Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 декабря 2003 г. N КА-А41/9771-03
Федеральный арбитражный суд Московского округа установил:
Инспекция МНС России по г. Электросталь Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании штрафных санкций в размере 148 880 руб. с ООО "Билар" в соответствии с решением N 04-0268 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.09.2002 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2003 г., иск удовлетворен частично - с ООО "Билар" взыскан штраф в размере 12 163 руб. по налогу на прибыль. В части требований о взыскании налоговых санкций по НДС в связи с нарушениями в оформлении счетов-фактур в иске отказано исходя из того, что налогоплательщиком были представлены исправленные счета-фактуры.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что счета-фактуры оформлены с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ, поэтому не могут служить основанием для принятия сумм налога к вычету.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено по определению суда в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Инспекции и обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене в части отказа во взыскании штрафа по НДС в связи с неполным исследованием судом фактических обстоятельств дела, в остальной части решение и постановление изменению не подлежат.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России по г. Электросталь проведена выездная налоговая проверка ООО "Билар" по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам и правильности исчисления и уплаты налога за период 3 квартал 1999 г. - 2001 г., по НДС и НСП - по апрель 2002 г.
В ходе проведенной проверки установлены нарушения, выразившиеся в неполной уплате налога на прибыль в 2001 г. и в неправомерном принятии к вычету в 2001-2002 г.г. сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при приобретении материальных ресурсов в связи с нарушением оформления счетов-фактур, на основании которых НДС предъявлен к возмещению.
Также проверкой установлено несоответствие данных бухгалтерского учета (книги покупок) и данных налоговой декларации по НДС за 1999-2000 г.г., что повлекло неполную уплату НДС за спорные периоды (пункт 2.10.1 Акта - том 1, л.д. 39).
Результаты проверки оформлены актом выездной налоговой проверки N 895 от 12.07.2002 г. (том 2, л.д. 36-47), и вынесено решение Инспекции N 04-0268 от 02.09.2002 г. (том 2, л.д. 30-35), которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 148 880 руб. в том числе по налогу на прибыль в размере 12 163 руб. и по НДС в сумме 136 717 руб.
Данное решение Инспекции частично изменено решением Управления МНС России по Московской области решением N 12-06/8376 от 05.11.2002 г. (том 2, л.д. 118-120) по жалобе Общества, которым признано право ООО "Билар" на налоговый вычет по НДС по счету-фактуре N 803 от 15.12.2001 г., оформленной с соблюдением требований ст. 169 НК РФ.
По позиции, связанной с взысканием штрафа по налогу на прибыль в размере 12 163 руб., судом установлен факт завышения затрат на 71 914 руб. из-за несоответствия данных бухгалтерского учета и данных "Отчета о прибылях и убытках" за 2001 г. Расчет санкции ответчиком не оспаривается, в связи с этим судом иск налогового органа в указанной части удовлетворен. В этой части судебные акты по данному делу не обжалуются.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании штрафа по НДС, суд рассматривал правомерность требований Инспекции применительно к выявленным ошибкам, допущенным в оформлении счетов-фактур, и пришел к выводу о том, что отказ налогового органа в принятии НДС к вычету на основании счетов-фактур, противоречит ст. 171 НК РФ, поскольку недостатки в оформлении счетов-фактур самостоятельно обнаружены ответчиком и в налоговый орган представлены исправленные (замененные) счета-фактуры.
Вместе с тем, данный вывод судебных инстанций не основан на полном и всестороннем исследовании материалов дела.
Заявленные Инспекцией требования о взыскании штрафа основаны на решении N 04-0268 от 02.09.2002 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из данного решения следует, что неполная уплата НДС образовалась не только вследствие предъявления данных сумм налога к вычету на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением порядка, установленного ст. 169 НК РФ, но и также в результате выявленного Налоговой инспекцией расхождения данных бухгалтерского учета и данных, отраженных по строке 1а "Сумма НДС по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68" декларации по НДС (пункты 3.1, 3.2 решения Инспекции, том 1, л.д. 31).
Однако по данному основанию взыскания штрафа выводы суда в обжалуемых судебных актах отсутствуют, из мотивировочной части решения и постановления не видно, что судом исследовались обстоятельства, подтверждающие необоснованность требований Инспекции о взыскании штрафа в связи с несоответствием данных книги покупок и данных декларации по НДС.
При таких обстоятельствах, следует признать, что налоговому органу отказано в удовлетворении требования о взыскании штрафа по налогу на добавленную стоимость на основании неполного исследования обстоятельств дела.
Учитывая, что допущенное судом нарушение норм процессуального права не может быть устранено кассационной инстанцией, решение и постановление суда применительно к вопросу, касающемуся взыскания штрафа по налогу на добавленную стоимость на основании решения Инспекции N 04-0268 от 02.09.2002 г. подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать все необходимые доказательства, оценить обстоятельства, на которые налоговый орган ссылается как на основание заявленных требований о взыскании штрафа по НДС и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованно решение.
При этом, кассационная инстанция признает несостоятельным довод Инспекции о том, что из ст. 87 НК РФ не следует запрет на проведение выездной налоговой проверки в текущем году. Суд сделал правильный вывод о том, что проверкой охвачен период более трех лет (с 1999 г. по апрель 2002 г.). Данная позиция следует также из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2203/03 от 07.10.2003 г., в котором указано, что если выездная налоговая проверка осуществлялась Инспекцией в 2002 г., следовательно, предшествующими тремя годами являются 2001, 2000, 1999 гг.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 09 июня 2003 и постановление апелляционной инстанции от 27 августа 2003 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-1426/03 отменить в части налога на добавленную стоимость и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию суда в указанной части.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2003 г. N КА-А41/9771-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании