Решение Приморского краевого суда от 28 марта 2024 г. по делу N 3а-40/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новрузова Э.Г. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, администрация города Владивостока, министерство промышленности и торговли Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании распоряжения в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Новрузов Э.Г. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости - нежилых помещений площадью 168,8 кв. м кадастровый N, расположенных по адресу: <адрес>, а также собственником объекта недвижимости - нежилого посещения площадью 32 кв. м кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>, пом. II.
Объект недвижимости кадастровый N включен в Перечень под пунктом ..., объект недвижимости кадастровый N включен в Перечень под пунктом ....
Административный истец с включением принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений в указанный Перечень объектов недвижимого имущества не согласен, поскольку они не являются административно-деловым или торговым центром.
В нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении объектов недвижимости в оспариваемый Перечень процедура определения их фактического использования не проводилась, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не принималось.
Включение объектов недвижимости в Перечень неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога в большем размере.
Просит признать пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, недействующими со дня принятия распоряжения.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Правительства Приморского края, администрации Владивостокского городского округа, Краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя администрации города Владивостока поступил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца - Карачун Я.Ю. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям административного иска.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Правительства Приморского края Ким С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель министерства промышленности и торговли Абакумов Д.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва, суду пояснил, что нежилые помещения включены в Перечень на основании сведений, представленных администрацией города Владивостока.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что Новрузову Э.Г. оглы на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое помещение площадью 168,8 кв. м кадастровый N, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение площадью 32 кв. м, кадастровый N, расположенное по адресу: <адрес>, пом. II.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На территории Владивостокского городского округа подлежит применению муниципальный правовой акт города Владивостока от 27 ноября 2014 N 151-МПА "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год. Нежилые помещения кадастровый N включены в Перечень под пунктом ..., нежилое помещение кадастровый N включено в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 28 декабря 2021 года.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введению в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения объектов недвижимости кадастровый N и кадастровый N в оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из установленных критериев.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащий Новрузову Э.Г. объект кадастровый N имеет назначение - "нежилое", наименование - "нежилые помещения в здании". Данные о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 22 января 2024 года.
Помещение кадастровый N имеет назначение - "нежилое", наименование - "магазин". Данные о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 22 января 2024 года.
Объекты недвижимости расположены в пределах объекта недвижимости кадастровый N, данные о виде разрешенного использования которого в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Учитывая данные обстоятельства, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения на момент утверждения оспариваемого Перечня предусматривали размещение в нежилых помещениях административного истца офисов, объектов торговли или бытового обслуживания и сопутствующей инфраструктуры.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" до утверждения Перечня на 2022 год мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводилось, объект включен в Перечень на основании информации, предоставленной министерством промышленности и торговли Приморского края как объект торговли.
При указанных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), спорные нежилые помещения не подлежали включению в оспариваемый Перечень.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочна, основана на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка (в редакции от 3 февраля 2021 года) мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - мероприятия по определению вида фактического использования), осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - организация).
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.4 Порядка, решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учетом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
С учетом изложенного, пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу Новрузова Э.Г. с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, оплата которой подтверждается имеющимся в материалах дела платежным документом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Новрузова Э.Г. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края - удовлетворить.
Пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Новрузова Э.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 28 марта 2024 г. по делу N 3а-40/2024 О признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2021 N 742-ри
Опубликование:
-