Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Чебоксарского
городского Собрания депутатов
от 30 мая 2024 года N 1634
Положение
о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары
1. Общие положения
Настоящее Положение о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары (далее - Положение) определяет порядок реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ, Законами Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" и от 30 ноября 2006 года N 55 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" и иным законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о жилищных правах граждан Российской Федерации, Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору специализированного найма, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 216/пр.
2. Порядок учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях
2.1. Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в получении жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2.2. Нуждающимися в получении жилого помещения признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы в размере 14,5 кв. м;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. При решении вопросов о принятии на учет принимаются во внимание действия, совершенные гражданами с намерением приобретения права состоять на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
2.4. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения производится в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
2.5. Установление статуса малоимущего производится в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.
2.6. Основаниями для отказа в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, в качестве малоимущего:
1) не представление заявителем документов, предусмотренных пунктом 2.8 раздела 2 настоящего Положения;
2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) документы, представленные заявителем, и полученные в ответ на межведомственный запрос, не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
4) не истек пятилетний срок с даты совершения действий заявителя и членов его семьи, выполненных ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2.7. Учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, осуществляется управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары (далее - администрация) через управы по Калининскому, Ленинскому, Московскому районов администрации города Чебоксары на основании заявлений граждан, поданных ими по месту постоянного жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр). Граждане могут представить заявление о принятии на учет не по месту жительства в случаях, установленном законодательством Российской Федерации.
2.8. Для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения и малоимущим гражданин вместе с заявлением о принятии его на учет нуждающегося в получении жилого помещения, в качестве малоимущего, представляет в администрацию по месту жительства или многофункциональный центр документы, указанные в пунктах 1, 3, 7-9 части 3 и в части 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" (с изменениями и дополнениями), а также согласие на обработку персональных данных. Копии документов представляются с оригиналами, или заверенные в установленном порядке. Специалисты отдела учета и распределения жилья администрации города Чебоксары (далее - отдела жилья) и многофункциональный центр заверяют копии документов после проверки соответствия копии оригиналу.
2.9. Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно запрашивает документы, указанные в пунктах 1, 6-9 части 4.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" (с изменениями и дополнениями), если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
2.10. Заявление от гражданина регистрируется в Журнале регистрации заявлений от граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (приложение N 1 к настоящему Положению) по договору социального найма. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка о получении документов, с указанием их перечня, перечня документов, которые будут получены в результате межведомственного взаимодействия, даты регистрации заявления и получения документов. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется по заявлению их законных представителей.
2.11. Заявления от граждан, поступившие в один день, рассматриваются в порядке очередности поступления в администрацию - исходя из номера регистрации заявления в Журнале регистраций заявлений.
2.12. Срок для принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет составляет 30 рабочих дней, со дня поступления заявления в администрацию. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в администрацию.
2.13. Гражданин считается принятым на учет для получения жилого помещения по договору социального найма, в качестве малоимущего с даты принятия решения администрацией о принятии его на такой учет. Решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях оформляется в виде постановления администрации города Чебоксары.
2.14. Гражданин, в отношении которого принято решение о принятии его на учет, включается в конец списка граждан, принятых на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (приложение N 2 к настоящему Положению), в качестве малоимущего, ему присваивается текущий новый номер в списке. Одновременно, при наличии у гражданина права на внеочередное обеспечение жильем, гражданин включается в список на внеочередное обеспечение жильем, также с присвоением номера очередности в конце списка. Обязанность и ответственность за ведение списков возложена на администрацию.
2.15. Подчистки в списках граждан не допускаются. Внесение поправок и изменений в список заверяются должностным лицом, на которого возложена ответственность за ведение учета граждан.
2.16. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором сохраняются заявление и представленные гражданином документы, документы, полученные администрацией в порядке межведомственного взаимодействия, документы, предоставляемые гражданами для перерегистрации. Учетному делу присваивается номер, состоящий из кода отдела жилья, кода номенклатуры и номера очередности гражданина в списке нуждающихся граждан на дату принятия решения о принятии его на учет. Учетное дело хранится 10 лет со дня исключения из списка нуждающихся граждан.
2.17. Уведомление о принятом решении о принятии на учет или об отказе в принятии на учет направляется гражданину в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения.
2.18. В уведомлении об отказе в принятии на учет должны быть указаны основания для отказа, предусмотренные в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Положения. Решение об отказе может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.19. Один раз в три года администрация проводит перерегистрацию граждан, принятых на учет для получения жилого помещения в качестве малоимущих. Администрация направляет гражданам, принятым на учет, письменные уведомления о необходимости предоставления ими документов, указанных в пункте 2.8 раздела 2 настоящего Положения, в течение трех месяцев.
2.20. По представленным документам, и документам, полученным в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.9 раздела 2 Положения, администрации проводят расчет статуса малоимущих и определяют уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения гражданина и членов его семьи. При перемене гражданином места жительства в пределах границ города Чебоксары без улучшения жилищных условий по норме предоставления жилья его очередность сохраняется в администрации по месту принятия на учет.
2.21. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование;
4) получения ими в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в документах, представленных заявителями в администрацию сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2.22. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях оформляется в виде постановления администрации города Чебоксары и должно быть принято не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, установленные законодательством, и выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
2.23. Если после снятия с учета по основаниям, указанным в пункте 2.21 раздела 2 настоящего Положения, у гражданина вновь возникло право принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то принятие на учет производится по общим основаниям.
3. Расчет статуса малоимущего в целях обеспечения жильем по договору социального найма
3.1. Граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из средней рыночной стоимости жилого помещения в городе Чебоксары; стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих; размера среднемесячного совокупного дохода семьи и возможности приобретения жилого помещения по норме предоставления по средней рыночной стоимости в городе Чебоксары с помощью ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилья или накопления средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления за десять лет.
3.2. Специалисты отдела жилья рассчитывают среднюю рыночную стоимость жилого помещения, которая определяется как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, количества членов семьи и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, по формуле:
СЖ = НП x КС x РС, где:
СЖ - средняя рыночная стоимость жилого помещения;
НП - норма предоставления общей площади жилого помещения: по городу Чебоксары составляет 16 квадратных метров;
КС - количество членов семьи;
РС - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежеквартально утверждаемой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Чувашской Республике.
3.3. Если гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте, не в состоянии подтвердить свои доходы в месяцах расчетного периода документами, и не находится в отпуске по уходу за ребенком, не является получателем пенсии по инвалидности, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, военнослужащим, проходящим службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, доход за указанные месяцы определяется исходя из размера средней заработной платы по Чувашской Республике за отчетный период, предшествующий расчетному периоду. В качестве размера средней заработной платы по Чувашской Республике принимаются данные о средней заработной плате работников организаций в Чувашской Республике на текущую дату, либо последние опубликованные данные, размещаемые на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (http://chuvash.gks.ru > раздел "Официальная статистика" > подраздел "Рынок труда, занятость и заработная плата" > подраздел "Информационно-аналитические материалы, срочные публикации и комментарии").
3.4. Для определения количества лет для выплаты ипотечного кредита принимается максимальное из количеств лет до выхода гражданина или его совершеннолетних членов семьи на пенсию, но не более 20 лет.
3.5. Размер кредита рассчитывается по формуле:
, где
Дч - среднемесячный доход за расчетный период, за вычетом всех обязательных платежей (алименты, налоги);
Т - срок кредитования в месяцах (количество лет для выплаты ипотечного кредита, умноженное на 12).
3.6. Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера ипотечного кредита, определяемая специалистами отдела жилья, больше величины средней рыночной стоимости жилого помещения, то гражданин не может быть признан малоимущим.
3.7. Если у заявителя, исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи, не имеется возможности получения ипотечного кредита на сумму недостающих средств для приобретения жилого помещения, рассматривается возможность накопления суммы недостающих средств для приобретения жилого помещения за вычетом прожиточного минимума за десять лет по формуле:
РН = (СДС - (ПМ x КС)) x 10 x 12, где:
РН - размер возможного накопления недостающих средств для приобретения жилого помещения;
ПМ - прожиточный минимум на душу населения в целом по Чувашской Республике;
10 x 12 - период накопления (количество лет, умноженное на количество месяцев в году);
СДС - размер среднемесячного совокупного дохода семьи, который определяется как сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи.
Среднемесячный размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев в расчетном периоде.
3.8. Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера возможного накопления средств позволяет приобрести жилое помещение по норме предоставления общей площади жилого помещения по среднерыночной стоимости, то гражданин не может быть признан малоимущим.
4. Расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения заявителя и членов его семьи
4.1. Уровень обеспеченности общей площадью гражданина определяется исходя из наличия жилых помещений, указанных в пункте 2.4 раздела 2 настоящего Положения у членов его семьи, принимаемых вместе с ним на учет, и у членов его семьи, которые вселены в качестве членов семьи собственника или нанимателя (зарегистрированы вместе с ним по месту жительства, далее по тексту - проживающих вместе с заявителем) в жилое помещение, и у членов его семьи, принимаемых на учет, зарегистрированных по месту жительства в другом помещении, вместе с другими лицами, вселенными в это жилое помещение в качестве членов семьи собственника или нанимателя в это другое помещение (зарегистрированными по месту жительства, далее по тексту - проживающих вместе с членом семьи заявителя).
4.2. Для расчета уровня обеспеченности общей площадью, учитываются площади жилых помещений, занимаемых гражданами по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, договору социального найма, договору найма жилого фонда социального использования, и находящиеся у них в собственности, либо на иных законных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.3. В общей площади жилого помещения не учитываются площади балконов, лоджий, веранд и террас. Общая площадь жилых помещений, занимаемых гражданином по договорам найма или поднайма, или срочному договору, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расчете в целях признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не учитывается.
4.4. В площади комнаты в коммунальной квартире учитываются площади вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты. Общая площадь жилой комнаты в квартире коммунального заселения вычисляется как произведение общей площади квартиры и площади комнаты в квартире коммунального заселения, деленное на сумму площадей всех жилых комнат квартиры коммунального заселения. Из нее исчисляется общая площадь, приходящаяся на долю собственника жилого помещения в квартире коммунального заселения.
4.5. Для установления уровня обеспеченности отдельно вычисляется 1) обеспеченность заявителя и членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства в одном жилом помещении, 2) обеспеченность члена семьи заявителя, зарегистрированного по месту жительства в другом жилом помещении.
4.6. К общей площади жилого помещения, в котором зарегистрирован член семьи заявителя, прибавляется:
общая площадь других жилых помещений, находящихся целиком в собственности члена семьи заявителя, и членов семьи, проживающих совместно с членом семьи заявителя;
площадь, приходящаяся на долю другого жилого помещения, которой владеет член семьи заявителя, члены семьи, проживающие совместно с членом семьи заявителя: площадь исчисляется как произведение доли и площади этого жилого помещения.
4.7. За уровень обеспеченности члена семьи заявителя, зарегистрированного по месту жительства в другом жилом помещении, принимается результат от деления общей площади, вычисленной в соответствии с пунктом 4.6 раздела 4 настоящего Положения и числа лиц, зарегистрированных по месту жительства вместе с членом семьи заявителя.
4.8. К общей площади жилого помещения, в котором зарегистрирован заявитель, прибавляется:
общая площадь других жилых помещений, находящихся целиком в собственности заявителя, членов семьи, принимаемых на учет, и членов семьи, проживающих совместно с членом семьи заявителя;
площадь, приходящаяся на долю другого жилого помещения, которой владеет заявитель, члены его семьи, принимаемые на учет, члены семьи, проживающие совместно с заявителем: площадь исчисляется как произведение доли и площади этого жилого помещения.
4.9. За обеспеченность заявителя и членов его семьи, принимаемых на учет и зарегистрированных вместе, принимается результат от деления общей площади, вычисленной в соответствии с пунктом 4.8 раздела 4 настоящего Положения на число лиц, зарегистрированных по месту жительства вместе с заявителем, умноженный на количество членов его семьи, принимаемых на учет и зарегистрированных в жилом помещении вместе с ним.
4.10. За обеспеченность заявителя и членов его семьи, зарегистрированных в другом жилом помещении, принимается сумма площадей, вычисленных в соответствии с пунктами 4.7 и 4.9 раздела 4 настоящего Положения.
4.11. За уровень обеспеченности заявителя и членов его семьи принимается результат от деления площади, вычисленной в соответствии с пунктом 4.10 раздела 4 настоящего Положения, и количества членов семьи заявителя, принимаемых на учет.
5. Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма
5.1. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, указанным в настоящем Положении.
5.2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
а) гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения;
б) гражданам, родившимся на территории Чувашской Республики, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений указанным категориям граждан осуществляется однократно;
в) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
5.3. Решение о предоставлении жилого помещения в муниципальном жилищном фонде принимается в виде постановления администрации города Чебоксары по месту жительства где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в качестве малоимущего. Постановление администрации города Чебоксары является основанием для заключения договора социального найма.
5.4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде принимается администрацией при передаче соответствующих полномочий.
5.5. Жилое помещение для предоставления гражданам признанным нуждающимися в жилых помещениях передается в администрацию письмом администрации города Чебоксары. Решение о предоставлении жилого помещения принимается в течение тридцати дней после ввода жилого дома в эксплуатацию. Заселение освободившихся жилых помещений проводится в тридцатидневный срок после окончания необходимого ремонта, проводимого после их освобождения.
5.6. Заселение в непригодное для проживания жилое помещение не допускается.
5.7. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Расчет уровня обеспеченности производится в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
5.8. Перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь предоставить в администрацию по месту принятия на учет документы, указанные в пункте 2.8 раздела 2 настоящего Положения.
5.9. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам по норме предоставления: 16 квадратных метров общей площади на одного человека. Жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
5.10. Комнаты по договорам социального найма предоставляются только в случае, предусмотренном в статье 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.11. На каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере нормы предоставления.
5.12. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается с их согласия.
5.13. При получении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма граждане обязаны освободить ранее занимаемое ими жилое помещение. При отказе освободить ранее занимаемое жилое помещение граждане получают жилое помещение, общая площадь которого соответствует разнице между нормой предоставления жилого помещения в расчете на данную семью и общей площадью жилого помещения, имеющегося у граждан.
5.14. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.
5.15. Граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, при получении жилых помещений на условиях социального найма могут безвозмездно передать принадлежащее им на праве собственности помещение в государственную или муниципальную собственность. В случае несогласия передать находящееся в собственности помещение в государственную или муниципальную собственность, гражданам предоставляется жилое помещение, общая площадь которого соответствует разнице между нормой предоставления жилого помещения в расчете на данную семью и общей площадью жилого помещения, имеющегося в собственности.
5.16. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору социального найма, при получении жилых помещений на условиях социального найма могут получить жилое помещение в дополнение к имеющемуся с общей площадью, равной разнице между нормой предоставления на каждого члена семьи и площадью жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. В случае освобождения жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, жилое помещение предоставляется общей площадью, равной норме предоставления на каждого члена семьи. В этом случае все члены семьи подписывают и предоставляют в администрацию обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
5.17. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за последние пять лет, предшествующих принятию решения о предоставлении жилого помещения.
6. Предоставление освободившихся жилых помещений в квартире коммунального заселения
6.1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
6.2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в пункте 6.1 раздела 6 настоящего Положения, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления на основании их заявления.
6.3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в пунктах 6.1 и 6.2 раздела 6 настоящего Положения, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи (в соответствии со статьями 549 - 558 Гражданского кодекса Российской Федерации) гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
6.4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в пунктах 6.1 - 6.3 раздела 6 настоящего Положения, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
7. Учет категорий граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения на основании жилищного законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики
7.1. Подача гражданами заявления о принятии на учет для получения жилого помещения по договору социального найма в качестве иной категории, и принятие администрацией решения о принятии гражданина на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в качестве иной категории или об отказе в принятии на учет осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики государственной услуги "Обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пунктах 1, 3, 6 и 7 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений", утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 6 декабря 2022 года N 03-03/560.
7.2. Учет граждан иных категорий в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставление им жилых помещений по основаниям, указанным в законодательстве Российской Федерации и Чувашской Республики, исполняются администрацией по месту их жительства в порядке наделения государственными полномочиями Чувашской Республики и государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счет бюджетов Российской Федерации и Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".
7.3. Подача гражданами заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, и администрацией решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья или об отказе в принятии на учет осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов государственной услуги "Ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений", утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27 июня 2022 года N 03-03/301.
7.4. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку осуществляется на основании решения администрации города Чебоксары в форме постановления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту жительства, и приложенных к заявлению документов. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется по заявлению их законных представителей.
7.5. Для подтверждения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, гражданин один раз в три года предоставляет в администрацию по месту постановки на учет документы, указанные в пункте 2.6 Административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов государственной услуги "Ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений", утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27 июня 2022 года N 03-03/301.
7.6. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование;
4) получения ими в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) выявления в документах, представленных ими в администрацию, сведений, не соответствующих действительности и послужившими основанием принятия на учет, а также выявления неправомерных действий должностных лиц администрации, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
6) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Чувашской Республики.
7.7. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку оформляется в виде постановления администрации города Чебоксары и должно быть принято не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, установленные законодательством, и выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
7.8. Если после снятия с учета по основаниям, указанным в пункте 7.6 раздела 7 настоящего Порядка, у гражданина вновь возникло право принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, то принятие на учет производится по общим основаниям.
7.9. При перемене гражданином места жительства в пределах границ города Чебоксары без улучшения жилищных условий по норме предоставления жилья его очередность в администрации сохраняется на основании заявления, поданного им по месту своего жительства.
7.10. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам и правилам Жилищного кодекса РСФСР (утратил действие 1 марта 2005 года) сохраняют право состоять на данном учете до наступления случаев:
1) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв. м;
2) получения бюджетных средств (федеральных, республиканских или бюджета города Чебоксары) на приобретение или строительство жилого помещения;
3) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
4) выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование;
5) подачи заявления гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях, о снятии с учета, подаваемого по месту учета.
8. Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда
8.1. К жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда города Чебоксары (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
а) служебные жилые помещения;
б) жилые помещения в общежитиях;
в) жилые помещения маневренного фонда;
г) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
д) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
е) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
ж) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
з) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8.2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Чебоксары. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании постановления администрации города Чебоксары.
8.3. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренным соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, установленные жилищным законодательством Российской Федерации.
8.4. Ведение учета специализированного жилого фонда осуществляет управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании постановлений администрации города Чебоксары по договорам найма специализированных жилых помещений.
8.5. Служебные жилые помещения в городе Чебоксары предоставляются в виде отдельной квартиры. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в городе Чебоксары, где находится их место работы и должно быть благоустроенным применительно к условиям города Чебоксары, отвечать установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.
8.6. Решение о предоставлении служебного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда принимается администрацией по месту нахождения муниципального учреждения по ходатайству руководства. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, выполнения работы в муниципальном учреждении, органах местного самоуправления, нахождения на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной должности в органах местного самоуправления, а также увольнение с муниципальной службы является основанием расторжения договора найма служебного жилого помещения.
8.7. Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
а) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
б) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
в) граждан, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
г) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
8.8. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.
8.9. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:
до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в подпункте "а" пункта 8.7 раздела 8 настоящего Положения);
до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в подпункте "б" пункта 8.7 раздела 8 настоящего Положения);
до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (при заключении такого договора с гражданами, указанными в подпункте "в" пункта 8.7 настоящего Положения);
до завершения расчетов с гражданами, указанными в подпункте "г" пункта 8.7 настоящего Положения, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года;
установленный законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики (при заключении такого договора с гражданами, указанными в подпункте "д" пункта 8.7 раздела 8 настоящего Положения).
8.10. Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.
9. Освобождение от платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда (платы за наем)
9.1. Принятие решения о признании граждан освобожденными от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда (далее - плата за наем) в соответствии частью 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется администрацией города Чебоксары через управы по Калининскому, Ленинскому, Московскому районам администрации города Чебоксары на основании личного обращения гражданина - жителя города Чебоксары по месту проживания соответственно.
9.2. Граждане признаются освобожденными от платы за наем, если по результату расчета, произведенного в соответствии с разделом 3 настоящего Положения, они являются малоимущими, признанными нуждающимися в жилых помещениях.
9.3. Граждане признаются освобожденными от платы за наем сроком на один год.
9.4. Освобождение от платы за наем предоставляется одинокому нанимателю или семье нанимателя, проживающим по договору найма в жилом помещении муниципального жилищного фонда.
9.5. Освобождение от платы за наем может быть предоставлено частично отдельным членам семьи нанимателя, проживающим в жилом помещении муниципального жилищного фонда, в отношении которых судебной инстанцией вынесено решение о выделении отдельной доли оплаты за коммунальные услуги. В этом случае освобождение за наем предоставляется пропорционально определенной судом доли оплаты коммунальных услуг.
9.6. Органом, ответственным за исполнение решения об освобождении граждан от внесения платы за наем, признанных администрацией малоимущими, является финансово-экономический отдел управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары.
9.7. Для освобождения от платы за наем жители города Чебоксары (также - заявители), проживающие в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, или лица, уполномоченные на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в администрацию вместе с заявлением (приложение N 4 к настоящему Положению) об освобождении от платы за наем документы, указанные в пунктах 1, 3, 7-9 части 3 и в части 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" (с изменениями и дополнениями). Копии документов представляются с оригиналами, или заверенные в установленном порядке.
9.8. Документы предоставляются:
1) одиноко проживающим нанимателем;
2) нанимателем и (или) членами его семьи, включенными в договор найма, а также вселенными в жилое помещение после заключения договора найма, в том числе и от временно отсутствующих граждан;
3) отдельными членами семьи нанимателя, в отношении которых судебной инстанцией вынесено решение о выделении отдельной доли оплаты за коммунальные услуги.
На умерших лиц, включенных в договор найма, предоставляется копия свидетельства о смерти совместно с оригиналом, либо заверенная копия в установленном законном порядке.
Граждане, указанные в подпункте 3 настоящего пункта, предоставляют в администрацию дополнительно заверенную вступившего в законную силу копию решения суда.
9.9. Заявление подписывается гражданином и всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя и самим нанимателем жилого помещения по договору найма. Все поля заявления должны быть заполнены, заявитель и члены его семьи несут ответственность за полноту представленных сведений. Все представляемые документы записываются в расписку-реестр (являющуюся приложением к заявлению (далее - расписка-реестр) в двух экземплярах.
9.10. Обработка персональных данных граждан и членов их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими случаи и особенности обработки персональных данных. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" граждане дают согласие на обработку своих персональных данных.
9.11. Заявления граждан регистрируются в журнале регистрации заявлений. Гражданину, подавшему заявление, выдается расписка-реестр в получении документов с указанием их перечня и даты получения, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается многофункциональным центром.
9.12. Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает документы, указанные в пунктах 1, 6-9 части 4.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" (с изменениями и дополнениями).
9.13. Решение о признании гражданина освобожденным от платы за наем либо об отказе в признании гражданина освобожденным от платы за наем принимается по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов администрацией не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр срок принятия решения о признании освобожденным от платы за наем или об отказе в признании освобожденным от платы за наем исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в администрацию.
9.14. В решении администрации указываются фамилии, имена, отчества заявителя и членов его семьи, адрес жилого помещения муниципального жилого помещения, в отношении которого заявитель и члены его семьи освобождаются от платы за наем, дата окончания срока освобождения от платы за наем.
9.15. Основанием для отказа в признании освобожденным от платы за наем являются:
1) непредставление документов, указанных в пункте 9.7 раздела 9 настоящего Положения;
2) документы, представленные гражданином, и полученные в результате межведомственного взаимодействия, не подтверждают право граждан на освобождение от платы за наем;
3) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия решения о признании гражданина освобожденным от платы за наем, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан быть признанным освобожденными от платы за наем;
4) сведения, указанные заявителем и членами его семьи о себе неполные.
9.16. Решение об отказе в признании гражданина освобожденным от платы за наем должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 9.15 раздела 9 настоящего Положения.
9.17. Администрация не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании гражданина освобожденным от оплаты за наем или принятии решения об отказе в признании освобожденным от платы за наем выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление, копию такого решения. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
9.18. Администрация не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании гражданина освобожденным от оплаты за наем направляет копию такого решения в уполномоченный орган по начислению платы за наем жилого помещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.