Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 22 мая 2024 г.
на проект федерального закона N 577722-8 "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 577722-8 "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 марта 2024 года.
В соответствии с названием указанного законопроекта им предлагается расторгнуть действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров (далее - Соглашение), которое было подписано в г. Москве 27 февраля 1998 г., вступило в силу 17 апреля 2012 г. после ратификации Россией. Украина ратифицировала Соглашение в 1999 году.
Соглашением предусматривалось создание Российского центра науки и культуры (далее - РЦНК) в Киеве, который был открыт в 2007 году и размещался в помещениях на правах аренды.
Согласно статье 8 Соглашения стороны обеспечивают беспрепятственный доступ общественности на мероприятия, проводимые Центрами и на основе взаимности принимают необходимые меры по обеспечению безопасности персонала и помещений Центров, а также проводимых ими мероприятий.
Однако после событий 2014 года РЦНК функционировал в крайне сложных условиях, подвергался нападениям националистических группировок. Из-за введения Киевом санкций против Россотрудничества в 2021 году РЦНК, который являлся также представительством Агентства, полностью свернул свою работу.
Созданный в соответствии с Соглашением Национальный культурный центр Украины (далее - НКЦУ) разместился в г.Москве в здании, приобретенном в собственность на основании договора купли-продажи с Фондом имущества г. Москвы от 23 ноября 1998 г.
После начала специальной военной операции (далее - СВО) в феврале 2022 г., разрыва Киевом дипотношений с Россией и выезда на Украину всех сотрудников украинских представительств НКЦУ приостановил свою деятельность. При этом он все еще пользуется функциональным иммунитетом, поскольку Соглашение формально продолжает действовать.
В соответствии со статьей 9 Центры помимо иной деятельности могут сдавать в аренду помещения, принадлежащие Центру, для частичного возмещения своих затрат, так как информационно-культурная деятельность Центров осуществляется на некоммерческой основе.
В соответствии со статьей 2 Соглашения, центры должны вести свою деятельность под руководством соответствующих глав дипломатических представительств. После разрыва Украиной дипломатических отношений с Россией осуществление такого руководства фактически невозможно.
Вопрос о дальнейшей судьбе принадлежащих Украине на праве собственности помещений НКЦУ будет возможно рассмотреть дополнительно в рамках гражданско-правовых отношений в соответствии с российским законодательством.
Соглашение было заключено на пять лет и автоматически продлевается на пятилетние периоды, пока одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего периода о намерении прекратить его действие. Текущий пятилетний период начался 14 апреля 2022 г. и закончится 14 апреля 2027 г. Вместе с тем на основании Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (статья 61 "Последующая невозможность выполнения" и статья 63 "Разрыв дипломатических или консульских отношений") имеется возможность заявления о денонсации Соглашения и в более ранний срок.
В соответствии со статьей 61 Венской конвенции участник договора вправе ссылаться на невозможность его выполнения как на основание для прекращения договора, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Учитывая, что предметом Соглашения являются отношения, связанные с учреждением и функционированием РЦНК и НКЦУ, для целей применения статьи 61 Венской конвенции эти центры представляют собой объекты, необходимые для выполнения Соглашения. Их закрытие и отсутствие перспективы возобновления деятельности центров на прежней правовой основе позволяет ссылаться на безвозвратное исчезновение объектов, необходимых для выполнения Соглашения, и вызванную таким исчезновением последующую невозможность выполнения Соглашения как на основание для прекращения его действия в связи с международным правом.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по международным делам по концепции законопроекта замечаний и предложений не имеет.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, как и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования принятие Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе аннулировать Соглашение.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.