Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
Постановлением
администрации
муниципального округа
Муниципальная программа
"Развитие образования Мичуринского муниципального округа"
Паспорт
Ответственный исполнитель программы |
Управление образования администрации Мичуринского муниципального округа |
Соисполнители программы |
МКУ Информационно-методический центр Мичуринского муниципального округа МБОУ ДО "Дом детского творчества" |
Подпрограммы программы |
"Развитие дошкольного образования"; "Развитие общего и дополнительного образования"; "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" "Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами" |
Цель программы |
Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики |
Задачи программы |
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования. 2. Модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов. 3. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни. 4. Создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования. 5. Обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования. 7. Создание условий для развития одаренности детей. |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет (2030 год - 99,5%). Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет (2030 год - 100%). Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требования федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся (2030 год - 70%). Удовлетворенность населения качеством образования (2030 год - 80%). Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств (за исключением обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств) (2030 год - 100%). Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам за счет социального сертификата на получение муниципальной услуги в социальной сфере (2030 - не менее 2,4%) |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется 01.01.2024 - 31.12.2030 гг. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общие затраты на реализацию программы в 2024 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 2952774,85342 тыс. рублей: 2024 год - 417058,45078 тыс. рублей; 2025 год - 421201,23304 тыс. рублей; 2026 год - 422903,03392 тыс. рублей; 2027 год - 422903,03392 тыс. рублей; 2028 год - 422903,03392 тыс. рублей; 2029 год - 422903,03392 тыс. рублей; 2030 год - 422903,03392 тыс. рублей в том числе: федеральный бюджет - 228138,0182 тыс. рублей: 2024 год - 32953,69878 тыс. рублей; 2025 год - 33148,53172 тыс. рублей; 2026 год - 32407,15754 тыс. рублей; 2027 год - 32407,15754 тыс. рублей; 2028 год - 32407,15754 тыс. рублей; 2029 год - 32407,15754 тыс. рублей; 2030 год - 32407,15754 тыс. рублей областной бюджет - 1863307,61516 тыс. рублей: 2024 год - 263488,38643 тыс. рублей; 2025 год - 265995,47453 тыс. рублей; 2026 год - 266764,75084 тыс. рублей; 2027 год - 266764,75084 тыс. рублей; 2028 год - 266764,75084 тыс. рублей; 2029 год - 266764,75084 тыс. рублей; 2030 год - 266764,75084 тыс. рублей бюджет Мичуринского муниципального округа Тамбовской области - 861329,22006 тыс. рублей: 2024 год - 120616,36557 тыс. рублей; 2025 год - 122057,22679 тыс. рублей; 2026 год - 123731,12554 тыс. рублей; 2027 год - 123731,12554 тыс. рублей; 2028 год - 123731,12554 тыс. рублей; 2029 год - 123731,12554 тыс. рублей; 2030 год - 123731,12554 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы "Развитие образования Мичуринского муниципального округа"
Муниципальная программа Мичуринского муниципального округа "Развитие образования Мичуринского муниципального округа" (далее - программа) разработана в соответствии с постановлением администрации Мичуринского муниципального округа от 10.01.2024 N 26 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Мичуринского муниципального округа".
На период до 2030 года основными стратегическими приоритетами развития муниципального округа являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Мичуринского муниципального округа.
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Подтверждением данного вывода является то, что ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышении качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в Мичуринском муниципальном округе бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих учреждения к повышению качества образования, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в Мичуринском муниципальном округе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Система образования Мичуринского муниципального округа в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом направлений приоритетного национального проекта "Образование".
Отличительными чертами муниципальной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов.
В целях реализации основных полномочий в области образования и воспитания в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Мичуринского муниципального округа.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации.
Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития Мичуринского муниципального округа, являются:
сложившиеся механизмы нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования;
оптимальная сеть образовательных организаций, обеспечивающих доступность качественных образовательных услуг;
система поддержки лидеров образования за счет средств бюджета Мичуринского муниципального округа Тамбовской области;
сложившиеся предпосылки для введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, механизмов оценки уровня компетентности участников педагогического процесса, реализации индивидуального подхода к социализации выпускников.
Всего на территории Мичуринского муниципального округа функционируют 40 образовательных организаций, из них: муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, имеющих статус юридического лица - 4, филиалов - 20; муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества - 1; сеть дошкольных образовательных организаций представлена 2 юридическими лицами и 13 филиалами.
Система дошкольного образования в Мичуринском муниципальном округе призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Количество детей на 1 января 2023 года по статистике от 1 до 7 лет - 2121 человек. Реализация программ дошкольного образования осуществлялась в 33 группах полного дня для 482 детей в 15 дошкольных организациях и 1 дошкольной группе при школе, 2 семейные группы с охватом 8 детей. Вариативными формами охвачено 468 человек.
Удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 100%. За последние годы создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных организаций, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
Система общего образования Мичуринского муниципального округа позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Сеть общеобразовательных школ состоит из 4 крупных общеобразовательных организаций с 20 филиалами. Базовые школы обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Базовые школы и 20 филиалов имеют административные и кадровые связи.
По прогнозам численность обучающихся общеобразовательных организаций Мичуринского муниципального округа (2023 - 2024 учебный год - 2555 чел., данные на 11.01.2024) к 2030 году останется на таком же уровне.
В настоящее время в системе школьного образования ведется активный поиск экономических резервов: приближаются к утвержденным стандартам нормативные показатели наполняемости общеобразовательных организаций, классов. Наполняемость составляет 10,4 (в 2022 - 2023 учебном году - 10,3). В 2022 - 2023 учебном году было 248 класс-комплекта, в 2023 - 2024 учебном году количество класс-комплектов - 249.
Инновационная деятельность общеобразовательных организаций отражается в перспективных программах развития, основу которых составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными организациями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
Всего в 2023 - 2024 учебном году функционируют 28 университетских (профильных) классов, где обучаются 135 человек, все 100% охвачены профильным образованием.
В Мичуринском муниципальном округе на 25 "Школьных маршрутах" эксплуатируются 12 автобусов различных марок (6 ПАЗ, 4 ГАЗ, 1 ФОРД), которые осуществляют подвоз 354 школьников в общеобразовательные организации Мичуринского муниципального округа.
"Школьные автобусы" являются муниципальной собственностью Мичуринского муниципального округа и закреплены в оперативном управлении за МБОУ Заворонежской СОШ, МБОУ Новоникольской СОШ, МБОУ Кочетовской СОШ. Все "Школьные автобусы" оснащены системой ГЛОНАСС, тахографами и проблесковыми маячками.
Муниципальная система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами независимой оценки качества образования.
Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды организаций. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных организаций современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения.
В настоящее время активно формируется современный корпус педагогов и руководителей системы образования, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии.
В настоящее время одним из актуальных вопросов является вопрос в обеспеченности квалифицированными кадрами образовательных организаций. В образовательных организациях района работает 44 руководящих работников и 444 педагогических. На 2023 год количество педагогических работников пенсионного возраста составило 81 человек.
В образовательных организациях Мичуринского муниципального округа закрепились 96 молодых педагогов, что составляет 21,6% от общего числа педагогических работников.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей.
В структуру системы дополнительного образования Мичуринского муниципального округа на сегодняшний день входят: одна организация дополнительного образования детей МБОУ ДО "Дом детского творчества", семь ресурсных центров на базе образовательных организаций, а также творческие объединения, научные общества, студии по различным направлениям деятельности, спортивные секции для учащихся всех возрастных групп, внестационарные формы организации дополнительного образования по программам организаций спорта и культуры.
На сегодняшний день получают услуги по дополнительному образованию 2980 человек, что составляет 66,1%.
Дополнительное образование в настоящее время переживает стремительное развитие. Отличаясь гибкостью и вариативностью, оно становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.
В округе эффективно действует система поиска и поддержки талантливых детей.
В целях развития творческого и интеллектуального потенциала, финансовой поддержки одаренных детей администрация Мичуринского муниципального округа учредила ежегодные гранты одаренным детям. В 2023 году обладателями грантов в размере 10 тыс. рублей стали 9 человек.
С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования управление образования администрации Мичуринского муниципального округа руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Мичуринском муниципальном округе.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в Мичуринском муниципальном округе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в Мичуринском муниципальном округе обеспечивается персонифицированный учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, реализуемые посредством предоставления детям сертификатов, используемых детьми для обучения по дополнительным общеобразовательным программам. Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), в том числе с применением предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ способа отбора исполнителей услуг в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования социальных сертификатов на получение муниципальных услуг в социальной сфере управление образования администрации Мичуринского муниципального округа руководствуется требованиями к условиям и порядку оказания муниципальных услуг в социальной сфере по реализации дополнительных общеразвивающих программ и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Мичуринском муниципальном округе.
Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного общего и дополнительного образования, существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе.
Одной из актуальных проблем в сфере общего образования остается создание в общеобразовательных организациях материально-технических условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и предоставление современных условий обучения в комплексе всех основных видов.
Не сложилась до конца целостная скоординированная система условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
В общеобразовательных организациях Мичуринского муниципального округа создаются условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2023 - 2024 учебном году в 21 общеобразовательных организациях Мичуринского муниципального округа обучается 50 детей-инвалидов и 62 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровьесбережения школьников.
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках программы.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере образования на период до 2030 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) (с изменениями и дополнениями);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) (с изменениями и дополнениями);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642) (с изменениями и дополнениями);
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года (утверждена Законом Тамбовской области от 04 июня 2018 года N 246-З);
Концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г. (утверждена Постановлением администрации области от 27.11.2007 N 1284);
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области (утверждена Постановлением администрации области от 17.04.2009 N 433);
Комплекс мер по реализации проекта "Модернизация системы общего образования Тамбовской области" в 2012 году" (утвержден Постановлением администрации области от 16.02.2012 N 167);
Концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (утверждена Постановлением администрации области от 05.09.2012 N 1064).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Закон Тамбовской области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области" (с изменениями и дополнениями).
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере развития образования Мичуринского муниципального округа станут:
обеспечение доступности дошкольного образования;
обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
повышение качества результатов образования, использование в этих целях общепризнанных процедур и инструментов контроля качества образования;
создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
рост эффективности использования имеющейся материально-технической базы организаций образования;
обеспечение организаций образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного повышения качества своей профессиональной деятельности;
создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах представленной программы.
Цель программы - обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение цели программы обеспечивается путем решения следующих задач:
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования;
модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни;
создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Программа планируется к реализации в 2024 - 2030 годах:
будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы образовательными организациями при региональной и муниципальной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества. В результате будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов и видов образовательных организаций в новых социально-экономических условиях. Далее будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам программы развития образования на следующий период.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы
Показатель 1 "Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет" является одним из ключевых показателей, используемых для характеристики системы образования.
Показатель 2 "Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет" характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования.
Показатель 3 "Удельный вес численности обучающихся общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся" характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами.
Показатель 4 "Удовлетворенность населения качеством образования" характеризует рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Показатель 5 "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования" определяется отношением числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, в общей численности детей, использующих для получения дополнительного образования сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования, к общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лете, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств (за исключением обучающихся в детских школах искусств).
Показатель 6 "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам за счет социального сертификата на получение муниципальной услуги в социальной сфере" определяется отношением числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам за счет социального сертификата на получение муниципальной услуги в социальной сфере, к общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Мичуринского муниципального округа.
Целевые значения показателей (индикаторов) реализации программы установлены на основании результатов статистического наблюдения за системой образования Мичуринского муниципального округа и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий программы.
Рисками, которые могут оказать влияние на достижение значений показателей (индикаторов), являются:
экономические факторы: темп инфляции, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных заработков в экономике;
законодательный фактор: изменения в законодательстве Российской Федерации и Тамбовской области, ограничивающие возможность реализации предусмотренных программой мероприятий;
политический фактор: изменение приоритетов государственной политики в сфере образования;
социальные факторы: изменение социальных установок профессионального сообщества и населения, обусловливающие снижение необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных программой мероприятий.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели программы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) программы и подпрограмм, включенных в состав программы (с расшифровкой плановых значений по годам реализации), представлены в приложении N 1.
По итогам реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- для обучающихся и их семей:
обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений, нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить дошкольное образование;
повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах;
обеспечение удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет;
рост качества образовательных результатов на всех уровнях образования;
обеспечение доступности общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
включение общественности (в первую очередь родителей) в управление образовательными организациями и оценку качества образования;
предоставление гражданам полной и объективной информации об образовательных учреждениях, содержании и качестве их программ (услуг);
для профессионального сообщества:
обновление педагогического корпуса общего образования, повышение уровня их подготовки, рост уровня квалификации преподавательских кадров;
развитие в профессиональном сообществе эффективных институтов самоуправления, расширение возможности участия работников в управлении образовательными организациями;
- для общества и работодателей:
повышение уровня удовлетворенности населения качеством услуг общего образования;
обеспечение доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования как в государственном, так и в негосударственном секторе;
обеспечение потребности экономики района в кадрах высокой квалификации (работодатели получат кадры с современными компетенциями и опытом практической деятельности);
рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг до 100%.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий Программы
Мероприятия Программы включены в четыре подпрограммы. Две из них соответствуют уровням образования и предусматривают мероприятия, направленные на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в общем образовании. Третья подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих эффективность управления системой образования в целом. Четвертая подпрограмма обеспечивает защиту прав детей, государственную поддержку детей-сирот и детей с особыми нуждами.
Подпрограмма "Развитие дошкольного образования" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
создание условий для повышения эффективности и качества системы дошкольного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, направленные на расширение доступности дошкольного образования как за счет строительства и реконструкции зданий и капитального ремонта административных помещений, так и за счет стимулирования развития вариативных моделей дошкольного образования.
Организации дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепление их здоровья.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение муниципальных и участие в региональных мероприятиях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Подпрограмма "Развитие общего и дополнительного образования" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
обеспечение доступности общего образования;
повышение качества общего образования;
создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, связанные со строительством и реконструкцией зданий общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.
В рамках мероприятий подпрограммы предусматривается обеспечение образовательных организаций Мичуринского муниципального округа ресурсами на выполнение полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обучающихся в общеобразовательных организациях.
Также в рамках подпрограммы предполагается:
обеспечение школьников (льготных категорий) общеобразовательных организаций Мичуринского муниципального округа горячим питанием.
Инициативы педагогов и образовательных организаций получат поддержку через конкурсы.
В рамках мероприятий подпрограммы будет предусмотрено проведение муниципальных и участие в региональных мероприятиях для обучающихся и педагогических работников школ и организаций дополнительного образования детей.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования будет обеспечена через приобретение учебников, обновление учебной материальной базы школ.
Подпрограмма предусматривает реализацию организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества образования.
Подпрограмма "Развитие общего и дополнительного образования" включает мероприятия, связанные с обеспечением персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которые предполагают:
введение и обеспечение функционирования системы персонифицированного дополнительного образования детей, подразумевающей предоставление детям именных сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования с возможностью использования в рамках механизмов персонифицированного финансирования;
методическое и информационное сопровождение исполнителей услуг дополнительного образования, независимо от их формы собственности, семей и иных участников системы персонифицированного дополнительного образования.
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" (далее - подпрограмма) направлена на решение задачи развития институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Подпрограмма включает мероприятия по экспертно-аналитическому, организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации, материально-техническому обеспечению системы образования.
Подпрограммой предусмотрен комплекс мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций и развитию единой образовательной информационной среды.
Подпрограмма предусматривает реализацию новых организационно-управленческих механизмов, направленных на снижение неэффективных расходов в области образования.
Подпрограмма включает мероприятия по социальной поддержке специалистов системы общего образования, осуществляющих профессиональную деятельность в сельской местности.
Решение задач в рамках программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации Программы
5.1. Перечень муниципальных услуг и работ в сфере образования включает в себя:
5.1.1. муниципальные услуги:
социальная поддержка, содержание и воспитание обучающихся (воспитанников);
предоставление дошкольного образования;
предоставление дошкольного общего, начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающимся (воспитанникам) с ограниченными возможностями здоровья;
предоставление начального общего, основного общего и среднего общего образования;
предоставление общего образования обучающимся, в том числе обеспечение дополнительной (углубленной) подготовки по отдельным предметам или профилям;
предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки;
предоставление дополнительного образования;
организация и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий;
предоставление гарантированных государством услуг по отдыху и оздоровлению детей;
реализация программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности;
реализация образовательных программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
5.1.2. муниципальные работы:
организация и проведение научно-методической и опытно-экспериментальной работ;
осуществление мер по обеспечению безопасности при перевозке детей; подвоз обучающихся;
обеспечение проведения психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии;
методическое и организационно-технологическое обеспечение:
подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных организаций;
мониторинга качества знаний обучающихся; экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных организаций; ведение и обеспечение использования региональных информационных систем;
разработка и апробация программ и проектов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей; возрождение и культивирование традиционных народных промыслов и ремесел;
материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности управления образования Мичуринского муниципального округа и организаций системы образования;
технико-технологическое обеспечение деятельности организаций системы образования;
организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий с детьми;
организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, мероприятий с детьми, работниками образовательных организаций;
экспертная деятельность в сфере образования;
создание и ведение единых баз данных в сфере образования, осуществление в установленном порядке сбора, обработки, анализа и предоставления статистической и иной отчетности в сфере дошкольного, общего образования;
организационно-аналитическое, консультационное, методическое сопровождение реализации проектов и программ в сфере образования, в том числе оценка эффективности их реализации; организация и выполнение фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования для разработки концепций, стратегий и программ развития Мичуринского муниципального округа на среднесрочный и долгосрочный период; анализ ситуации и разработка предложений по приоритетным направлениям развития в сфере образования; организация и проведение единых мониторингов в сфере образования;
организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов и иных мероприятий;
организация и проведение спортивно-массовых физкультурных мероприятий;
программно-методическое сопровождение процессов развития дополнительного образования детей.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, бюджета Мичуринского муниципального округа - 2952774,85342 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Мичуринского муниципального округа Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий программы и прогнозной оценке на период до 2030 года за счет средств бюджета Мичуринского муниципального округа представлена соответственно в приложении N 2.
7. Механизмы реализации Программы
7.1. Механизмами реализации программы являются:
7.1.1. комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов:
позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
7.1.2. взаимодействие с потребителями образовательных услуг:
важным ресурсом успеха программы должны стать обучающиеся и воспитанники, их интерес и инициатива, что будет обеспечено за счет поддержки детских объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами образовательных организаций.
Предполагается развитие форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов включения родителей (законных представителей) в управление образовательными организациями;
7.1.3. опора на лучшую практику:
ключевым принципом реализации программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогов и руководителей - лидеров образования Мичуринского муниципального округа, на основе анализа деятельности которых будут определены требования к результатам, процессу и условиям образования, которые станут ориентиром для всех образовательных учреждений системы;
7.1.4. поддержка лидеров:
с использованием механизмов программного финансирования образовательные организации-лидеры получат большую самостоятельность и поддержку в реализации проектов развития по приоритетным направлениям. На их базе будут созданы стажировочные площадки, обеспечивающие распространение лучших практик, в т.ч. через повышение квалификации педагогов;
7.1.5. финансовые стимулы:
новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие образовательным организациям больше самостоятельности в финансово-экономической и педагогической сферах, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций;
7.1.6. развитие обратной связи:
широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия жителей Мичуринского муниципального округа в управлении даст возможность значительно улучшить работу системы образования. Это позволит опираться в развитии системы образования не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования. В комплексную систему оценки качества образования войдут не только независимые экзамены, но и самооценка муниципальной образовательной организации, мониторинговые исследования (в том числе исследования трудовых и образовательных траекторий выпускников), инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).
Программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями программы.
Ответственный исполнитель:
организует реализацию программы, вносит предложения о внесении изменений в программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) программы, а также конечных результатов ее реализации;
в соответствии с требованиями Постановления администрации Мичуринского муниципального округа от 10.01.2024 N 26 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Мичуринского муниципального округа" представляет сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности программы:
запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета о ходе реализации подпрограмм (далее - годовой отчет);
готовит годовой отчет и представляет его в отдел экономики администрации района.
Соисполнитель:
осуществляет реализацию мероприятий подпрограммы и основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в программу;
представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.
Внесение изменений в программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя, либо во исполнение поручений администрации Мичуринского муниципального округа, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) программы, степени выполнения мероприятий программы.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.