Решение Приморского краевого суда от 1 апреля 2024 г. по делу N 3а-22/2024
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Джафаровой В.Э.
с участием прокурора Химич В.А.,
представителей:
административного истца Стратейчук Т.Н.,
Думы Артемовского городского округа Приморского края
Ткаченко А.С.,
администрации Артемовского городского округа Приморского края
Бавеян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кильдюшкиной Л.Н. к Думе Артемовского городского округа Приморского края, заинтересованные лица - Администрация Артемовского городского округа Приморского края, Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа, об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
28 февраля 2023 года Думой Артемовского городского округа принято решение N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 28.10.2021 N 694)
Указанное решение было опубликовано 08.03.2023 в издании "Выбор", спецвыпуск, N 17 (12712).
Решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 внесены изменения в решение Думы Артёмовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191, так, приложение "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191 от 30 июля 2009 года изложено в новой редакции.
Согласно пункту 60 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" в редакции решения Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89, ставка арендной платы земельного участка по виду разрешенного использования "деловое управление" составляет - 2,5%.
Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением, о признании недействующим пункта 60 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89), указывая в обоснование, что ставка арендной платы в размере 2,5% установлена без соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы и недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей, поскольку отсутствует экономическое обоснование факторов, влияющих на уровень доходности строящихся объектов.
В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем административному истцу на праве аренды, располагается объект незавершенного строительства, а не объект, попадающий под признаки "деловое управление", и ведется строительство.
Ранее, в приложении "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утвержденного решением Думы Артёмовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 виды разрешенного использования делились на земельные участки, предназначенные для "размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и строительство и реконструкция.
Однако, в решении Думы Артёмовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 данное разделение отсутствует и наименование вида разрешенного использования земельного участка обозначено общим понятием "деловое управление", без разделения на строящиеся и действующие объекты. Спорный земельный участок передавался в аренду административному истцу именно для завершения строительства административных зданий, офисов контор различных организаций, фирм, компаний, банков, отделения банков.
При расчете ставки арендной платы отсутствует экономическое обоснование факторов, влияющих на уровень доходности строящихся объектов, и ставка 2,5% применяется как для застроенных земельных участков, так и для тех, на которых ведется строительство. Ставки арендной платы установлены без соблюдения баланса интересов арендатора земельных участков, преследуют только интересы арендодателя, что в свою очередь, приводит к необоснованному увеличению для административного истца размера арендной платы за использование земельного участка.
Считает, что при установлении ставки арендной платы в размере 2,5% для всех земельных участков, без конкретизации видов использования, оспариваемое значение ставки арендной платы является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельных участков с указанными видами разрешенного использования, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Думы Артемовского городского округа в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве ( приложен к делу), пояснила, что при рассмотрении проекта решения Думы Артёмовского городского округа депутатами Думы Артёмовского городского округа рассматривались представленные администрацией и контрольно-счетной палатой заключение об оценке регулирующего воздействия; отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе выполненный ООО "ЭКОНОМБЮРО"; заключение контрольно-счетной палаты Артёмовского городского округа от 16.02.2023 N 30 "По результатам экспертизы проекта решения Думы Артёмовского городского округа от 30.09.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артёмовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов".
Проект решения Думы Артёмовского городского округа рассматривался также на соответствие его приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Таким образом, решение Думы Артемовского городского округа от 28.03.2023 N 89 соответствует правилам и принципам определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципу экономической обоснованности.
Представитель администрации Артемовского городского округа, представляющая также МКУ "Управление муниципальной собственности администрации Артёмовского Городского округа", возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление ( приложен к делу), в судебном заседании пояснила, что 28 февраля 2023 г. решением Думы Артемовского городского округа N 89 были внесены изменения в Решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 г. N 191. Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным представительным органом муниципального образования, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликован, и соответствует правилам и принципам определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Устава Артемовского городского округа Приморского края в структуру органов местного самоуправления Артемовского городского округа входит, в частности, представительный орган местного муниципального образования - Дума Артемовского городского округа.
Согласно подпункта 6 статьи 22 Устава, к исключительной компетенции Думы Артемовского городского округа относится, том числе, определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
30 июля 2009 года Думой Артемовского городского округа Приморского края принято решение N 191, устанавливающее порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов
Указанное решение 5 августа 2009 года было опубликовано в печатном издании - газете "Выбор", спецвыпуск N 91 (11277), являющейся официальными источниками опубликования муниципальных правовых актов Артемовского городского округа (статья 44 Устава)
Решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за землю в Артемовском городском округе Приморского края, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке, и по этим основаниям не обжалуется.
28 февраля 2023 года Думой Артемовского городского округа принято решение N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 28.10.2021 N 694)
Указанное решение также было опубликовано 08.03.2023 в официальном печатном издании газете "Выбор", спецвыпуск, N 17 (12712).
Решение Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка принятия, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.
Решением Думы Артемовского городского округа Приморского края N 89 внесены изменения в приложение "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артемовского городского округа N 191 от 30 июля 2009 г.
Судом установлено, что, между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Кильдюшкиной Л.Н. заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка, общей площадью 41744 кв. м, кадастровый номер N по адресу: примерно в 400 м по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, разрешенное использование: административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, отделения банков, с целью завершения строительства административных зданий, офисов, контор различных организаций, компаний, банков, отделения банков.
Согласно пункту 1.3. договора срок аренды участка 3 года с момента даты подписания настоящего договора.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.1 договора установлена арендная плата в размере 78 662, 50 рублей в месяц, которая вносится арендатором ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за расчетным.
Стороны считают размер арендной платы измененным с момента вступления в силу нормативных правовых актов, на основании которых определяется размер арендной платы, при этом составление и направление арендатору уведомления, подтверждающего факт такого изменения не требуется. Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования указанных актов и самостоятельно производит исчисление размера арендной платы на соответствующий период (пункт 2.6).
Согласно расчету арендной платы (приложение N к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N) ставка арендной платы за использование земельного участка составляла - 1,5%. Годовая сумма арендной платы рассчитывается по формуле
Апл = (Ас х Скд),
где Апл - годовая сумма арендной платы,
Скд - кадастровая стоимость,
Ас - ставка арендной платы.
Согласно пункту 60 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89), ставка арендной платы земельного участка по виду разрешенного использования "деловое управление" составила - 2,5%.
С 8 марта 2023 года для расчета арендной платы по договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ применяется ставка арендной платы, установленная решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89) в размере 2,5% по виду разрешенного использования "деловое управление".
Администрацией Артемовского городского округа Приморского края было подано исковое заявление в Артемовский городской суд о взыскании с административного истца задолженности по договору аренды
При расчете задолженности по основному долгу применено значение утвержденной арендной ставки в размере "2,5"
Тем самым, оспариваемый в части нормативный правовой акт применяется к административному истцу и затрагивает его права, обязанности и законные интересы.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац второй).
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2017 года N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-0, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в
частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономической обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы и коэффициента, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки. В противном случае формулирование вывода о доказанности или недоказанности соблюдения указанного принципа невозможно.
В подтверждение доводов о законности оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком представлен отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе от 26 декабря 2022 года, выполненным ООО "Экономбюро".
Указанный отчет, в связи с выявленными недостатками, был скорректирован исполнителем 30 января 2024 г., однако порядок расчета ставок (методика) не изменился.
Проанализировав представленный отчет, выслушав свидетеля ФИО9, разработавшую данный отчет, пояснившей, что подход к расчету был разработан на основе определения средней рентабельности по видам экономической деятельности арендаторов земельных участков и соотнесения этого показателя со средней рентабельностью по всем видам деятельности, что расчет ставки осуществлялся посредством определения коэффициента средней нормы рентабельности по виду экономической деятельности - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом и умножения ставки земельного налога на указанный коэффициент, поскольку собственники объектов недвижимости, для размещения которых предназначены земельные участки с разрешенным видом использования - деловое управление, получают доход от сдачи недвижимого имущества в аренду, суд приходит к выводу, что отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками не является надлежащим экономическим обоснованием установленной ставки арендной платы в размере "2,5%" для земельных участков по виду разрешенного использования "деловое управление". Так, из представленного отчета не усматривается, что при установлении размера ставки арендной платы учитывались данные об оценке доходности земельных участков, о влиянии размера арендной платы на доходность эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки, включая местоположение, уровень коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю, развитие инфраструктуры, как факторов влияющих на уровень доходности земельных участков, отсутствует анализ экономических, природных и иных факторов, которые влияют на доходность исследуемого вида земельных участков.
Специалист "привязал" ставку за земельный участок не к доходности земельного участка, а к результатам финансово - хозяйственной деятельности организаций, в то время как на доходность земельных участков оказывает влияние его характеристики т.е. ценообразующие факторы, которые отличаются от факторов влияющих на рентабельность деятельности организаций. Специалистом не разработаны предложения по расчету коэффициентов понижающих ставку аренды земельных участков по виду разрешенного использования "деловое управление" на которых ведется строительство.
Кроме того, при определении средних показателей рентабельности в расчете использовались показатели рентабельности статистических данных по Приморскому краю, однако, каким образом они соотносятся с рынком в Артемовском городском округе, не указано, также не указано, каким образом уровни рентабельности по сферам экономики в Приморском крае за исследуемый период отражают ситуацию на земельном рынке аренды Артемовского городского округа.
Таким образом, обжалуемый размер ставки не отражает экономическую обоснованность определения арендной платы для земельных участков с функциональным назначением "деловое управление".
При указанных обстоятельствах пункт 60 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов", подлежит признанию недействующим.
Поскольку оспариваемый правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и юридических лиц, оспариваемая норма, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38.постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178, 179, 215 КАС РФ суд,
решил:
административное исковое заявление Кильдюшкиной Л.Н. об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 60 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. Решения Думы Артемовского городского округа от 29.02.2024 N 253).
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании Артёмовского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 1 апреля 2024 г. по делу N 3а-22/2024 О признании недействующим п. 60 Ставок арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков, прилагаемых к решению Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28.02.2023 N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 г. N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в..."
Опубликование:
-