Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Данная Программа разработана с учётом существующей ситуации в образовательных учреждениях и направлена на приведение системы образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" в соответствие с приоритетами социально-экономического развития муниципалитета. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают учреждения, подведомственные управлению образования администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", и призваны решить проблемы в развитии муниципальной системы образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Система образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
Реализация предыдущей целевой программы "Развитие образования" на 2015-2018 годы", а также федеральных, областных и муниципальных целевых программ - проектов, обеспеченных финансовыми вложениями, - позволили внести реальные изменения в системе образования муниципалитета. Данные мероприятия создали необходимые условия для дальнейшего поступательного развития системы образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", а также скорректировали цели и задачи последующих целевых программ развития образовательной системы муниципалитета.
В системе образования происходят комплексные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. Активно проводится комплексная модернизация школьного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
Наиболее значимым результатом, достигнутым в общем образовании области, стало доведение размера средней заработной платы педагогических работников до уровня средней заработной платы по экономике региона, который теперь необходимо сохранить.
В общеобразовательных учреждениях создаются необходимые условия для введения обновлённых ФГОС общего образования. Для организации образовательного процесса в условиях введения обновлённых ФГОС учителям и руководителям общеобразовательных учреждений необходимо повышение квалификации.
В системе дополнительного образования создаются условия для внедрения и развития системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Вместе с тем, остается ряд проблем в области развития образования:
- потребности в развитии кадрового ресурса: дефицит квалифицированных работников системы, необходимость в обновлении педагогического корпуса, совершенствование механизмов привлечения в сферу образования и закрепления в ней молодых специалистов (негативное влияние на развитие муниципальной системы образования оказывает возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет 11%, доля педагогов-мужчин - чуть более 9%; постепенно происходит обновление педагогического корпуса); требует совершенствования система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных организаций;
- материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений, по-прежнему, не в полной мере отвечает современным требованиям; наличие предписаний надзорных органов (Роспотребнадзора, Госпожнадзора и пр.) о несоответствии зданий образовательных учреждений современным требованиям и правилам безопасности; в том числе; отсутствие условий доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (в части доступности зданий и территорий), отсутствие условий оказания медицинского обслуживания (отсутствие медкабинетов); а также значительный износ зданий (более 50%);
- недостаточное обеспечение детского населения в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования.
Во всех общеобразовательных организациях проводится обучающий курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - курс "ОБЖ"). Курс "ОБЖ" введён в школьную программу для обучения детей правильному поведению в любых жизненных ситуациях. В классах учатся правилам безопасности в повседневной жизни, правильным действиям во время чрезвычайных ситуаций, в том числе оказанию первой помощи и обороне.
Новая школьная программа в Российской Федерации предполагает практический подход к изучению ОБЖ и наглядность, что в первую очередь относится к оснащению кабинетов. Наравне с учебными пособиями необходимо наличие тренажеров и материалов для отработки полезных навыков.
Кабинет ОБЖ должен быть оснащен такой мебелью, как:
- стол и стул для учителя (возможно наличие трибуны для выступлений);
- столы и стулья для учеников;
- доска;
- шкафы и тумбы для хранения учебных пособий, стендов, раздаточных материалов.
Система российского образования поощряет наличие интерактивных материалов на уроках ОБЖ. Эффективность подобного обучения в несколько раз выше обычного. Для обеспечения правильного процесса обучения в кабинете ОБЖ желательно применение следующих технических средств:
- проектора;
- интерактивной доски;
- компьютера;
- телевизора;
- проигрывателя.
В связи с вышеизложенным запланировано оснащение (приобретение оборудования, мебели) кабинета ОБЖ МБОУ "СОШ им. А.Антошечкина" в 2023 году
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования
Численность воспитанников, получающих дошкольное образование, на 01.01.2024 г. составляет 1146 детей (из них: 173 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 963 детей в возрасте от 3-х до 7 лет).
На территории Багратионовского муниципального округа функционирует 9 учреждений, реализующих уровень дошкольного образования:
6 - детских садов (МБДОУ "Д/с г. Багратионовска"; Чеховский детский сад, МБДОУ "Нивенский детский сад", МБДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "д/с пос. Долгоруково", МБДОУ "Пограничный детский сад");
1 - МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское";
На базе МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" функционирует группа дошкольного воспитания. Учитывая особую значимость формирования готовности детей к обучению в школе, в МБОУ "СОШ п. Корнево" действует группа кратковременного пребывания.
Все дошкольные образовательные учреждения муниципалитета реализуют федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ДО) дошкольного образования. Внесены изменения в нормативные документы, разработаны программы, приобретены методические пособия, материалы и игрушки для развития предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Педагогические работники и руководители прошли курсовую подготовку по разным направлениям введения ФГОС ДО.
В настоящее время полностью ликвидирована актуальная очередь детей с 3 до 7 лет. Сегодня поставлена следующая задача: доступность дошкольного образования детьми в возрасте от 2-х месяцев. В настоящее время группы раннего возраста (до 3 лет) посещают 173 детей. Очередь этой возрастной категории по сравнению с 2023 годом уменьшилась с 255 до 186 детей.
Анализ показывает, что задача обеспечения доступности качественного дошкольного образования для всех детей (от 2-х месяцев и старше) может быть решена через:
- расширение вариативности его форм, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (сегодня это 1,2% воспитанников, план - 4%);
- ввод в эксплуатацию в 2023 году новое здание детского сада в п. Чехово на 120 мест;
- развитие негосударственного сектора, предоставляющего услуги по образованию и услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.
В марте 2023 года новое здание детского сада в п. Чехово введено в эксплантацию. Учитывая, что с 2022 года наблюдается демографический спад рождаемости детей, теперь стоит новая задача наполняемости детьми здания Чеховского детского сада путем привлечения детей из близко расположенных поселков соседнего муниципального округа.
Модернизация системы общего образования
В сфере общего образования 7 средних общеобразовательных учреждений и 1 учреждение начальная школа - детский сад.
Для реализации прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов необходимо совершенствование материально-технической, средовой и кадровой составляющих общеобразовательных учреждений. Проведенный комплекс мероприятий в совокупности направлен на создание в школах комфортных условий обучения в соответствии с СанПиН. Вместе с тем, ещё существуют проблемы в школах муниципалитета, не позволяющие отнести их к категории учреждений, соответствующих современным нормативным требованиям.
В связи с этим, в 2019 году в рамках национального проекта "Образование" федерального проекта "Современная школа" в МБОУ "Южная СОШ" создан Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Данные Центры создаются, как структурные подразделения школы и их деятельность направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", "Химия", "Биология" и "Физика".
В 2020 году к региональному проекту "Современная школа" присоединились еще 3 школы:
- МБОУ "Средняя школа города Багратионовска";
- МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина";
- МБОУ "СОШ п. Пятидорожное".
В 2021 году созданы центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2 школах:
- МБОУ "СОШ п. Тишино";
- МБОУ "СОШ п. Корнево".
В 2022 году создан центр "Точка роста" в МБОУ "СОШ п. Нивенское".
Таким образом, по итогам 2022 года все школы муниципалитета вошли в национальный проект "Современная школа".
В 2022-2023 учебном году сетевое взаимодействие и реализацию совместных мероприятий осуществляют МБОУ "Южная СОШ", МБОУ "СОШ п. Нивенское", МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" и МБОУ "Средняя школа города Багратионовска".
Главной задачей создания Центров является достижение национальной цели - обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Благодаря им в школах активно развивается дополнительное образование, появилось больше возможности выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
Все образовательные организации, в которых созданы Центры "Точка роста" выполняют индикативные показатели результативности деятельности Центров "Точка роста", включая охват детей дополнительным образованием 100 процентов.
Также, немаловажными факторами являются развитие дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, материальное и техническое оснащение образовательных учреждений, обновление методов обучения и образовательных программ на основе использования современных электронных систем.
В связи с этим, в 2020 году в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" за бюджетные средства были отремонтированы классы информатики в двух школах муниципалитета МБОУ "СОШ п. Нивенское" и МБОУ "СОШ п. Корнево".
В 2021 году цифровая образовательная среда (в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования) была внедрена в 5 школах муниципалитета:
- МБОУ "Средняя школа города Багратионовска";
- МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина";
- МБОУ "СОШ п. Пятидорожное";
- МБОУ "Южная СОШ";
- МБОУ "СОШ п. Тишино"
В 2022 году федеральный проект "Цифровая образовательная среда" внедрён в МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское".
Таким образом, по итогам 2022 года все школы муниципалитета вошли в федеральный проект "Цифровая образовательная среда".
Для кардинального изменения ситуации по обеспечению улучшения условий качества предоставляемых услуг в образовании необходимо решить вопрос строительства корпуса начальной школы МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" (на 250 мест) и строительство новой школы в п. Нивенское (на 800 мест).
Для создания в школах комфортных условий обучения в соответствии с СанПиН, актуальным является улучшение санитарно-гигиенических условий:
- капитальный ремонт в помещениях, учебных кабинетах, пищеблоках и коридорах;
- обеспечение ремонтов туалетных комнат в соответствии с требованиями;
- замена оконных блоков;
- обеспечение обустройства и лицензирования медицинских кабинетов в школах и детских садах, на сегодняшний день лицензии имеют МБОУ "Средняя школа города Багратионовска", МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" и МБДОУ "Владимировский детский сад".
Учитывая значительный износ зданий образовательных учреждений, требуются значительные затраты для обеспечения их жизнедеятельности, проведение капитальных ремонтов кровель, утепления фасадов, восстановление отмосток и др. В ближайшей перспективе необходим ремонт в 6 учреждениях:
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" (утепление фасада, восстановление отмостки, ремонт кровли, благоустройство территории).
МБОУ "СОШ п. Корнево" (здания литер А, Б, здания столовой) (ремонт кровель, утепление фасадов, ремонт внутренних помещений);
МБОУ "СОШ п. Тишино" (утепление фасада);
МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина" (ремонт спортивного зала, утепление фасада и благоустройство территории);
МБОУ "СОШ п. Нивенское" (здание начальной школы п. Владимирово, пер. Школьный, 8а) (ремонт помещений и учебных кабинетов первого и второго этажа, спортивного зала);
МБОУ "Южная СОШ" (ремонт внутренних помещений и учебных кабинетов, столовой).
МБОУ "Средняя школа г. Багратионовска" вошла в перечень общеобразовательных организаций, подлежащих капитальному ремонту регионального проекта "Модернизация школьных систем образования в Калининградской области", направленного на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Образование".
Начало капитального ремонта зданий МБОУ "Средняя школа г. Багратионовска" запланировано на 01.01.2024 года.
Проектно-сметная документация и положительное заключение государственной экспертизы имеется от 09.06.2023 г.
Сводной сметной документацией не предусмотрены работы по благоустройству территорий обоих зданий, подлежащих капитальному ремонту, поэтому работу по разработке сметной документации на благоустройство территории двух зданий школы, где запланирован капитальный ремонт в 2024 году, провел МКУ "ОКС" администрации. На благоустройство территорий запланировано 10 850,0 тыс. руб.
Обширная программа включает не только капремонт и обновление школьной инфраструктуры, но и подготовку, и повышение квалификации учителей. Итогом станет создание комфортной, безопасной и современной образовательной среды, которая вдохновляет, мотивирует детей учиться, творить и развивать таланты.
В образовательных учреждениях муниципалитета имеются предписания контрольно-надзорных органов (Роспотребнадзора, Госпожнадзора, а также замечания по линии антитеррористической защищенности), в том числе предписания, с указанием срока устранения. В каждом учреждении имеются планы мероприятий по улучшению условий предоставления образования и устранению предписаний. Данные мероприятия включены в муниципальную программу "Развитие образования" на 2019-2024 гг., в том числе, частично на 2022 год, но большая часть на 2023-2024 гг. (что связано с ограниченным материальным ресурсом муниципального бюджета).
Кроме этого, существует и острая потребность в проведении работ, требующих больших финансовых вложений (капитальные ремонты кровель, фасадов, отмосток, пищеблоков, спортивных залов и учебных кабинетов и т.д.). Выполнить такие мероприятия только за счет средств муниципального бюджета не представляется возможным.
Во всех образовательных организациях муниципалитета, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. N 1006 "Об утверждении требований и антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", проведено категорирование объектов и имеются Паспорта безопасности. На сегодняшний день большая часть недостатков антитеррористической защищенности объектов (территорий) исполнена в 2021 году и предшествующих 2019, 2020 гг. Однако, в целях повышения уровня обеспечения антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций, в рамках исполнения п. 3.5. утвержденного решения АТК в КО от 22.09.2021 г. необходимо выполнить ряд дополнительных мер, направленных на укрепление инженерно-технической укрупненности и совершенствование имеющейся материальной базы, таких, как установка системы голосового (речевого) оповещения через громкоговорители и укрепление на первом этаже витражного остекления дверей архитектурной защитной пленкой (бронепленкой). В 2022 году голосовое (речевое) оповещение установлено в 5 общеобразовательных школах и 1 дошкольном учреждении. Работы выполнены за счёт средств областного и муниципального бюджетов. В 2023 году голосовое (речевое) оповещение установлено в 1 учреждении дополнительного образования, 1 дошкольном учреждении и 1 учреждении начальная школа - детский сад. Работы выполнены за счёт средств областного и муниципального бюджетов. На сегодняшний день необходим монтаж системы голосового (речевого) оповещения в 4 образовательных организациях муниципалитета (10 объектов): МБОУ "СОШ п. Нивенское" (3 объекта), МБДОУ "Пограничный детский сад" (3 объекта), МБДОУ д/с пос. Долгоруково (2 объекта), МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" (2 объекта).
Для приведения зданий в нормативное состояние в соответствии с требованиями пожарного надзора 8 образовательным учреждениям необходим вынос 7 котельных:
МБОУ "СОШ п. Нивенское" (здание п. Нивенское, ул. Калининградская, д. 4);
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" (здания в п. Ново-Московское и п. Пятидорожное, ул. Ильичёвская);
МБДОУ "Пограничный детский сад" (здание п. Совхозное);
МБДОУ "Нивенский д/с" (здание п. Нивенское);
МБДОУ д/с пос. Долгоруково (здание п. Долгоруково);
МАУ Центр ППСП Багратионовского муниципального округа.
Развитие "безбарьерной среды" в муниципальной системе образования для получения качественного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит особой задачей.
Вопрос обустройства доступной среды в образовательных учреждениях (элементы "безбарьерной среды") решен только в 6 из 17 образовательных учреждений: двух школах - г. Багратионовска и п. Долгоруково, в трех дошкольных учреждениях МБДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "Чеховский детский сад" и МБДОУ "Д/с г. Багратионовска", и в учреждении дополнительного образования МАУ ДО "ДЮСШ г. Багратионовска".
Особенностью муниципальной системы образования является значительное количество детей на подвозе - 1484 обучающихся, что составляет 48% от общего количества обучающихся. Подвоз школьников к месту проведения занятий и в обратном направлении осуществляет МУП "Площадка - накопитель 33 км" - 23 автобуса, МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" - 3 автобуса.
Вместе с задачами, требующими значительных финансовых затрат, актуальным остается развитие воспитывающей среды образовательных учреждений, формирование социального партнерства в сфере воспитания детей, обеспечивающих их позитивную социализацию. Здесь ведущая роль принадлежит дополнительному образованию.
Обеспечение доступного качественного дополнительного образования детей
Для решения задачи по обеспечению условий для выявления и развития талантливых детей независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей, увеличению количества воспитанников и совершенствованию организационных механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования необходимо:
- распространение модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования;
- введение ставок педагогов в учреждения дополнительного образования;
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям социальных сертификатов дополнительного образования.
Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимися муниципальными учреждениями, имеющими лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования социальных сертификатов дополнительного образования управление образования администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области".
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Кроме этого в рамках национального проекта "Образование", федерального проекта "Успех каждого ребенка", регионального проекта "Доступное дополнительное образование для детей в Калининградской области" в муниципальном образовании в системе дополнительного образования на базе следующих образовательных учреждений: ДДТ Багратионовского муниципального округа, МАУ ДО ДЮСШ г. Багратионовска, МДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "Д/с г. Багратионовска", МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское" в 2021 году было создано 146 новых инфраструктурных мест, что составляет 408 ученико-мест. Создание и оснащение новых мест дополнительного образования позволит увеличить долю детей, охваченных дополнительным образованием, что влечёт за собой увеличение муниципального задания в учреждениях дополнительного образования и изменение штатного расписания организаций.
В 2022 году на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" были реализованы мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Новые места были созданы в следующих общеобразовательных организациях:
N п/п |
Муниципальное образование |
Наименование организации |
Кол-во ученико-мест |
Кол-во групп |
Кол-во инфраструктурных мест |
Направленность |
1 |
Багратионовский муниципальный округ Калининградской области |
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
2 |
МБОУ "СОШ п. Нивенское" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
3 |
МБОУ "Южная СОШ" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
4 |
МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
5 |
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
6 |
МБОУ "СОШ п. Тишино" |
10 |
1 |
10 |
техническая |
Общий объём финансирования для реализации мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей составил в 2022 году: 2 061 287,20 (два миллиона шестьдесят одна тысяча двести восемьдесят семь рублей, 20 копеек), в том числе: объём софинансирования из средств местного бюджета 20 612,80 (двадцать тысяч шестьсот двенадцать рублей, 80 копеек).
В 2023 году на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" выполнены мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Новые места созданы в следующих общеобразовательных организациях:
N п/п |
Муниципальное образование |
Наименование организации |
Кол-во ученико-мест |
Кол-во групп |
Кол-во инфраструктурных мест |
Направленность |
1 |
Багратионовский муниципальный округ Калининградской области |
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" |
30 |
3 |
10 |
художественная |
2 |
МБОУ "СОШ п. Нивенское" |
30 |
3 |
10 |
туристско-краеведческая |
|
3 |
МБОУ "Южная СОШ" |
30 |
3 |
10 |
социально-гуманитарная |
|
4 |
МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина" |
30 |
3 |
10 |
туристско-краеведческая |
|
5 |
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" |
30 |
3 |
10 |
социально-гуманитарная |
|
6 |
МБОУ "СОШ п. Тишино" |
30 |
3 |
10 |
художественная |
В 2024 году на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" будут реализованы мероприятия по созданию 240 новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Новые места будут созданы в следующих общеобразовательных организациях:
Наименование организации |
Количество ученико-мест |
Количество групп |
Количество инфраструктурных мест |
Направленность |
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" |
30 |
2 |
15 |
художественная |
МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина" |
30 |
2 |
15 |
художественная |
МБОУ "СОШ п. Корнево" |
30 |
2 |
15 |
художественная |
МБОУ "СОШ п. Нивенское" |
30 |
2 |
15 |
художественная |
МБОУ "СОШ п. Нивенское" |
30 |
2 |
15 |
физкультурно-спортивная |
МБОУ "СОШ п. Тишино" |
30 |
2 |
15 |
физкультурно-спортивная |
МБОУ "Южная СОШ" |
30 |
2 |
15 |
туристско-краеведческая |
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" |
30 |
2 |
15 |
туристско-краеведческая |
Повышение квалификации работников системы образования, совершенствование механизмов привлечения в сферу образования и закрепления в ней молодых специалистов.
Кадровое обеспечение - ключевая задача для улучшения качества системы образования. Данный вопрос остаётся одним из самых актуальных на современном этапе. В системе образования трудится более 600 человек, в том числе педагогические кадры: на уровне дошкольного образования 72 педагога; школы - 197 педагогических работников общего образования, в системе дополнительного образования - 71 педагог дополнительного образования.
Из 72 педагогических работников дошкольного образования высшее образование имеют - 40% педагогов; среднее профессиональное - 60%. Из общего числа педагогов высшую квалификационную категорию имеют 43% педагогов, первую квалификационную категорию - 39% педагогов.
Из 197 педагогических работников общеобразовательных организаций высшее образование имеют 159 работников, что составляет 81%, среднее профессиональное 36 работников (18%), 127 педагогов общеобразовательных организаций имеют высшую и первую квалификационные категории, что составляет 64,5%. Из 71-го педагогического работника, реализующего программы дополнительного образования высшую и первую квалификационную категории, имеют только 19 педагогов (27%). Таким образом, только 27% педагогических работников имеют квалификационные категории. Анализ данной статистики показывает необходимость дальнейшего повышения квалификации и уровня образования педагогических работников.
Несмотря на то, что школы обеспечивают выполнение всего учебного плана, достигается это большой нагрузкой педагогов. В ряде образовательных организаций существует острая потребность в педагогических кадрах. Серьезная кадровая проблема в МБОУ "Средняя школа города Багратионовска", "МБОУ СОШ п. Корнево" и МБОУ "СОШ п. Тишино".
Негативное влияние на развитие муниципальной системы образования оказывает возрастной дисбаланс: численность учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций составляет 17%.
Кадровую проблему в системе образования муниципалитета возможно решить через реализацию комплекса мер по привлечению молодых специалистов в школы муниципального округа, активная социальная поддержка педагогов, в том числе:
- реализация Плана мероприятий ("Дорожная карта") по привлечению молодых педагогов на 2022-2024 годы;
- участие в федеральной программе "Земский учитель";
- заключение договоров о целевом обучении;
- участие в конкурсе на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата;
- предоставление служебного жилья;
- развитие института наставничества;
- совершенствование системы повышения квалификации работников;
- мотивация профессионального роста через конкурсное движение, совершенствование систем оплаты труда;
- адресная поддержка педагогов, подтвердивших высокую профессиональную квалификацию, имеющих значительные успехи в конкурсном движении.
Выбор программно-целевого метода для решения комплекса проблем в системе образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" обусловлен следующими условиями:
- проблемы имеют крупномасштабный характер, затрагивают каждого жителя муниципалитета;
- проблемы не могут быть устранены в краткосрочной перспективе;
- решение проблем невозможно без широкого участия и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
- для устранения проблем требуется обеспечить концентрацию финансовых и иных видов ресурсов и предусмотреть механизмы их эффективного использования.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач, стоящих перед системой образования в 2019-2024 годах.
Мероприятия Программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их реализации, а также определены исходя из приоритетов социально-экономического развития с учётом ресурсных возможностей на муниципальном уровне.
Таким образом, в данной Программе определен комплекс мер по созданию условий на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" для дальнейшего улучшения качества образования и воспитания детей. Результатом реализации муниципальной Программы должно явиться предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования, дополнительного образования и воспитания детей в соответствии с современными требованиями общества и потребностями каждого гражданина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.