Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 30 апреля 2024 года
1. Отказ в приеме к оценке представленных участниками закупки в составе заявки контрактов без приложений при наличии в заявке дополнительных соглашений, изменяющих суть этих приложений к контрактам, неправомерен.
В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок управления архитектуры и ЖКХ (далее - Заказчик), ГКУ (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта (далее - Конкурс).
Согласно доводу жалобы Заявителя комиссией по осуществлению закупок Заказчика ненадлежащим образом применен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) в отношении заявки Заявителя по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Подпунктом "в" п. 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно подп. "е" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подп. "в" п. 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подп. "д" п. 31, подп. "г" п. 32 и подп. "г" п. 33 Положения.
Заявителем в целях оценки по Детализирующему показателю Критерия в заявке на участие в Конкурсе представлен контракт на выполнение работ по строительству водозабора и водовода (далее - Контракт).
Комиссией ФАС России установлено, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика не принят Контракт к оценке, поскольку в составе заявки Заявителя не представлены приложения NN 1, 2, 3, 4 к Контракту.
При этом Заявителем в составе заявки представлены дополнительные соглашения к Контракту, изменяющие приложения NN 1, 2, 3, 4 к Контракту в полном объеме.
Таким образом, представление утративших силу приложений NN 1, 2, 3, 4 к Контракту N 1 в целях проведения оценки не требуется.
С учетом изложенного, представленные Заявителем в заявке на участие в Конкурсе документы подлежали оценке.
Изучив представленные документы, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, ненадлежащим образом осуществившей оценку заявки Заявителя по Детализирующему показателю Критерия, нарушают подп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 03.04.2024 по делу N 28/06/105-864/2024, предписание от 03.04.2024 по делу N 28/06/105-864/2024
2. Сроки событий, предусмотренных приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр, должны отражаться Заказчиком в графике строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к проекту контракта.
В ФАС России поступила жалоба АО (далее - Заявитель) на действия МКУ (далее - Заказчик), департамента (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта (далее - Конкурс).
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в графике выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к проекту контракта (далее - График СМР) не отражены сроки событий, предусмотренных п. 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Приказ Минстроя N 336/пр).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В силу ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться события, предусмотренные пп. 2.9.1. - 2.9.5.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Графике СМР не указаны сроки выполнения работ, предусмотренных п. 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр, а именно:
- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не указавших в Графике СМР сроки событий выполнения работ по контракту, нарушают ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 15.04.2024 по делу N 28/06/105-956/2024, предписание от 15.04.2024 по делу N 28/06/105-956/2024
3. Отклонение заявки участника закупки по причине отсутствия разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию в составе документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ по строительству, предусмотренного позицией 9 приложения к Постановлению N 2571, неправомерно.
В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) на действия, комиссии по осуществлению закупок департамента (далее - Уполномоченный орган) при проведении ГБУ (далее - Заказчик), Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий (далее - Аукцион).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на осуществление работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, необходимо в том числе наличие опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
В случае наличия такого опыта указанный опыт подтверждается следующими документами:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, ч. 16 ст. 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона, поскольку в составе документов, предоставляемых Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта, предусмотренного позицией 9 приложения к Постановлению N 2571, отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Вместе с тем Заявителем в качестве наличия опыта, предусмотренного позицией 9 приложения к Постановлению N 2571, представлены следующие документы:
- договор строительного подряда на выполнение работ по строительству индивидуального жилого дома (далее - Договор);
- акт приемки выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- акт выполненных работ.
Изучив представленные документы, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заявителем представлен надлежащий опыт выполнения работ в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571, поскольку в рамках исполнения Договора осуществлялось строительство объекта индивидуального жилищного строительства, для ввода в эксплуатацию которого не требуется разрешение в соответствии с п. 1.1 ч. 17 ст. 51 и ч. 16 ст. 55 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя, нарушают п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 03.04.2024 по делу N 28/06/105-867/2024, предписание от 03.04.2024 по делу N 28/06/105-867/2024
4. Установление в описании объекта закупки дополнительных характеристик поставляемого товара без обоснования необходимости использования таких характеристик, нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
В ФАС России поступило обращение АО (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях агентства (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку реагентов (далее - Аукцион).
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки извещения об Аукционе (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлены характеристики реагентов для иммунохроматографического выявления свободного антигена p24 ВИЧ-1 и антител к ВИЧ-1 и ВИЧ-2 в образцах сыворотки, плазмы или цельной крови человека (далее - Товар), соответствующие продукции одного производителя и ограничивающие количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования каталога), заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подп. "а", "б" п. 5 Правил использования каталога.
В соответствии с п. 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что позицией Каталога 21.20.23.110-00005407 "ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ" предусмотрена единственная характеристика, которая является обязательной к применению "Количество выполняемых тестов" с значением характеристики " 10 и 20".
Вместе с тем в Описании объекта закупки к Товару установлены дополнительные характеристики.
При этом Извещение не содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик Товара.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего дополнительные характеристики поставляемого товара без обоснования необходимости использования таких характеристик, нарушают п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 25.04.2024 по делу N 28/06/105-1086/2024, предписание от 25.04.2024 по делу N 28/06/105-1086/2024
5. Договор субподряда на выполнение работ по строительству не позволяет подтвердить наличие опыта выполнения работ в соответствии с требованиями позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.
В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок АО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по разработке проектно-сметной документации, проведению инженерных изысканий, разработке рабочей документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, выполнение строительно-монтажных работ (далее - Конкурс).
Согласно доводу жалобы Заявителя комиссией по осуществлению закупок Заказчика неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, поскольку в качестве подтверждения наличия опыта по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлен исполненный договор субподряда.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Частью 4 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на осуществление работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги необходимо наличие следующего опыта исполнения участником закупки договора (контракта):
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги, подтверждающийся исполненным договором, актом приемки объекта капитального строительства, а также актом выполненных работ, подтверждающим цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решением о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации;
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги, подтверждающийся разделом 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации, разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решением о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц не соответствует требованиям позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по Конкурсу заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения поскольку Заявителем в качестве опыта выполнения работ, предусмотренного позицией 8 приложения к Постановлению N 2571, представлен договор подряда, заключенный между ООО и Заявителем, на выполнение работ по строительству линейного объекта.
Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий и (или) строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт работы в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу п. 3 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Таким образом, договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России жалоба Заявителя признана необоснованной, поскольку отклонение заявки Заявителя на участие в Конкурсе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Решение ФАС России от 22.04.2024 по делу N 28/06/105-1028/2024
К.А. Адигюзелов
Заместитель начальника Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России
к.ю.н., доцент
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен очередной обзор практики рассмотрения жалоб в сфере закупок. Помимо прочего, указано:
- неправомерен отказ в приеме к оценке представленных участниками закупки в составе заявки контрактов без приложений при наличии в заявке допсоглашений, изменяющих суть этих приложений;
- недопустимо отклонение заявки из-за отсутствия разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию в составе документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ по строительству;
- неправомерно установление в описании объекта закупки дополнительных характеристик поставляемого товара без обоснования необходимости использования таких характеристик.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2024)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Адигюзеловым К.А.
Опубликование:
-