Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 24 апреля 2024 года ГС N 132-VII
Рекомендации парламентских слушаний
на тему "О проблемах рыболовства, рыбного хозяйства и сохранения водных биологических ресурсов"
г. Якутск |
27 марта 2024 года |
Заслушав и обсудив доклады руководителя Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Н. Д. Кучерова, заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Э. В. Пихтина, содоклады заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) П. Р. Николаева, руководителя Якутского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" Л. Н. Карповой, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств и ведомств, общественных объединений, глав муниципальных образований Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы рыболовства, рыбного хозяйства и сохранения водных биологических ресурсов, являются Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральный закон от 25 декабря 2018 года N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Водными объектами рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия) являются 9 тысяч рек общей протяженностью 28,1 тысяч километров, 145,5 тысяч озер площадью 43,5 тысяч квадратных километров и Вилюйское водохранилище площадью 2 170 квадратных километров. Наибольшее значение в рыбохозяйственном отношении имеют реки Лена, Колыма, Индигирка, Яна, Оленек, Анабар и их крупные притоки.
Ихтиофауна Якутии представлена более 100 видами рыб. Наиболее ценными промысловыми видами рыб являются сибирский осетр, арктический омуль, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг, ряпушка и другие виды.
В Якутии рыболовство представлено следующими видами: промышленное рыболовство, рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в целях товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и любительское рыболовство.
Федеральным агентством по рыболовству на 2024 год установлен рекомендованный объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Республике Саха (Якутия) в размере 10 334,57 тонны, в том числе общий допустимый улов ряпушки, чира, сига, осетра - 3 354 тонны, омуля - 1 267 тонн, кеты - 4 тонны, горбуши - 3 тонны, малоценных видов рыб - 5 708,5 тонны.
По состоянию на 1 февраля 2024 года перечень рыболовных участков Республики Саха (Якутия) сформирован из 1 045 рыболовных участков, из них 957 участков для осуществления промышленного рыболовства, 68 участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и 29 участков для организации любительского рыболовства.
В настоящее время рыболовство в республике осуществляется только в пресных водоемах, так как в связи со сложной ледовой обстановкой морской рыболовный промысел не ведется. Основной объем водных биологических ресурсов добывается в реках Лена, Индигирка, Колыма, Яна и озерах. Ежегодный объем вылова рыбы составляет 5 тысяч 623 тонны, что составляет 0,1 процента от общего объема вылова рыбы в Российской Федерации (5 миллионов 300 тысяч тонн). Более 89 процентов промыслового улова в Якутии осуществляется в арктических улусах. Основную часть этого улова составляют сиговые виды рыб (75 процентов).
Наибольший объем вылова рыбы приходится на Булунский (24,3 процента от общереспубликанского объема), Усть-Янский (23 процента), Аллаиховский (13,6 процента), Нижнеколымский (12 процентов) улусы (районы).
В Республике Саха (Якутия) промышленным рыболовством занимаются около 150 организаций и индивидуальных предпринимателей. Более 56 процентов от всей добытой рыбы вылавливают 27 организаций, составляющих основу рыбной промышленности, 44 процента - организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие соответствующей материально-технической базы. Среднесписочная численность работников в отрасли составляет 335 человек.
Промышленный вылов рыбы носит сезонный характер и подразделяется на летнюю путину (45 процентов от общего объема вылова рыбы) и зимнюю путину (55 процентов от общего объема вылова рыбы). Динамика вылова рыбы и объемов квотирования за последние шесть лет показывает, что вне зависимости от размера выделяемой квоты ее фактическое освоение составляет в среднем 70 процентов.
Рыбоперерабатывающая отрасль в настоящее время отделена от рыбозаготовки в связи с отсутствием единой концепции развития рыбохозяйственного комплекса республики, нехваткой квалифицированных кадров, а также удаленностью от рынков сбыта. Не развито кредитование отрасли, наблюдается низкий уровень капитализации и технической модернизации. Действующая система государственной поддержки развития рыбохозяйственного комплекса в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" ориентирована в большей степени на промышленный вылов рыбы рыболовецкими хозяйствами в целях реализации продукции.
Экстремальные природно-климатические условия, труднодоступность рыболовных участков, высокая себестоимость производства рыбной продукции обусловливают необходимость государственной поддержки рыболовства.
Механизм государственной поддержки заключается в субсидировании части затрат по промышленному вылову рыбы и модернизации рыбохозяйственной отрасли. Заготовительным организациям направляется государственная поддержка в виде субсидирования в размере, установленном исходя из планового объема сдачи рыбы по ставке от 20 до 30 рублей за 1 килограмм в зависимости от вида рыбы. По итогам 2023 года заготовлено 1 358 тонн рыбы.
За период с 2019 по 2023 год в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на развитие рыбохозяйственного комплекса было предусмотрено 347 миллионов рублей. В 2024 году предусмотрено 75 миллионов рублей, что не позволяет проводить мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли в полном объеме.
В 2023 году произведено 5 763 тонны рыбной продукции. В настоящее время выпуском готовой рыбной продукции занимаются 8 организаций, экспорт рыбной продукции не осуществляется.
Рыболовство является одним из основных занятий и главным источником дохода для жителей северных, в том числе арктических, районов республики.
Объем ежегодного распределения выделяемых лимитов для осуществления традиционного рыболовства вырос по сравнению с предыдущими годами в связи с утверждением Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2018 году административного регламента по предоставлению водных биологических ресурсов в пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера и их общинам. Например, в 2018 году лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера и их общинам, было распределено 5,6 тонны водных биологических ресурсов, в 2019 году - 131,27 тонны, а в 2023 году - 379,3 тонны.
25 декабря 2018 года принят Федеральный закон N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому любительское рыболовство разрешается осуществлять на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. При этом необходимо придерживаться суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов, установленной правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, которые утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2020 года N 347.
Правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна определены 179 речных и 365 озерных общедоступных участков для осуществления любительского рыболовства, позволяющих населению свободно и бесплатно производить добычу (вылов) рыб сетными орудиями.
На организацию любительского рыболовства ежегодно устанавливается квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В 2023 году была установлена квота на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в объеме 225,45 тонны. В последующие годы ожидается увеличение распределяемых объемов в связи с созданием новых рыболовных участков для организации любительского рыболовства.
Любительским рыболовством занимаются 7 организаций на 22 закрепленных участках, основная деятельность которых направлена на реализацию населению путевок на сибирского осетра, а также реализацию путевок на добычу (вылов) других видов водных биологических ресурсов сетными орудиями.
Основная проблема при осуществлении гражданами любительского рыболовства - ограничение добычи (вылова) водных биологических ресурсов в виде суточной нормы, установленной правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна.
Якутским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее - Якутский филиал ФГБНУ "ВНИРО") проведены научные исследования по оценке суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении любительского рыболовства. Результаты данных исследований позволяют сделать вывод о необходимости увеличения суточной нормы добычи (вылова) по видам водных биологических ресурсов и внесении соответствующих изменений в правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна.
При развитии добывающей промышленности, строительстве промышленных объектов, наносящих вред экологии, проведение компенсационных мероприятий по возмещению вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, приобретает особое значение.
В настоящее время в республике воспроизводством рыбных запасов занимаются государственное унитарное предприятие "Чернышевский рыбоводный завод" (далее - ГУП "Чернышевский рыбоводный завод") и Якутский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Главрыбвод".
За последние 10 лет производственная мощность ГУП "Чернышевский рыбоводный завод" по закладке икры на инкубацию составляет максимум 40-60 миллионов штук икринок сиговых рыб. Предприятие ежегодно выпускает 35-40 миллионов штук личинок сиговых рыб.
Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) может стать альтернативой промышленному рыболовству и снизить нагрузку с промысловых рек Якутии. Однако в настоящее время данная отрасль находится на начальной стадии развития.
Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ведутся работы по определению перечня перспективных водоемов для товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), определены границы 68 рыбоводных участков. По состоянию на 1 февраля 2024 года в Республике Саха (Якутия) сформировано 32 рыбоводных участка, из них 28 участков находятся в пользовании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На 2023 - 2024 годы в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средства на поддержку развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) не предусмотрены.
Научное сопровождение рыболовства и государственный мониторинг водных биологических ресурсов в Якутии осуществляет Якутский филиал ФГБНУ "ВНИРО" по государственному заданию за счет федерального финансирования. Кроме того, ежегодно по заказу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) проводятся научные работы по наиболее актуальным вопросам, требующим внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере рыболовства.
Расширение ресурсной базы рыбохозяйственного комплекса может быть осуществлено за счет развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и вовлечения новых районов промысла. Новыми районами промысла могут стать крупные озера и озерные системы междуречий и шельфовые участки, малые реки моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
В настоящее время научно-исследовательские работы по государственному мониторингу и оценке запасов промысловых видов рыб проводятся на реках Лена, Яна, Индигирка, Колыма и озере Ниджили. На остальных реках (Анабар, Оленек, Омолой, Чондон, Сыалах, Хрома, Алазея), Вилюйском водохранилище и других озерах Якутии научные работы проводятся не ежегодно и только на договорной основе, что не дает возможности для увеличения объемов добычи (вылова) рыб.
Кроме этих рек в республике есть реки, имеющие самостоятельный выход в море, на которых в советское время осуществлялось рыболовство (Чукочья, Коньковая, Большая и Малая Куропаточья, Максунуоха). Однако в настоящее время из-за отсутствия финансирования на этих реках не проводятся научные исследования по определению общих допустимых уловов и рекомендованного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Республика Саха (Якутия) существенно уступает другим субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, по уровню добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
К основным проблемам рыболовства, рыбного хозяйства и охраны водных биологических ресурсов в Республике Саха (Якутия) относятся:
1) недостаточный учет в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы рыболовства, природно-климатических особенностей Республики Саха (Якутия), а также условий организации рыболовства в Республике Саха (Якутия);
2) неполное освоение выделяемых квот (объемов) водных биологических ресурсов;
3) недостаточное материально-техническое оснащение рыбохозяйственного комплекса;
4) несовершенство логистической схемы перевозки рыбы;
5) недостаточное оснащение рыбоперерабатывающих предприятий современным технологическим оборудованием;
6) недостаточная обеспеченность рыбохозяйственной отрасли квалифицированными кадрами;
7) недостаточное научное обеспечение рыбохозяйственной отрасли республики;
8) отсутствие гарантированных рынков сбыта в республике и за ее пределами;
9) недостаточная государственная поддержка рыбной промышленности, рыбоперерабатывающего комплекса, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), воспроизводства водных биологических ресурсов.
Необходимы работы по совершенствованию федеральных нормативных правовых актов с учетом природно-климатических условий Якутии, расширению географии промысла, открытию промышленного рыболовства на новых рыбопромысловых участках, технической модернизации рыболовецких хозяйств и рыбоперерабатывающих организаций, увеличению выпуска готовой рыбной продукции, обеспечению ее доступности и развитию товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
С учетом вышеизложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Республики Саха (Якутия):
1) разработать и утвердить концепцию развития рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2030 года;
2) провести анализ формирования цен на рыбную продукцию, разработать комплекс мер, направленных на обеспечение населения качественной рыбной продукцией, и представить в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) соответствующую информацию;
3) провести анализ эффективности мер государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса и принять меры по совершенствованию механизма и порядка предоставления государственной поддержки рыболовецким хозяйствам;
4) ускорить строительство рыбоводного завода в среднем течении реки Лены и осетрового корпуса государственного унитарного предприятия "Чернышевский рыбоводный завод";
5) рассмотреть на рыбохозяйственном совете при Правительстве Республики Саха (Якутия):
предложения о внесении изменений в правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна в части изменения суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов для любительского рыболовства, параметров разрешенных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении любительского рыболовства (увеличение параметров невода от 100 м до 150 м), открытия промысла на отдельных малых реках;
вопрос о снижении промысловой нагрузки на сиговые виды рыб для исключения подрыва их запасов;
6) проработать с Правительством Российской Федерации вопрос об уменьшении таксы для исчисления размера ущерба на сибирского осетра ленской популяции;
7) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на научные исследования водных биологических ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);
8) рассмотреть возможность предоставления дополнительных мер государственной поддержки, направленных на увеличение производства объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
9) увеличить финансирование мероприятий, направленных на поддержку и развитие рыбохозяйственного комплекса государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года N 447;
10) при разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) предусмотреть средства на предоставление субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку промысловой продукции, на возмещение части затрат на перевозку рыбы автомобильным транспортом в размере 50 рублей на 1 килограмм рыбы;
11) внести изменение в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2023 года N 169 "Об утверждении порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на организацию искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов Республики Саха (Якутия)" в части увеличения ставок на выпуск в водные объекты личинок (молоди) водных биологических ресурсов.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия):
1) совместно с Министерством экономики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос об увеличении ставки субсидии за 1 килограмм рыбы, поставленной организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку рыбы;
2) способствовать созданию логистического центра по перевозке и производству рыбной продукции с оптимальными условиями ее хранения;
3) разработать государственный механизм поддержки рыбодобывающих хозяйствующих субъектов для организации промысла на частиковые виды рыб.
3. Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия):
1) изучить и применить опыт Ханты-Мансийского автономного округа по возмещению вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, посредством искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
2) провести работу по заключению соглашений с крупными компаниями-недропользователями о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, посредством искусственного воспроизводства муксуна, нельмы, омуля в водных объектах, на которых они осуществляют хозяйственную деятельность;
3) на основании результатов научных исследований по оценке суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении любительского рыболовства, проводимых Якутским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", продолжить работу по увеличению суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов для любительского рыболовства;
4) провести работу по расширению перечня рыборазводных мероприятий на водных объектах бассейна реки Лены;
5) информировать население о правилах рыболовства и требованиях отраслевого законодательства при осуществлении любительского рыболовства.
4. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия):
1) организовать подготовку кадров по направлению "Ихтиология и рыбоводство" в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Арктический государственный агротехнологический университет";
2) совместно с Якутским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" включить в перечень научно-исследовательских работ в 2025 году работы по определению состояния водных биологических ресурсов малых рек, Вилюйского водохранилища, озер, оценке запасов промысловых видов рыб в реках Омолой, Чондон, Сыалах, Хрома, Алазея.
5. Министерству по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Республики Саха (Якутия) рассмотреть формирование тарифов акционерного общества "Якутопторг" на вывоз рыбы летней путины 2024 года.
6. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос о предоставлении Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Республики Саха (Якутия) в аренду, пользование или оперативное управление земельного участка с производственными зданиями в пределах территории городского округа "город Якутск" для создания торгово-логистического центра.
7. Восточно-Сибирскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству:
1) на основании результатов контрольно-надзорной деятельности и принятых в отношении выявленных нарушений мер внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложения по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
2) с привлечением профильных ведомств и научных учреждений рассмотреть вопрос о механизме возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, путем восполнения их запасов.
8. Якутскому филиалу федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии":
1) рассмотреть вопрос о проведении научно-исследовательских работ в Республике Саха (Якутия) по изучению малых рек, имеющих самостоятельный выход в море, для расширения географии промысла и вовлечения новых водных объектов для добычи (вылова) водных биологических ресурсов - крупные озера и озерные системы междуречий и шельфовые участки моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря;
2) изучить методы определения рыбных запасов с использованием современного гидроакустического оборудования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 г. ГС N 132-VII "О рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.