Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.Н. Дерябина,
установил:
1. Гражданин О.Н. Дерябин оспаривает конституционность части 12 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.
Как следует из представленных материалов, заявитель с 5 февраля 2018 года проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального управления МВД России "Балаковское" Саратовской области (далее - МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области) и в период с 27 апреля по 30 декабря 2020 года был освобожден от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.
Приказом начальника Главного управления МВД России по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области) от 20 ноября 2020 года О.Н. Дерябин с 24 ноября 2020 года был освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение территориального органа внутренних дел на основании пункта 6 части 10 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью). До решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел на него была возложена обязанность по выполнению поручений начальника МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области или лица, исполняющего обязанности по указанной должности.
29 декабря 2020 года заявителю вручено направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Саратовской области".
Приказом начальника ГУ МВД России по Саратовской области от 11 января 2021 года О.Н. Дерябин с 31 декабря 2020 года вновь зачислен в распоряжение территориального органа внутренних дел, но уже на основании пункта 5 части 10 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (направление сотрудника в соответствии с частью 3 статьи 65 данного Федерального закона на медицинское освидетельствование (обследование), при этом заявителю определен перечень его обязанностей как лица, зачисленного в распоряжение. 26 января и 16 февраля 2021 года О.Н. Дерябину, признанному заключением военно-врачебной комиссии годным к службе в органах внутренних дел, в том числе по ранее замещаемой должности, были предложены для замещения вакантные должности, от которых он отказался, выразив желание проходить службу на должности, замещаемой им до зачисления в распоряжение.
Приказом начальника ГУ МВД России по Саратовской области от 16 февраля 2021 года заявитель уволен со службы по основанию, предусмотренному пунктом 12 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 9 июня 2021 года и дополнительными решениями того же суда от 18 октября 2021 года и от 20 декабря 2021 года (с учетом определения от 30 марта 2022 года об исправлении описок) отказано в удовлетворении исковых требований О.Н. Дерябина к ГУ МВД России по Саратовской области, МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области о признании незаконными (в части) приказов о зачислении в распоряжение, а также заключений служебной проверки от 10 июня 2020 года и дополнительной служебной проверки от 15 февраля 2021 года, не установивших связь полученной заявителем 22 мая 2020 года травмы с исполнением служебных обязанностей, и о восстановлении на службе в органах внутренних дел.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 мая 2022 года решение суда первой инстанции и дополнительное решение того же суда от 20 декабря 2021 года оставлены без изменения, а дополнительное решение от 18 октября 2021 года отменено и вынесено новое решение, которым заключения служебных проверок от 10 июня 2020 года и от 15 февраля 2021 года признаны незаконными ввиду допущенных при их проведении процедурных нарушений. Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что полученная О.Н. Дерябиным травма не связана с выполнением им служебных обязанностей.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований о признании незаконными (в части) приказов о зачислении в распоряжение и восстановлении на службе в органах внутренних дел, суды пришли к выводу о том, что зачисление О.Н. Дерябина в распоряжение произведено в соответствии с требованиями законодательства, предложение ему вакантных должностей (в том числе должностей среднего и старшего начальствующего состава, включая должность заместителя начальника отдела полиции) осуществлялось с учетом уровня его квалификации, опыта службы, деловых качеств. При этом каких-либо нарушений процедуры увольнения О.Н. Дерябина суды не усмотрели.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года решения судов первой (с учетом дополнительного решения от 20 декабря 2021 года) и апелляционной инстанций оставлены без изменения, а кассационная жалоба О.Н. Дерябина - без удовлетворения. В передаче кассационной жалобы представителя заявителя на указанные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2023 года, оснований для несогласия с которым не усмотрел и заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 6 апреля 2023 года).
Несоответствие части 12 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 4), 37, 46 (части 1 и 2), 50 (часть 2) и 75.1 О.Н. Дерябин усматривает в том, что данное законоположение - в системе действующего правового регулирования в истолковании, придаваемом ему правоприменительной практикой, - предполагает, что сотрудник органов внутренних дел, освобожденный от замещаемой должности в связи с длительной временной нетрудоспособностью и зачисленный в распоряжение территориального органа внутренних дел в целях медицинского освидетельствования для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы, подлежит переводу на другую должность без возможности вернуться к прохождению службы на должности, ранее им замещаемой (вне зависимости от того, имеются ли предусмотренные указанным Федеральным законом основания для перевода), а его отказ от перевода влечет за собой увольнение со службы.
2. Служба в органах внутренних дел, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на равный доступ к государственной службе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 32, часть 4; статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), представляет собой вид федеральной государственной службы - профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Эта деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 15 июля 2009 года N 13-П, от 21 марта 2014 года N 7-П, от 11 ноября 2014 года N 29-П, от 12 января 2018 года N 2-П, от 12 октября 2023 года N 47-П и др.).
Спецификой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел предопределяется право федерального законодателя в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности указанных лиц, предоставляемые им гарантии и налагаемые на них ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел, а также вводить особые правила поступления на службу в органы внутренних дел, ее прохождения и прекращения служебных отношений с учетом задач, стоящих перед органами внутренних дел, принципов их организации и функционирования (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 14-П и от 12 января 2018 года N 2-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1733-О и от 27 октября 2015 года N 2390-О).
3. Отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым прохождение данного вида службы осуществляется на должностях рядового или начальствующего состава в органах внутренних дел, а также - в случаях и на условиях, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, - на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел (пункт 1 статьи 1, часть 1 статьи 10).
Вместе с тем названный Федеральный закон допускает прохождение сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он при этом не замещает должность в органах внутренних дел. Таким случаем является, в частности, зачисление сотрудника в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 2 статьи 10).
3.1. В соответствии со статьей 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при зачислении сотрудника в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения сохраняются установленные данным Федеральным законом правовое положение (статус) и гарантии социальной защиты такого сотрудника, а также правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9); на него распространяется режим служебного времени (часть 13); к нему могут применяться меры поощрения и дисциплинарного взыскания (часть 14); ему выплачивается денежное довольствие в порядке, предусмотренном законодательством (часть 16).
Перечень случаев, когда допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, предусмотрен частью 10 статьи 36 названного Федерального закона. Этот перечень - с учетом специфики служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, предопределяющей особые требования не только к их деловым и личным качествам, но и к состоянию их здоровья, - включает в себя, в частности, такие обстоятельства, как направление сотрудника в соответствии с частью 3 статьи 65 данного Федерального закона на медицинское освидетельствование (обследование) (пункт 5) и невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей) (пункт 6).
По смыслу частей 9 и 10 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения при наличии к тому оснований, предусмотренных законом, является правом, но не обязанностью уполномоченного должностного лица, а целевое предназначение данного правового механизма освобождения от замещаемой должности состоит в предоставлении указанному должностному лицу возможности решить - в течение срока нахождения сотрудника в распоряжении - вопрос об условиях дальнейшего прохождения таким сотрудником службы в органах внутренних дел либо о ее прекращении.
В силу этого зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение носит исключительно временный характер, а предельный срок его нахождения в распоряжении зависит от обстоятельств, послуживших основанием для зачисления сотрудника в распоряжение. В частности, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 10 статьи 36 названного Федерального закона, сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении в течение периода, необходимого для прохождения медицинского освидетельствования (обследования), но не более двух месяцев, а в случае, предусмотренном пунктом 6 той же части, - в течение периода временной нетрудоспособности, но не более одного года (пункты 3 и 4 части 11 указанной статьи).
3.2. В соответствии с частью 12 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.
Данное законоположение направлено на определение содержания служебной деятельности сотрудника, освобожденного от занимаемой должности в связи с зачислением в распоряжение, и обязывает его выполнять поручения или прежние служебные обязанности в тот период, когда прежнюю должность он уже не замещает, но при этом сохраняет свой правовой статус и получает денежное довольствие. Само по себе возложение на него такого рода обязанности - при условии учета фактической возможности сотрудника по состоянию здоровья осуществлять профессиональную деятельность - не нарушает баланса прав и обязанностей сотрудника органов внутренних дел.
В силу этого предусмотренное Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения предполагает временное сохранение служебных отношений с этим сотрудником без замещения им должности в органах внутренних дел, тем самым предоставляя ему возможность продолжить службу в органах внутренних дел c сохранением правового статуса и материального обеспечения. При этом, определяя возможные правовые последствия, которые наступают для сотрудника органов внутренних дел по истечении срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения (назначение на другую должность в органах внутренних дел либо увольнение со службы), часть 12 статьи 36 названного Федерального закона - во взаимосвязи с иными его положениями - во всяком случае не предполагает произвольного, без соблюдения установленных действующим правовым регулированием процедур, принятия решения о назначении сотрудника органов внутренних дел на вакантную должность или о прекращении служебных отношений.
Таким образом, оспариваемое О.Н. Дерябиным законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в обозначенном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дерябина Олега Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сотрудник органов внутренних дел в связи с длительной нетрудоспособностью освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение территориального органа для медосвидетельствования. ВВК признала его годным к службе. Прежнюю должность ему не вернули, а от других он отказался, в связи с чем он был уволен со службы.
Конституционный Суд РФ не усмотрел нарушения прав заявителя.
Перечень случаев, когда допускается зачисление сотрудника в распоряжение, включает в себя такие обстоятельства, как длительная нетрудоспособность, направление сотрудника на медосвидетельствование. В этом период сохраняются его статус, соцгарантии, служебные правоотношения, денежное довольствие. Цель такого механизма - определение возможности дальнейшего прохождения сотрудником службы либо о ее прекращения, при этом данный вопрос не решается произвольно.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2024 г. N 1121-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дерябина Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 12 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-