Решение Приморского краевого суда от 14 марта 2024 г. по делу N 3а-44/2024
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Кулага Л.В.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца индивидуального предпринимателя Южанина А.И. - Сиротюк М.А.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Ким С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Южанина Александра Ивановича к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Уссурийского городского округа Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19 февраля 2022 года N 64-ри.
В Перечень объектов на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, д. 10б (пункт 9435).
Индивидуальный предприниматель Южанин А.И. (далее - ИП Южанин А.И.) обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости: административное здание, пекарня с кадастровым номером N, площадью 1028,7 кв. м, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, д. 10б. Указанный объект недвижимости включён в Перечень объектов на 2022 год (пункт 9435). Объект включён в Перечень на 2022 год на основании предложения, представленного администрацией Уссурийского городского округа Приморского края, однако мероприятий по определению вида фактического использования вышеуказанного объекта недвижимости уполномоченным органом не проводилось. Объект был включён в Перечень только исходя из содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости - наименования объекта "административное здание, пекарня". Считает, что такой подход к определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па). Полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости. Объект с кадастровым номером N не является административно-деловым центром и не содержит помещений, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, имеет наименование "административное здание, пекарня", назначение: нежилое. Данные о виде разрешенного использования здания отсутствуют. Фактически здание представляет собой комплекс помещений для обеспечения рабочего процесса по производству хлебобулочной продукции. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "для обслуживания и эксплуатации здания". По причине включения объекта недвижимости в Перечень на 2022 год ему отказано в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении данного объекта недвижимости. Считает, что включение указанного здания в Перечень объектов на 2022 год нарушает его права в виде возникновения обязанности по уплате налога на имущество. В связи с тем, что он не имеет высшего юридического образования, им понесены расходы на оплату услуг представителя в размере ..., что подтверждается договором на оказание правовых (юридических услуг) от 19 января 2024 года, распиской в получении представителем оплаты по договору в полном объёме от 1 февраля 2024 года. Также им понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере ... и нотариальные расходы в размере ... за совершение нотариального действия (удостоверение доверенности).
Просит:
признать недействующим пункт 9435 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, со дня принятия указанного распоряжения;
взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ..., нотариальные расходы (удостоверение доверенности) - ..., всего - ....
В судебное заседание административный истец ИП Южанин А.И., представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, министерства промышленности и торговли Приморского края, администрации Уссурийского городского округа Приморского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством промышленности и торговли Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что сведения о спорном объекте не подавались министерством промышленности и торговли Приморского края в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края для включения в Перечень на 2022 года.
В соответствии со статьёй 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца ИП Южанина А.И. - Сиротюк М.А., на удовлетворении административного искового заявления настаивала, по доводам в нём изложенным, считает, что основания для включения объекта недвижимости: административного здания, пекарни с кадастровым номером N, принадлежащем на праве собственности Южанину А.И. в Перечень на 2022 год отсутствовали, пояснила, что на первом этаже здания расположены помещения, используемые для производства хлебобулочной продукции. Часть помещений, расположенных на втором этаже, переоборудованы во вспомогательные помещения - это раздевалки, душевые комнаты, большая часть помещений требует капитального ремонта и вообще не используется, имеется один кабинет, который использует административный персонал пекарни. Южанин А.И. стал собственником указанного здания в 2011 году и с этого периода здание используется под пекарню.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Ким С.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105 министерство имущественных и земельных отношений Приморского края в 2021 году формировало и утверждало Перечень на 2022 год, в том числе на основании Перечня административно-деловых и офисных объектов, представленного администрацией Уссурийского городского округа Приморского края. Объект недвижимости с кадастровым номером N включён в Перечень на 2022 год на основании Перечня административно-деловых и офисных объектов, представленного администрацией Уссурийского городского округа в адрес министерства исх. N 11-01/14/2161 от 29 июня 2024 года. На момент включения объекта в Перечень на 2022 год согласно выписки из Единого государственного объекта недвижимости наименование здания: административное здание, пекарня. В силу пункта 7 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105 только в случае отсутствия сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), уполномоченный орган вправе обратиться с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Порядком, утвержденным постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105 не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень. Распоряжение министерство имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри принято и опубликовано в установленном законом порядке. На момент формирования и утверждения Перечня на 2022 год министерство имущественных и земельных отношений Приморского края не располагало предложениями от собственника о проведении обследования объекта недвижимости; при отсутствии предложений собственника у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края отсутствовали основания инициировать проведение обследования объекта недвижимости. Считают, что заявленный к взысканию размер расходов на оплату услуг представителя чрезмерно завышен. В удовлетворении административных исковых требований просят отказать.
Выслушав представителя административного истца Сиротюк М.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Ким С.В., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания недействующим пункта 9435 Перечня на 2022 год, со дня принятия соответствующего распоряжения органом его утвердившим, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подпункту 2 статьи 15, абзацу первому пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливается в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса).
Муниципальным правовым актом Думы города Владивостока от 27 октября 2014 N 151-МПА "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа" установлен и введён на территории Владивостокского городского округа налог на имущество физических лиц (пункт 1); установлена ставка налога в размере 1,1% - в 2022 году для объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (в редакции постановления Правительства Приморского края от 3 февраля 2021 года N 41-пп), министерство имущественных и земельных отношений Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Южанину А.И. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1028,7 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, д. 10б, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 октября 2011 года сделана регистрационная запись N 25-25-12/078/2011-029.
Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года.
В пункт 9435 Перечня на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, д. 10б, принадлежащий Южанину А.И.
При исследовании документов, представленных в материалы административного дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению их в действие, что не оспаривается административным истцом.
Административный истец ИП Южинан А.И. вправе обжаловать указанный нормативный правовой акт, поскольку размер налоговых платежей на принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества рассчитывается из кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, за 2022 год по ставке налога как за объект недвижимости, включенный в Перечень в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативным правовым актом, которым затрагиваются его права и законные интересы вследствие включения принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества в Перечень на 2022 год.
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 12 ноября 2021 года) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных критериев.
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N включён министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в оспариваемый Перечень на 2022 год на основании Перечня административно-деловых и офисных объектов, представленного администрацией Уссурийского городского округа Приморского края, исходя из содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости наименования объекта как "административное здание, пекарня".
Принадлежащий Южанину А.И. на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1028,7 кв. м, количество этажей: 2, местоположение: Приморский край, г. <адрес>, д. 10б, имеет наименование: "Административное здание, пекарня", назначение: "нежилое". Данные о видах разрешенного использования указанного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости.
Принадлежащий Южанину А.И. на праве собственности объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для обслуживания и эксплуатации здания", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание административное, пекарня. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, дом 10-б. Данный земельный участок на праве собственности принадлежит Южанину А.И., о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации 15 сентября 2014 года N N.
Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемый Перечень, в материалах административного дела не содержится; такой вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания не предусматривает.
Из технического паспорта здания (строения), составленного отделением N 9 филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Приморскому краю, на здание "административное, пекарня", расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, д. 10-б (Лит.: А), следует, что объект недвижимости имеет назначение "здание столовой и заводоуправления", используется как административное, пекарня.
Из поэтажного плана здания административного, пекарни и экспликации к поэтажному плану следует, что здание площадью 1028,7 кв. м, состоит из двух этажей, в здании расположены помещения:
первый этаж: (площадь 498,8 кв. м):
NN по плану строения 1, 7, 19, 22, 26, 28, 29, 33, 34, 40, 41 "коридор",
N 2 - "склад готовой продукции", NN 3-6, 16, 17, 43 - "санузел", NN 8, 15,27 - "кладовая", NN 9, 12, 13, 36 - "мойка", N 10 - "кабинет", NN 11, 14, 37 - "производственный цех", N 18 - "душ", N 20, 21 - "бытовое", NN 23, 24 - "слесарная мастерская", N 25 - "холодильная камера", NN 30-32, 35, 38 - "склад", N 39 - "щитовая", N 42 - "лестничная клетка";
второй этаж (площадь 513,9 кв. м):
N 1 - "лестничная клетка", NN 2-4, 7, 8, 18, 22, 23, 25-27, 30, 32, 33 - "кабинет", NN 5, 6, 9-17, 19-21, 28, 29, 31 - "шкаф", N 24 - "актовый зал",
N 34 - "коридор".
Исходя из технического паспорта с поэтажной экспликацией на здание административное, пекарню, в нём отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать данное здание административно-деловым центром и (или) торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своём составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, и (или) объектов бытового обслуживания, общественного питания.
Назначение и разрешённое использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, следовательно, исходя только из их наименования в техническом паспорте на спорное здание нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Каких-либо допустимых доказательств того, что нежилое здание имеет коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду не представлено.
Поскольку наименование здания может предполагать размещение в нем как офисного здания (помещений) делового, административного и коммерческого назначения, так и здания (помещений) иного общественного (публичного) назначения, то есть объектов недвижимости, которые Налоговый кодекс Российской Федерации не позволяет отнести к объектам, подлежащим включению в Перечень, в связи с чем, до принятия Перечня административный ответчик должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости, поскольку достоверные данные, свидетельствующие о наличии оснований для включения указанного объекта в Перечень, отсутствовали.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па до утверждения Перечня на 2022 год мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости не проводилось, объекты включены в Перечень на основании информации, предоставленной органом местного самоуправления.
Суд также отмечает, что в последующем краевым государственным казённым учреждением "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" по заявлению собственника было проведено обследование указанного здания и составлен Акт обследования здания, пекарни с кадастровым номером N от 20 ноября 2023 года, в результате осмотра выявлено, что часть помещений объекта используется для размещения иных видов фактического использования, часть объекта используется для размещения офисов (второй этаж: номер помещения на поэтажном плане: 3, площадью 47,8 кв. м), часть помещений вспомогательные, часть помещений не используется. Таким образом, доля нежилых помещений, используемая для размещения офиса, составляет 4,65% от общей площади объекта осмотра.
В связи с проведенным обследованием указанного объекта недвижимости распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 25 декабря 2023 года N 827-ри "О внесении изменения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" он был исключён из Перечня на 2023 год.
При установленных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорное здание не подлежало включению в оспариваемый Перечень.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения путём осмотра объекта недвижимости ошибочна, основана на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка (в редакции от 3 февраля 2021 года) мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - мероприятия по определению вида фактического использования), осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - организация).
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.4 Порядка, решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учётом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 9435 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положениями статьи 106 КАС РФ предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Из разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1) следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесёнными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Судом установлено, что 19 января 2024 года между Сиротюк М.А. ("Исполнитель") и Южаниным А.И. ("Заказчик") заключён Договор на оказание правовых (юридических) услуг. Согласно условиям Договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Заказчику юридические услуги по представлению интересов Заказчика в суде по делу об оспаривании нормативного правового акта в порядке и сроки, установленные настоящим Договором, Заказчик обязуется принять и оплатить Услуги Исполнителя в порядке, в сроки и на условиях, которые определены настоящим договором (пункт 1.1). Исполнитель оказывает услуги на основании доверенности, выданной Заказчиком (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1 Договора Исполнитель обязуется: оказывать юридическую помощь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями Договора; совершать все необходимые для выполнения поручения действия, в том числе: подготовить исковое заявление, пакет документов, необходимый для подачи искового заявления в суд собрать доказательства; участвовать во всех судебных заседаниях; знакомится с материалами дела; информировать заказчика о ходе рассмотрения дела; выполнять иные действия, необходимые для надлежащего оказания услуги; оказать услуги в сроки, установленные настоящим Договором; согласовывать с Заказчиком объём, характер и целевое назначение расходов, связанных с исполнением поручения по настоящему Договору; согласовать по делу правовую позицию с Заказчиком; сохранять в тайне любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи; сообщать Заказчику, по его требованию, все сведения о ходе исполнения поручения по настоящему Договору; при выявлении обстоятельств, при которых Исполнитель был не вправе принимать поручение Заказчика, незамедлительно уведомить об этом Заказчика; уведомить Заказчика об окончании оказания Услуг по настоящему Договору и о необходимости подписания Акта об оказании юридических услуг.
Размер вознаграждения Исполнителя за исполнение поручения по настоящему Договору составляет ..., включая транспортные расходы (пункт 3.1). В указанную в пункте 3.1 настоящего Договора стоимость входит: предварительный анализ информации и документов, предоставленных Заказчиком; сбор документов, необходимых для подачи документов в суд; подготовка и подача в суд искового заявления, сопутствующих процессуальных документов; подготовка и направление в суд в рамках дела ходатайств; участие с целью представления интересов Заказчика.
Из пункта 3.3 Договора следует, что при подписании настоящего Договора Заказчик оплатил, а Исполнитель получил ....
Административным истцом представлена Расписка в получении денег от 1 февраля 2024 года, из которой следует, что Сиротюк М.А. получила от ИП Южанина А.И. деньги в сумме ... по договору на оказание правовых (юридических) услуг от 19 января 2024 года.
Из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1, следует что, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В пунктах 12, 13 указанного Постановления разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объём заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
При этом разумность расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд исследует обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
Определяя размер расходов на оплату услуг представителя, суд, учитывает, что административное дело относится к категории сложных, вместе с тем имеется обширная судебная практика по аналогичным делам, объём оказанных представителем административного истца юридических услуг (подготовлено и подано в суд административное исковое заявление с приложением документов, представитель участвовал в подготовке административного дела к судебному разбирательству и в одном судебном заседании), а также учитывая заявление представителя административного ответчика о завышенной сумме данных судебных расходов, суд приходит к выводу о чрезмерности предъявленного размера расходов на оплату услуг представителя и, исходя из баланса интересов сторон, критериев разумности и справедливости считает возможным взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по оплате услуг представителя административного истца в размере ....
В абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 указано, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Интересы ИП Южанина А.И. по данному административному делу представляла Сиротюк М.А. на основании доверенности.
Судом установлено, что Южаниным А.И. 25 января 2024 года выдана Сиротюк М.А. доверенность N удостоверенная нотариусом ... Из текста доверенности следует, что она выдана сроком на три года и уполномочивает Сиротюк М.А. на представление интересов и ведение дел Южанина А.И. во всех компетентных организациях и учреждениях Российской Федерации, в том числе во всех судебных, административных, правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре, службе судебных приставов, во всех судах судебной системы Российской Федерации, в том числе судах общей юрисдикции, арбитражных и иных.
Учитывая, что доверенность оформлена для участия представителя не в конкретном деле или не в конкретном судебном заседании, суд находит, что сумма ..., уплаченная за оформление нотариально удостоверенной доверенности, не относится к судебным издержкам по настоящему делу и не подлежит возмещению административному истцу.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2 статьи 103 КАС РФ).
В связи с удовлетворением заявленных требований в пользу ИП Южанина А.И. с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., уплата которой административным истцом подтверждается платёжным поручением N 10 от 30 января 2024 года.
Общая сумма судебных расходов, подлежащая взысканию в пользу административного истца, составляет ... (... + ...).
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Южанина Александра Ивановича - удовлетворить частично.
Пункт 9435 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя Южанина Александра Ивановича расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ..., всего: ....
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Приморского края разместить сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 14 марта 2024 г. по делу N 3а-44/2024 О признании недействующим пункта 9435 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 г. N 742-ри
Опубликование:
-