Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Шуя
от 15.05.2024 N 521
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения городского округа Шуя и порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа Шуя (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения городского округа Шуя (далее - МАСЦО г.о. Шуя), порядок ее задействования, поддержания в состоянии постоянной готовности, а также порядок оповещения и информирования населения городского округа Шуя об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1.2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по МАСЦО г.о. Шуя.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
1.3. МАСЦО г.о. Шуя включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения городского округа Шуя, органов управления и сил ГО и городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС (далее - ГЗ ОП РСЧС) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.4. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.5. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.6. МАСЦО г.о Шуя является интегрированной составной системой региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Ивановской области (далее - РАСЦО).
Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию МАСЦО г.о. Шуя осуществляется Управлением ГОЧС городского округа Шуя.
Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию ЛСО осуществляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - Организации).
Организации оповещают своих сотрудников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на их территории.
1.7. Границами зоны действия МАСЦО г.о. Шуя являются административные границы городского округа Шуя.
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, расположенных в границах городского округа Шуя, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения муниципального уровня является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Управлением ГОЧС городского округа Шуя, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Развитие и совершенствование МАСЦО г.о. Шуя осуществляется в соответствии с планом развития.
Порядок создания, в том числе совершенствования, ЛСО определяется соответствующими положениями об ЛСО.
1.9. Реконструкция (модернизация) существующих МАСЦО г.о. Шуя и ЛСО на территории городского округа Шуя осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения населения).
1.10. На системы оповещения всех уровней оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения.
2. Назначение и основные задачи систем оповещения
2.1. Системы оповещения всех уровней предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
2.2. Основной задачей МАСЦО г.о. Шуя является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны (далее - ГО) и ГЗ ИОП РСЧС;
сил ГО и ГЗ ИОП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих ЛСО;
дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
дежурно-диспетчерских служб созданных в организациях г.о. Шуя;
населения, проживающего на территории городского округа Шуя.
2.3. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и сотрудников Организаций, на которых созданы ЛСО и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единой дежурно-диспетчерской службы городского округа Шуя (далее - ЕДДС г.о. Шуя);
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
2.4. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ГЗ ИОП РСЧС.
3. Порядок задействования по предназначению систем оповещения и информирования населения
3.1. Задействование по предназначению МАСЦО г.о. Шуя и ЛСО, а также информирование населения городского округа Шуя планируется и осуществляется в соответствии с данным Положением, планами ГО и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Дежурная смена ЕДДС г.о. Шуя, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до главы городского округа Шуя, Организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и ГЗ ОП РСЧС.
3.3. Решение на задействование муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:
руководителем органа местного самоуправления (главой городского округа Шуя);
руководителями Организаций, перечисленных в пункте 1.6. настоящего Положения.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.4. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются:
МАСЦО г.о. Шуя - дежурной сменой ЕДДС г.о. Шуя в соответствии с разработанными и утвержденными инструкциями.
ЛСО - дежурным персоналом дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) Организаций в соответствии с установленным в данных Организациях порядком.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования включение (запуск) осуществляется по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от РАСЦО или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов (при наличии таковых) без участия ЕДДС г.о. Шуя и ДДС Организаций.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Положения, с соответствующих автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные сотрудники Организаций осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки с обязательным уведомлением дежурной смены ЕДДС г.о. Шуя о факте и результатах включения (запуска);
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.6. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до трех минут.
Последующая передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более пяти минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания) осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях".
Решение на проведение информирования населения городского округа Шуя об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций через средства массовой информации и операторов подвижной радиотелефонной связи принимается главой городского округа Шуя.
После доведения указанного решения до ЕДДС г.о. Шуя оперативный дежурный ЕДДС г.о. Шуя, в соответствии с заключенными соглашениями, направляет заявки операторам подвижной радиотелефонной связи об организации СМС-информирования населения, а также информацию об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации в Управление оргработы, информационного и документационного обеспечения для размещения на официальном сайте администрации городского округа Шуя в сети Интернет.
Сигналы оповещения и экстренная информация могут передаваться непосредственно с автоматизированных рабочих мест ЕДДС г.о. Шуя и ДДС Организаций, а также с пульта управления РАСЦО.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС различных уровней.
3.7. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется вне всякой очереди с использованием всех имеющихся средств связи и оповещения.
3.8. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
оконечные технические средства оповещения МАСЦО г.о. Шуя;
сети уличной радиофикации;
телерадиовещательные станции с перерывом вещательных программ федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Ивтелерадио" в соответствии с заключенным соглашением между администрацией городского округа Шуя и ЦУКС;
через рассылку СМС-сообщений операторам сотовой связи путем подачи заявок от ЕДДС г.о. Шуя в ОДС ЦУКС;
сети местной телефонной связи;
официальный сайт администрации городского округа Шуя и официальные сайты средств массовой информации в сети Интернет;
автомобили, оснащенные светосигнальными громкоговорящими устройствами, мобильные и носимые средства оповещения.
3.9. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения и информирования населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
3.10. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Ивановской области, администрации городского округа Шуя и Организаций, а также соглашениями о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации по сетям операторов подвижной радиотелефонной связи, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.
3.11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
3.12. Информирование населения г.о. Шуя осуществляется управлением оргработы, документационного и информационного обеспечения Администрации г.о. Шуя через средства массовой информации, официальный сайт Администрации г.о. Шуя, социальные сети, интернет ресурсы, организации теле- и радиовещания.
4. Поддержание в готовности систем оповещения муниципального и объектового уровней
4.1. Поддержание МАСЦО г.о. Шуя и ЛСО в готовности организуется и осуществляется администрацией городского округа Шуя в лице Управления ГОЧС городского округа Шуя и Организациями соответственно в порядке, установленном пунктами 1.6, 1.7. настоящего Положения.
4.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения";
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения организуются и проводятся в порядке, установленном Положением о системах оповещения населения, следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения без включения оконечных средств оповещения.
В субъекте Российской Федерации при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения.
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ городского округа Шуя могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц Организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональных, муниципальных, локальных систем оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных МАСЦО г.о. Шуя и ЛСО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
4.5. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения МАСЦО г.о. Шуя и ЛСО устанавливается администрацией городского округа Шуя и Организациями соответственно.
4.6. Требования, изложенные в приказе МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 15 мая 2024 г. N 521 "Об утверждении Положения о муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.