Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 апреля 2024 г. N 03-07-08/37829
Вопрос: ООО является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в области внутрироссийских и международных перевозок грузов (транспортных средств), транспортно-экспедиционных услуг на основании соответствующих договоров транспортной экспедиции.
Помимо перевозки груза, в рамках договоров транспортной экспедиции, ООО оказывает сопутствующий комплекс услуг, который включает в себя: оформление международной транспортной накладной (CMR) в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, получение разрешений (при необходимости), оформление таможенной документации (деклараций и т.д.), получение и осмотр груза, страхование груза, перемещение на склады временного хранения, консультации заказчиков и др.
При оказании транспортно-экспедиционных услуг перевозка (доставка) грузов может осуществляться как с использованием транспорта (морского, железнодорожного и др. видов), так и путем перегона транспортных средств "своим ходом", т.е. с использованием собственных технических возможностей груза.
Основное направление при перевозке (доставке) грузов это направление из Китая в Россию через территорию Казахстана.
В соответствии с действующим российским и международным законодательством, вне зависимости от того, кто выступает заказчиком услуг по перегону ТС, оказываемых российской организацией (лицо, являющееся резидентом иностранного государства - члена ЕАЭС, или другая российская компания), налогообложение осуществляется в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.
В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров. В целях названной статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При толковании указанных норм необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1-2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Из содержания пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка 0% применяется в тех случаях, когда услуги по международной перевозке товаров (организации перевозки) выступают и оформляются в качестве части единого процесса перевозки экспортного (импортного) товара за пределы территории Российской Федерации и в обратном направлении.
Кроме того, в части, касающейся оказания транспортно-экспедиторских услуг в виде перегона транспортных средств "своих ходом", т.е. с использованием собственных технических возможностей, следует отметить следующее.
В понятие "перегон транспортного средства" при заключении договора с контрагентом включает совершение действий по организации управления транспортным средством (производится собственными водителями или с привлечением третьего лица) при его перемещении от продавца к покупателю, документальное сопровождение приема товара от покупателя, перемещение транспортного средства по территории иностранного государства, при пересечении таможенной границы, при передаче транспортного средства как товара непосредственно получателю, что свидетельствует о том, что в понятие "перегон транспортного средства" включено не просто предоставление водителя для управления транспортным средством, а и иные функции, которые соответствуют требованиям ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования".
Учитывая специфику перемещаемого товара, заключение отдельного договора перевозки в смысле требований ст. 785 ГК РФ, то есть с использованием иного транспорта, не требуется. Условия договора транспортной экспедиции может содержать обязательства как по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг, так и обязательства по доставке товара (транспортировке) путем использования его технических возможностей, что не противоречит положениям ст. 164 НК РФ.
Таким образом, в данном случае перегон транспортного средства имеет характер перевозки в международном сообщении, следовательно, при "перегоне транспортного средства своим ходом" в рамках договора транспортно-экспедиционных услуг, применение ставки НДС 0% правомерно, при условии "Перемещения транспорта своим ходом" в международном сообщении.
Аналогичная позиция содержится в Письме от 29.04.2015 N 03-07-08/24723, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2016 N Ф06-6133/2016 по делу N А65-12246/2015 и иной судебной практике.
На основании вышеизложенного, ООО просит разъяснить следующее:
1. Признается ли деятельность в международном сообщении по перевозке/транспортировке транспортных средств "своим ходом" (без использования в перегоне собственных, арендованных, наемных транспортных средств: погрузчик, автокар, трал, эвакуатор, грузовой тягач) под управлением водителя ООО (по трудовому договору или договору ГПХ) транзитом из пункта отправления (Китай) - Казахстан - пункт назначения (Россия) деятельностью по международной перевозке/транспортировке.
2. Признается ли деятельность по организации транспортной экспедиции в международном сообщении при оформлении перевозочных документов, хранения автотранспортных средств, страхования, заключения договора перевозки в международном сообщении "своим ходом" с привлечением сторонней организации Республики Казахстан по экспедированию и их перегону самоходом в режиме таможенного транзита из пункта отправления (Китай) - Казахстан - пункт назначения (Россия) деятельностью транспортно-экспедиционных услуг в международном сообщении.
3. Правомерно ли применение ООО в связи с этим ставки НДС 0 процентов, как перевозчиком, оказывающим услуги по международной перевозке товаров (абзацы первый-второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), либо как лица, привлеченные для оказания товарно-транспортных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) с подтверждением пакета документов ставки 0 процентов НДС: контракта, копии транспортных и товаросопроводительных документов (CMR) с отметками таможенных органов, копий заявок-поручений, копией транзитной декларации.
4. Правомерно ли применение ставки НДС 0 процентов несколькими лицами, участвовавшими в оказании услуг в рамках договора транспортной экспедиции (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей).
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой# сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими налогоплательщиками на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации, в том числе на территории Республики Беларусь. При этом указанная ставка налога на добавленную стоимость применяется при условии представления в налоговые органы документов, установленных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими налогоплательщиками на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен в России, а другой - за ее пределами, в т. ч. в Белоруссии. Условием для применения такой ставки НДС является представление в налоговые органы установленных НК РФ документов.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 апреля 2024 г. N 03-07-08/37829
Опубликование:
-