Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие торговли Республики Башкортостан".
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 марта 2018 года N 109 "Об утверждении государственной программы "Развитие торговли Республики Башкортостан";
пункт 2 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 апреля 2019 года N 192 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2019 года N 289 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие торговли Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 462 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 марта 2018 года N 109 "Об утверждении государственной программы "Развитие торговли Республики Башкортостан";
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2020 года N 235 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года N 314 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2020 года N 376 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие торговли Республики Башкортостан";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "25 июня 2020 года"
постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 апреля 2021 года N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 марта 2018 года N 109 "Об утверждении государственной программы "Развитие торговли Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 года N 155 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие торговли Республики Башкортостан";
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства от 20 июня 2022 года N 325;
постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 марта 2023 года N 90 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие торговли Республики Башкортостан";
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 апреля 2023 года N 167.
3. Действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Муратова Р.Х.
Премьер-министр |
А.Г. Назаров |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 23 мая 2024 г. N 213
Государственная программа
"Развитие торговли Республики Башкортостан"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Развитие торговли Республики Башкортостан"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Торговля является одной из динамично развивающихся и бюджетообразующих сфер экономики, вносит значительный вклад в формирование валового регионального продукта (далее - ВРП). В отраслевой структуре ВРП доля торговли составляет 12%, традиционно уступая только промышленности.
60% от общего числа малых и средних компаний республики осуществляют свою деятельность в сфере потребительского рынка, который включает в себя, кроме торговли, сферы общественного питания и бытовых услуг, оказываемых населению.
По уровню развития потребительского рынка Республика Башкортостан стабильно занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.
Основными направлениями дальнейшего развития потребительского рынка Республики Башкортостан являются развитие конкуренции и многоформатной торговли во всех сегментах, продвижение республиканских товаропроизводителей на внутриреспубликанском и межрегиональном рынках, повышение качества предоставляемых услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан входит в первую десятку регионов Российской Федерации и занимает второе место в Приволжском федеральном округе. По итогам 2022 года значение показателя составило 1118,0 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 205,3 млрд. рублей (рост в 1,2 раза).
Динамика индекса физического объема оборота розничной торговли демонстрирует волнообразные колебания со снижением в 2020 году в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и в 2022 году под влиянием негативных факторов санкционного давления на экономику страны со стороны недружественных государств до уровня 94,7% в сопоставимой оценке к уровню предшествующего периода.
При этом структура оборота розничной торговли остается стабильной: в 2022 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 50,6%, непродовольственных товаров - 49,4% (в 2021 году соответственно 50,8% и 49,2%). Пищевых продуктов населению продано на 565,7 млрд. рублей, или 94,8% в сопоставимых ценах к 2021 году, непродовольственных товаров - на 552,3 млрд. рублей, или 94,6%.
В 2022 году в Республике Башкортостан осуществляли деятельность более 27 тыс. предприятий торговли. Ежегодно увеличивается обеспеченность населения площадями различных форматов. В современных условиях ярмарочные площадки и фермерские рынки являются эффективным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции и обеспечивают стабильный спрос для республиканских сельхозпроизводителей. При этом население имеет возможность приобретать свежую сельскохозяйственную продукцию местных производителей по минимальным ценам.
Всеми органами местного самоуправления республики на 5-летний период разработаны планы размещения ярмарочных площадок.
За 2022 год в республике проведено порядка 23 тыс. ярмарок.
Торговая инфраструктура республики характеризуется ростом доли торговых сетей. Удельный вес сетевой торговли в формировании розничной торговли вырос с 25% в 2020 году до 31,9% в 2022 году.
С 2020 года наблюдается ежегодный рост инфляции. По итогам 2022 года индекс потребительских цен составил 111,3%, что выше сопоставимого показателя 2021 года на 2,6 процентного пункта.
В среднем по Российской Федерации индекс потребительских цен - 112,0%, по Приволжскому федеральному округу - 111,9%.
Среди субъектов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан находится на 2 месте (в порядке от наименьшего к большему).
Основной рост цен связан с разрывом логистических и производственных цепочек, сокращением импортных поставок отдельных товаров на фоне введенных внешних санкционных ограничений, всплеском спроса на отдельные группы товаров длительного пользования и хранения, изменением условий оплаты и сложностями с осуществлением валютных расчетов с зарубежными партнерами.
Индекс потребительских цен на продовольственные товары в 2022 году составил 110,1% (в 2021 году - 110,5%), на непродовольственные товары - 111,4% (в 2021 году - 109,3%), на услуги - 112,7%.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан является совершенствование сферы бытовых услуг.
В структуре платных услуг по итогам 2022 года бытовое обслуживание населения занимает второе место с долей в общем объеме - 14,3% (в 2021 году - 12,8%).
Объем бытовых услуг, оказанных населению в 2022 году, составил 40,6 млрд. рублей, или 108,5% в сопоставимых ценах к 2021 году.
В 2020 году в силу введенных ограничений, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции, наблюдался резкий спад в отрасли. После отмены всех ограничений сфера бытового обслуживания продемонстрировала рост на 41% к уровню 2020 года (28,7 млрд. рублей).
Наибольший удельный вес (более 70% в общем объеме бытовых услуг) традиционно занимают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, парикмахерские и косметические услуги.
В активную стадию реализации вошла Концепция развития придорожного сервиса, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года N 606. Создана система государственной поддержки профильных инвесторов. За два с половиной года количество объектов придорожного сервиса увеличилось более чем на 30%. Практика Республики Башкортостан по развитию придорожного сервиса получила высокую оценку на федеральном уровне со стороны Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина.
В условиях масштабного промышленного производства степень сбалансированности производства и потребления материальных благ выступает ключевым фактором стабильного развития экономики.
Существенную роль в обеспечении сбалансированности производства и потребления материальных благ играет оптовая торговля, выступающая связующим звеном между производителями товаров массового спроса и их потребителями.
Эффективно развивающаяся система оптовой торговли, для которой присуща здоровая конкурентная среда, способствует расширению товарного ассортимента, снижению уровня розничных цен и, соответственно, повышению уровня жизни населения.
В связи с этим содействие эффективному развитию оптовой торговли должно рассматриваться в качестве одной из значимых задач реализуемой государственной экономической политики на всех уровнях власти, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях.
За 2022 год оборот оптовой торговли составил 1273,7 млрд. рублей. По абсолютному показателю оборота оптовой торговли Республика Башкортостан заняла в Приволжском федеральном округе 4 место. Среднегодовой прирост физического объема оборота оптовой торговли Республики Башкортостан составил 92,2%.
В 2021 - 2022 годах наблюдалось заметное снижение индекса физического объема оборота оптовой торговли (93,3% и 92,2% соответственно), что обусловлено разрывом логистических и производственных цепочек, дефицитом складской инфраструктуры и площадей.
В этой связи реализация проектов по строительству оптово-распределительных центов# и логистических комплексов является одной из приоритетных задач в республике. Так, с 2021 года осуществлен ввод распределительного центра сельскохозяйственной и продовольственной продукции "Сигма", 1-ой очереди логистического центра "Панорама", распределительного центра сельскохозяйственной и плодоовощной продукции регионального значения в агропарке "Евразия", логистического комплекса "Фармленд - Терминал 1".
Для дальнейшего развития сферы оптовой торговли продолжается сопровождение ряда крупных проектов, таких, как "Строительство оптово-распределительного центра" (Уфимский район), "Строительство оптово-распределительного центра OZON", 2-ой очереди логистического центра "Панорама".
Реализация указанных проектов позволит Республике Башкортостан стать одним из крупнейших логистических центров Российской Федерации.
Вместе с тем одним из важнейших направлений потребительского рынка является развитие общественного и социального питания, а также обеспечение качественным сбалансированным питанием обучающихся общеобразовательных организаций.
Оборот общественного питания по итогам 2022 года составил 32,5 млрд. рублей, или 102,9% к 2021 году.
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции 2020 год оказался непростым для отрасли общественного питания, что выразилось в резком падении оборота на 24%. С 2021 года росту оборотов общественного питания способствовало улучшение эпидемиологической обстановки и снятие соответствующих ограничений для предприятий питания.
По обороту общественного питания Республика Башкортостан занимает третье место среди субъектов Приволжского федерального округа.
Общественное питание республики представлено 7906 предприятиями на 559,7 тыс. посадочных мест, включая 3400 предприятий общедоступной сети на 143,4 тыс. мест и 4520 объектов питания закрытого типа (при образовательных учреждениях, объектах социальной сферы и т.д.) на 416,0 тыс. мест.
В республике системно подошли к вопросу организации питания в образовательных учреждениях. За последние 3 года оптимизирована профильная нормативная база. Утверждена Единая система требований, предъявляемых к организации социального питания. Принят Закон Республики Башкортостан "Об организации социального питания в Республике Башкортостан", регулирующий отношения, связанные с организацией социального питания в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, а также организациях социального обслуживания Республики Башкортостан.
Доля граждан в организациях Республики Башкортостан, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, удовлетворяющим физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, в общем количестве граждан в организациях Республики Башкортостан в 2022 году составила 92%, что соответствует уровню 2020 года. Необходимо дальнейшее развитие отрасли для повышения данного показателя.
Опыт Республики Башкортостан по организации школьного питания признан лучшим в России. На платформе Агентства стратегических инициатив "Смарт Диалог" практика "Совершенствование организации питания в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан" признана победителем и выбрана из 600 претендентов.
Необходимо продолжать совершенствовать организацию социального питания, проводить работу по снижению доли выявленной недоброкачественной продукции до уровня менее 5%, а долю использования продукции, не предназначенной для детского питания, - менее 10%.
2. Обоснование целей, задач и показателей государственной программы
Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов определены с учетом приоритетов государственной политики в развитии потребительского рынка. Они установлены в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20;
Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733;
Методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития торговли, утвержденными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637;
Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года";
Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624;
Программой деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 67;
распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р;
прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды и иными документами стратегического характера.
3. Цели и задачи государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа обеспечивает вклад Республики Башкортостан в достижение национальных целей развития Российской Федерации по темпу роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выходу не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы, а также увеличению к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Башкортостан.
В рамках государственной программы определены следующие цели:
обеспечить рост к 2030 году индексов физического объема оборота розничной торговли до 103,9%, оптовой торговли - до 107,0%;
обеспечить охват к 2030 году не менее 96% граждан отдельных категорий здоровым качественным питанием в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, организациях социального обслуживания Республики Башкортостан.
Для достижения цели государственной программы предусматривается решение следующих задач:
создать благоприятные условия для развития розничной торговли;
создать условия для развития малых форм торговли;
подготовить квалифицированные кадры для развития сфер торговли и общественного питания;
сформировать доступные условия для привлечения инвестиций в инфраструктуру торговли;
содействовать продвижению продукции республиканских товаропроизводителей на внутриреспубликанском и межрегиональном рынках;
обеспечить доступность и качество услуг в сфере общественного питания;
обеспечить внедрение новых форм бытового обслуживания населения и видов бытовых услуг;
создать условия для развития легального рынка алкогольной продукции;
создать условия для развития придорожного сервиса;
обеспечить развитие оптовой торговли с учетом потребностей основных производственных отраслей экономики Республики Башкортостан;
организовать информационное просвещение населения и организаций в сфере социального питания Республики Башкортостан по вопросам здорового питания;
совершенствовать систему мониторинга качества предоставления услуг, связанных с организацией социального питания в Республике Башкортостан.
4. Сведения об участии муниципальных образований Республики Башкортостан и организаций в реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам не предусмотрено.
Государственная поддержка организаций в рамках реализации государственной программы осуществляется в форме субсидий юридическим лицам, порядки предоставления которых утверждены следующими нормативными правовыми актами:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 апреля 2019 года N 188 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат по созданию, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционных проектов, а также по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, являющихся неотъемлемой частью инвестиционных проектов, к инженерным сетям (электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, газораспределения, водоотведения и канализации) субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Республики Башкортостан, и Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат по созданию, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционных проектов, а также по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, являющихся неотъемлемой частью инвестиционных проектов, к инженерным сетям (электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, газораспределения, водоотведения и канализации) субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Республики Башкортостан в сфере придорожного сервиса";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года N 105 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан автономной некоммерческой организации "Управляющая компания агропромышленного кластера Республики Башкортостан" на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2023 года N 678 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан автономной некоммерческой организации "Башкортостан-сервис" на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2024 г. N 213 "Об утверждении государственной программы "Развитие торговли Республики Башкортостан"
Вступает в силу с 23 мая 2024 г.
Действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 24 мая 2024 г. N 202405240017
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 мая 2024 г. N 0200202405300001
Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан от 22 июля 2024 г. N 21, ст. 1452