Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 537160-8 "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа для работодателей за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также предусмотреть административную ответственность за указанные правонарушения в виде административного штрафа для юридических лиц.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях роста занятости инвалидов, что положительно скажется на социально-экономическом развитии Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Счетная палата Российской Федерации с особым вниманием относится к инициативам, направленным на повышение уровня социальной защиты социально уязвимых категорий граждан, к которым относятся инвалиды.
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2022 год было проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Оценка реализации мер социальной поддержки граждан в части трудоустройства инвалидов в 2019 - 2021 годах", итоги которого утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 октября 2022 г. N 61К (1586).
По результатам мероприятия было направлено информационное письмо в Правительство Российской Федерации, в котором Счетная палата Российской Федерации высказала свою позицию о целесообразности проработки вопроса об увеличении размеров штрафов за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
В связи с изложенным концепция законопроекта Счетной палатой Российской Федерации поддерживается.
Вместе с тем обращаем внимание, что Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 марта 2022 года изменен механизм создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, согласно которому квота считается выполненной в случае оформления трудовых отношений с инвалидами.
Более того, согласно положениям статьи 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", вступающей в силу с 1 сентября 2024 года, перечень случаев, когда квота считается выполненной, расширен и предусматривает не только заключение трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя, но и заключение трудового договора между инвалидом и иной организацией в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов между работодателем, которому установлена квота, и этой организацией, а также иные случаи, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в представленной редакции формулировки законопроекта не в полной мере соответствуют нормам законодательства о занятости населения и нуждаются в актуализации.
С учетом изложенного законопроект требует доработки.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.