Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Владимирской области
от 03.06.2024 N 329
Стратегические приоритеты
государственной программы "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере действия государственной программы "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области"
По состоянию на 01.01.2022 на территории Владимирской области зарегистрировано 553,3 автотранспортных средства, в том числе:
- 430,0 тыс. - легковые автомобили;
- 56,2 тыс. - грузовые автомобили;
- 5,4 тыс. - автобусы (из них ~ 1280 автобусов, используемых при перевозках пассажиров на регулярных маршрутах на территории Владимирской области, в том числе:
- по видам топлива: ~ 100 ед. - работающие на бензине, ~ 860 ед. - работающие на дизельном топливе, ~ 260 ед. - работающие на сжиженном углеводородном газе, 60 ед. - работающие на компримированном природном газе, 16 ед. - легковых транспортных средств использующих в качестве тяги электродвигатель;
- по формам собственности: 20 ед. - муниципальная, ~ 195 ед. - государственная, ~ 1065 ед. - частная).
Принимая во внимание затраты на приобретение моторного топлива, которые могут достигать в себестоимости продукции (товаров, услуг) 30%, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. м компримированного природного газа по состоянию на 30.12.2021 составляет 20,00 рубля, что в 2,9 раза ниже стоимости 1 литра бензина АИ-92 или 1 литра дизельного топлива) является существенным стимулом повышения устойчивости финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных, и имеет важное социально-экономическое значение.
Компримированный природный газ - самый дешевый вид моторного топлива. Отечественная и зарубежная практики подтверждают его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива. Наряду с ценовыми и экологическими преимуществами, отсутствие в компримированном природном газе разрушающих двигатель вредных примесей существенно снижает износ двигателя, а также каталитического нейтрализатора, позволяет достичь отсутствия детонации, уменьшает эксплуатационные шумы на 7 - 9 децибел.
В настоящее время во Владимирской области эксплуатируется 7 действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в том числе 3 из них модульного типа, и около 845 ед. транспортных средств, переведенных на использование компримированного природного газа. При этом объемы реализации компримированного природного газа во Владимирской области за последние 3 года составили: в 2019 году - 10,80 млн м 3, в 2020 году-15,81 млн м 3, в 2021 году - 19,67 млн м 3.
Несмотря на достигнутые результаты, использование компримированного природного газа не получило во Владимирской области достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.
Вместе с тем годовой экономический эффект от использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование компримированного природного газа.
Парк автобусов, эксплуатируемых на регулярных маршрутах на территории Владимирской области, которые потенциально могут быть переведены для работы с бензинового топлива на метан, насчитывает около 140 единиц. При стоимости переоборудования одного автобуса в 2021 году ~ 200 тыс. рублей, затраты на переоборудование 140 единиц составят ~ 28,0 млн. рублей. Выполнение работ по переоборудованию для использования компримированного природного газа автобусов, работающих на дизельном топливе, более сложно технически и является более дорогостоящим.
Оптимальным решением является возможность предоставления владельцам таких транспортных средств субсидии для выполнения работ на использование в качестве моторного топлива газ метан.
Срок окупаемости автобуса среднего класса, работающего на метане, за счет экономии в стоимости топлива превышает срок окупаемости аналогичного автобуса, работающего на дизельном топливе, на 2 года и 4 месяца при среднегодовом пробеге в 100 тыс. км. При дальнейшей эксплуатации происходит экономия средств.
Рост числа транспортных средств, оборудованных двигателями, работающими на компримированном природном газе, невозможен без расширения сети соответствующей газовой инфраструктуры: автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования, а также центров по обучению и аттестации персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе.
Учитывая высокую стоимость как транспортных средств, работающих на метане, так и оборудования для АГНКС и специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива требует соответствующей финансовой поддержки.
Другим перспективным направлением в развитии экологически чистого транспорта, является увеличение количества транспортных средств, использующих в качестве тяги электродвигатель, работающий от аккумуляторных батарей.
По состоянию на 1 января 2021 года в России доля использования электромобилей составляет порядка 0,1 процента от всего автопарка.
По мнению многих аналитиков в данной сфере толчком для развития электротранспорта в России может стать развитие зарядной инфраструктуры.
Путем различных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно, они выбрасывают меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. На каждые 100 километров, пройденных на бензиновом автомобиле, расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электромобиль, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей электрокара и всего 38 МДж на передвижение.
Некоторые модели электромобилей с увеличенным запасом хода оснащаются двигателями внутреннего сгорания, который предназначен исключительно для зарядки основной батареи автомобиля в том случае, если батарея села далеко от зарядной станции. Экологичность таких автомобилей зависит от источника электроэнергии, которой заряжена батарея. У электромобиля энергия запасается в батареях от сети и при рекуперативном торможении, в движение он приводится только электромотором (экологичность полностью зависит от источника энергии, которой заряжена батарея).
Согласно результату исследования аналитического агентства "АВТОСТАТ" на 1 января 2021 года на территории России было зарегистрировано 10 836 электромобилей. Более 50 процентов электромобилей числятся на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Наименее популярны электрокары на Северном Кавказе (там насчитывается только 143 таких автомобиля), в Северо-Западном Федеральном округе (319 штук). По состоянию на 01.01.2023 во Владимирской области зарегистрирован 261 электромобиль, в том числе 204 с гибридной силовой установкой.
Создание и расширение сети электрозаправок входит в число приоритетных направлений развития транспорта.
Развитие российской экономики, как и экономики Владимирской области, невозможно без налаживания эффективных транспортных связей между регионами. Важное место в этом вопросе занимает авиационное сообщение. Однако сегодняшнее состояние аэропортовой инфраструктуры не отвечает современным требованиям и нуждается в серьезной модернизации.
В настоящее время на территории Владимирской области отсутствует авиационное сообщение в части перевозки пассажиров и грузов, при этом имеется аэродром Владимир (Семязино), который обладает перспективой дальнейшего развития, как аэропорта регионального значения, так и основного аэропорта запасного назначения московского авиаузла.
С учетом ввода в эксплуатацию автомобильной магистрали М-12 "Восток" и планов по развитию железнодорожного сообщения между городами Москва и Владимир, в части сокращения времени и интервалов движения скоростных поездов, время в пути от аэропорта Владимир (Семязино) до Москвы может составить не более 1,5 часа, что окажет положительное влияние на осуществление авиационных перевозок, а также имеет высокие перспективы в развитии туристических маршрутов.
Для обеспечения возможности эксплуатации ВС типа Боинг-737-800 и ИЛ-76 необходимо провести реконструкцию аэродрома с устройством взлетно-посадочной полосы (ИВПП) размерам не менее 2600x45 м (класса "В" по ФАП-262).
Формирование сети транспортно-логистических центров на территории Владимирской области способствует развитию транспортного комплекса. Существенными положительными эффектами от развития транспортно-логистических центров могут стать снижение доли транспортных затрат в себестоимости конечной продукции, развитие транзитного потенциала Владимирской области, стимулирование экспорта транспортных услуг.
Мировой опыт показывает, что для успешного развития транспортно-логистических центров необходимо сочетание следующих факторов:
близость к большому количеству населения обеспечивает значительные объемы локального потребления и увеличивает спрос на услуги транспортно-логистических центров;
доступ к нескольким видам транспортных магистралей (автодороги, железнодорожные пути, внутренние водные пути, аэропорты).
Рассматривая данные факторы можно сделать вывод о том, что транспортный узел в виде пересекающихся автомобильных дорог М7 "Москва - Нижний Новгород - Казань" и М12 "Восток", железнодорожного направления Москва - Нижний Новгород - Казань имеет существенные перспективы для развития и аэропорта Владимир (Семязино).
II. Характеристика долгосрочных приоритетов государственной программы "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области"
Государственная политика Российской Федерации в сфере развития транспорта и расширения использования природного газа в качестве моторного топлива определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р).
Дальнейшие направления развития электротранспорта и газомоторного топлива обозначены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р, а также в подпрограмме "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.
Применительно к Владимирской области основными долгосрочными приоритетами развития транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области являются:
- развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
- развитие сети специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного и электротранспортного оборудования;
- подготовка и аттестация персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе, газобаллонного оборудования, а также электромобилей;
- поддержка преференций при приобретении автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе, и электротранспорта;
- поддержка переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве моторного топлива;
- развитие сети электрозарядных станций;
- развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями;
- развитие инфраструктуры аэропорта для возможного использования воздушных судов типа Боинг-737-800 и ИЛ-76, а также пропускной способности аэровокзального комплекса до 400 человек/час;
- развитие маршрутной сети авиационных перевозок пассажиров и грузов.
Наряду с прямыми экономическими и экологическими выгодами внедрения переход на газомоторное топливо обеспечивает диверсификацию потребляемых видов топлива, а также частично решает проблему энергосбережения и повышения энергетической эффективности на транспорте.
Настоящая Программа реализуется в 2 этапа:
I этап - 2015 - 2021 годы;
II этап - 2022 - 2030 годы.
III. Обоснование целей, задач и способов их эффективного решения государственной программы "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области"
Реализация государственной программы оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года:
"Комфортная и безопасная среда для жизни" (частичное влияние в части перехода на транспортные средства, использующие альтернативные виды топлива и энергии, как фактор комплекса мероприятий, направленных на достижение показателя "Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза");
"Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (частичное влияние в части увеличения объема потребления компримированного природного газа на транспорте, расширения сети электрозарядных станций, развития маршрутной сети авиационных перевозок пассажиров и грузов, как фактор комплекса мероприятий, направленных на достижение показателей "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" и "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года").
На уровне региона целями государственной программы являются: увеличение объема потребления компримированного природного газа на транспорте во Владимирской области, увеличение количества зарядной инфраструктуры на территории Владимирской области, бесперебойный прием воздушных судов типа ИЛ-76 и Боинг-737-800 без ограничения по взлетной массе.
Достижение целей обеспечивается путем решения следующих задач: Задача "Увеличение доли газомоторной техники, зарегистрированной во Владимирской области" решается в рамках реализации регионального проекта, не входящего в состав федерального проекта, "Поддержка переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива" и обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- приобретение транспортных средств, оборудованных двигателями, работающими на метане;
- предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на возмещение недополученных доходов по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива;
- реализация мер, предусмотренных постановлением Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации области от 26.07.2018 N 7 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым осуществляется начисление дополнительных баллов участнику открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам Владимирской области, в случае если юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок предлагаются автобусы на компримированном природном газе. Баллы определяются как среднеарифметическое значение баллов по всем транспортным средствам;
- предоставление льготы по уплате транспортного налога в отношении транспортных средств, оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива в соответствии с Законом Владимирской области от 27.11.2002 N 119-ОЗ "О транспортном налоге".
Задача "Развитие инфраструктуры рынка газомоторного топлива" решается в рамках реализации регионального проекта, не входящего в состав федерального проекта, "Развитие заправочной инфраструктуры компримированного природного газа" обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций путем предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на компенсацию части затрат по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа;
- подготовка и аттестация персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе;
- информирование субъектов экономической деятельности о развитии газомоторной инфраструктуры, преимуществах использования газомоторной техники и возможности предоставления субсидий для переоборудования транспорта для использования природного газа в качестве моторного топлива.
Задача "Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями" решается в рамках реализации регионального проекта, не входящего в состав федерального проекта, "Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей" обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- увеличение количества эксплуатируемых зарядных станций для электромобиля;
- подготовка и аттестация персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, оснащенного электродвигателем;
- информирование субъектов экономической деятельности о развитии зарядной инфраструктуры, преимуществах использования электромобиля.
Задача "Улучшение эксплуатационных характеристик взлетно-посадочной полосы и вспомогательных объектов аэродромной инфраструктуры по результатам проведенной реконструкции" обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- реконструируемая взлетно-посадочная полоса позволяет осуществлять прием воздушных судов типа ИЛ-76 и Боинг-737-800 без ограничения по взлетной массе;
- повышение транспортной доступности для граждан социально-экономических, туристских и культурных центров;
- поддержание действующей инфраструктуры аэродрома в эксплуатационном состоянии.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Владимирской области от 3 июня 2024 г. N 329 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.