Решение Приморского краевого суда от 18 апреля 2024 г. по делу N 3а-36/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.
с участием прокурора Химич В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова А.В. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - администрации Владивостокского городского округа, министерство промышленности и торговли Приморского края об оспаривании распоряжений в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 декабря 2020 года.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 декабря 2021 года.
Объект недвижимости - нежилое помещение площадью 1247,7 кв. м, кадастровый N, расположенное по адресу: <адрес>, пом. II, включен в Перечень на 2021 года под пунктом ... и в Перечень на 2022 год под пунктом ....
Сафронов А.А. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных нормативных актов в части, указав, что принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости необоснованно включен в Перечни на 2021 и 2022 годы, поскольку используется в качестве складских помещений и не является торговым помещением. На основании проведенного обследования 28 июля 2023 года объект недвижимости исключен из Перечня на 2023 год.
Включение объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает его право налогоплательщика, поскольку влечет уплату налога в большем размере.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и уточнив исковые требования, Сафронов А.В. просит суд признать недействующими пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, и пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, со дня принятия указанных распоряжений.
Определением Приморского краевого суда от 14 февраля 2024 года администрация Владивостокского городского округа, министерство промышленности и торговли Приморского края привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В судебное заседание административный истец и представитель заинтересованного лица администрации Владивостокского городского округа не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Ляшко О.В. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям административного иска, суду пояснила, что помещение используется как склад, вывеска "Продукты" на фасаде здания размещена предыдущим собственником, торговые залы и сопутствующие им помещения отсутствуют.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - Ким С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва, суду пояснила, что спорный объект включён в Перечни на 2021 и 2022 годы на основании информации, представленной министерством промышленности и торговли Приморского края. Оснований для проведения проверки на предмет фактического использования помещения не имелось, поскольку согласно техническому паспорту нежилое помещение включает в себя торговые залы.
Представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края - Абакумов Д.Ю. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам письменных возражений, суду пояснил, что спорный объект включен в Перечни на 2021 и 2022 годы на основании информации, представленной администрацией города Владивостока.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Химич В.В., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней недействующими с момента их принятия, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что Сафронову А.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 1247,7 кв. м кадастровый N, расположенное по адресу: <адрес>, пом. II.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На территории Владивостокского городского округа подлежит применению муниципальный правовой акт города Владивостока от 27 ноября 2014 N 151-МПА "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Объект с кадастровым N включен в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 декабря 2020 года, в настоящее время является действующим. Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год. Объект с кадастровым N включен в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 декабря 2021 года, в настоящее время является действующим.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие. В этой части распоряжения не оспариваются.
Проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения объекта недвижимости кадастровый N в оспариваемые нормативные правовые акты, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
По смыслу приведенных положений законов в Перечни подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из установленных критериев.
В соответствии с инвентарным делом объекта недвижимости N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное нежилое помещение расположено в здании на первом этаже (лит. А, А1 - пристройка к жилому дому), включает в себя дебаркадер, кабинеты, коридоры, машинное отделение, помещения временного хранения, вентиляционную камеру, умывальные, туалеты, торговый зал площадью 815,2 кв. м.
Вместе с тем, по сведениям выписок из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию как на 31 декабря 2019 года, так и на 12 февраля 2024 года данные о виде разрешенного использования нежилого помещения кадастровый N отсутствуют. При этом нежилое помещение расположено в здании - жилом доме с нежилыми помещениями, пристройками.
По договору аренды от 1 ноября 2023 года N А-08/2023 Сафронов А.В. передал ООО "Канцелярская крыса" часть принадлежащего ему нежилого помещения площадью 1247,7 кв. м для использования в складских целях сроком на 11 месяцев.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о недостаточности содержащейся в технической документации и сведениях кадастрового учета информации об объекте недвижимости кадастровый N, которая позволила бы отнести его к торговым объектам недвижимости без проверки фактического использования.
При таких обстоятельствах до принятия оспариваемых Перечней объектов на 2021 и 2022 годы министерство имущественных и земельных отношений Приморского края должно было выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
На основании обращения министерства промышленности и торговли Приморского края об установлении вида фактического использования объекта недвижимости от 24 июня 2020 года сотрудниками КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" организовано проведение осмотра нежилого помещения общей площадью 1247,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Сафронову А.В. Согласно составленному акту обследования от 24 июня 2020 года, доступ на объект не был обеспечен.
Следующее обследование нежилого помещения состоялось 23 марта 2023 года. По результатам обследования распоряжением министерства имущества и земельных отношений Приморского края от 28 апреля 2023 года N 333-ри внесены изменения в распоряжение от 29 декабря 2022 года N 931-ри об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, объект недвижимости кадастровый N исключен из Перечня на 2023 год.
В ходе судебного разбирательства установлено, что соответствующих мероприятий по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимости, его площади на период 2021 и 2022 годы уполномоченной краевой организацией до принятия оспариваемых Перечней не проводилось, решения об определении вида и площади фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых актов не принималось.
Каких-либо допустимых доказательств того, что спорное нежилое помещение на момент вынесения оспариваемых распоряжений имело коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, использовалось в указанных целях, суду не представлено. Ссылки административного ответчика на размещение на здании, в котором расположено спорное помещение, вывески "Продукты" и наличие в технической экспликации указаний на торговый зал, безусловно основанием для включения объекта в оспариваемые Перечни не является.
Таким образом, прийти к выводу о том, что при утверждении Перечней на 2021 и 2022 годы нежилое помещение использовалось в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, нельзя.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов на 2021 год и пункт ... Перечня объектов на 2022 года подлежат признанию недействующими со дня принятия утвердивших их распоряжений (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу Сафронова А.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, оплата которой подтверждается имеющимся в материалах дела платежным документом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Сафронова А.В. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри,
пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 года, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанных распоряжений.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Сафронова А.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 18 апреля 2024 г. по делу N 3а-36/2024 О признании частично недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23.12.2020 N 611-ри, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2021 N 742-ри
Опубликование:
-