Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
городского округа Долгопрудный
от 28.05.2024 N 277-ПА
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при опасностях, возникающих в условиях военных конфликтов, угрозе их возникновения или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов и их обеспечении на территории городского округа Долгопрудный Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при опасностях, возникающих при военных конфликтах, угрозе их возникновения или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов и их обеспечении на территории городского округа Долгопрудный Московской области (далее - Положение) определяет основные задачи, порядок планирования, организацию и проведение эвакуационных мероприятий на территории городского округа Долгопрудный Московской области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время (далее - ЧС).
1.2. Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при возникновении ЧС и при опасности, возникающих в условиях военных конфликтов.
1.3. Эвакуационные мероприятия - согласованные по целям, задачам, месту и времени действия органов и организаций по организации работы эвакуационных органов, перевозке населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов и их размещению в безопасных районах, а также по подготовке и проведению реэвакуации.
1.3.1. Эвакуационные органы (далее - эвакоорганы) - органы управления, создаваемые для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий.
1.3.2. Общее руководство организацией планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, а также подготовкой в безопасных районах мест размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных, культурных ценностей и архивных документов в органах и организациях возлагается на их руководителей.
1.3.3. Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещения в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.
1.3.4. Руководители эвакуационных органов несут персональную ответственность за организацию работы эвакуационных органов и реализацию возложенных на них задач и функций.
1.3.5. Безопасный район (место) - территория, расположенная в пределах административных границ муниципального образования, вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для размещения и жизнеобеспечения временно отселяемых жителей, эвакуируемого или рассредоточиваемого населения, а также для размещения (хранения) материальных, культурных ценностей и архивных документов.
1.3.6. Жизнеобеспечение населения - комплекс экономических, организационных, инженерно - технических и социальных мероприятий.
1.4. Основные элементы жизнеобеспечения эвакуируемого населения:
1) обеспечение жильем;
2) обеспечение продуктами питания, водой, товарами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами;
3) охрана общественного порядка;
4) противопожарное жизнеобеспечение;
5) медицинское обеспечение;
6) инженерное обеспечение;
7) материально-техническое обеспечение.
1.5. Эвакуация населения организуется, планируется и осуществляется по производственно - территориальному принципу.
1.6. Эвакуация проводится в два этапа.
1-й этап: эвакуация населения из зон ЧС на общественные площади - пункты временного размещения (далее - ПВР), расположенные вне этих зон.
Под ПВР используются учебные заведения, кинотеатры, дома культуры, общеобразовательные и учебные заведения, клубы и другие соответствующие помещения.
2-й этап: при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения в места постоянного проживания проводится перемещение населения с ПВР на площади - в пункты длительного проживания (далее - ПДП), где возможно длительное проживание и всестороннее обеспечение эвакуируемого населения.
Под ПДП используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения, а также не исключается возможность подселения на жилую площадь.
Исходя из возможной обстановки на территории городского округа Долгопрудный Московской области места размещения и расселения населения, в случае его перемещения, подбираются заблаговременно.
Транспортное обеспечение эвакуации населения - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
1.7. Вероятные источники возникновения ЧС, угрожающие здоровью и жизни людей, осложняющие производственную деятельность на территории городского округа Долгопрудный Московской области, могут быть:
1) террористические акты;
2) аварии на гидротехнических узлах крупных водохранилищ;
3) лесные, торфяные и прочие пожары;
4) аварии на транспорте при перевозке радиационных и химически опасных веществ (хлор, аммиак);
5) взрыво- и пожароопасные объекты;
6) критически важные для жизнеобеспечения населения объекты жилищно-коммунального хозяйства (котельные, водозабор, КНС);
7) угроза возникновения военных конфликтов.
1.8. В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
1.9. При получении достоверных данных о вероятности возникновения ЧС, указанных в пункте 1.7 настоящего Положения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС и при опасностях, возникающих при военных конфликтах или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.
1.10. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
1.11. Решение на проведение эвакуации населения в зависимости от масштаба ЧС принимается Губернатором Московской области, главой городского округа Долгопрудный Московской области, руководителями организаций, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
1.12. Эвакуированное население размещается в безопасных районах (местах) до особого распоряжения в зависимости от обстановки.
2. Основы планирования и организации эвакуационных мероприятий
2.1. Для организации, планирования и проведения эвакуационных мероприятий в ЧС на территории городского округа Долгопрудный Московской области создаются эвакуационные органы:
1) эвакуационная комиссия городского округа Долгопрудный Московской области (далее - эвакуационная комиссия);
2) эвакуационные комиссии организаций и учреждений, подведомственных администрации городского округа Долгопрудный, обеспечивающих обслуживание территории городского округа Долгопрудный Московской области;
3) объектовые эвакуационные комиссии предприятий, организаций и учреждений;
4) пункты временного размещения (далее - ПВР);
5) пункты длительного проживания (далее - ПДП);
6) пункты временного хранения материальных и культурных ценностей.
Проведение эвакуации возлагается на эвакуационную комиссию, эвакуационные комиссии организаций и учреждений, подведомственных администрации городского округа Долгопрудный, объектовые эвакуационные комиссии организаций и учреждений.
2.2. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
1) планирование, подготовка, организация проведения и всестороннего обеспечения эвакуации;
2) координация деятельности эвакуационных органов, создаваемых на соответствующих уровнях;
3) обеспечение согласованности действий органов управления, сил и средств, обеспечивающих проведение эвакуационных мероприятий.
2.3. Задачами эвакуационных комиссий являются:
1) учет эвакуируемого населения;
2) контроль за развертыванием ПВР, ПДП;
3) управление эвакуацией населения;
4) обеспечение транспортом.
Для этого необходимо иметь учет:
1) общественных площадей, используемых под ПВР на территории городского округа Долгопрудный Московской области;
2) площадей, где возможно длительное проживание и жизнеобеспечение населения.
2.4. Документы, разрабатываемые эвакуационными комиссиями:
1) план эвакуации в случае возникновения ЧС;
2) пояснительная записка к плану эвакуации.
В плане эвакуации отображаются:
1) возможные опасные зоны;
2) маршруты эвакуации из них;
3) места размещения ПВР, ПДП;
4) объекты экономики;
5) дошкольные и общеобразовательные учреждения;
6) жилой сектор в опасной зоне;
7) медицинские учреждения;
8) места посадки на автомобильный транспорт.
В пояснительной записке к плану иметь:
1) перечень ПВР, ПДП;
2) численность населения возможных зон ЧС;
3) расчет автотранспорта, выделяемого для эвакуации из зон ЧС.
2.5. В зависимости от обстановки различают два режима функционирования эвакоорганов:
2.5.1. Режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемии, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий.
2.5.2. Чрезвычайный режим - функционирование при возникновении и ликвидации ЧС, при опасностях, возникающих при военных конфликтах или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов.
2.6. Решение о введении чрезвычайного режима на территории городского округа Долгопрудный Московской области принимается главой городского округа Долгопрудный Московской области.
2.7. Основными мероприятиями в различных режимах, являются:
2.7.1. В режиме повседневной деятельности:
1) разработка документов, плана проведения эвакуационных мероприятий;
2) учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении ЧС;
3) определение маршрутов эвакуации;
4) планирование и решение вопросов всестороннего жизнеобеспечения населения при возникновении ЧС, при опасностях, возникающих при военных конфликтах, угрозах возникновения военных конфликтов или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов;
5) учет, планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения для эвакуации населения при возникновении ЧС в мирное время;
6) подготовка эвакуационных комиссий всех степеней.
2.7.2. В чрезвычайном режиме:
1) организация контроля за работой администрации ПВР, ПДП, спасательных служб ГО, обеспечивающих эвакуацию населения, согласно планам проведения эвакуационных мероприятий;
2) организация информации населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
3) организация взаимодействия с администрацией городского округа Долгопрудный и транспортными организациями;
4) контроль за ходом и проведением отселения и эвакуации в случае возникновения ЧС;
5) поддержание устойчивой связи с ПВР, ПДП, транспортными службами;
6) организация работ по жизнеобеспечению населения оставшегося без крова.
3. Организация проведения эвакуационных мероприятий
3.1. При получении информации о возникновении (угрозе возникновения) ЧС, при опасностях, возникающих при военных конфликтах или в обстановке, сложившейся вследствие этих конфликтов организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода из зоны населения.
Подготовительные мероприятия:
1) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администрации ПВР, ПДП и уточнение порядка их работы;
2) уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
3) распределение транспортных средств;
4) подготовка маршрутов эвакуации; установка дорожных знаков и указателей;
5) подготовка к развертыванию ПВР, ПДП;
6) проверка готовности систем оповещения и связи;
7) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
1) оповещение председателей эвакуационных комиссий, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
2) развертывание и приведение в готовность эвакуационных комиссий, ПВР, ПДП;
3) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы (места) населения, подлежащего эвакуации (отселению);
4) подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;
5) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах (местах), заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
3.2. В случае аварии на транспорте, перевозящем химически опасные вещества (хлор, аммиак), проводится экстренный вывод (вывоз) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно-химического опасного вещества (АХОВ).
Население, проживающее в непосредственной близости от места аварии транспорта, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных, служебных зданиях, а также сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ).
Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке.
При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.
Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе затопления (наводнения) или в случае повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
4.1. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально - техническому, связи и оповещения, разведки.
Проведение эвакуации населения требует наличие парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакомероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании в соответствии с законодательством Российской Федерации), максимального использования транспортных коммуникаций.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его возможного использования:
1) доставка населения от мест жительства к пунктам временного размещения, пунктам длительного проживания;
2) доставка населения от мест жительства до мест размещения;
3) вывоз эвакуируемого населения в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозов и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования, а именно: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта и транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.
Руководство транспортным обеспечением возлагается на Отдел транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации городского округа Долгопрудный и МАП 9 - филиал ГУП МО "Мострансавто" (по согласованию).
4.2. Медицинское обеспечение эвакуации включает проведение организациями и учреждениями здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
4.2.1. При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
развертывание медицинских пунктов на ПВР, ПДП, пунктах посадки, пунктах высадки, организации на них дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;
организация обслуживания нетранспортабельных больных;
контроль за санитарным состоянием мест временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;
непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемиологических мероприятий;
снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
4.2.2. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально - производственному принципу.
Руководство медицинским обеспечением эвакуируемого населения возлагается на медицинскую спасательную службу гражданской обороны городского округа Долгопрудный Московской области.
За своевременность развертывания медицинских пунктов на ПВР, ПДП, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения непосредственную ответственность несет руководитель медицинской спасательной службы гражданской обороны городского округа Долгопрудный Московской области и руководители лечебно-профилактических учреждений, входящих в состав медицинской спасательной службы гражданской обороны, в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.
4.3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при эвакуации осуществляется силами подразделений Отдела полиции по го Долгопрудный МУ МВД России "Мытищинское" и включает следующие мероприятия:
1) осуществление нарядами полиции пропускного режима (блокирование автодорог и пешеходных путей), предусматривающего пресечения проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;
2) проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакуационных перевозок;
3) оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС;
4) охрана порядка и обеспечение безопасности на объектах эвакуации (ПВР, ПДП, пунктах посадки и высадки), маршрутах эвакуации, предупреждение паники и дезинформационных слухов;
5) охрана объектов в установленном порядке на этот период;
6) ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС);
7) регулирование дорожного движения на внутригородских маршрутах эвакуации;
8) сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;
9) обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в зоны ЧС;
10) борьба с преступностью в городском округе, на маршрутах эвакуации и в местах размещения.
4.4. Инженерное обеспечение создает необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства объектов инженерной инфраструктурой в местах сбора эвакуируемого населения и в местах его размещения.
Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.
Инженерное оборудование городского округа и размещение эвакуируемого населения включает:
1) оборудование общественных зданий, сооружений и устройств временных сооружений для размещения эвакуируемых;
2) оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
3) оборудование пунктов водоснабжения.
Инженерное обеспечение осуществляется силами организаций, на базе которых создаются ПВР и ПДР.
4.5. Материально-техническое обеспечение заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечение необходимым имуществом.
Организация материально-технического обеспечения эвакуации населения возлагается на службы гражданской обороны городского округа Долгопрудный Московской области и организации, обеспечивающие проведение эвакуационных мероприятий.
4.6 Обеспечение связи заключается в оснащении эвакуационных органов средствами связи, в организации предоставления бесперебойной связи на всех этапах проведения эвакуации.
Информирование населения заключается в доведении информации о сложившейся и прогнозируемой обстановке с использованием средств массовой информации городского округа Долгопрудный Московской области (радио, телевидение, интернет, печатные издания и др.), официального сайта администрации городского округа Долгопрудный, путем распространения печатных, фото- и видеоматериалов.
Обеспечение связи, оповещение и информирование населения о сложившейся и прогнозируемой обстановке возлагается на службу оповещения и связи городского округа Долгопрудный Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.