Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
решением
Муниципального
Собрания Череповецкого
муниципального района
от 13.05.2024 N 548
(приложение 1)
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - муниципальный земельный контроль).
1.2. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
1.3. Целью муниципального земельного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
1.4. Объектом муниципального земельного контроля являются земли, земельные участки и (или) части земельных участков, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования.
1.5. В рамках муниципального земельного контроля осуществляется контроль за соблюдением:
а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицами, не имеющими предусмотренных законодательством прав на них;
б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
г) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
е) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
ж) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
з) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами органов муниципального земельного контроля в пределах их компетенции;
1.6. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля, применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.7. Орган муниципального земельного контроля обеспечивает учет объектов контроля путем внесения сведений об объектах контроля в Государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета орган муниципального земельного контроля использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, содержащуюся в государственных информационных системах, а также информационных системах иных контрольных (надзорных) органов, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
1.8. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Законом N 248-ФЗ.
2. Контрольный орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль
2.1 Контрольным органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, является администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области в лице отдела муниципального земельного контроля (далее - орган муниципального земельного контроля).
2.2. Должностными лицами органа муниципального земельного контроля, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, являются лица, включенные в перечень должностных лиц органа муниципального земельного контроля, утвержденный решением Муниципального Собрания района (далее - Специалист, Специалисты).
Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимается первым заместителем руководителя администрации Череповецкого муниципального района (далее - администрация района) в форме распоряжения первого заместителя руководителя администрации района.
2.3. Специалисты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области, муниципальными правовыми актами администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области.
2.4. Права и обязанности Специалистов осуществляются в соответствии со статьей 29 Закона N 248-ФЗ.
2.5. Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при осуществлении муниципального земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного земельного надзора, органами прокуратуры, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
2.6. Специалисты должны иметь служебные удостоверения.
3. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
3.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля земельные участки подлежат отнесению к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба):
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
3.3. Решение об отнесении органом муниципального земельного контроля объектов муниципального земельного контроля к определенной категории риска и изменении присвоенной объекту муниципального земельного контроля категории риска принимается руководителем администрации района в соответствии с критериями отнесения их к определенной категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля.
3.4. В рамках осуществления муниципального земельного контроля объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска:
- земельные участки, смежные с земельными участками, предназначенными для захоронения и размещения отходов производства и потребления, размещения кладбищ;
- земельные участки, расположенные в границах или примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования;
- мелиорируемые и мелиорированные земельные участки;
- земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
- земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).
б) к категории умеренного риска:
- земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и смежные с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель, особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, за исключением земель, предназначенных для размещения автомобильных дорог, железнодорожных путей, трубопроводного транспорта, линий электропередач и смежные с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
- земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и смежные с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов;
- земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
- земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).
в) к категории низкого риска - объекты муниципального земельного контроля, которые не указаны в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
3.5. При наличии критериев, позволяющих отнести объект муниципального земельного контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие его к более высокой категории риска.
Принятие решения об отнесении объектов муниципального земельного контроля к категории низкого риска не требуется.
При отсутствии решения об отнесении объектов муниципального земельного контроля к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к низкой категории риска.
Пересмотр решения осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для отнесения объектов муниципального контроля к категориям риска.
Контролируемые лица вправе подать в орган муниципального земельного контроля в соответствии с их компетенцией заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.
Отнесение объектов муниципального земельного контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту муниципального земельного контроля категории риска, осуществляется соответствующим решением в соответствии с критериями отнесения объектов муниципального контроля к категориям риска.
В случае пересмотра решения об отнесении объекта муниципального земельного контроля к категории риска распоряжение об изменении категории риска принимается руководителем администрации района.
Распоряжение об отнесении объектов муниципального земельного контроля к категориям риска принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.
3.6. При отнесении объектов муниципального земельного контроля к категориям риска органом муниципального земельного контроля используются в том числе:
а) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
б) сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
3.7. Проведение органом муниципального земельного контроля плановых контрольных мероприятий в отношении земельных участков, отнесенных к категориям среднего риска, осуществляется с периодичностью один раз в 3 года.
Проведение органом муниципального земельного контроля плановых контрольных мероприятий в отношении земельных участков, отнесенных к категориям умеренного риска, осуществляется с периодичностью один раз в 4 года.
В отношении объектов муниципального земельного контроля, отнесенных к категории низкого риска плановые контрольные мероприятия не проводятся.
В ежегодные планы плановых контрольных мероприятий подлежат включению контрольные мероприятия в отношении объектов муниципального земельного контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного мероприятия, который установлен для объектов муниципального земельного контроля, отнесенных к категориям среднего риска - 3 года, умеренного риска - 4 года.
В случае если ранее плановые контрольные мероприятия в отношении объектов муниципального земельного контроля не проводились, такие объекты подлежат включению в ежегодный план после истечения одного года с даты возникновения у правообладателя прав на земельный участок или начала ведения деятельности, являющейся объектом муниципального земельного контроля.
3.8. По запросу правообладателя земельного участка орган муниципального земельного контроля в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной земельному участку категории риска, а также сведения, использованные при отнесении земельного участка к определенной категории риска.
Правообладатель земельного участка вправе подать в орган муниципального земельного контроля заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.
4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
4.1. Профилактические мероприятия осуществляются органами муниципального земельного контроля в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.
При осуществлении муниципального земельного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, Специалист незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) органа муниципального земельного контроля для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
4.2. При осуществлении муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережений;
консультирование;
профилактический визит.
4.3. Информирование осуществляется органом муниципального земельного контроля по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Череповецкого муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://35cherepoveckij.gosuslugi.ru/ (далее - сайт в сети "Интернет") и средствах массовой информации.
Орган муниципального земельного контроля обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на сайте в сети "Интернет" сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Закона N 248-ФЗ.
4.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется органом муниципального земельного контроля посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики органом муниципального земельного контроля ежегодно готовятся доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля, которые утверждаются и размещаются в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, на сайте в сети "Интернет".
4.5. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется контролируемому лицу в случае наличия у органа муниципального земельного контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с предложением о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережения объявляются руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального земельного контроля. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
Объявляемые предостережения регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления органом муниципального земельного контроля предостережения контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение рассматривается органом муниципального земельного контроля в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением.
В случае принятия представленных в возражении контролируемого лица доводов руководитель (заместитель руководителя) органа муниципального земельного контроля аннулирует направленное ранее предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений. При несогласии с возражением указываются соответствующие обоснования.
Информация о несогласии с возражением или об аннулировании предостережения направляется в адрес контролируемого лица в письменной форме или в форме электронного документа.
4.6. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
а) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
б) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органа муниципального земельного контроля;
г) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом муниципального земельного контроля в рамках контрольных мероприятий.
Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
При осуществлении консультирования должностное лицо органа муниципального земельного контроля обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа муниципального земельного контроля, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу органа муниципального земельного контроля в ходе консультирования, не может использоваться органом муниципального земельного контроля в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Орган муниципального земельного контроля ведет журнал учета консультирований.
В случае поступления в орган муниципального земельного контроля 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на сайте в сети "Интернет" письменного разъяснения.
4.7. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
В случае осуществления профилактического визита путем использования видео-конференц-связи Специалист осуществляет указанные в настоящем пункте действия посредством использования электронных каналов связи.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, Специалист незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) органа муниципального земельного контроля для принятия решения о проведении контрольных мероприятий в форме отчета о проведенном профилактическом визите.
Контролируемое лицо вправе обратиться в орган муниципального земельного контроля с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее - заявление контролируемого лица).
Орган муниципального земельного контроля рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Орган муниципального земельного контроля принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица органом муниципального земельного контроля было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа муниципального земельного контроля либо членов их семей.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица орган муниципального земельного контроля в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Нумерация пункта приводится в соответствии с источником
4.9. Профилактические мероприятия осуществляются в соответствии с программой профилактики в области муниципального земельного контроля, ежегодно утверждаемой решением органа муниципального земельного контроля.
5. Осуществление муниципального земельного контроля
5.1. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий, формируемых в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428.
5.2. Контрольные мероприятия в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся должностными лицами органов муниципального земельного контроля в соответствии с Законом N 248-ФЗ.
5.3. В целях фиксации Специалистом и лицами, обладающими специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным органам, в том числе при применении технических средств, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных мероприятий, совершении контрольных действий принимается Специалистами самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного мероприятия.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
5.4. Инструментальные обследования в ходе проведения контрольных мероприятий осуществляются путем проведения геодезических измерений (определений) и (или) картографических и (или) иных измерений, выполняемых Специалистами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия либо лицами, привлекаемыми для совершения отдельных контрольных действий в соответствии со статьей 34 Закона N 248-ФЗ.
5.5. К результатам контрольного мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным органом мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
5.6. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.