Решение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2024 г. N АКПИ24-50
Именем Российской Федерации
Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 18 июня 2024 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Сибиле Г.В.,
с участием прокурора Русакова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синтегра" о признании частично недействующими абзацев первого, второго, пятого, седьмого пункта 198, абзаца второго пункта 199, абзацев первого - девятого пункта 202, абзаца первого пункта 205, пунктов 226, 227 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее также - Основные положения). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23, ст. 3008.
Согласно абзацам первому, второму, пятому и седьмому пункта 198 Основных положений гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу названного документа являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно:
назначенные в 2006 г. гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу данного документа;
назначенные гарантирующими поставщиками в 2006 г. хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имели договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с организациями, указанными в абзацах втором - четвёртом данного пункта, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу этого документа.
Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закреплённые за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.
Абзацем вторым пункта 199 Основных положений закреплено, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений в отношении гарантирующих поставщиков, функционирующих на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, замена гарантирующего поставщика происходит в порядке, определённом пунктами 226 и 227 Основных положений.
В силу абзацев первого - девятого пункта 202 Основных положений уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 205 Основных положений и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика при наступлении в отношении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика (за исключением территориальной сетевой организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, и гарантирующего поставщика, указанного в абзаце шестом пункта 198 Основных положений), любого из следующих обстоятельств:
принятие в соответствии с Правилами оптового рынка решения об исключении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в соответствии с Правилами оптового рынка поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении такой организации в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне её деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика;
принятие в установленном порядке решения о ликвидации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика;
принятие арбитражным судом определения о признании требований заявителя о признании гарантирующего поставщика банкротом обоснованными и о введении в отношении гарантирующего поставщика наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
отказ организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, от осуществления функций гарантирующего поставщика;
реорганизация юридического лица, имеющего статус гарантирующего поставщика, в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением;
реорганизация юридического лица, имеющего статус гарантирующего поставщика, в форме разделения и выделения, в результате которой осуществляется передача прав и обязанностей (части прав и обязанностей), связанных с торговлей электрической энергией и (или) мощностью в зоне деятельности гарантирующего поставщика на оптовом и розничных рынках;
неисполнение либо ненадлежащее исполнение организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, которые привели к образованию задолженности, определённой в соответствии с абзацем десятым данного пункта, перед сетевой организацией, которая оказывает такому гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых им в его зоне деятельности потребителей, в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств гарантирующего поставщика по оплате услуг по передаче электрической энергии или превышающем такой двойной размер, независимо от исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии;
неисполнение организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, предписания федерального антимонопольного органа об устранении нарушения установленного законодательством Российской Федерации требования о соблюдении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Пункт 205 Основных положений предусматривает, что решением уполномоченного федерального органа статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой располагаются на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в чьих границах располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика, и которой в целях осуществления функций гарантирующего поставщика присвоен статус субъекта оптового рынка (абзац первый).
В силу пункта 226 Основных положений при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений, для гарантирующего поставщика, зона деятельности которого располагается на территории технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, не позднее 10 рабочих дней со дня получения информации о наступлении указанных обстоятельств принимает решения:
об утрате гарантирующим поставщиком его статуса;
о присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации, на которую в соответствии с плановым балансом приходится больший объём полезного отпуска электрической энергии.
Указанные решения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, вступают в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, было принято указанное решение, и подлежат опубликованию на его официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 3 рабочих дней со дня их принятия.
О принятых решениях уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия уведомляет:
организацию, которая утратила статус гарантирующего поставщика;
территориальную сетевую организацию, которой присвоен статус гарантирующего поставщика;
федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов;
уполномоченный федеральный орган.
Пунктом 227 Основных положений установлено, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений, для являющихся гарантирующими поставщиками хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, статус гарантирующего поставщика присваивается решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие объекты, организации не позднее 10 рабочих дней со дня получения её заявления, поданного в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений, для организаций, исполняющих функции гарантирующего поставщика, не эксплуатирующих генерирующие объекты или объекты электросетевого хозяйства, на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации присваивает статус гарантирующего поставщика не позднее 10 рабочих дней с момента наступления указанных обстоятельств территориальной сетевой организации, заявленная мощность потребителей которой составляет наибольшую величину среди заявленных мощностей потребителей всех территориальных сетевых организаций, в границах которых определена зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обязан не позднее 2 рабочих дней со дня принятия такого решения опубликовать его на своём официальном сайте в сети "Интернет" и направить копии такого решения в адрес:
уполномоченного федерального органа;
федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Общество с ограниченной ответственностью "Синтегра" (далее также - ООО "Синтегра", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими: абзаца пятого пункта 202 Основных положений в отношении технологически изолированных энергетических систем и территорий, не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными электроэнергетическими системами, в части, в которой текущая редакция данной нормы позволяет отказывать в присвоении заинтересованной организации статуса гарантирующего поставщика путём его замены, несмотря на то, что действующий гарантирующий поставщик самостоятельно не осуществляет производство, передачу и сбыт электрической энергии в такой технологически изолированной энергетической системе; абзацев первого, второго, пятого, седьмого пункта 198, абзаца второго пункта 199, абзацев первого - девятого пункта 202, абзаца первого пункта 205, пунктов 226, 227 Основных положений в части, в которой правоприменительная практика текущей редакции данных норм допускает отказывать в присвоении статуса гарантирующего поставщика организациям, эксплуатирующим объекты производства и передачи электрической энергии в технологически изолированных энергетических системах и на территориях, не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными электроэнергетическими системами, созданных после 12 июня 2012 г. и не имевших в 2006 г. статуса гарантирующего поставщика,
Административный истец ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 3, абзацам пятому, седьмому и восьмому пункта 1 статьи 6, абзацу шестому пункта 3 статьи 37, абзацам первому - третьему статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", являются неопределёнными, нарушают его права на осуществление экономической деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что ООО "Синтегра" производит и поставляет электрическую энергию, а также эксплуатирует объекты электросетевого хозяйства на территории острова Итуруп Сахалинской области. В зоне деятельности Общества до 2019 г. отсутствовало электроснабжение. Осуществляя электроснабжение потребителей острова Итуруп в заливе Куйбышевский в Курильском районе Сахалинской области, ООО "Синтегра" не может получить статус гарантирующего поставщика. Выручка от потребителей электрической энергии, не относящихся к населению и приравненным к населению категориям потребителей, и средства субсидии на компенсацию недополученных доходов в отношении объёмов поставляемой административным истцом электрической энергии поступают гарантирующему поставщику публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ПАО "Сахалинэнерго"), которое с 2006 г. по настоящее время не имеет на территории острова Итуруп ни объектов электроэнергетики, ни возможности гарантировать электроснабжение потребителей. ООО "Синтегра" статус гарантирующего поставщика получило на том основании, что в 2006 г. на указанной территории не было организовано электроснабжение потребителей. В связи с этим Общество вынуждено закупать топливо на условиях авансирования.
ООО "Синтегра" обращалось в Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области по вопросу присвоения статуса гарантирующего поставщика на территории острова Итуруп в заливе Куйбышевский в Курильском районе Сахалинской области, но получило отказ. Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20 июля 2023 г. отказано в удовлетворении требований Общества о признании незаконными решения, бездействия Региональной энергетической комиссии Сахалинской области. При этом арбитражный суд сослался на пункт 202 Основных положений, указав, что ПАО "Сахалинэнерго" не отказалось от осуществления функций гарантирующего поставщика в отношении поименованной территории.
Министерство энергетики Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Основные положения изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые нормы соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
В судебном заседании представители административного истца общества с ограниченной ответственностью "Синтегра" Шаройко Т.В. и Найденов Р.А. поддержали заявленное требование.
Представители Правительства Российской Федерации Каморников А.А. и Горшкова И.О. возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова B.C., объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Синтегра" Шаройко Т.В. и Найденова Р.А., возражения представителей Правительства Российской Федерации Каморникова А.А. и Горшковой И.О., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьёй 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики и определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, закрепляет, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает основные положения функционирования розничных рынков, правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках (статья 1, пункты 1, 2 статьи 21 названного закона).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых предписаний Основных положений нормам Федерального закона "Об электроэнергетике" являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В силу пункта 4 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с названным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в том числе полномочие по участию в установленном Основными положениями порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.
Пунктом 9 Основных положений установлено, что организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определённом в разделе XI Основных положений.
Пунктом 198 Основных положений определены критерии, в соответствии с которыми организациям присваивается статус гарантирующих поставщиков и устанавливаются границы зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков. Так, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно назначенные в 2006 г. гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений.
В силу пункта 199 Основных положений замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений.
Пункт 202 Основных положений устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 205 Основных положений и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Основания для лишения статуса гарантирующего поставщика, предусмотренные в названном пункте Основных положений, применяются как при процедуре смены гарантирующих поставщиков в ценовых зонах оптового рынка, так и в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы.
Пункт 199 Основных положений закрепляет, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений в отношении гарантирующих поставщиков, функционирующих на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, замена гарантирующего поставщика происходит в порядке, определённом пунктами 226 и 227 Основных положений.
В случае присвоения статуса гарантирующего поставщика на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, применяется пункт 227 Основных положений, устанавливающий, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 Основных положений, для организаций, исполняющих функции гарантирующего поставщика, не эксплуатирующих генерирующие объекты или объекты электросетевого хозяйства, на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации присваивает статус гарантирующего поставщика не позднее 10 рабочих дней с момента наступления указанных обстоятельств территориальной сетевой организации, заявленная мощность потребителей которой составляет наибольшую величину среди заявленных мощностей потребителей всех территориальных сетевых организаций, в границах которых определена зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика (абзац второй).
Таким образом, при лишении организации статуса гарантирующего поставщика по основаниям пункта 202 Основных положений статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, заявленная мощность потребителей которой составляет наибольшую величину среди заявленных мощностей потребителей всех территориальных сетевых организаций, в границах которых определена зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике предполагает наличие ограниченного количества гарантирующих поставщиков на территории Российской Федерации. При этом возникновение новых зон деятельности гарантирующих поставщиков и, как следствие, возникновение новых гарантирующих поставщиков не предполагаются.
Названные положения были предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике", реализованы в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" и впоследствии подтверждены действующими в настоящее время Основными положениями.
Пунктом 32 Основных положений закреплено, что только гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", в пункте 116 Основных положений установило, что производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электрическую энергию (мощность), произведённую на указанных генерирующих объектах гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в объёмах, учтённых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), за исключением объёмов электрической энергии (мощности), поставляемых по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключённым между таким производителем и потребителями в отношении объектов потребления, введённых в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.
Производители электрической энергии, владеющие генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных системах, не обладающие статусом гарантирующего поставщика, получают оплату реализуемой гарантирующему поставщику электроэнергии по экономически обоснованным тарифам, утверждённым соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Абзацы первый - девятый пункта 202 Основных положений содержит перечень обстоятельств, при наступлении которых уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика (за исключением территориальной сетевой организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, и гарантирующего поставщика, указанного в абзаце шестом пункта 198 Основных положений).
Абзацем первым пункта 205 Основных положений закреплено правило о том, что статус гарантирующего поставщика присваивается решением уполномоченного федерального органа той территориальной сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой располагаются на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в чьих границах располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика, и которой в целях осуществления функций гарантирующего поставщика присвоен статус субъекта оптового рынка.
Пункт 226 Основных положений предусматривает условия и порядок принятия соответствующим уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решений об утрате гарантирующим поставщиком его статуса, о присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации для гарантирующего поставщика, зона деятельности которого располагается на территории технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, порядок вступления в силу таких решений и перечень лиц, уведомляемых о принятом решении.
Пункт 227 Основных положений определяет условия и порядок принятия соответствующим уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решений о присвоении статуса гарантирующего поставщика для являющихся гарантирующими поставщиками хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, а также для организаций, исполняющих функции гарантирующего поставщика, не эксплуатирующих генерирующие объекты или объекты электросетевого хозяйства, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, порядок вступления в силу таких решений и перечень лиц, уведомляемых о принятом решении.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, по-иному регулирующих порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика, не имеется. Оспариваемые предписания изложены понятным и доступным образом, отвечают критерию правовой определённости, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении, а потому не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее законодательство, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Утверждения административного истца, по сути, сводятся к несогласию с действиями (бездействием) Региональной энергетической комиссии Сахалинской области и решениями арбитражных судов, что не может являться предметом судебной проверки в рамках абстрактного нормоконтроля.
Поскольку абзацы первый, второй, пятый, седьмой пункта 198, абзац второй пункта 199, абзацы первый - девятый пункта 202, абзац первый пункта 205, пункты 226, 227 Основных положений не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в упоминаемом им аспекте, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Синтегра" о признании частично недействующими абзацев первого, второго, пятого, седьмого пункта 198, абзаца второго пункта 199, абзацев первого - девятого пункта 202, абзаца первого пункта 205, пунктов 226, 227 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Судьи Российской Федерации Верховного Суда |
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2024 г. N АКПИ24-50
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2024 г. N АПЛ24-224 настоящее решение оставлено без изменения