Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О финансировании расходов на национальную оборону"
Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время характеризуется как критическое. Одной из причин этого является длительное финансирование расходов на национальную оборону на уровне существенно меньшем, чем это необходимо.
Техническое состояние системы вооружения близко к катастрофическому. Объемы поступающего в войска вооружения не покрывают их естественную убыль. Неуклонно снижается уровень обеспеченности Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением и военной техникой. По отдельным ее видам показатель исправности техники находится за критическим уровнем. В частности по надводным кораблям этот показатель составляет 26%, по ударным вертолетам - 47%.
"Моральный облик" существующей системы вооружения не вызывает оптимизма. Например, удельный вес современных образцов от общего наличия на мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в среднем составляет около 21%. В то же время в армиях ведущих стран мира - более 60%. В Вооруженных Силах отсутствуют современные образцы бронетранспортеров, орудий полевой артиллерии, комбинированных орудий и минометов и т.д.
Свыше 50% технического ресурса до списания или капитального ремонта имеет только половина созданной группировки танков, боевых машин пехоты и реактивных систем залпового огня. Запас технического ресурса минимален у зенитных ракетных комплексов, вертолетов, самолетов фронтовой и военно-транспортной авиации, орудий полевой артиллерии. При этом закупки сложных образцов вооружения и военной техники уже почти 10 лет осуществляются в единичных экземплярах, ремонтом охвачено не более 15 - 20% парка вооружения и военной техники, требующего ремонта.
Нарастающий процесс массового выхода в ремонт основных образцов вооружения и военной техники приобретает необратимый характер и без резкого увеличения их серийных закупок к 2011 году прогнозируется резкое (до 10 раз) снижение возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации по решению поставленных задач.
Для перевооружения Вооруженных Сил требуется существенное увеличение ежегодных поставок вооружения и военной техники в объемах до 5% от их количества, соответствующего боевому составу Вооруженных Сил. Это соответствует примерно следующим количественных показателям: 140-150 самолетов, 40 - 60 вертолетов, 200 - танков, 250 - артиллерийских орудий. Эти показатели от 2 до 5 раз превышают предусмотренные Государственной программой вооружения. И даже столь радикальное увеличение объемов закупок вооружения и военной техники позволит перевооружить весь парк вооружения и военной техники, обеспечив поддержание его в требуемой степени технической готовности, только в течение 20 - 25 лет, или к 2030 году. При этом будет реализован так называемый "компромиссный" вариант развития вооружения и военной техники, который по уровню среднегодового финансирования примерно в 3 раза ниже требуемого, при котором перевооружение может быть обеспечено уже к 2015 году.
Как показывают предварительные расчеты, для обеспечения реализуемости "компромиссного" варианта развития, начиная с 2006 года расходы по разделу федерального бюджета "Национальная оборона" (при условии соблюдения пропорции расходов на содержание и техническое оснащение Вооруженных Сил на уровне 50% на 50%) должны составлять не менее 3,5% от валового внутреннего продукта. Данный прогноз основан на макроэкономических проектировках Минэкономразвития России на период до 2015 года.
Как существенный недостаток бюджетного планирования отмечается то, что при формировании федеральных бюджетов расходы на национальную оборону планируются без учета существенного отличия фактического роста валового внутреннего продукта России от его прогноза 2000 года, положенного в основу разработки Государственной программы вооружения на 2001 - 2010 годы. Вследствие этого, вместо планировавшихся 2,8 - 3,0% реально на национальную оборону направлялось 2,6 - 2,7% от валового внутреннего продукта России. Потенциальные ресурсные потери Министерства обороны Российской Федерации вследствие несоблюдения утвержденных Президентом Российской Федерации в 2000 году макроэкономических проектировок при формировании бюджетов на 2001, 2002 и 2003 годы составили порядка 90,0 млрд. рублей.
Существенные проблемы имеются в вопросах тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. В пределах выделенных на продовольственное обеспечение средств и при усредненной на 2003 год численности военнослужащих продуктами (натуральным пайком) и котловым питанием обеспечивается не более 67% военнослужащих. Остальные 33% обеспечиваются только денежной компенсацией. При этом размер указанной компенсации составляет всего 20 рублей, что не соответствует реальной стоимости продовольственного пайка и меньше ее в 3 раза. Прочие расходы продовольственного обеспечения (кухонный, столовый инвентарь и т.п.) обеспечены примерно на 50%.
По вещевому обеспечению все военнослужащие обеспечиваются только полевой формой одежды. Выпускники вузов, кроме того, комплектом повседневной формы одежды. В виду недостаточности средств с 2003 года установлено ограничение на выдачу военнослужащим денежной компенсации по вещевому обеспечению в размере не более 3,0 тысяч рублей в год, притом, что полная выдача фактически должна составлять около 5,5 тысяч рублей. Из-за указанной разницы между полной и фактической выдачей денежной компенсации накапливается задолженность Минобороны России перед военнослужащими. В 2003 году в бюджете предусмотрено погашение такой задолженности только за 2000 год, но и на ее проведение средств выделено недостаточно. Для удовлетворения потребности Минобороны России по вещевому обеспечению в 2004 году с учетом погашения долгов необходимо в три раза по сравнению с текущим годом увеличить финансирование на эти цели, что может составлять 14 - 15 млрд. рублей.
В соответствии с выделенным в 2003 году объемом средств обеспечивается проезд не более 50% от общей численности военнослужащих и членов их семей, имеющих право на бесплатный проезд в отпуск. Оплата транспортным предприятиям компенсации за бесплатный проезд военнослужащих городским и пригородным общественным транспортом в законопроекте не предусмотрена. Перевозки железнодорожным транспортом призывников, увольняемых с военной службы, а также военнослужащих в связи с изменением ими места службы воздушным транспортом полностью обеспечены только в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Снабженческие перевозки обеспечены примерно на 90%. Задолженность за воинские перевозки на конец 2002 года составила более 1 млрд. рублей. По прогнозам на конец 2003 года она может составить 3 млрд. рублей Транспортные предприятия в массовом порядке отказываются от выполнения перевозок по воинским перевозочным документам до полного погашения задолженности.
В 2003 году на закупку ГСМ даже относительно минимальной потребности недостает примерно 2,2 млрд. рублей. Дефицит ГСМ не позволит в 2003 году существенно интенсифицировать оперативную и боевую подготовку. Рост цен на нефтепродукты в начале 2003 года уже привел к тому, что возможности по покупке топлива и ГСМ уменьшились на 15-20% от показателей, предусмотренных при принятии бюджета 2003 года. При полной потребности Вооруженных Сил в топливе в размере 5,5 миллионов тонн, за последние 10-11 лет такого количества ни разу не выделялось. Даже запланированный для закупки в 2003 году минимально необходимый для обеспечения оперативной подготовки объем в 3,5 тонн по причине неконтролируемого роста цен на топливо финансированием не обеспечен. Дефицит средств уже в настоящее время составляет 18 - 20%.
Медицинским обслуживанием обеспечивается не более 65% прикрепленного к военным поликлиникам и госпиталям контингента. Санаторно-курортным - не более 30% военнослужащих и членов их семей. Финансированием обеспечены примерно 50% ведомственных детских дошкольных учреждений. Исходя из реальных потребностей, финансирование военной медицины должно быть увеличено в 2 раза.
Проблема обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем является одной из многолетних ключевых проблем Минобороны России. В 2003 году при условии выполнения установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" объемов финансирования может быть получено не более 22,4 тыс. квартир, что меньше уровня 2002 года. Сокращение объемов строительства происходит по причине роста цен на жилье и существенным (до 50 5)# недофинансирование# жилищных программ от плановых показателей. Указанный объем не позволяет в ближайшие годы уменьшить количество военнослужащих, стоящих в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий.
Рост цен на энергоносители в начале 2003 года на 28% вместо планируемых при принятии бюджета 3% привел к росту задолженности перед поставщиками энергоносителей. Источников погашения указанной задолженности нет. Это может привести осенью к перебоям в энергоснабжении объектов Минобороны России.
На проведение мероприятий по подготовке жилого фонда Минобороны России к зиме и для передачи его органам местного самоуправления в 2003 году необходимо 12,5 млрд. рублей. Минимальный объем средств, необходимый на эти цели - 5,4 млрд. рублей. В бюджете 2003 года на эти цели предусмотрено всего 1,7 млрд. рублей. Недостаток средств составляет 3,7 млрд. рублей. Следовательно, даже просто подготовиться к зиме будет невозможно.
При сохранении существующих подходов к финансированию расходов на национальную оборону нет оснований предполагать в ближайшие годы вообще какое-либо качественное улучшение состояния и боевых возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации. По экспертным оценкам в 2004 году необходимо увеличение финансирования на национальную оборону в объеме около 150 млрд.
Законопроект определяет минимальный объем финансирования расходов на национальную оборону в размере 3,5 процента от валового внутреннего продукта России. Реализация указанного положения позволит добиться гарантированного финансирования расходов на национальную оборону в объеме минимально необходимом для решения стоящих задач.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О финансировании расходов на национальную оборону"
В действующих условиях 2003 года прирост расходов федерального бюджета на национальную оборону в 2004 году составит около 110 млрд. рублей. Уточнение данных об объеме расходов федерального бюджета на национальную оборону в 2004 году можно провести после составления Правительством Российской Федерации прогноза объема ВВП Российской Федерации в 2004 году с последующей их корректировкой при рассмотрении и принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О финансировании расходов на национальную оборону"
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.