Решение Приморского краевого суда от 25 марта 2024 г. по делу N 3а-28/2024
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Джафаровой В.Э.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца Анисимовой О.В.,
представителя министерства имущественных и земельных отношений, представляющей также интересы Правительства Приморского края - Давиденко К.А.,
представителя министерства промышленности и торговли Приморского края - Абакумова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Концерт Холл" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: Правительство Приморского края, администрация города Владивостока, министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, управление землями и имуществом на территории Приморского края, об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2021 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Данные распоряжения размещены на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Вышеуказанными нормативными правовыми актами объект недвижимости: здание - Концертно-развлекательный комплекс с торговыми и административными помещениями, предприятиями общественного питания, парковками автомобилей, назначение: нежилое, 8-этажный, общая площадь 8876,1 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год под пунктом N, и в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год под пунктом N.
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании вышеуказанных нормативных правовых актов недействующими в части, указав, что является собственником данного объекта недвижимости, включение которого в соответствующие Перечни, влечет за собой необходимость производить уплату налога на имущество в размере, исчисляемом исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Между тем, объект недвижимости с кадастровым номером N, не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Вид разрешенного использования, поименованного выше земельного участка, не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству для объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Документы технического учета данного здания не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что данное здание подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022, 2023 годы, исходя из критерия его предназначения.
Согласно проведенного в рамках административного искового производства по делам N 3а-494/20 и 3а-495/20, в отношении объекта с кадастровым номером N осмотра спорного здания был составлен акт обследования здания (строения, сооружения) и помещений при определении его фактического использования для целей налогообложения по состоянию на 01.02.2021 г., в результате проведенного осмотра нежилого здания расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 8876,1 кв. м, установлено, что часть помещений используется для размещения офисов, часть для размещения иных видов фактического использования, часть вспомогательные, в часть помещений доступ не обеспечен. Согласно внешней фотосъемки и информационным табличкам на дверях помещений, идентифицирующих фактическое использование данных помещений, доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 6,4% от общей площади объекта осмотра, доля нежилых помещений, используемая для объектов бытового обслуживания, составляет 0,8%, от общей площади объекта осмотра, что составляет менее 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Кроме того, из представленной фототаблицы, приложенной к данному акту, следует, что при определении фактического использования помещений, были включены и помещения используемые административным истцом.
Таким образом, представленный акт с определенностью не указывает на размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания площадью не менее чем 20% общей площади спорного объекта недвижимости.
Мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости соответствующими органами и организациями на момент формирования Перечней на 2022, 2023 годы не проводились, акты обследования не составлялись.
Считает, что объект недвижимости был включен Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы необоснованно.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении полном объеме.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, представляющая также интересы Правительства Приморского края, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными, объект был включен в Перечень по предложению администрации города Владивостока, кроме того, сведения из ЕГРН на земельный участок подтверждают, что объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ и в статье 1(1) Закона Приморского края от 28.11.2003 N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" для его включения в Перечень. Сам собственник объекта не обращался в министерство с заявлением о проведении мероприятия по определению вида фактического использования объекта. Порядком определения вида фактического использования зданий не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень (отзыв прилагается).
Представитель заинтересованного лица - министерства промышленности и торговли Приморского края в судебном заседании пояснил, что сведения о спорном объекте недвижимости министерством промышленности и торговли на включение объекта в Перечень на 2022 и 2023 годы, не подавались (отзыв прилагается).
Представитель управления землями и имуществом на территории Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что 01.02.2021 г., был проведен осмотр нежилого здания расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 8876,1 кв. м, установлено, что часть помещений используется для размещения офисов, часть для размещения иных видов фактического использования, часть вспомогательные, в часть помещений доступ не обеспечен. Согласно внешней фотосъемки и информационным табличкам на дверях помещений, идентифицирующих фактическое использование данных помещений, доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 6,4% от общей площади объекта осмотра, доля нежилых помещений, используемая для объектов бытового обслуживания, составляет 0,8%, от общей площади объекта осмотра, что составляет менее 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. В 2022 году в график мероприятий по определению фактического использования объекта нежилого назначения данный объект не включался, осмотр не проводился ( отзыв прилагается).
Представители министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2021 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Данные распоряжения размещены на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Концертный комплекс "Феско-Холл" является собственником объекта недвижимости: здание - Концертно-развлекательный комплекс с торговыми и административными помещениями, предприятиями общественного питания, парковками автомобилей, назначение: нежилое, 8-этажный, общая площадь 8876,1 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>
Согласно протокола общего собрания участников ООО "Концертный комплекс "Феско-Холл" от 21.12.2023 г., общим собранием участников общества принято решение об утверждении нового наименования общества - ООО "Концерт Холл". Соответствующие изменения в наименовании общества внесены в ЕГРЮЛ 28.12.2023 г.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами объект недвижимости: здание - Концертно-развлекательный комплекс с торговыми и административными помещениями, предприятиями общественного питания, парковками автомобилей, с кадастровым номером N, включен в Перечень объектов на 2022 год под пунктом 5643, и в Перечень объектов на 2023 год под пунктом 06237.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение, поскольку принадлежащий административному истцу объект недвижимости ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
В судебном заседании установлено, что принадлежащий Обществу объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечни объектов на 2022 и 2023 годы по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления, в адрес министерства имущественных и земельных отношений Приморского края.
Данные о виде разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Объект недвижимости с кадастровым номером N находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9111 +/-19.12 кв. м, имеющего вид разрешенного использования "объекты розничной торговли, объекты общественного питания, объекты культуры и искусства, объекты предпринимательской деятельности, стоянки автомобильного транспорта, подземные и многоэтажные гаражи, подземные и многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта (многоярусные парковки)", принадлежащего Обществу на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 25-АБ N, что также подтверждается и имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра на земельный участок.
Согласно технического паспорта на нежилое здание (Дворец культуры моряков - наименование по техническому паспорту), составленному и выданному Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Владивостоку 04.08.2003 г., имеет помещения : кабинеты, торговые киоски, подсобные помещения, залы, гараж, склад, класс, фойе, техническое обеспечение, кухня, коридоры, санузлы, гардеробные, лестничные клетки, умывальники, туалеты, балкон, танцевальные залы, гримерные, душ, сауна, вестибюли.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, следовательно, исходя только из их наименования в техническом паспорте на спорное здание нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "объекты розничной торговли, объекты общественного питания, объекты культуры и искусства, объекты предпринимательской деятельности, стоянки автомобильного транспорта, подземные и многоэтажные гаражи, подземные и многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта (многоярусные парковки)", вместе с тем такой вид разрешенного использования также однозначно не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Между тем, оценивая указанные обстоятельства применительно к правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположены спорные здания, допускает правовую неопределенность, поскольку предполагает, но однозначно не предусматривает обязательность использования зданий для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем, юридически значимыми и подлежащими доказыванию при включении нежилых зданий в соответствующие Перечни являются обстоятельства, свидетельствующие о назначении и (или) фактическом использовании такого объекта недвижимости, или наименованием помещений зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации).
Каких-либо допустимых доказательств того, что нежилое помещение имеет коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду не представлено.
Само по себе наименование здания - "Концертно-развлекательный комплекс с торговыми и административными помещениями, предприятиями общественного питания, парковками автомобилей", также не свидетельствует о размещении в нем офисных помещений делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка и наименование здания может предполагать размещение на нем как офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и зданий (помещений) иного общественного (публичного) назначения, то есть объектов недвижимости, которые Налоговый кодекс РФ не позволяет отнести к объектам, подлежащим включению в Перечень, в связи с чем до принятия Перечня административный ответчик должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости, поскольку достоверные данные, свидетельствующие о наличии оснований для включения указанного объекта в Перечни на 2022 и 2023 годы, отсутствовали.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования обсуждаются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края с учетом рекомендаций указанной комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в период включения его в оспариваемые Перечни на 2022 и 2023 годы, а также в 2022 и 2023 годах не проводились.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.
Сведений из ЕГРН как о спорном помещении, так и о соответствующих здании и земельном участке, которые бы подтверждали факт использования помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Согласно представленному административным истцом в материалы дела акта обследования объекта недвижимости составленный по состоянию на 1 февраля 2021 года проведенному в рамках рассмотрения административных дел N 3а-494/20 и 3а-495/20, установлено, что часть помещений используется для размещения офисов, часть для размещения иных видов фактического использования, часть вспомогательные, в часть помещений доступ не обеспечен. Согласно внешней фотосъемки и информационным табличкам на дверях помещений, идентифицирующих фактическое использование данных помещений, доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 6,4% от общей площади объекта осмотра, доля нежилых помещений, используемая для объектов бытового обслуживания, составляет 0,8%, от общей площади объекта осмотра, что составляет менее 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Из фототаблицы, приложенной к данному акту, следует, что при определении фактического использования помещений, были включены и помещения используемые административным истцом.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорный объект недвижимости исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, а также исходя из вида разрешенного использования соответствующего земельного участка не мог быть отнесен к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, и не подлежал включению в Перечень на 2022 и 2023 годы.
Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Концерт Холл" об оспаривании в части нормативных правовых актов - удовлетворить.
Пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г., утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 г., утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931 -ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 25 марта 2024 г. по делу N 3а-28/2024 О признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2022 г. N 742-ри, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утв. распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 г.
Опубликование:
-