Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Согласно пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны и безопасности относятся к предмету исключительного ведения Российской Федерации, и, соответственно, являются федеральными государственными полномочиями и должны осуществляться федеральными органами власти. В то же время Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" возлагает на органы местного самоуправления и их должностных лиц обязанности:
- обеспечивать предоставление оборудованных территорий и помещений, медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, имущества, транспорта (статья 5);
- привлекать необходимых врачей - специалистов, средний медицинский персонал, других специалистов и технических работников (статья 5);
- осуществлять первичный воинский учет граждан по месту их жительства в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (статья 8);
К тому же на призывную комиссию, формируемую главой органа местного самоуправления и состоящую, главным образом, из должностных лиц органов местного самоуправления возлагается обязанность по организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, который включает в себя их явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения, военной службы (статья 26).
Таким образом, на органы местного самоуправления возлагается исполнение федеральных государственных полномочий.
Учитывая, что вопросы обороны и безопасности находятся в исключительном ведении Российской Федерации и, соответственно, финансируются из федерального бюджета, предлагается исключить из полномочий органов местного самоуправления полномочия, связанные с организацией воинского учета и призыва. В этой связи предлагается:
1. Возложить организацию и осуществление призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на военного комиссара.
2. Возложить осуществление первичного воинского учета в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, на военные комиссариаты ближайших населенных пунктов в порядке, определяемом военным комиссариатом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Возложить на военного комиссара обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.
Четкое определение полномочий в сфере призыва позволит более рационально использовать предусмотренные на эти цели в федеральном бюджете средства.
При этом за органами местного самоуправления сохраняются полномочия по формированию состава призывной комиссии, которая принимает решение о призыве граждан на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва, о зачислении в запас и др. это связано с тем, что органы местного самоуправления, являющиеся по определению Президента РФ "самой близкой к человеку властью", лучше, нежели военкоматы осведомлены о личности призывника, что позволит призывным комиссиям принимать объективные решения в отношении каждого призывника.
Законопроект направлен на четкое определение функций всех уровней публичной власти в процессе реализации положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" в сфере организации и осуществления призыва граждан на военную службу и согласуется с принципами, заложенными в концепции разграничения полномочий и предметов ведения между различными уровнями публичной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учитывая, что законопроект не затрагивает вопросов, требующих дополнительного финансирования, а финансирование расходов по реализации положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" презюмируется в федеральном бюджете, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, однако позволит более четко определить обязанности по осуществлению расходных полномочий.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, приостановлению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Реализация данного федерального закона потребует изменения Постановления Правительства РФ от 01.06.1999 N 587 (ред. от 22.01.2001) "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541 "Об утверждении Положения о воинском учете" (с изменениями от 14 августа 2002 г., 12 февраля 2003 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.