В соответствии с пунктом 1 статьи 41 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила управления автономными судами внутреннего водного транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
В.Г. Савельев |
Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г.
Регистрационный N 78360
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 19 марта 2024 г. N 86
Правила
управления автономными судами внутреннего водного транспорта
1. Управление автономными судами внутреннего водного транспорта (далее - автономное судно) независимо от их флага и прав на них должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц 1.
2. При управлении автономным судном владелец автономного судна, организация, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов 2 (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), члены экипажа автономного судна 3, члены внешнего экипажа автономного судна 4, осуществляющие управление автономными судами, должны осуществлять контроль над автономным судном и управление автономным судном независимо от его типа (полуавтономное судно 5 или полностью автономное судно 6) непосредственно и (или) с применением технических средств.
3. Управление автономным судном должно осуществляться посредством:
1) организации и несения службы, включая несение вахт экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна, и (или) внешним экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией;
2) планирования и выполнения рейса;
3) обеспечения годности автономного судна к плаванию по заданному маршруту;
4) несения сигнальных огней и сигнальных знаков в соответствии с состоянием автономного судна и районом плавания, приема и подачи звуковых сигналов;
5) визуального, слухового наблюдения, а также наблюдения с помощью технических средств за окружающей средой, состоянием автономного судна и находящегося на нем груза;
6) приема, передачи и актуализации информации о безопасности судоходства, включая гидрометеорологическую информацию, навигационные предупреждения, путевую информацию, электронные карты;
7) ведения радиосвязи с другими судами, береговыми службами, службами управления движением судов, лоцманскими станциями, между экипажем автономного судна и внешним экипажем автономного судна;
8) маневрирования автономного судна, управления судовыми техническими средствами и системами с учетом режима управления автономным судном;
9) выполнения судовых операций, включая швартовые и якорные операции;
10) планирования грузовых операций и наблюдения за выполнением грузовых операций;
11) приема и (или) высадки лоцмана, осуществления швартовных команд;
12) взаимодействия с береговыми службами и должностными лицами инспекций государственного портового контроля;
13) ведения судовой документации;
14) получения, хранения и зашиты данных о рейсе на автономном судне и в компетентной в области автономного судоходства организации;
15) принятия мер по поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
4. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном прием-сдача, организация и несение вахты на автономных судах должны осуществляться в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года 7 (далее - Конвенция ПДНВ), уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна.
5. Компетентная в области автономного судоходства организация должна обеспечить осуществление управления автономными судами посредством использования технических средств и персоналом, которые расположены на берегу или на борту другого судна, в котором размещается внешний экипаж судна. Компетентная в области автономного судоходства организация должна соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям 8.
6. Управление автономным судном должно осуществляться в ходовом режиме, режиме выполнения судовых операций, режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций.
7. В ходовом режиме автономное судно должно совершать рейс в соответствии с планом рейса.
8. Для управления автономным судном в режиме выполнения судовых операций осуществляются постановка автономного судна на якорь, снятие автономного судна с якоря, швартовные операции, балластные операции, специальные операции, определяемые функциональным назначением автономного судна.
9. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций осуществляется при:
1) столкновении судов, ударе автономного судна о другое стоящее у берега судно, берег, гидротехническое сооружение или подводное препятствие, посадке на мель, пожаре, нарушении непроницаемости или затоплении автономного судна;
2) ухудшении остойчивости автономного судна вследствие смещения, утраты или разжижения груза;
3) проведении спасательных операций;
4) гибели человека или получении телесных повреждений, связанных с эксплуатацией автономного судна;
5) падении человека за борт автономного судна;
6) отказе судовых технических средств, связанных с обеспечением безопасности автономного судна, его ходкости и управляемости;
7) внезапном ухудшении гидрометеорологических условий плавания;
8) потере связи с автономным судном;
9) несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном;
10) несанкционированном доступе на борт автономного судна.
10. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций с использованием технических средств и персоналом, которые размещены на берегу, осуществляется:
1) при пожаре, отсутствии или прекращении электроснабжения в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организации;
2) при потере связи с автономным судном;
3) при несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном, находящимся в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией;
4) при несанкционированном доступе к месту размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией.
11. Управление автономным судном должно осуществляться из одного места, в котором размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией. Допускается наблюдение за автономным судном из одного или из нескольких мест, в которых размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией, удаленных между собой.
12. Для полуавтономного судна переход к управлению от экипажа полуавтономного судна к внешнему экипажу полуавтономного судна должен осуществляться:
1) по решению внешнего капитана полуавтономного судна с последующим устным информированием внешнего капитана полуавтономного судна о переходе управления полуавтономным судном к внешнему экипажу полуавтономного судна;
2) при возникновении аварийной ситуации с автономным судном.
13. При возникновении аварийной ситуации с полностью автономным судном внешний экипаж такого судна должен осуществить переход от режима наблюдения к управлению автономным судном.
14. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном владелец автономного судна должен:
1) укомплектовать экипаж автономного судна согласно штатному расписанию в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 26 и пунктом 2 статьи 34 КВВТ;
2) контролировать выполнение требований к продолжительности рабочего времени и времени отдыха членов экипажа полуавтономного судна 9, а также установить состав и расписание несения вахт для безопасного управления полуавтономным судном;
3) контролировать работу судовых устройств, машин и механизмов;
4) разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном (в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном), который должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов 10;
5) обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц 11;
6) обеспечить безопасные условия работы лоцмана;
7) обеспечить осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
15. Внешний экипаж полностью автономного судна должен осуществлять дистанционное управление автономным судном.
16. Внешний экипаж полуавтономного судна должен оказывать удаленную помощь в управлении полуавтономным судном капитану и экипажу полуавтономного судна, находящимся на полуавтономном судне, или осуществлять дистанционное управление полуавтономным судном.
17. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном внешний экипаж автономного судна должен:
1) соблюдать должностные инструкции и положение о распределении обязанностей при эксплуатации автономного судна между экипажем и внешним экипажем автономного судна, разработанные владельцем автономного судна;
2) выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна.
------------------------------
1Пункт 7 статьи 41 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).
2Пункт 2 статьи 41 1 КВВТ.
3Пункт 1 статьи 26 КВВТ.
4Пункт 1 статьи 26 КВВТ.
5Абзац тридцать второй статьи 3 KBBT.
6Абзац тридцать третий статьи 3 КВВТ.
7 Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Вступила в силу для СССР 28 апреля 1984 года.
8Пункт 1 статьи 41 5 КВВТ.
9Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
10Пункт 5 статьи 41 1 KBBT.
11Пункт 7 статьи 41 1 КВВТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управлять автономным судном внутреннего водного транспорта можно путем организации и несения службы, включая несение вахт, или внешним экипажем. Владелец должен разработать план действий на случай утраты контроля над судном. Управлять судном можно только из одного места - с берега или с другого судна. Наблюдать за ним можно из одного или из нескольких мест.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 86 "Об утверждении Правил управления автономными судами внутреннего водного транспорта"
Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г.
Регистрационный N 78360
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 мая 2024 г. N 0001202405310012