В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 октября 2023 г. N 524н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П "Об утверждении Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области" (Южноуральская панорама, 28 апреля 2011 г., N 106, спецвыпуск N 32);
2) постановление Правительства Челябинской области от 28.09.2011 г. N 340-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Южноуральская панорама, 15 октября 2011 г., N 252, спецвыпуск N 59);
3) постановление Правительства Челябинской области от 20.11.2013 г. N 476-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Южноуральская панорама, 21 декабря 2013 г., N 195);
4) постановление Правительства Челябинской области от 19.03.2014 г. N 102-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Южноуральская панорама, 9 апреля 2014 г., N 49, спецвыпуск N 12);
5) постановление Правительства Челябинской области от 12.08.2015 г. N 413-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 14 августа 2015 г.);
6) постановление Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 467-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 октября 2018 г.);
7) пункт 1 постановления Правительства Челябинской области от 19.03.2020 г. N 128-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П, от 20.12.2016 г. N 677-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 марта 2020 г.);
8) постановление Правительства Челябинской области от 12.08.2021 г. N 384-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2021 г.);
9) постановление Правительства Челябинской области от 12.05.2022 г. N 269-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 102-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 мая 2022 г.).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности председателя |
В.В. Мамин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Челябинской области
от 20 мая 2024 г. N 309-П
Положение
о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области
I. Общие положения
1. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее именуется - территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной Челябинской областью в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон) для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области.
2. Территориальный фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей деятельности подотчетен Правительству Челябинской области и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее именуется - Федеральный фонд). Для реализации своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальный фонд открывает счета, может создавать филиалы и представительства, имеет бланк и печать со своим полным наименованием, иные печати, штампы и бланки.
3. Официальное наименование территориального фонда - территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Сокращенное наименование - ТФОМС Челябинской области.
4. Адрес территориального фонда: 454080, город Челябинск, улица Труда, дом 156.
5. Территориальный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, нормативными правовыми актами Челябинской области.
II. Полномочия и функции территориального фонда
6. Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом, настоящим Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее именуется - Положение), законом о бюджете территориального фонда.
7. Территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика:
1) участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории Челябинской области;
2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом;
3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;
4) осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирует и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;
5) начисляет в соответствии со статьей 25 Федерального закона недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени и взыскивает их со страхователей для неработающих граждан в судебном порядке;
6) утверждает для страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
7) предъявляет в интересах застрахованного лица требования к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования;
8) обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее именуется - контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи), информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом;
9) ведет территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи;
10) вправе предъявлять претензии и (или) иски к медицинской организации о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу;
11) вправе предъявлять иски к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу;
12) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии;
13) вправе проводить проверку достоверности сведений о застрахованных лицах, предоставленных страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, на основе информации, получаемой в рамках информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 49 Федерального закона, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
14) собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) получает от Федерального фонда данные персонифицированного учета сведений об оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, предусмотренной пунктом 11 статьи 5 Федерального закона;
16) ведет реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области (далее именуется - реестр страховых медицинских организаций);
17) ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования в Челябинской области (далее именуется - реестр медицинских организаций);
18) ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц;
19) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;
20) организует подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
8. Территориальный фонд осуществляет следующие функции:
1) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) проводит разъяснительную работу, информирование населения по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда;
3) проводит обобщение и анализ результатов, проводимых страховыми медицинскими организациями на территории Челябинской области, социологических опросов, в том числе на предмет информирования застрахованных лиц о системе обязательного медицинского страхования и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования;
4) заключает со страховыми медицинскими организациями, включенными в реестр страховых медицинских организаций, при наличии у страховой медицинской организации списка застрахованных лиц в соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона, договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
5) заключает с медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона;
6) рассматривает дела о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании и налагает штрафы в части регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;
7) получает от медицинских организаций сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
8) получает от страховых медицинских организаций данные о новых застрахованных лицах и сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах, а также отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, о деятельности по защите прав застрахованных лиц и иной отчетности в порядке и по формам, установленным Федеральным фондом в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 33 Федерального закона;
9) получает от военных комиссариатов сведения о призванных на военную службу гражданах и информацию о начале, сроке и окончании военной службы в соответствии с частью 8 статьи 49 Федерального закона;
10) предоставляет страховой медицинской организации по поступившей от нее заявке целевые средства в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, в порядке и на цели, которые предусмотрены Федеральным законом;
11) по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории Челябинской области, в которой выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, а территориальный фонд, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи;
12) осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящимися за пределами территории Российской Федерации;
13) осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
14) при отсутствии на территории Челябинской области страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций, осуществляет полномочия страховой медицинской организации до дня начала осуществления деятельности страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций;
15) определяет работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивает конфиденциальность указанных сведений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных;
16) направляет в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в Челябинской области, сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию с заявлением о выборе страховой медицинской организации, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации, пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
17) принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда;
18) предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению;
19) получает от медицинских организаций сведения для осуществления страховыми медицинскими организациями информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи в соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона в объеме и в порядке, которые установлены правилами обязательного медицинского страхования;
20) организует проведение медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями застрахованным лицам, полис обязательного медицинского страхования которым выдан за пределами Челябинской области, в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
21) участвует в определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории Челябинской области;
22) рассматривает претензии медицинских организаций на заключения страховых медицинских организаций по результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи;
23) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями;
24) вправе осуществлять в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона;
25) ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
26) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по обязательному медицинскому страхованию;
27) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по делопроизводству, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального фонда;
28) в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
29) при выявлении нарушений условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования применяет к страховой медицинской организации меры ответственности, предусмотренные договором;
30) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию территориального фонда;
31) организует и ведет гражданскую оборону в территориальном фонде;
32) организует подготовку работников территориального фонда в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны;
33) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Средства территориального фонда
9. Доходы бюджета территориального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета территориального фонда относятся:
1) субвенции из бюджета Федерального фонда бюджету территориального фонда;
2) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта);
3) платежи Челябинской области на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом;
4) платежи Челябинской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом;
5) доходы от размещения временно свободных средств;
6) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Челябинской области, в случаях, установленных законами Челябинской области;
7) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Челябинской области, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые Челябинской области на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
8) начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджет территориального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Расходы бюджета территориального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств Челябинской области, возникающих при осуществлении органом государственной власти Челябинской области переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств Челябинской области, возникающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Челябинской области;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
11. В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас. Общий размер и цели использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда устанавливаются законом Челябинской области о бюджете территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
12. Размер и порядок уплаты платежей Челябинской области, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 9 настоящего Положения, устанавливаются законом Челябинской области.
13. Средства бюджета территориального фонда не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
14. Имущество территориального фонда, приобретенное за счет средств обязательного медицинского страхования, является государственной собственностью Челябинской области и используется территориальным фондом на праве оперативного управления.
IV. Органы управления территориальным фондом и организация деятельности
15. Управление территориальным фондом осуществляется директором.
В период временного отсутствия директора территориального фонда (отпуск, командировка, болезнь) его обязанности возлагаются на одного из его заместителей на основании приказа директора территориального фонда.
16. Директор территориального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Челябинской области по согласованию с Федеральным фондом.
17. Директор территориального фонда организует и осуществляет общее руководство текущей деятельностью территориального фонда, несет персональную ответственность за ее результаты, подотчетен правлению территориального фонда.
18. Директор территориального фонда:
1) действует от имени территориального фонда и представляет его интересы без доверенности;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) представляет для утверждения в Правительство Челябинской области предельную численность, фонд оплаты труда, согласованную с Федеральным фондом структуру территориального фонда;
4) утверждает в пределах установленных предельной численности и фонда оплаты труда в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Челябинской области по согласованию с Федеральным фондом структурой территориального фонда штатное расписание территориального фонда;
5) утверждает положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников территориального фонда;
6) издает приказы, распоряжения административно-хозяйственного и организационно-распорядительного характера, дает указания по вопросам деятельности территориального фонда, обязательные для исполнения всеми работниками территориального фонда;
7) назначает на должность и освобождает от должности работников территориального фонда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
8) привлекает работников территориального фонда к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
9) представляет особо отличившихся работников территориального фонда к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) открывает счета территориального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) организует ведение учета и отчетности территориального фонда.
19. Правление территориального фонда является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности территориального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью, а также иные полномочия в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Челябинской области.
20. Состав правления территориального фонда утверждается Правительством Челябинской области.
21. Правление территориального фонда не вправе осуществлять административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медпомощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования региона.
Определены полномочия и функции ТФОМС.
В составе расходов бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС устанавливаются законом о бюджете Фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса, установленным Федеральным фондом.
Средства бюджета Фонда не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Имущество Фонда, приобретенное за счет средств обязательного медстрахования, является государственной собственностью Челябинской области и используется ТФОМС на праве оперативного управления.
Постановление Правительства Челябинской области от 20 мая 2024 г. N 309-П "О Положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области"
Вступает в силу с 21 мая 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 21 мая 2024 г. N 7400202405210002