Методические рекомендации по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти
(утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации)
I. Введение
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнение абзаца третьего подпункта "а" пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 478).
2. Настоящие Методические рекомендации направлены прежде всего на оказание методической помощи в формировании планов по противодействию коррупции федеральных органов исполнительной власти (далее - антикоррупционные планы) подразделениям федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений (сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее - антикоррупционные подразделения), которые по общему правилу 1 являются ответственными за профилактику коррупционных правонарушений в федеральном органе исполнительной власти, а также ответственными за разработку и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими федерального органа исполнительной власти ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Таким образом, как правило, именно антикоррупционные подразделения являются ответственными за разработку антикоррупционного плана. Вместе с тем настоящие Методические рекомендации также могут быть использованы иными структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, привлеченными к разработке антикоррупционного плана в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических рекомендаций.
Кроме того, настоящие Методические рекомендации также могут быть использованы в работе иных органов публичной власти и организаций, в которых формируются соответствующие планы по противодействию коррупции, с учетом специфики их деятельности.
3. Целью настоящих Методических рекомендаций является обеспечение в федеральных органах исполнительной власти единого подхода к организации работы по формированию антикоррупционных планов.
II. Обоснование антикоррупционного планирования
4. Антикоррупционное планирование в федеральном органе исполнительной власти - процесс определения мероприятий, с помощью которых предполагается в федеральном органе исполнительной власти, в первую очередь, обеспечение профилактики коррупции и формирование нетерпимости к коррупционному поведению.
5. Планирование как инструмент позволяет прогнозировать антикоррупционную работу, в том числе оценить нагрузку на антикоррупционное подразделение и распределить ее во времени, а также определить приоритеты антикоррупционной работы и сосредоточить ограниченные ресурсы на мероприятиях, которые принесут наибольшую пользу.
Конечно, планирование не исключает появления ситуативных задач, которые потребуется выполнить вне рамок антикоррупционных планов.
6. Необходимость подготовки антикоррупционных планов обусловлена положениями пункта 4 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" (далее - Национальная стратегия), согласно которым меры по реализации Национальной стратегии отражаются в том числе в антикоррупционных планах 2.
В свою очередь указы Президента Российской Федерации, которыми утверждаются национальные планы противодействия коррупции на очередные периоды, в частности пункт 2 Указа Президента Российской Федерации N 478, предполагают внесение изменений в антикоррупционные планы.
Таким образом, антикоррупционное планирование осуществляется на постоянной основе и не связано с изданием указа Президента Российской Федерации, утверждающего национальный план противодействия коррупции на очередной период.
7. Формирование антикоррупционных планов может осуществляться:
а) без указания периода планирования (что не отменяет необходимости указания конкретных сроков реализации мероприятий в самом антикоррупционном плане);
б) с указанием периода планирования, который может как совпадать с соответствующим национальным планом противодействия коррупции на очередной период, так и не совпадать (при этом при использовании данного подхода план подлежит утверждению до начала соответствующего периода планирования 3).
8. При формировании антикоррупционного плана важно учитывать, что каждый федеральный орган исполнительной власти обладает своей спецификой, зависящей от его сферы деятельности (например, образование, сельское хозяйство и пр.), возложенных полномочий, которые содержатся, например, в утвержденном положении о федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, в антикоррупционный план включается отдельный раздел, содержащий особенные для этого федерального органа исполнительной власти мероприятия по противодействию коррупции, характеризующие этот федеральный орган исполнительной власти и отличающие его антикоррупционный план от антикоррупционных планов других федеральных органов исполнительной власти. Следует обращать внимание на следующие полномочия, в которых может содержаться специфика, проистекающая из сферы деятельности:
а) предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
б) осуществление контрольных (надзорных) мероприятий;
в) подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, а также распределение иного ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
г) управление государственным имуществом;
д) выдача лицензий и разрешений;
е) участие в реализации национальных проектов и т.д.
9. Качественное предупреждение коррупции возможно в случае, если оно основано на адекватно проведенной оценке коррупционных рисков, которая позволяет предусмотреть в антикоррупционном плане адресные мероприятия, направленные на снижение конкретных коррупционных рисков соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, регулярное проведение оценки коррупционных рисков (например, ежегодное) является одним из обязательных мероприятий антикоррупционного плана.
10. Процесс формирования антикоррупционных планов предполагает несколько последовательных этапов.
Первый этап - оценка институциональной среды.
Формирование антикоррупционного плана следует осуществлять, основываясь преимущественно на результатах оценки коррупционных рисков. Данную оценку целесообразно проводить с использованием различных методических рекомендаций Минтруда России 4. Результаты оценки коррупционных рисков напрямую влияют на содержание антикоррупционного плана.
Кроме того, на данном этапе также необходимо проанализировать и оценить внутреннюю и внешнюю институциональные среды.
Внутренняя институциональная среда: ресурсы (человеческие, финансовые и иные), полномочия и структура федерального органа исполнительной власти, применимые локальные акты, аналитические материалы, в том числе о состоянии антикоррупционной работы в федеральном органе исполнительной власти, и т.д.
Состояние антикоррупционной работы в федеральном органе исполнительной власти характеризуется различными результатами. Так, важно учитывать результаты:
исполнения предыдущих антикоррупционных планов с целью более эффективной реализации мероприятий, которые будут запланированы при формировании нового антикоррупционного плана;
проведенной федеральным органом исполнительной власти антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
иной антикоррупционной работы.
При анализе результатов исполнения предыдущих антикоррупционных планов целесообразно ответить на следующие вопросы:
"Какие мероприятия были осуществлены в рамках реализации предыдущих антикоррупционных планов (в рамках предыдущих периодов)?";
"Какие преимущества и недостатки у предыдущих антикоррупционных планов (какие преимущества и недостатки выявлены в рамках реализации планов в предыдущих периодах)?".
Ответы на данные вопросы позволят учесть имеющийся опыт (как позитивный, так и негативный) при формировании очередного антикоррупционного плана, а также исключить дублирование и отказаться от неэффективных мероприятий.
Внешняя институциональная среда: нормативное правовое регулирование (очередной национальный план противодействия коррупции, применимые нормативные правовые акты Российской Федерации и т.д.), подготовленные внешними заинтересованными лицами аналитические и иные материалы, касающиеся антикоррупционной работы в федеральном органе исполнительной власти, материалы проведенных органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции или иного применимого законодательства Российской Федерации, применимые обращения граждан и письма организаций и т.д.
Второй этап - определение мероприятий, которые должны быть реализованы с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
На данном этапе особое внимание необходимо обратить на положения Национальной стратегии, а также на мероприятия, содержащиеся в актуальном национальном плане противодействия коррупции и непосредственно относящиеся к федеральному органу исполнительной власти.
Дополнительно стоит обратить внимание на нормативные правовые акты Российской Федерации, в которых ставятся определенные задачи перед федеральным органом исполнительной власти 5 (при подготовке антикоррупционных планов необходимо учитывать, что антикоррупционные мероприятия реализуются не только антикоррупционным подразделением в рамках осуществления своих непосредственных функций, но и иными структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, реализующими проекты, которые не ставят противодействие коррупции первоочередной целью, но косвенно влияют на ее достижение).
Третий этап - определение и последующий выбор мероприятий, которые могут быть реализованы дополнительно.
В рамках указанного этапа следует определить те мероприятия, которые могли бы быть реализованы в федеральном органе исполнительной власти для решения имеющихся проблем в области противодействия коррупции. Такие мероприятия не являются напрямую следствием требований, предъявляемым нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, и в связи с этим могут быть охарактеризованы как дополнительные (инициативные). Для определения таких мероприятий федеральный орган исполнительной власти может руководствоваться ранее проанализированными материалами, в том числе положительными примерами антикоррупционной работы иных органов публичной власти (организаций).
Затем из данного перечня мероприятий требуется выбрать те, которые могут быть реализованы исходя из фактических обстоятельств, например из имеющихся ресурсов и возможностей. Мероприятия, которые не могут быть реализованы по объективным причинам, не включаются в антикоррупционный план.
Четвертый этап - определение обязательных составляющих мероприятий, а именно:
ответственных исполнителей;
сроков реализации;
конечных (промежуточных) результатов.
Пятый этап - согласование с заинтересованными структурными подразделениями и внешними заинтересованными лицами (при необходимости).
Шестой этап - утверждение антикоррупционного плана.
11. После утверждения антикоррупционного плана требуется проводить периодический мониторинг и оценку реализации мероприятий с целью возможной корректировки действующего либо разработки нового антикоррупционного плана.
12. Учитывая комплексный характер антикоррупционного плана, к его подготовке на различных этапах целесообразно привлекать сотрудников иных структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, в том числе юридического (правового) подразделения, подразделения, ответственного за информационное сопровождение (пресс-служба), и др.
Вместе с тем не стоит ограничиваться привлечением исключительно сотрудников вышеуказанных и иных типовых структурных подразделений федерального органа исполнительной власти 6. В связи тем, что каждый федеральный орган исполнительной власти обладает своей спецификой, к участию в подготовке антикоррупционного плана и последующей его реализации целесообразно привлекать сотрудников профильных структурных подразделений федерального органа исполнительной власти 7.
Отсутствие в утвержденном антикоррупционном плане указания профильных структурных подразделений данного органа в качестве ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям может свидетельствовать о формальном подходе к подготовке плана.
К подготовке антикоррупционного плана могут быть привлечены также иные заинтересованные лица, например, члены общественного совета при федеральном органе исполнительной власти. Кроме того, проект антикоррупционного плана может быть предоставлен заинтересованным организациям, в том числе общественным объединениям и иным организациям, наиболее активно взаимодействующим с федеральным органом исполнительной власти в сфере противодействия коррупции, для ознакомления и оценки.
13. С целью своевременной подготовки антикоррупционного плана для антикоррупционного подразделения должен быть установлен конкретный срок, а сотрудникам этого подразделения (ответственным лицам) предоставлены права по взаимодействию с другими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти (в свою очередь, сотрудников других структурных подразделений необходимо обязать оказывать содействие в подготовке проекта антикоррупционного плана), а также иные полномочия и ресурсы, необходимые для подготовки антикоррупционного плана.
III. Содержание антикоррупционного плана
14. При подготовке антикоррупционного плана федеральные органы исполнительной власти могут руководствоваться Типовым планом противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти, одобренным Правительственной комиссией по проведению административной реформы (протокол заседания от 15 июня 2012 г. N 134, раздел VII, пункт 2) (далее - Типовой план).
Типовой план является примером, но не требует полного дублирования.
15. Мероприятия антикоррупционного плана могут быть разовыми или регулярными (ежедневными, ежеквартальными, ежегодными и т.д.), краткосрочными или долгосрочными, дополнительными (инициативными) или прямо предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере противодействия коррупции 8 и т.д.
16. Мероприятия антикоррупционного плана должны иметь конкретные формулировки. Такая особенность формулировок характеризуется тем, что ответственный исполнитель к установленному сроку сможет самостоятельно реализовать запланированное мероприятие, поскольку такая реализация преимущественно зависит от воли и действий исполнителя, а не от внешних обстоятельств.
Примеры мероприятий, имеющих конкретные формулировки, и мероприятий, не имеющих таких формулировок, представлены в приложении N 1.
17. Содержание антикоррупционного плана должно соответствовать законодательству Российской Федерации, в частности положениям нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
18. В антикоррупционном плане содержатся в частности:
а) мероприятия, направленные на минимизацию коррупционных рисков;
б) мероприятия по исполнению Национальной стратегии, текущего национального плана противодействия коррупции, а также поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по их реализации;
в) мероприятия, связанные с осуществлением контроля за соблюдением федеральными государственными служащими федерального органа исполнительной власти ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнением ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
г) мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных служащих федерального органа исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции и мероприятия по антикоррупционному просвещению.
19. Примеры мероприятий, предусмотренных пунктом 18 настоящих Методических рекомендаций, содержатся в приложении N 2.
20. Также целесообразно в антикоррупционном плане предусмотреть мероприятия по проведению антикоррупционной экспертизы принятых в федеральном органе исполнительной власти нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. 9
21. Антикоррупционный план формируется не только в отношении центрального аппарата. При наличии территориальных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, в антикоррупционном плане должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия. Допускается уточнение антикоррупционного плана на уровне каждого отдельного территориального органа (организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти).
22. Антикоррупционный план с учетом Типового плана, как правило, содержит следующие позиции:
а) наименование мероприятия;
б) ответственные исполнители;
в) срок исполнения;
г) ожидаемый результат;
д) иные позиции (при необходимости).
23. Позиция "Наименование мероприятия" формулируется таким образом, чтобы исполнители соответствующего мероприятия, а также граждане, институты гражданского общества и иные лица могли ясно определить суть мероприятия.
В этой связи при описании каждого отдельного мероприятия целесообразно руководствоваться следующими критериями:
а) детальность: точное, максимально детальное описание мероприятия, которое планируется к реализации.
Конкретное мероприятие позволяет ответить на вопрос: "Какой результат планируется достичь с помощью данного мероприятия?";
б) понятность (прозрачность): мероприятие понятно для всех заинтересованных лиц.
Понятное мероприятие позволяет отрицательно ответить на вопрос: "Допускает ли прочтение мероприятия двусмысленность и неопределенность?";
в) измеримость результата (отслеживаемость): возможно однозначно определить, реализовано ли мероприятие. Следует учесть, что измерение и (или) оценка результата не должны быть избыточно трудоемкими.
Измеримость результата мероприятия позволяет ответить на вопрос: "Как понять, что мероприятие реализовано (какие показатели подтверждают реализацию мероприятия)?";
г) достижимость: мероприятия могут быть реализованы с учетом имеющихся ресурсов, при этом указываются не только мероприятия, прямо предусмотренные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, которые с большой долей вероятности могут быть выполнены или даже перевыполнены, но и дополнительные (инициативные) мероприятия.
Достижимое мероприятие позволяет ответить на вопрос: "Реально ли реализовать мероприятие в установленные сроки с учетом имеющихся полномочий, ресурсов и перспектив (какие могут быть препятствия)?";
д) независимость от иных факторов: реализация мероприятия зависит только от действий непосредственно ответственных исполнителей и от того, на что они могут самостоятельно повлиять.
Реализация мероприятия не может зависеть от случая (вероятности) наступления того или иного события (например, организация и проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера зависит от совершения соответствующим лицом коррупционного правонарушения, от поступления достаточной информации, как следствие, данное мероприятие крайне сложно спланировать).
Осуществимое мероприятие позволяет ответить на вопрос: "Является ли реализация мероприятия прогнозируемым событием или для реализации мероприятия требуется наступление каких-то иных событий, на которые федеральный орган исполнительной власти или его сотрудники не могут повлиять?";
е) релевантность: мероприятие, включаемое в антикоррупционный план, должно быть прямо или косвенно связано с противодействием коррупции.
Релевантное мероприятие позволяет ответить на вопрос: "Как реализация мероприятия повлияет на достижение целей антикоррупционного планирования?";
ж) ограниченность по срокам: каждое мероприятие должно иметь конкретный срок реализации (при этом могут быть предусмотрены промежуточные сроки реализации для оперативного контроля исполнения и своевременной корректировки мероприятия).
Ограниченное по срокам мероприятие позволяет ответить на вопрос: "Возможно ли в установленный срок реализовать мероприятие?".
24. Антикоррупционные планы не должны содержать неопределенные формулировки, например: "действенное функционирование", "усиление работы", "эффективное взаимодействие" и т.д.
Правильное наименование мероприятия позволяет определить ожидаемый конкретный результат.
25. Позиция "Ответственные исполнители" предполагает указание ответственных исполнителей по каждому мероприятию антикоррупционного плана. Ответственный исполнитель может быть как один, так и несколько. По общему правилу первым указывается головной исполнитель (если не предусмотрено иное).
26. При определении ответственного исполнителя (ответственных исполнителей) необходимо указывать не подразделение, а фамилию, имя, отчество и должность конкретного лица, например руководителя структурного подразделения. Данный подход позволит повысить степень персональной ответственности и, как следствие, вовлеченность исполнителя.
27. В случае наличия в антикоррупционном плане мероприятия, реализуемого в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и его территориальных органах, в позиции "Ответственные исполнители" помимо указания фамилии, имени, отчества и должности лица, ответственного за реализацию этого мероприятия в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и за контроль его реализации в территориальных органах, допускается также дополнительное указание ответственных исполнителей в обобщенном виде (например, "руководители территориальных органов").
28. Позиция "Срок исполнения" предполагает указание срока исполнения (реализации) каждого мероприятия антикоррупционного плана.
29. При определении срока исполнения (реализации) мероприятия требуется учитывать существующие обстоятельства и возможности исполнителей, не допускать установления как неоправданно коротких, так и избыточных сроков исполнения мероприятий.
Сроки исполнения должны быть конкретными: целесообразно указывать конкретную дату, если это невозможно - конкретный месяц. Формулировки "постоянно", "регулярно", "в течение" и тому подобные целесообразно исключить, поскольку они не позволяют определить, исполнено мероприятие или нет (наступил ли срок исполнения).
30. Сроки исполнения (реализации) мероприятий должны отвечать требованиям своевременности. Например, мероприятие по анализу представленных в рамках декларационной кампании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера целесообразно реализовать не позднее сентября года проведения декларационной кампании; анализ действующих нормативных правовых и иных актов в сфере противодействия коррупции и их актуализация (при необходимости) - не позднее октября того же года.
31. При планировании целесообразно избегать одновременного или в пределах нескольких недель наступления сроков исполнения (реализации) нескольких мероприятий.
32. Позиция "Ожидаемые результаты" предполагает указание желаемого исхода от реализации каждого мероприятия антикоррупционного плана.
Реализация мероприятия должна прямо или косвенно влиять на достижение ожидаемого результата от данного мероприятия. Ожидаемые результаты также должны отвечать применимым критериям, указанным в пункте 23 настоящих Методических рекомендаций.
33. В ожидаемых результатах необходимо по возможности указывать конкретную форму результата, который планируется достигнуть (например, доклад, аналитическая записка, проект нормативного правового акта, знания федеральных государственных служащих в области противодействия коррупции (согласно результатам тестирования) составляют 90%, Х федеральных государственных служащих успешно освоили дополнительную профессиональную программу в области противодействия коррупции и т.д.).
34. Антикоррупционным планом могут быть предусмотрены иные позиции, например, связанные с ресурсами для реализации мероприятий, с видом документа, характеризующим реализацию мероприятия, и т.д.
35. При формировании антикоррупционного плана необходимо учитывать, что в соответствии с Порядком организации оценки критериями оценки являются, в частности:
а) точность формулировок;
б) наличие ответственного исполнителя по каждому мероприятию;
в) наличие срока реализации по каждому мероприятию;
г) измеримость ожидаемых результатов;
д) информация о финансовых ресурсах для реализации мероприятий (при необходимости).
IV. Утверждение антикоррупционного плана
36. Подготовленный проект антикоррупционного плана, уточненный (при необходимости) с учетом позиций заинтересованных лиц и согласованный заинтересованными структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, подлежит утверждению руководителем федерального органа исполнительной власти. При утверждении антикоррупционного плана целесообразно обозначить лицо, ответственное за контроль за реализацией данного плана. Таким лицом может быть руководитель или заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти.
37. До утверждения проекта антикоррупционного плана руководитель федерального органа власти может представить для рассмотрения коллегиальным органом, таким как комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия) (далее - антикоррупционная комиссия) отдельные положения проекта антикоррупционного плана, требующие дополнительного обсуждения 10.
38. Антикоррупционный план утверждается в качестве локального нормативного акта, а не нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти.
39. Утвержденный антикоррупционный план подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11 и поддержанию в актуальной редакции.
40. Антикоррупционный план должен оперативно корректироваться с учетом меняющихся обстоятельств.
V. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционного плана
41. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционного плана являются этапами его формирования, поскольку результаты мониторинга и оценки могут повлечь необходимость корректировки (разработки нового) антикоррупционного плана.
42. Необходимость мониторинга и оценки реализации антикоррупционных планов обусловлена следующим:
а) в результате мониторинга и оценки формируется информация, необходимая для поддержания и развития антикоррупционной работы;
б) мониторинг и оценка способствуют установлению достигнутых результатов, что в свою очередь позволит принять объективное решение о поощрении ответственных лиц;
в) по результатам мониторинга и оценки собирается информация, необходимая для корректировки (разработки нового) антикоррупционного плана;
г) отсутствие мониторинга и оценки не позволит выявить проблемы и ошибки, в связи с чем возрастет риск снижения качества антикоррупционной работы.
43. Под мониторингом антикоррупционного плана понимаются систематический (регулярный) сбор и анализ информации о процессе реализации мероприятий и информации о промежуточных показателях их реализации. Мониторинг позволяет на раннем этапе выявить возможные отклонения и принять соответствующие меры, в том числе скорректировать антикоррупционный план.
44. Информация, собранная в ходе мониторинга антикоррупционного плана, необходима для его оценки, под которой понимается систематическое (регулярное) соотнесение достигнутых конечных результатов реализации мероприятий с ожидаемыми результатами. Оценка реализации антикоррупционного плана может быть как внешней, так и внутренней.
45. Примером внешней оценки антикоррупционного плана является Порядок организации оценки.
46. Внутренняя оценка осуществляется антикоррупционным подразделением.
47. Результаты внутренней оценки реализации антикоррупционного плана целесообразно оформлять в виде доклада и представлять руководителю федерального органа исполнительной власти или его заместителю, курирующему работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
48. Руководитель федерального органа исполнительной власти или его заместитель, курирующий работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, при необходимости может принять решение о представлении указанного доклада в антикоррупционную комиссию в целях обеспечения всесторонности и непредвзятости 12.
По результатам рассмотрения доклада руководителем федерального органа исполнительной власти, а в случае, если доклад направлялся в антикоррупционную комиссию, - и на основании рекомендации указанной комиссии 13 рекомендуется принять одно из следующих решений:
а) принять доклад в целом;
б) принять доклад за основу и направить его на доработку;
в) не принимать доклад;
г) иное решение.
49. В докладе о результатах внутренней оценки реализации антикоррупционного плана целесообразно отразить реализованные и нереализованные мероприятия; своевременность реализации мероприятий; соотношение достигнутых и ожидаемых результатов; другую информацию.
Если какие-то мероприятия антикоррупционного плана не реализованы или реализованы не полностью, то в докладе необходимо указать причины этого, а также представить предложения по реализации или корректировке мероприятий.
Если мероприятие реализовано позднее или значительно раньше запланированного срока, данный факт следует отразить в докладе, обозначив при этом причины отклонения от запланированного срока.
Если достигнутые результаты не соотносятся с ожидаемыми, также необходимо определить причины такого положения и отразить их в докладе, в том числе в ситуации, когда достигнутые результаты оказались существенно выше ожидаемых.
Любые отклонения от антикоррупционного плана требуют дополнительного анализа со стороны антикоррупционного подразделения.
Принятый доклад может быть взят за основу при корректировке (разработке нового) антикоррупционного плана.
50. Подготовленный антикоррупционным подразделением доклад а в случае его рассмотрения на заседании антикоррупционной комиссии - принятый ею доклад, представляется руководителю федерального органа исполнительной власти, его заместителю, курирующему работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
51. Результаты оценки реализации антикоррупционного плана могут являться основанием для принятия решения о поощрении ответственных исполнителей.
При принятии такого решения следует учитывать прежде всего реализованные дополнительные (инициативные) мероприятия. Кроме того, принимать решение о поощрении ответственных исполнителей целесообразно на основании соответствующего решения антикоррупционной комиссии 14 по результатам рассмотрения доклада на ее заседании.
------------------------------
1 См., например, пункт 5 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
2 Федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральным службам и федеральным агентствам, подведомственным этим федеральным министерствам, а также федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, при формировании антикоррупционных планов необходимо учитывать положения Порядка организации оценки Правительственной комиссией по проведению административной реформы планов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, по противодействию коррупции и эффективности их реализации, утвержденного Правительственной комиссией по проведению административной реформы (протокол от 28 сентября 2020 г. N ДГ-П17-51пр) (далее - Порядок организации оценки).
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, могут учитывать положения Порядка организации оценки.
3 Например, антикоррупционный план на 2025-2030 годы утверждается не позднее 31 декабря 2024 г.
4 См., например:
Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, которые размещены и доступны для скачивания и ознакомления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/8;
Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые размещены и доступны для скачивания и ознакомления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/page/index/metod3;
Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, утвержденные протоколом заседания проектного комитета от 13 июля 2017 г. N 47/7;
Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, которые размещены и доступны для скачивания и ознакомления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
5 Такие задачи могут только частично касаться противодействия коррупции: так, например, отдельные мероприятия, направленные на совершенствование порядка осуществления государственной функции, в первую очередь могут быть ориентированы на оптимизацию отдельных процедур, упрощение взаимодействия граждан, бизнеса и государства и при этом косвенно сказываться на минимизации коррупционных рисков.
6 Для целей настоящих Методических рекомендаций под типовыми структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти понимаются структурные подразделения, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере кадровой работы и организации прохождения федеральной государственной гражданской службы в этом органе, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения этого органа, закупочной и международной деятельности (за исключением тех органов, которые созданы непосредственно в целях осуществления государственных функций в сфере международных отношений, международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (в частности, МИД России, Россотрудничество, Минэкономразвития России), а также защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.
7 К профильным структурным подразделениям федерального органа исполнительной власти возможно отнести те подразделения, которые осуществляют полномочия в установленной сфере деятельности федерального органа исполнительной власти, например, Департамент занятости населения и трудовой миграции Минтруда России.
8 Например, осуществление приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
9 В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
10 На основании подпункта "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 (далее - Положение о комиссиях).
11Приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. N 530н "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
12 На основании подпункта "в" пункта 16 Положения о комиссиях.
14 На основании пункта 27 Положения о комиссиях.
------------------------------
Приложение N 1
Мероприятия, не имеющие конкретных формулировок |
Мероприятия, имеющие конкретные формулировки |
Обеспечение действенного функционирования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) |
Ежегодное рассмотрение на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) мер по предупреждению коррупции, в том числе реализации антикоррупционного плана |
Осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению антикоррупционных стандартов |
Ежегодное проведение антикоррупционного совещания по вопросам соблюдения антикоррупционных стандартов |
Организация систематического проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации возложенных функций |
Ежегодное проведение оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций |
Обеспечение возможности оперативного представления информации о фактах коррупции с использованием "телефона доверия" |
Ежегодный анализ работы "телефона доверия" |
Подготовка в установленном порядке проектов нормативных правовых и иных актов в сфере противодействия коррупции |
Ежегодный анализ содержания действующих ведомственных нормативных правовых и иных актов в сфере противодействия коррупции и их актуализация (при необходимости) |
Организация рассмотрения обращений граждан, замещавших должности государственной службы Российской Федерации, о даче согласия на замещение в организации должности на условиях трудового договора или на выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного управления в данной организации ранее входили в его должностные (служебные) обязанности |
Ежегодный анализ соблюдения ограничения для отдельных граждан, замещавших должности государственной службы Российской Федерации в ведомстве, на замещение должности в организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы Российской Федерации |
Приложение N 2
Мероприятия, которые могут быть включены в антикоррупционный план с учетом конкретизации и уточнения особенностей их реализации:
1. ежегодное проведение оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации федеральным органом исполнительной власти возложенных на него функций;
2. ежегодный анализ коррупционных рисков, возникающих при реализации национальных и федеральных проектов (программ) и иных подобных документов, с последующим представлением руководителю федерального органа исполнительной власти предложений по совершенствованию механизмов профилактики коррупции в данной сфере;
3. ежегодный анализ способов и механизмов взаимодействия и обмена данными в рамках компетенции со структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющим ведомственный финансовый контроль, с последующим представлением руководителю федерального органа исполнительной власти предложений по совершенствованию механизмов профилактики коррупции в данной сфере;
4. организация (если применимо, то также ежегодный анализ) участия антикоррупционного подразделения в подготовке предложений руководству федерального органа исполнительной власти по относящимся к его компетенции кадровым вопросам и вопросам награждения федеральных государственных служащих ведомственными наградами или государственными наградами Российской Федерации;
5. ежегодный анализ способов и механизмов взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами, межведомственного взаимодействия и обмена сведениями в целях выявления фактов несоответствия имущественного положения и (или) сформированных накоплений федеральных государственных служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, их доходам, а также фактов сокрытия указанными лицами доходов путем приобретения и оформления имущества на третьих лиц;
6. ежегодный мониторинг и обобщение фактов привлечения федеральных государственных служащих федерального органа исполнительной власти и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, а также фактов хищения средств, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов (программ), в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и проработки вопроса минимизации и (или) ликвидации последствий указанных правонарушений.
7. размещение в подразделе официального сайта федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посвященном вопросам противодействия коррупции, актуальной информации о мерах по предупреждению коррупции, а также ежемесячный анализ содержания данного подраздела и его актуализация (при необходимости);
8. подготовка ежегодного доклада по результатам обобщения практики рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти, в том числе обращений, поступивших по "телефону доверия", на "горячую линию" или с использованием иных подобных инструментов;
9. подготовка (корректировка) конкретных методических материалов по вопросам противодействия коррупции (с указанием их наименований);
10. рассмотрение в соответствии с пунктом 2 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в федеральных органах исполнительной власти не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
11. ежегодное в рамках проведения совещания или иного мероприятия по профессиональному развитию, касающегося декларационной кампании, доведение до сведения федеральных государственных служащих, замещающих должности, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, включенные в перечни, утвержденные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, информации, касающейся:
порядка и сроков представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
типовых ошибок, допускаемых при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
положений методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";
использования специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
применения мер юридической ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
12. мониторинг представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в рамках декларационной кампании с информированием не реже одного раза в две недели руководителей структурных подразделений и иных лиц о ходе декларационной кампании и исполнительской дисциплине (при необходимости);
13. анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (вместе с подготовкой доклада об итогах соответствующей декларационной кампании);
14. размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15;
15. ежегодный анализ содержания действующих нормативных правовых и иных актов в сфере противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти в сфере противодействия коррупции и их актуализация (при необходимости);
16. ежеквартальное представление сведений о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции;
17. ежегодное представление сведений о результатах проведенной оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
18. ежегодное рассмотрение на заседании антикоррупционной комиссии результатов осуществления в федеральном органе исполнительной власти мер по предупреждению коррупции, в том числе реализации антикоррупционного плана 16;
19. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти (при наличии), а также за реализацией в них мер по профилактике коррупционных правонарушений (с утверждением соответствующего плана-графика и плана (содержания) такого контроля);
20. проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти (при наличии) (с утверждением соответствующего плана-графика и плана (содержания) такой проверки);
21. проведение для федеральных государственных служащих, работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, включенные в перечни, утвержденные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, приуроченных к государственным, иным праздникам и памятным датам (День защитника Отечества, Международный женский день, Новогодние каникулы и т.д.) мероприятий (совещания, информационные письма и т.д.) по разъяснению установленного запрета на получение в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений), а также порядка действий при получении федеральным государственным служащим подарка в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями (с указанием конкретных мероприятий и конкретных дат проведения);
22. ежегодное проведение совещания или иного мероприятия по профессиональному развитию, направленного на доведение до сведения федеральных государственных служащих, работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, включенные в перечни, утвержденные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, информации об иных ограничениях и запретах, требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанностях, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также информации об уголовном преследовании за совершение преступления коррупционной направленности (с рассмотрением (в случае наличия) судебных решений о привлечении к уголовной ответственности федеральных государственных служащих и вышеуказанных работников);
23. ежегодное проведение мероприятий, направленных на доведение до сведения федеральных государственных служащих положений кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих, утвержденного федеральным органом исполнительной власти (с указанием конкретных мероприятий и конкретных дат проведения);
24. проведение мероприятий, направленных на доведение до сведения лиц, впервые поступивших на федеральную государственную службу, или на отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, включенные в перечни, утвержденные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, информации об ограничениях и запретах, требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанностях, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также об уголовном преследовании за совершение преступления коррупционной направленности (в случае проведения подобного мероприятия на регулярной (то есть плановой) основе, а не при приеме на федеральную государственную службу);
25. проведение в федеральном органе исполнительной власти мероприятий правовой и антикоррупционной направленности в форме конференций, научно-практических семинаров и т.д. (с указанием конкретных наименований мероприятий и конкретных дат проведения);
26. проведение антикоррупционной экспертизы принятых в федеральном органе исполнительной власти нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения;
27. проведение ежегодного контроля знаний федеральных государственных служащих, работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным органом исполнительной власти, включенные в перечни, утвержденные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в области законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (например, в формате дистанционного тестирования).
Отдельные мероприятия могут быть объединены и проведены в один день, например, в рамках мероприятия, приуроченного к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
[SIGNERSTAMP1]
------------------------------
15 С учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции".
16 Допускается также дополнительно рассматривать данный вопрос на заседании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти (утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) (по состоянию на 16 мая 2024 г.)
Опубликование:
-