Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров Республики Крым
от 20 июня 2023 года N 419
(в редакции постановления
Совета министров Республики Крым
от "20" мая 2024 года N 275)
Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым
1. Оценка текущего состояния туристического комплекса Республики Крым
Республика Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.
На сравнительно небольшой площади Крымского полуострова (25 880 кв. км) наблюдается богатое природное разнообразие: Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы, различные формы рельефа, климатические условия и типы почв, а также биоразнообразие.
По топографии Республика Крым делится на две части: южную горную и северную равнинную. Средневысотные Крымские горы на юге окаймлены прибрежной полосой - Южным берегом Крыма, наиболее популярным туристским районом Республики Крым. В горах проложена густая сеть пешеходных троп, экскурсионных маршрутов. Среди привлекательных природных объектов Республики Крым потухшие вулканы, карстовые полости, живописные скалы и многое другое. Наиболее ценные природные объекты включены в список особо охраняемых природных территорий, на которые приходится около 10% площади Республики Крым.
В Республике Крым выделяется пять типов климата: степной континентальный (с жарким засушливым летом и прохладной влажной зимой), степной приморский (отличается от степного континентального более высокой влажностью воздуха), горный лесной (с теплым относительно влажным летом и прохладной влажной зимой), предгорный лесостепной (совмещает в себе характеристики степного и горного лесного типов климата), субсредиземноморский (с жарким сухим летом и относительно теплой влажной зимой).
Наиболее благоприятные условия для туризма отмечаются при температуре воздуха от +18 до +24 градусов Цельсия, относительной влажности 40-60%, отсутствии осадков и ветре до 5 м/с. Оптимальная температура воды для пляжного туризма - от +20 до +24 градусов Цельсия. Климатические условия Республики Крым благоприятны для развития круглогодичного туризма.
Высоким биоразнообразием отличается горная и южнобережная части Республики Крым, а также Керченский и Тарханкутский полуостров.
Общая протяженность морского побережья Республики Крым составляет около 1175 км. Длина береговой линии Черноморского побережья Крымского полуострова - 945 км (в том числе Севастополя - 154 км), Азовского побережья - 230 км. Общая протяженность морского побережья, пригодного для организации пляжного отдыха, составляет 452 км.
Курортная лечебная база Республики Крым - это минеральные воды и лечебные грязи. На основании лицензий на пользование недрами добыча минеральных вод осуществляется на Сакском, Евпаторийском, Феодосийском, Пятихаткинском, "Аджи-Су" и других месторождениях. Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используются скважины Сакского и Пятихаткинского месторождений минеральных вод.
Запасами лечебных грязей, перспективных для использования в санаторно-курортном лечении, богаты пять объектов: озера Сакское, Чокракское, Кояшское, Джарылгачское и Булганакское сопочное поле. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское озеро, гидроминеральные ресурсы которого широко используются в санаторно-курортном лечении здравницами Республики Крым.
На территории Республики Крым находится 5190 объектов культурного наследия федерального, регионального значения, выявленных объектов культурного и археологического наследия, а именно:
- 285 объектов культурного наследия, отнесенных к категории объектов культурного наследия федерального значения;
- 1949 объектов культурного наследия, отнесенных к категории объектов культурного наследия регионального значения;
- 2956 выявленных объектов культурного наследия (из них 2581 выявленный объект археологического наследия; 345 выявленных объектов культурного наследия (история и архитектура); 30 выявленных объектов культурного наследия, расположенных в акватории Черного моря, прилегающей к территории Республики Крым).
Наибольшая концентрация объектов культурного наследия наблюдается на Южном берегу Крыма.
В основе развития туризма заложено эффективное функционирование средств размещения. На территории Республики Крым в 2023 году функционировало 1108 средств размещения, из них:
- 976 гостиниц вместимостью 38 757 номеров на 102 126 койко-мест;
- 91 санаторно-курортная организация вместимостью 18 391 номер на 40 263 койко-места;
- 41 организация детского отдыха и оздоровления вместимостью 5 400 номеров на 19 300 койко-мест.
Исторически в здравницах г. Саки и г. Евпатории используется бальнеологическое лечение и грязелечение неврологических и дерматологических заболеваний, в здравницах Ялты - лечение заболеваний дыхательной системы.
Дополнительно по итогам обследования всех курортных регионов Республики Крым в части выявления объектов, предоставляющих услуги по размещению, установлено более 9 тыс. "гостевых домов" общей вместимостью порядка 140 тыс. мест.
По состоянию на 1 января 2024 года в Республике Крым функционирует 38 туроператоров и 201 турагент.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с 1 сентября 2022 года по состоянию на 1 января 2024 года аттестовано 415 экскурсоводов (гидов), включая 10 гидов-переводчиков.
В 5 муниципальных образованиях Республики Крым функционирует 5 круглогодичных туристско-информационных центров (муниципальные образования Республики Крым: городской округ Евпатория - 1, городской округ Феодосия - 2, городское поселение Старый Крым Кировского района - 1 и городской округ Симферополь - 1) и 1 Туристско-информационный центр на АЗС "Лукойл" в Краснодарском крае (Территория многофункционального автозаправочного комплекса Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт" на трассе М-25 Новороссийск-Керчь, 26-й километр, 2).
Благодаря имеющемуся потенциалу в Республике Крым представлены все виды туризма, наиболее приоритетными являются:
1) Оздоровительный: на территории Республики Крым 91 санаторий предоставляет туристам специализированное санаторно-курортное лечение.
Городской округ Саки Республики Крым признан лучшим оздоровительным курортом Российской Федерации в рамках Всероссийского конкурса "Сокровища России". Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сакский военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова" Министерства обороны Российской Федерации стал лучшим в Российской Федерации санаторием в области качества услуг, получив статус Лауреата Премии Содружества Независимых Государств. 16 объектов размещения Республики Крым вошли в Рейтинг инвестиционной привлекательности "ТОП-100 российских здравниц", составленный Ассоциацией организаторов оздоровительного туризма и корпоративного здоровья.
2) Пляжный: начиная с 2015 года количество оборудованных, благоустроенных пляжей увеличилось практически вдвое с 230 до 400 пляжей.
Наибольшее количество пляжей расположено на территории муниципальных образований городские округа Алушта, Ялта, Евпатория Республики Крым.
3) Культурно-познавательный: в Республике Крым насчитывается 454 туристских маршрута. Культурно-познавательный туризм в Республике Крым занимает одну из лидирующих позиций среди иных видов туризма как в период курортного сезона, так и в межсезонье.
4) Событийный: ежегодно проводится более 200 различных фестивалей - музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные, кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными, например: фестиваль "Летние вечера на Караимской", выставка "Бал хризантем", Международный молодежный фестиваль "Extreme Крым", Международный рыцарский фестиваль "Генуэзский шлем", фестиваль "Таврида-АРТ", Международный фестиваль античного искусства "Боспорские агоны".
5) Экологический (пешеходный, активный): основой для развития экологического туризма являются благоустройство и создание необходимой инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях, в состав которых входят природные парки, государственные природные заказники, памятники природы регионального значения, заповедные урочища регионального значения, ландшафтно-рекреационные парки и др. Проходящие по их территории экологические тропы и маршруты пользуются особой популярностью у туристов.
На территории Республики Крым расположены 202 особо охраняемые природные территории регионального (194) и федерального значения (8), на которых разработано около сотни экологических пешеходных маршрутов, проходящим по самым живописным местам Республики Крым.
С целью развития пешеходного туризма в 2022 году завершена разработка концепции создания комплекса активного туризма "Большая Крымская тропа" протяженностью порядка 750 км. В 2023 году в рамках благоустройства Большой Крымской тропы проведены мероприятия по благоустройству четырех этапов протяженностью более 75 км, проходящих по территориям муниципальных образований городские округа Судак, Феодосия Республики Крым и Кировский район Республики Крым, в 2024 году планируется благоустроить еще 150 км.
6) Детский: на территории Республики Крым осуществляют свою деятельность 30 туроператоров, которые работают с детскими и молодёжными группами, 367 туристских маршрутов могут быть рекомендованы для детей и молодежи.
Порядка 10 промышленных предприятий предлагают ознакомительные экскурсии для учащихся с целью формирования профориентации подростков и молодежи. Насчитывается более 200 объектов туристской индустрии Республики Крым (музеи, парки, зоопарки, аквапарки, этнографические центры, культовые объекты и др.), рекомендованных для посещения (осмотра) организованными детскими группами.
7) Эногастрономический: в Республике Крым порядка 33 винодельческих хозяйств, которые активно развивают экскурсионную и туристическую деятельность.
На территории Республики Крым насчитывается более 10 эногастрономических маршрутов. В 2018 году разработан кольцевой эногастрономический турмаршрут "Винная дорога Крыма", в котором приняли участие около 30 винных хозяйств, а также фермеры, рестораторы и отельеры. Ежегодно маршрут посещает около 500 тыс. организованных туристов, вместе с самостоятельными туристами эта цифра доходит до 1 млн. посетителей в год.
В связи с явным интересом появился дочерний межрегиональный проект "Винные дороги Боспорского царства" - направление маршрута "Золотое кольцо Боспорского царства".
С целью поддержки и продвижения эногастрономического туризма, расширения рамок курортного сезона, создания поводов для посещения региона в осенне-зимний период и продвижения территории, ежегодно проводится фестиваль вина и гастрономии "Ноябрьфест" (далее - фестиваль). Программа фестиваля включает дегустационные выставки винодельческих предприятий и ресторанов Республики Крым и Севастополя, практические семинары, мастер-классы, экскурсии на винные хозяйства, концертную программу.
Традиционно Республику Крым ежегодно посещает более 5 млн. чел. в год. При этом за 10 лет максимум туристов отдохнуло в Республике Крым в 2021 году - 9,39 млн. чел. За 2023 год турпоток в Республику Крым составил 5,2 млн. чел., из которых: 58% прибыло по Крымскому мосту на автомобилях и автобусах; 28% - посредством ж/д сообщения; 14% - через север Республики Крым (новые субъекты России). Больше всего туристов в 2023 году отдохнуло на Южном побережье Крыма - 48,8% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье Крыма - 23,6%, на Восточном побережье - 14,5%, в других регионах (муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым, Симферопольский и Бахчисарайский районы Республики Крым) - 13,1%.
Наибольшее количество туристов прибывает из Центрального федерального округа - 45%. Большая часть туристов посещает Республику Крым летом - порядка 50% всего турпотока за год приходится на июнь-август, при этом доля "летних туристов" ежегодно снижается (с 60% в 2015 - 2016 гг. до 50% в 2023 году), что свидетельствует о расширении рамок курортного сезона и тенденции к переходу на круглогодичный принцип работы.
Средняя продолжительность отдыха одного туриста составляет 7 дней, при этом летом средняя продолжительность отдыха увеличивается до 10-14 дней, а в ноябре-декабре составляет и более 16 дней, так как этот период года наиболее популярен для санаторно-курортного лечения, полный курс которого составляет 21 день.
По данным социологических исследований, проведенных в период высокого туристского сезона 2023 года среди гостей Республики Крым, выявлено, что 68% туристов более нескольких раз отдыхали в Республике Крым; 54% туристов получили информацию об отдыхе в Республике Крым через средства массовой информации; 80% туристов самостоятельно осуществляли бронировки своего отдыха; 31% туристов причиной выбора Республике Крым для отдыха отмечают санаторно-курортное лечение, 28% туристов выбрали Республику Крым с целью пляжного отдыха, также популярны у туристов культурно-познавательный и активный виды отдыха - их выбрали 18% и 15% соответственно; 50% туристов посетили 2 и более экскурсий; в среднем 73% туристов отметили приемлемую стоимость предоставления услуг по питанию, проживанию, развлекательным услугам и экскурсионному обслуживанию; у 97% туристов оправдались ожидания от отдыха; 39% туристов понравилась природа и пляжи Республики Крым, 28% - отметили питание и лечение, а 19% - особенно понравились радушие местных жителей и качество обслуживания.
По данным Росстата, оценка вклада туризма в валовый региональный продукт составляет 52,8 млрд. руб. (или 9%) за 2021 год. Численность официально занятых в туризме составляет 30 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей - 60 тыс. чел.
Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем, препятствующих развитию туристской отрасли Республики Крым, а именно:
1) Ограничение транспортной доступности отдыха российских граждан в Республике Крым в условиях закрытого авиасообщения.
Наиболее быстрым и комфортным транспортным средством для передвижения туристов в Республику Крым из других субъектов Российской Федерации является воздушный транспорт (авиасообщение).
Введение в 2022 году Федеральным агентством воздушного транспорта режима временного ограничения полетов в российские аэропорты на юге Российской Федерации, в том числе в Общество с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт "Симферополь", снижает конкурентоспособность отдыха в Республике Крым и негативно отражается на туристской привлекательности региона.
Вместе с тем в настоящее время альтернативными и единственными способами прибытия в Республику Крым являются железнодорожное и автомобильное сообщение. Длительность железнодорожных и автобусных перевозок значительно превышает длительность перевозки пассажиров воздушным транспортом и в некоторых случаях стоимость такой перевозки равноценна или в несколько раз выше стоимости авиаперевозки. Это существенно влияет на туристический поток в Республику Крым.
Несмотря на все принимаемые меры по стабилизации транспортной доступности Республики Крым, существующих железнодорожных рейсов недостаточно. В летний период туристского сезона существует потребность в 6-7 дополнительных ежедневных составов из Москвы и Санкт-Петербурга. Также не хватает подвижного состава. Существует потребность в развитии ежедневного железнодорожного сообщения по маршруту по типу "Ласточка" по маршруту Адлер (Сочи) - Анапа до Адлер (Сочи) - Керчь, а также в перераспределении железнодорожных ниток путем увеличения дополнительных рейсов в Республику Крым за счет перераспределения рейсов с других регионов.
2) Отсутствие возможности легального функционирования "гостевых домов".
Действующим законодательством установлен запрет на размещение в жилых помещениях гостиниц, на использование жилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гостиничных услуг. Законодательные ограничения привели к тому, что малый и средний гостиничный бизнес, развиваемый на землях индивидуального жилищного строительства ( "гостевые дома"), оказался вне рамок правового поля.
Принимая во внимание востребованность сектора "гостевых домов" у туристов (ежегодно в "гостевых домах" останавливаются порядка 50-60% туристов) и необходимость создания дополнительных легальных мощностей по размещению туристов, для удовлетворения текущего спроса и перспективы развития рынка внутреннего туризма необходимо законодательное урегулирование вопроса относительно введения понятия "гостевой дом" и регулирования деятельности "гостевых домов".
3) Инфраструктурные ограничения.
Сезонные колебания турпотока отражаются на изменении тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки транспортных средств, объектов размещения и ресторанов.
С целью преодоления фактора сезонности разрабатываются новые виды туристических продуктов, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, активный, деловой и социальный виды туризма.
Негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса и его конкурентоспособность, является состояние материально-технической базы. При этом сохранился уникальный опыт санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан.
В 73 санаториях (на 15 027 номеров) требуется реновация и модернизация материально-технической базы номерного фонда, медицинского оборудования и вспомогательных помещений (в среднем степень износа основных фондов более 55%, достигает 75%). Для развития санаторно-курортной отрасли необходима модернизация и реконструкция объектов, в первую очередь государственной формы собственности.
Также в неудовлетворительном состоянии находится причальная инфраструктура, берегоукрепление и инженерная защита территорий приморских регионов Республики Крым. Ежегодный рост турпотока, а также создание межрегиональных всероссийских туристических маршрутов оказывает существенное воздействие на инфраструктуру, в частности на гидротехнические сооружения приморских территорий Российской Федерации.
На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного и Западного берегов Республики Крым и, соответственно, недостаточной загрузкой в других регионах Республики Крым.
Необходимо решение вопроса организации схем движения транспорта и благоустройства сетей подъездных дорог к туристским объектам с устройством перехватывающих парковок в курортных населенных пунктах Республики Крым.
Созданная за последние годы базовая инфраструктура (Крымский мост, трасса "Таврида", современный аэропорт, энергомосты и новые тепловые электростанции, обустроенные сети связи и т.д.) сформировала основу для дальнейшего развития современной круглогодичной туристической инфраструктуры: строительства новых гостиниц всех категорий звездности и многофункциональных туристических комплексов, создания туристических пространств и мест круглогодичного притяжения туристов, развития современной курортной среды для всех видов туризма, включая инфраструктуру для яхтенного туризма.
4) Кадровый дефицит.
Туристическая сфера Республики Крым испытывает нехватку квалифицированных кадров, которая связана с сезонным характером деятельности отраслевых предприятий. Работа в санаторно-курортной и туристской сферах многими воспринимается как сезонная подработка, а не как полноценная профессия, что негативно сказывается на качестве персонала.
В таких условиях создание системы кадрового обеспечения является необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития курортно-туристской сферы и повышения качества предоставляемых туристских услуг.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым (далее - Госпрограмма)
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Госпрограммы определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р, Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2581-р, плане мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2019 года N 2852-р, стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 (далее - Стратегия), Законе Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым", Законе Республики Крым от 28 января 2015 года N 76-ЗРК/2015 "О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым".
В соответствии со Стратегией основными приоритетами в сфере реализации Госпрограммы являются:
- строительство (реконструкция) объектов обеспечивающей инфраструктуры, развитие объектов туристской инфраструктуры;
- повышение качества сервиса и кадрового потенциала туристической отрасли;
- повышение престижа отраслевых профессий;
- популяризация и повышение узнаваемости крымского туристического направления на внутреннем и внешнем рынках.
Основными целями Госпрограммы являются:
- увеличение въездного туристического потока в Республику Крым к концу 2026 года до 8 млн. человек;
- увеличение суммы налоговых поступлений от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым к концу 2026 года до 4,2 млрд. рублей.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Структурные элементы Госпрограммы с учетом задач, характеризующих структурные элементы, соотнесены с государственной программой Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере туризма
Для достижения целей Госпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
- создание и внедрение системы поддержки, направленной на развитие внутреннего туризма, обеспечивающей прирост количества туристических поездок, в том числе для детей;
- обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым;
- обеспечение развития туристической инфраструктуры Республики Крым;
- обеспечение повышения качества туристических услуг, популяризация и продвижение туристических услуг, организация функционирования системы обратной связи с приезжающими в Республику Крым туристами.
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально - экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках Госпрограммы приведен в приложении 1 к Госпрограмме.
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий по проектированию туристского кода центра города в рамках Госпрограммы приведен в приложении 2 к Госпрограмме.
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (государственная поддержка проектов по развитию общественных территорий муниципальных образований, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города) в рамках Госпрограммы приведен в приложении 3 к Госпрограмме.
Приложение 1
к Государственной программе
развития курортов и туризма
в Республике Крым
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 79.1, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет порядок, цели, условия и механизм предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (далее - Госпрограмма РФ), в рамках реализации регионального проекта "Социально-экономическое развитие Республики Крым в сфере туризма" Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 20 июня 2023 года N 419 (далее - субсидии, Госпрограмма соответственно).
2. Целью предоставления субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий Госпрограммы РФ.
Целевое назначение субсидии определяется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенными между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Советом министров Республики Крым (далее - федеральные соглашения).
3. Главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым является Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство).
4. Получателями субсидий являются муниципальные образования Республики Крым (далее - Получатели).
5. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Крым между Получателями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе) утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период.
В случаях, предусмотренных частью 2-1 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым", правовыми актами Совета министров Республики Крым без внесения изменений в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между Получателями.
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Крым между Получателями на конкурсной основе утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним правовыми актами Совета министров Республики Крым.
Уровень софинансирования расходного обязательства Получателей при предоставлении субсидий устанавливается в размере не более 99,9 процента за счет средств бюджета Республики Крым.
6. Субсидии носят целевой характер, который определяется в соответствии с федеральными соглашениями, и не могут быть использованы на иные цели, а также в целях размещения на депозите.
7. Критериями отбора Получателей для предоставления субсидий являются:
- наличие объекта муниципальной собственности, на реализацию которого предоставляется субсидия, в Республиканской адресной инвестиционной программе в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" или в Перечне мероприятий по "Прочим нуждам", реализуемых в рамках Госпрограммы РФ, которые утверждаются распоряжениями Совета министров Республики Крым;
- наличие заявки Получателя на предоставление субсидии.
8. Условиями предоставления субсидий Получателям являются:
1) заключение соглашения о предоставлении субсидий между Министерством и Получателем (далее - соглашение) в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях при формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым", предусматривающего обязательства Получателя по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств;
2) обязательства Получателя по соблюдению целевых назначений расходования субсидии, установленных соглашением;
3) обязательства Получателя по достижению результатов использования субсидий, установленных соглашением, и выполнению требований по соблюдению графика выполнения работ (при наличии);
4) наличие порядка расчета объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым при нарушении Получателем обязательств, указанных в соглашении, в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка;
5) наличие принятого муниципального правового акта, предусматривающего осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, на реализацию которых предоставляется субсидия в текущем финансовом году.
9. Методика распределения субсидий:
1) распределение средств субсидий между Получателями осуществляется на основании представленных Получателями в Министерство заявок на предоставление субсидий;
2) Министерство регистрирует заявки на предоставление субсидий в порядке их поступления в день их представления Получателем в Министерство;
3) Министерство в течение 35 рабочих дней с даты регистрации заявки на предоставление субсидии принимает решение о предоставлении субсидии, которое утверждается приказом Министерства, либо об отказе в предоставлении субсидии и уведомляет Получателя о принятом решении сопроводительным письмом;
4) решение об отказе в предоставлении субсидии принимается Министерством в случае несоответствия Получателя критериям отбора, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, или представления недостоверных сведений.
10. Предоставление субсидии Получателю осуществляется Министерством в соответствии с соглашением, заключенным в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в соответствии с положениями настоящего Порядка и требованиями, установленными Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между Получателями.
В случае принятия в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период Министерством решения о передаче Управлению Федерального казначейства по Республике Крым полномочий получателя бюджетных средств по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Крым местному бюджету в форме субсидий в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются субсидии, соглашение должно содержать следующие положения:
- условие о перечислении субсидии из бюджета Республики Крым местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии;
- условие об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Крым от имени Министерства операций по перечислению субсидии из бюджета Республики Крым местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии.
11. Порядок, сроки и формы представления Получателем отчетности устанавливаются Министерством в соглашении.
12. Субсидия перечисляется Получателю на основании поданной Получателем заявки на предоставление субсидии согласно распределению средств субсидии.
13. Результатом использования субсидий является количество введенных в эксплуатацию объектов, на реализацию которых предоставляются субсидии.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством по итогам финансового года на основании сравнения значений планируемого и достигнутого результата использования субсидии Получателем, установленного соглашением.
Перечень результатов использования субсидий и их значения уточняются исходя из параметров финансирования Госпрограммы на очередной финансовый год и на плановый период.
В отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, результаты использования субсидий предусматриваются по каждому объекту капитального строительства (объекту недвижимого имущества), а в отношении консолидированных субсидий - по каждому из мероприятий и (или) объекту капитального строительства (объекту недвижимого имущества), на софинансирование которых предоставляется консолидированная субсидия.
14. Бюджетный (бухгалтерский) учет поступления и расходования бюджетных средств ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Субсидия предоставляется Получателю в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период Министерству, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на цель, указанную в пункте 2 настоящего Порядка, согласно распределению средств субсидии.
16. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность представляемых Министерству сведений, целевое и эффективное использование средств субсидии возлагается на Получателя.
17. В случае нарушения Получателем требований настоящего Порядка (в том числе в случае нецелевого использования средств бюджета Республики Крым) перечисленная субсидия (часть субсидии) подлежит возврату в бюджет Республики Крым.
Требование о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет Республики Крым (далее - требование) направляется Министерством Получателю в пятидневный срок с даты установления нарушения.
Возврат субсидии (части субсидии) осуществляется Получателем в течение пяти рабочих дней с даты получения требования по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае непоступления в бюджет Республики Крым средств субсидии (части субсидии) в течение установленного срока Министерство в трехмесячный срок с даты истечения срока для возврата средств субсидии (части субсидии) принимает меры по взысканию указанных средств в судебном порядке.
18. В случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются субсидии, допущены нарушения обязательств в части значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата ), рассчитывается по формуле:
Vвозврата=(Vсубсидииkm/n)0,1
где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету Получателя в отчетном финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым, в размере субсидии, предоставленной бюджету Получателя (V субсидии ), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Республики Крым, осуществляющим администрирование доходов бюджета Республики Крым от возврата остатков субсидий (далее - главный администратор доходов бюджета Республики Крым);
m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии;
0,1 - понижающий коэффициент суммы возврата субсидии.
19. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
k=SUMDi/m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
20. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, определяется:
1) для результатов использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, по следующей формуле:
Di=1-Ti/Si,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го результата использования субсидии, установленное соглашением;
2) для результатов использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, по следующей формуле:
Di=1-Si/Ti.
21. Расчет объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым, в случае предоставления консолидированной субсидии осуществляется отдельно для каждого мероприятия (результата) и (или) объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества), в отношении которого допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения значений результатов использования субсидии, с учетом результатов использования консолидированной субсидии, предусмотренных для соответствующего мероприятия (результата) и (или) объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества), в соответствующем порядке, устанавливающем предоставление и распределение данной консолидированной субсидии.
Общий объем средств, подлежащих возврату в случае предоставления консолидированной субсидии, рассчитывается как сумма объемов средств, подлежащих возврату, для каждого из мероприятий (результатов) и (или) объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества) в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка, в отношении которых были допущены нарушения.
22. Основанием для освобождения Получателей от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов Получателей в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
23. В случае нарушения Получателями целей, установленных при предоставлении субсидии, к ним применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
24. В случае внесения в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период и (или) правовой акт Совета министров Республики Крым изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
Основанием для внесения изменений в соглашение также является уменьшение сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, на софинансирование которых предоставляется субсидия (далее - объекты капитального строительства), по результатам проверки достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) уменьшение цены муниципального контракта по результатам торгов на право его заключения.
В случае уменьшения сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования, предусмотренного соглашением.
Увеличение в соответствующем финансовом году сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства не влечет обязательств Республики Крым по увеличению размера субсидии.
25. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий (результатов) не допускаются в течение всего периода действия соглашения, за исключением случаев:
- изменения значений целевых показателей Госпрограммы;
- сокращения размера субсидии.
Заключение соглашений или внесение в заключенные соглашения изменений, предусматривающих превышение уровня софинансирования расходного обязательства Получателя из бюджета Республики Крым над предельным уровнем софинансирования расходного обязательства муниципального образования Республики Крым при предоставлении субсидий из бюджета Республики Крым, утвержденным Советом министров Республики Крым, не допускаются.
26. Проверки соблюдения Получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляются органами внешнего и внутреннего контроля.
27. Министерство обеспечивает соблюдение Получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии.
28. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 2
к Государственной программе
развития курортов и туризма
в Республике Крым
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий по проектированию туристского кода центра города в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет порядок, цели, условия и механизм предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с осуществлением государственной поддержки региональных программ по проектированию туристского кода центра города в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 20 июня 2023 года N 419 (далее - Госпрограмма), и регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Республика Крым)", утвержденного протоколом заседания Проектного комитета Республики Крым от 1 февраля 2022 года N 2 (далее - Субсидии, Региональный проект соответственно).
2. Целью предоставления Субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым, связанных с реализацией региональных программ по проектированию туристского кода центра города в рамках Госпрограммы.
3. Главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым является Министерство курортов и туризма Республики Крым (далее - Министерство).
4. Получателями Субсидий являются муниципальные образования Республики Крым (далее - Получатели).
5. Распределение Субсидий местным бюджетам Республики Крым из бюджета Республики Крым между Получателями (за исключением Субсидии, распределяемой на конкурсной основе) утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период.
Распределение субсидий между Получателями на конкурсной основе утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В случаях, предусмотренных частью 2-1 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым", правовыми актами Совета министров Республики Крым без внесения изменений в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов Субсидии между Получателями.
Уровень софинансирования расходного обязательства Получателя при предоставлении Субсидии устанавливается в размере 99,9 процента за счет средств бюджета Республики Крым.
6. Субсидии предоставляются Получателям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству на цель предоставления Субсидий, указанную в пункте 2 настоящего Порядка.
7. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели, а также в целях размещения на депозите.
8. Критерием отбора Получателей для предоставления Субсидий является наличие Получателя в Предложении о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением муниципальных образований в рамках осуществления государственной поддержки региональных программ по проектированию туристского кода центра города (приложение N 4 к Протоколу заседания Конкурсной комиссии по отбору заявок субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки региональных программ по проектированию туристского кода центра города от 27 июля 2022 года N 1).
9. Условиями предоставления Субсидий являются:
1) заключение соглашения о предоставлении Субсидий между Министерством и Получателем (далее - соглашение) в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил формирования, предоставления и распределения Субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях при формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым", предусматривающего обязательства Получателя по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств;
2) обязательства Получателя по соблюдению целевых назначений расходования Субсидии, установленных соглашением;
3) обязательства Получателя по достижению результатов использования Субсидий, установленных соглашением, и выполнению требований по соблюдению графика выполнения работ (при наличии);
4) наличие порядка расчета объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым при нарушении Получателем обязательств, указанных в соглашении, в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка;
5) наличие принятого муниципального правового акта, предусматривающего осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, на реализацию которых предоставляется Субсидия в текущем финансовом году.
10. Методика распределения Субсидий.
10.1. Распределение средств Субсидий между Получателями осуществляется на основании представленных Получателями в Министерство заявок на получение Субсидий.
Вместе с заявкой на получение Субсидии Получатель представляет в Министерство альбом-презентацию проекта туристского кода центра города (далее - Проект) (представление/иллюстрация планируемых мероприятий, карта размещения мероприятий), в том числе:
- карта с указанием расположений мероприятий в границах туристского центра;
- перечень мероприятий по Проекту;
- эскизы и материалы по Проекту;
- финансово-экономическое обоснование мероприятий Проекта (укрупненный сметный расчет);
- схема финансирования Проекта, включая указание источников финансирования;
- ожидаемые экономические и социальные эффекты от реализации Проекта.
10.2. Министерство регистрирует заявки на получение Субсидий в порядке их поступления в день представления Получателями в Министерство.
10.3. Министерство в течение 35 рабочих дней с даты регистрации заявки на получение Субсидии принимает решение о предоставлении Субсидии или об отказе в предоставлении Субсидии и уведомляет Получателя о принятом решении сопроводительным письмом.
10.4. Решение об отказе в предоставлении Субсидии принимается Министерством в случае несоответствия Получателя критериям отбора, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, или представления недостоверных сведений.
11. Предоставление Субсидии Получателю осуществляется Министерством в соответствии с соглашением, заключенным в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в соответствии с положениями настоящего Порядка и требованиями, установленными Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение Субсидий между Получателями.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования Субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий (результатов) не допускаются в течение всего периода действия соглашения, за исключением случаев:
- изменения значений целевых показателей Госпрограммы;
- сокращения размера Субсидии.
Заключение соглашений или внесение в заключенные соглашения изменений, предусматривающих превышение уровня софинансирования расходного обязательства Получателя из бюджета Республики Крым над предельным уровнем софинансирования расходного обязательства муниципального образования Республики Крым из бюджета Республики Крым, утвержденным Советом министров Республики Крым, не допускается.
В случае внесения в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период и (или) правовой акт Совета министров Республики Крым изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление Субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
В случае изменения размера Субсидии допускается внесение в соглашение изменений, предусматривающих корректировку промежуточных результатов использования Субсидии, не влекущих ухудшения показателей и результатов Регионального проекта.
12. В случае принятия в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период Министерством решения о передаче Управлению Федерального казначейства по Республике Крым полномочий получателя бюджетных средств по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Крым местному бюджету в форме Субсидий в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются Субсидии, соглашение должно содержать следующие положения:
- условие о перечислении Субсидии из бюджета Республики Крым местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления Субсидии;
- условие об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Крым от имени Министерства операций по перечислению Субсидии из бюджета Республики Крым местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления Субсидии.
13. Порядок, сроки и формы представления Получателем отчетности устанавливаются Министерством в соглашении.
14. Результатом использования Субсидий является количество реализованных Проектов.
Значения результата использования Субсидий устанавливаются соглашением.
15. Оценка эффективности использования Субсидии осуществляется Министерством по итогам финансового года на основании сравнения значений планируемых и достигнутых результатов использования Субсидии Получателем, установленных соглашением.
16. В случае нарушения Получателем целей, установленных при предоставлении Субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
17. Ответственность за полноту и достоверность представляемых Министерству сведений, целевое и эффективное использование Субсидии возлагается на Получателя.
18. Бюджетный (бухгалтерский) учет поступления и расходования бюджетных средств ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
19. В случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются Субсидии, допущены нарушения обязательств в части значений результатов использования Субсидии, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования Субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляется Субсидия (V возврата ), рассчитывается по формуле:
Vвозврата=(Vсубсидииkm/n)0,1,
где:
V субсидии - размер Субсидии, предоставленной бюджету Получателя в отчетном финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым, в размере Субсидии, предоставленной бюджету Получателя (У Субсидии), не учитывается размер остатка Субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Республики Крым, осуществляющим администрирование доходов бюджета Республики Крым от возврата остатков Субсидий (далее - главный администратор доходов бюджета Республики Крым);
m - количество результатов использования Субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования Субсидии;
k - коэффициент возврата Субсидии;
0,1 - понижающий коэффициент суммы возврата Субсидии.
20. Коэффициент возврата Субсидии рассчитывается по формуле:
k=SUM Di/m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии.
При расчете коэффициента возврата Субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования Субсидии.
21. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, определяется:
а) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования Субсидии, по формуле:
Di=1-Ti/Si,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го результата использования Субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го результата использования Субсидии, установленное соглашением;
б) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования Субсидии, по формуле:
Di=1-Si/Ti.
22. Основанием для освобождения Получателей от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов Получателей в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
23. В случае нарушения Получателем требований настоящего Порядка (в том числе в случае нецелевого использования средств бюджета Республики Крым) перечисленная Субсидия (часть Субсидии) подлежит возврату в бюджет Республики Крым.
Требование о возврате Субсидии (части Субсидии) в бюджет Республики Крым (далее - требование) направляется Министерством Получателю в двадцатидневный срок с даты установления нарушения.
Возврат Субсидии (части Субсидии) производится Получателем в течение двадцати рабочих дней с даты получения требования по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае непоступления в бюджет Республики Крым средств Субсидии (части Субсидии) в течение установленного срока Министерство в двадцатидневный срок с даты истечения срока для возврата средств Субсидии (части Субсидии) принимает меры по взысканию указанных средств в судебном порядке.
24. Проверки соблюдения Получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляются органами внешнего и внутреннего контроля.
25. Министерство обеспечивает соблюдение Получателями условий, целей и порядка предоставления Субсидии.
26. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 3
к Государственной программе
развития курортов и туризма
в Республике Крым
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (государственная поддержка проектов по развитию общественных территорий муниципальных образований, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города) в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет порядок, цели, условия и механизм предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (государственная поддержка проектов по развитию общественных территорий муниципальных образований, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города) в рамках реализации регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Республика Крым)", утвержденного протоколом заседания Проектного комитета Республики Крым от 01 февраля 2022 года N 2, Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 20 июня 2023 года N 419, (далее - Субсидии, Госпрограмма, Региональный проект соответственно).
2. В целях настоящего Порядка используются следующие понятия:
общественные территории - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц на безоплатной основе (в том числе площади, улицы, пешеходные зоны, проезды, набережные, скверы, бульвары, парки, иные территории);
туристский центр города - часть территории муниципального образования Республики Крым, объединяющей в едином архитектурно-культурном пространстве основные туристские ресурсы такого муниципального образования Республики Крым.
3. Целью предоставления Субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым, связанных с реализацией проектов по развитию общественных территорий муниципальных образований Республики Крым, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города, включающих, но не ограничивающихся следующими мероприятиями:
а) мероприятия по созданию туристско-информационного центра (ов) (как отдельно стоящее или доступное с входом с улицы помещение), установка публичных сенсорных информационных терминалов и инфокиосков, цифровых стендов, пилонов и иных интерактивных решений нового поколения в удобной доступности для туристов, в том числе маломобильных групп;
б) мероприятия по установке знаков туристской навигации, включая указатели на русском и английском языках, на все объекты показа туристского центра города;
в) мероприятия по созданию информационной, интегрированной с цифровыми решениями, туристской экскурсионной навигации, включая размещение матричных штриховых кодов (QR-кодов) на ключевых объектах показа с возможностью перехода на соответствующие платформы, предоставляющие туристам в текстовом и (или) аудиоформате и (или) на жестовом языке круглосуточное сопровождение путевой и иной экскурсионно-познавательной информации с применением языковой адаптации;
г) мероприятия по созданию выделенных площадок для проведения в границах туристского центра города городских ярмарок, а также сезонных культурно-массовых мероприятий, привлекающих жителей города и туристов;
д) приобретение, поставка и установка круглогодичных всепогодных вандалоустойчивых малых архитектурных форм, включая уличные арт-объекты и фотозоны, подчеркивающие уникальную идентичность города, смотровые панорамные площадки с уличными биноклями;
е) обустройство выделенных парковок туристических автобусов и городского легкового такси и размещение соответствующих дорожных знаков (например, "Место остановки легкового такси", "Парковка" с сопутствующими информационными табличками);
ж) мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия (закупка, доставка, установка), включая обустройство общественных всесезонных туалетов (санитарных зон), установка стилизованных крышек канализационных люков с идентификацией города (муниципального образования);
з) мероприятия по обеспечению раздельного сбора мусора в местах расположения объектов туристского посещения;
и) обустройство (в том числе закупка, доставка, установка) помещений для торговли товарами, актуальными для туристов и жителей, включая товары локальных дизайнеров и производителей сувениров и иных товаров;
к) обустройство безопасных туристских прогулочных маршрутов, включая пешеходное уличное пространство без автомобильного движения в границах туристского центра города;
л) мероприятия по обустройству маршрутов безопасного велосипедного передвижения в границах туристского центра города, включая размещение объектов сервиса и проката велосипедов и связанного оборудования, сеть велопарковок (закупка, доставка, установка);
м) мероприятия по обустройству декоративной фасадной подсветки зданий, формирующих привлекательный облик туристического центра города;
н) мероприятия по созданию системы безопасного пребывания туристов в границах туристского центра города, включая, но не ограничиваясь, системой "тревожная кнопка", мобильными постами полиции (туристской полиции), установкой камер видеонаблюдения;
о) мероприятия по созданию элементов доступной среды, приспособленных для нужд инвалидов, в том числе поручни, подъемники, пандусы, сигнальные устройства (визуальные, звуковые, тактильные и прочие средства ориентации, информации и сигнализации);
п) мероприятия по выполнению работ по архитектурно-строительному проектированию;
р) мероприятия по обустройству остановочных павильонов (закупка, доставка, установка);
с) мероприятия по обновлению вывесок и рекламно-информационных конструкций на фасадах зданий согласно действующим в муниципальных образованиях регламентам размещения и внешнего вида рекламно-информационных конструкций (дизайн, производство, закупка, установка, замена ранее существовавших (демонтаж), выполненных на основе общих принципов и выдержанных в едином графическом стиле в соответствии с утвержденным дизайном);
т) мероприятия по осуществлению строительного контроля (технического надзора) в процессе благоустройства.
4. Главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым является Министерство курортов и туризма Республики Крым (далее - Министерство).
5. Получателями Субсидий являются муниципальные образования Республики Крым (далее - Получатели).
6. Распределение Субсидий местным бюджетам Республики Крым из бюджета Республики Крым между Получателями (за исключением Субсидий, распределяемых на конкурсной основе) утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период.
Распределение Субсидий между Получателями на конкурсной основе утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В случаях, предусмотренных частью 2-1 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым", правовыми актами Совета министров Республики Крым без внесения изменений в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов Субсидий между Получателями.
7. Уровень софинансирования расходных обязательств Получателя составляет 99,9% расходного обязательства за счет средств Субсидии из бюджета Республики Крым.
8. Субсидия предоставляется Получателю в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка.
9. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели.
Субсидии не могут быть использованы Получателями в целях размещения на депозиты.
10. Критериями отбора Получателей для предоставления Субсидий являются:
1) наличие у Получателя утвержденной муниципальной программы, включающей мероприятия по благоустройству общественных территорий и/или мероприятия по обустройству туристского центра города;
2) наличие заявки Получателя на участие в отборе Получателей для предоставления Субсидии.
11. Условия предоставления Субсидий:
1) заключение соглашения о предоставлении Субсидий между Министерством и Получателем (далее - Соглашение) в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил формирования, предоставления и распределения Субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях при формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым", предусматривающего обязательства Получателя по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств;
2) обязательства Получателя по соблюдению целевых назначений расходования Субсидии, установленных Соглашением;
3) обязательства Получателя по достижению результатов использования Субсидий, установленных Соглашением, и выполнению требований по соблюдению графика выполнения работ (при наличии);
4) наличие порядка расчета объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым при нарушении Получателем обязательств, указанных в Соглашении, в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка;
5) наличие принятого муниципального правового акта, предусматривающего осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, на реализацию которых предоставляется Субсидия в текущем финансовом году.
12. Методика распределения Субсидий.
Распределение Субсидий между Получателями осуществляется по результатам отбора Получателей для предоставления Субсидий, проводимого комиссией по вопросам предоставления Субсидий, созданной правовым актом Министерства (далее - Отбор, Комиссия соответственно).
Состав Комиссии, Положение о Комиссии, порядок проведения Отбора утверждаются приказом Министерства.
Для участия в Отборе Получатель в установленные Министерством сроки представляет в Министерство заявку на участие в Отборе, подписанную главой администрации муниципального образования Республики Крым и согласованную Председателем Совета министров Республики Крым или заместителем Председателя Совета министров Республики Крым, осуществляющим кураторство Получателя в соответствии с распоряжением Главы Республики Крым от 1 августа 2022 года N 1078-рг "О распределении функциональных обязанностей между Председателем Совета министров Республики Крым, заместителями Председателя Совета министров Республики Крым", с приложением необходимых документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в Отборе (далее - Документы), и форма заявки на участие в Отборе утверждаются приказом Министерства.
13. Порядок и сроки рассмотрения Документов.
13.1. Извещение о сроках представления Получателями Документов в Министерство размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtur.rk.gov.ru).
13.2. Министерство регистрирует Документы в день их подачи в порядке поступления. Комиссия в течение 5 рабочих дней с даты окончания приема Документов рассматривает и осуществляет проверку Документов.
13.3. Заседание Комиссии по вопросу определения возможности предоставления Субсидии проходит не позднее 10 рабочих дней с даты окончания приема Документов. Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии об адресном распределении Субсидии в соответствии с объемом бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, утвержденных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период (далее - Протокол заседания Комиссии).
13.4. Повторное заседание Комиссии проводится в случае изменения в законе Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период объемов бюджетных ассигнований на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка, до принятия Министерством решения о предоставлении Субсидии в течение 10 рабочих дней с даты доведения Министерству лимитов бюджетных обязательств на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка.
Повторное заседание Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии об адресном перераспределении Субсидии.
13.5. Министерство с учетом решения Комиссии, указанного в Протоколе заседания Комиссии или в протоколе заседания Комиссии об адресном перераспределении Субсидии, в течение 50 рабочих дней с даты доведения Министерству лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении Субсидии с указанием ее объема по каждому Получателю.
13.6. Решение о предоставлении Субсидии оформляется приказом Министерства, который размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtur.rk.gov.ru), и направляется Министерством в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения Получателям с целью уведомления о результатах Отбора.
13.7. В случае отказа в предоставлении Субсидии Министерство в течение 10 рабочих дней с даты издания приказа Министерства направляет уведомление об отказе в предоставлении Субсидии с указанием мотивированной причины отказа.
Причинами отказа в предоставлении Субсидии могут быть:
- несоответствие представленных Получателем Документов требованиям, установленным приказом Министерства, или непредставление (представление не в полном объеме) Получателем Документов;
- установление факта недостоверности представленной Получателем информации;
- несоответствие Получателя критериям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
14. Размер Субсидии Получателю определяется на основании представленной Получателем в Министерство заявки на участие в Отборе.
15. При недостаточности средств для выплаты Субсидии всем Получателям, представившим Документы, преимущественное право на получение Субсидии имеют Получатели, Документы которых ранее зарегистрированы в установленном порядке в Министерстве.
16. В случае отказа Получателя после заключения Соглашения в текущем финансовом году от реализации мероприятия, на реализацию которого предоставлена Субсидия, Министерство может принять решение в отношении соответствующего Получателя о лишении его права участия в Отборе в следующем финансовом году.
17. Предоставление Субсидии Получателю осуществляется Министерством в соответствии с Соглашением, заключенным в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в соответствии с положениями настоящего Порядка и требованиями, установленными Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение Субсидии между Получателями.
Внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результата использования Субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий (результатов) не допускается в течение всего периода действия Соглашения, за исключением случаев:
- изменения значений целевых показателей Госпрограммы;
- сокращения размера Субсидии.
Заключение Соглашений или внесение в заключенные Соглашения изменений, предусматривающих превышение уровня софинансирования расходного обязательства Получателя из бюджета Республики Крым над предельным уровнем софинансирования расходного обязательства муниципального образования Республики Крым из бюджета Республики Крым, утвержденным Советом министров Республики Крым, не допускаются.
В случае изменения размера Субсидии допускается внесение в Соглашение изменений, предусматривающих корректировку промежуточных результатов использования Субсидии, не влекущих ухудшения показателей и результатов Госпрограммы.
18. Порядок, сроки и формы представления Получателем отчетности устанавливаются Министерством в Соглашении.
19. В случае принятия в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период Министерством решения о передаче Управлению Федерального казначейства по Республике Крым полномочий получателя бюджетных средств по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Крым местному бюджету в форме Субсидии в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются Субсидии, соглашение должно содержать следующие положения:
- условие о перечислении Субсидии из бюджета Республики Крым местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления Субсидии;
- условие об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Крым от имени Министерства операций по перечислению Субсидии из бюджета Республики Крым местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления Субсидии.
В случае внесения в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период и (или) правовой акт Совета министров Республики Крым изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление Субсидии, в Соглашение вносятся соответствующие изменения.
20. Результатом использования Субсидии является количество реализованных Проектов.
Значения результата использования Субсидии и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления Субсидии, устанавливаются Соглашением.
21. Оценка эффективности использования Субсидии осуществляется Министерством по итогам финансового года на основании сравнения значений планируемых и достигнутых результатов использования Субсидии Получателем, установленных Соглашением.
22. Ответственность за достоверность представляемых Министерству сведений и целевое использование Субсидии возлагается на Получателей.
23. Бюджетный (бухгалтерский) учет поступления бюджетных средств ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
24. В случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются Субсидии, допущены нарушения обязательств в части значений результатов использования Субсидии, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования Субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются Субсидии (V возврата ), рассчитывается по формуле:
Vвозврата=(Vсубсидииkm/n)0,1,
где:
V субсидии - размер Субсидии, предоставленной бюджету Получателя в отчетном финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым, в размере Субсидии, предоставленной бюджету Получателя (V субсидии ), не учитывается размер остатка Субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Республики Крым, осуществляющим администрирование доходов бюджета Республики Крым от возврата остатков Субсидий (далее - главный администратор доходов бюджета Республики Крым);
m - количество результатов использования Субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования Субсидии;
0,1 - понижающий коэффициент суммы возврата Субсидии;
k - коэффициент возврата Субсидии.
25. Коэффициент возврата Субсидии рассчитывается по формуле:
k=SUM Di/m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии.
При расчете коэффициента возврата Субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования Субсидии.
26. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, определяется:
1) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования Субсидии, по следующей формуле:
Di=l-Ti/Si,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го результата использования Субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го результата использования Субсидии, установленное Соглашением;
2) для результата использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования Субсидии, по следующей формуле:
Di=1-Si/Ti.
27. Основанием для освобождения Получателей от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов Получателей в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
28. В случае нарушения Получателями целей, установленных при предоставлении Субсидий, к ним применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
29. В случае нарушения Получателем требований настоящего Порядка (в том числе в случае нецелевого использования средств Субсидии) перечисленная Субсидия (часть Субсидии) подлежит возврату в бюджет Республики Крым.
Требование о возврате Субсидии (части Субсидии) в бюджет Республики Крым (далее - требование) направляется Министерством Получателю в пятидневный срок с даты установления нарушения.
Возврат Субсидии (части Субсидии) осуществляется Получателем в течение пяти рабочих дней с даты получения требований по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае непоступления в бюджет Республики Крым средств Субсидии (части Субсидии) в течение установленного срока Министерство в 30-дневный срок с даты истечения срока для возврата средств Субсидий (части Субсидии) принимает меры по взысканию указанных средств в судебном порядке.
30. Министерство обеспечивает соблюдение Получателями условий, целей и порядка предоставления Субсидий.
Проверки соблюдения Получателями условий, целей и порядка предоставления Субсидий осуществляются органами внешнего и внутреннего контроля.
31. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета министров Республики Крым от 20 мая 2024 г. N 275 "О внесении изменений в постановление Совета министров... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.