета при решении задачи подготовки к военной службе, гражданской обороне и формирования ответственного отношения к защите Отечества;
- обсудить возможности и потенциал нового учебного предмета с точки зрения ответа государства, общества и личности на традиционные риски и новые вызовы;
- создать площадки для дискуссии педагогических работников по вопросам, связанным со стратегией и тактикой формирования культуры безопасного поведения и ответственного отношения к гражданскому долгу - защите Отечества, оформление представлений о роли учебного предмета в воспитании гражданина;
- обсудить актуальные вопросы, связанные с современным видением начальной военной подготовки, а также такими элементами безопасности, как основы медицинских знаний, безопасность в быту и общественных местах, безопасность на транспорте;
- проработать вопрос о привлечении центров "Воин", "Патриот" и "Авангард" для организации практической части курсов повышения квалификации для учителей ОБЗР;
- обсудить вопрос привлечения участников СВО к преподаванию ОБЗР, обеспечения прохождения участниками СВО переподготовки на базе Центра военно-патриотического образования "Вершина".
Справочно
Минпросвещения России сформирована рабочая группа по введению учебного предмета ОБЗР, в которую включены представители Минобороны России, МЧС России, Росгвардии, Академии гражданской защиты МЧС России, Института стратегии развития образования, Московского суворовского военного училища, а также авторы действующих учебников по Основам безопасности жизнедеятельности (далее - рабочая группа), утверждена и реализуется "дорожная карта" по введению ОБЗР.
27 декабря 2023 г. утвержден приказ Минпросвещения России N 1028 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования" 1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121), вступающий в силу с 1 сентября 2024 г.
------------------------------
1 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402050004.
------------------------------
Приказом были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования в части исключения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и введения отдельной предметной области и учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины", а также корректировки требований к предметным результатам освоения учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
1 февраля 2024 г. утвержден приказ Минпросвещения России N 62 2 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 февраля 2024 г., регистрационный N 77380), которым предусмотрено внесение изменений в федеральные основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования в части включения федеральной рабочей программы учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины".
------------------------------
2 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402290059.
------------------------------
Содержание федеральных рабочих программ по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" дополнено модулем "Основы военной подготовки". Основная задача модуля - обучение начальной военной подготовке, в рамках которой включено изучение истории возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, основных направлений подготовки к военной службе, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, функции и задач Вооруженных Сил на современном этапе, особенностей прохождения военной службы по призыву и по контракту и многое другое.
Кроме этого планируется введение учебных сборов в 8-м классе (в течение трех дней). В 10-м классе (в течение 5 дней) сборы также остаются. Сборы будут проводиться на базе учебно-методических Центров военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" и (или) "Патриот", которые имеют достаточное оборудование для их проведения (стрелковые тиры, полосы препятствий, на которых отрабатываются навыки стрельбы, есть возможность учиться переправляться, бегать, преодолевать различные препятствия, поучаствовать в военно-тактических играх).
В соответствии с "дорожной картой" ФГБОУ ВО "Государственный университет просвещения" разработаны и реализуются программы повышения квалификации преподавателей ОБЗР.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана "дорожная карта" по введению учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" для субъектов Российской Федерации, которая направлена в региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования (письмо от 22 марта 2024 г. N 03-421).
В "дорожную карту" включены мероприятия, которые должны быть реализованы в субъектах Российской Федерации до 1 сентября 2024 г. в рамках введения нового учебного предмета, и сроки их выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2024 г. N 03-550 "О проведении "августовских" совещаний"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", май 2024 г. N 10